Введение
С каждым годом увеличивается количество выпускников, сдающих государственные экзамены в новом формате демонстрационного экзамена, заключающегося в решении студентом комплексной профессиональной педагогической (психолого-педагогической) задачи с реальной демонстрацией выполнения им профессиональных действий, позволяющего более объективно оценить его компетенции.
Система оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников педагогических вузов в формате профессионального (демонстрационного) экзамена в рамках государственной итоговой аттестации обозначается как одно из направлений совершенствования оценочных процедур в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1688-р, в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования (разработана на период до 2030 г.) и других нормативных документах [1, 2].
Для успешной сдачи демонстрационного экзамена от обучающегося наряду с хорошими знаниями в предметной области требуется и владение психологическими, общедидактическими методами и методами воспитания, и умение применять современные педагогические технологии, в том числе и информационные, и демонстрация знаний межпредметных связей, и умения нестандартно действовать в условиях профессиональной деятельности, решать конфликтные ситуации, убеждать, принимать решения, мотивировать и т.д.
Оценивание результатов студента на демонстрационном экзамене производится по совокупности показателей: качества разработанной технологической карты; демонстрации элемента образовательного события; ответов студента на вопросы комиссии.
В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете учебно-методическим советом разработаны следующие критерии для единства оценивания и удобства формулировки образовательных задач: предметно-методическая грамотность; психолого-педагогическая грамотность; коммуникативно-цифровая грамотность [3].
Исследования в области педагогики и методики высшего образования последних лет подчеркивают необходимость введения и активного применения новых форм аттестации (Д.И. Беркутова, О.В. Воронушкина, Е.М. Громова, Т.А. Горшкова, О.В. Козина, Е.Н. Меркулова) [4–6], соответствующих основным трудовым функциям и направленных на оценку практических навыков. Вопросы проектирования содержания демонстрационного экзамена рассматриваются в исследовании Н.Н. Плотниковой, А.С. Шубиной [7], особенности процедуры проведения представлены в работах М.П. Русиновой, Е.А. Юговой [8], Т.В. Макеевой [9]. Особый интерес для настоящего исследования представляет описание опыта внедрения демоэкзамена в образовательное пространство педагогического вуза (О.В. Воронушкина, Е.Н. Семенчина [10], А.А. Милютина [11], Л.В. Сардак, Б.Е. Стариченко [12]).
Анализируя взгляды авторов (А.М. Пирожникова, Е.И. Овчинникова, Т.С. Лысикова, С.В. Несына и др.) на вопрос реализации компетентностного подхода в процессе проведения демонстрационного экзамена, можно выделить ряд принципов [7]:
- принцип личностно-смысловой значимости, заключающийся в единстве теоретических вопросов с профессиональной деятельностью, влекущим повышение внутренней мотивации;
- принцип последовательного моделирования целостного содержания, условий и форм профессиональной деятельности в учебной деятельности студентов;
- принцип совместной деятельности, предполагающий взаимодействие обучающихся друг с другом, учителя с обучающимися, учителя с родителями или коллегами и другими представителями педагогического сообщества;
- принцип педагогически обоснованного сочетания новых и классических педагогических технологий в процессе подготовки к демоэкзамену;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, позволяющий продемонстрировать личные характеристики и педагогический стиль.
На основе проанализированных источников [13–15], а также руководствуясь собственным опытом, полученным в ходе разработки, непосредственной организации и проведения демонстрационного экзамена, были выделены его основные преимущества и недостатки (таблица).
Основные преимущества и недостатки демонстрационного экзамена как формы оценки профессиональных компетенций будущих педагогов
|
Основные преимущества |
Основные недостатки |
|
- возможность для студентов проявить сформированные у них в процессе обучения профессиональные знания и умения в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности (показать, как они научились проектировать и проводить урок или другое образовательное событие), а для преподавателей – возможность наблюдать за непосредственными действиями студента; - возможность для студентов продемонстрировать компетенции в процессе решения профессиональной задачи потенциальным работодателям, которые являются членами экспертной комиссии демоэкзамена, с целью последующего трудоустройства; - демоэкзамен позволяет студентам проанализировать собственные профессиональные дефициты и наметить пути собственного дальнейшего профессионального развития, что способствует формированию более высокой степени готовности к практической деятельности по сравнению с традиционной формой экзамена |
- данный формат аттестации не позволяет в полной мере оценить академические знания и их системность у студентов; - подготовка заданий, оценивание технологических карт урока и демонстраций образовательных событий требуют от преподавателей больших временных затрат по сравнению с традиционной формой аттестации; - проведение демонстрационного экзамена предполагает наличие аудиторий, оснащенных определенным материально-техническим оборудованием, что не всегда возможно; - сложности может вызвать работа с волонтерами, которых необходимо подготовить определенным образом, чтобы демонстрационный этап экзамена был максимально приближен к реальной атмосфере учебного процесса, но при этом не становился театральной постановкой. Следовательно, эта работа тоже требует специальных навыков и дополнительных трудозатрат
|
Примечание: составлена авторами на основе полученных данных в ходе исследования
Комплексный подход при разработке и совершенствовании форм и методов оценки сформированности компетенций и подготовленности выпускников к профессиональной деятельности предполагает необходимость учета обратной связи от самих участников образовательного процесса.
Цель исследования – выявить и проанализировать восприятие и отношение к демонстрационному экзамену как форме оценки профессиональных компетенций будущих педагогов у студентов, прошедших промежуточную и/или итоговую аттестацию в указанном формате, и определить рекомендации для оптимизации процедуры демонстрационного экзамена.
Материал и методы исследования
В процессе работы использовались следующие методы: отбор, теоретическое изучение и анализ научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме; мониторинг; анкетирование; обработка и анализ полученных данных; систематизация, обобщение и интерпретация ответов респондентов, оценка полученных результатов.
В проведенном мониторинге приняли участие 58 выпускников трех институтов ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Институт иностранных языков, Институт естественно-научного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Институт социальной и коррекционной педагогики).
Участникам мониторинга была предложена анкета, содержащая 15 вопросов. В вопросах с 1 по 12 необходимо было выбрать одно из пяти утверждений. В вопросах 13–15 необходимо было дать развернутый текстовый ответ.
Результаты исследования и их обсуждение
По итогам мониторинга были получены следующие результаты.
С утверждением о том, что «Демонстрационный экзамен является наиболее актуальным способом оценивания компетенций будущих педагогов и отвечает современным требованиям к их подготовке» (рис. 1), 44,8 % респондентов полностью согласны 24,1 % – скорее согласны, 3,4 % – скорее не согласны, и 27,6 % – частично согласны, частично не согласны. Исходя из полученных данных, можно сказать о том, что выпускники педагогического университета считают, что проведение аттестации в форме демонстрационного экзамена соответствует современным тенденциям и требованиям образования.

Рис. 1. Результаты опроса по вопросу № 1 «Демонстрационный экзамен является наиболее актуальным способом оценивания компетенций будущих педагогов и отвечает современным требованиям к их подготовке»
Анализируя ответы респондентов на вопрос № 2 «Демонстрационный экзамен является более эффективной формой оценки компетенций студентов, чем традиционный экзамен», можно отметить, что большая часть считает, что демонстрационный экзамен является более эффективной формой оценки компетенций студентов, чем традиционный экзамен (44,8 % полностью согласны, и 20,7 % скорее согласны). При этом скорее не согласны с данным утверждением 6,9 % опрошенных, имеют неопределенное мнение 27,6 %.


Рис. 2. Результаты опроса по вопросам № 3 «Демонстрационный экзамен позволяет комплексно оценить уровень готовности будущего педагога к профессиональной деятельности» (слева), № 5 «В рамках демонстрационного экзамена студент может продемонстрировать не только методическую, но и предметную подготовку» (справа)
Анализ ответов на вопросы № 3, 5 показал, что подавляющая часть респондентов считают, что демонстрационный экзамен позволяет комплексно оценить уровень готовности будущего педагога к профессиональной деятельности (51,7 % – полностью согласны с утверждением, 24,1 % – скорее согласны) и дает ему возможность продемонстрировать и методическую, и предметную подготовку (55,2 % – полностью согласны с утверждением, 31 % – скорее согласны) (рис. 2). Ответы на данные вопросы представляют особый интерес, так как на данный момент часть преподавателей специальных профессиональных дисциплин считают, что демоэкзамен позволяет оценить только уровень методической подготовленности студентов, но не дает возможности выявить предметные компетенции.
Ответы на вопрос № 4 о возможности в рамках демонстрационного экзамена объективно оценить сформированные в процессе вузовской подготовки компетенции студента показали меньший уровень согласия респондентов с утверждением (полностью согласны – 37,9 %; скорее согласны – 34,5 %; по 10,3 % респондентов скорее не согласны и частично согласны, частично не согласны; 6,9 % – полностью не согласны) (рис. 3). Таким образом, часть выпускников считают, что демонстрационный экзамен не является объективной формой оценки. Указанные результаты могут говорить о том, что необходимо более подробно объяснять студентам критерии оценки, а также больше повышать информированность о допущенных при разработке ТКУ и демонстрации образовательного события ошибках.
Разделились мнения участников анкетирования в рамках ответов на вопрос № 7, касающийся соответствия содержания демоэкзамена запросам работодателей по оценке уровня готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности: 34,5 % – полностью согласны с тем, что соответствует; 31 % – скорее согласны; 27,6 % – согласны и не согласны частично; 6,9 % – скорее не согласны) (рис. 4).

Рис. 3. Результаты опроса по вопросу № 4 «Задания, предлагаемые в рамках демонстрационного экзамена, дают возможность объективно оценить сформированные в процессе подготовки в вузе компетенции студента»
Большая часть респондентов (41,4 %) не имеют определенного мнения относительно утверждения о том, что уровень сложности демонстрационного экзамена выше, чем традиционного экзамена (вопрос № 8). При этом скорее не согласны с данным утверждением 24,1 %, а скорее согласны 17,2 %, полностью согласны 10,3 % и полностью не согласны 6,9 % участников мониторинга. Результаты указывают на то, что экзаменуемые субъективно по-разному воспринимают уровень сложности предложенных форматов экзамена, но большая часть респондентов скорее считает оба формата примерно одинаковыми по сложности.
Суммарно 89,7 % опрошенных выпускников, отвечая на вопрос № 9, положительно оценили четкость и понятность заданий и инструкций к демонстрационному экзамену (62,1 % полностью согласны; 27,6 % скорее согласны), и только 6,9 % частично согласны, частично не согласны и 3,4 % скорее не согласны.

Рис. 4. Результаты опроса по вопросу № 7 «Содержание демонстрационного экзамена соответствует запросам работодателей по оценке уровня готовности студентов к профессиональной деятельности»
Также большинство респондентов (44,8 %) полностью согласились с тем, что атмосфера демоэкзамена была комфортной и конструктивной и позволила им продемонстрировать сформированные компетенции, 31 % выпускников выбрали ответ «скорее согласен». При этом полностью не согласились с утверждением 3,4 % опрошенных, по 10,3 % скорее не согласны и частично согласны, частично не согласны (вопрос № 10).

Рис. 5. Результаты опроса по вопросу № 11 «После прохождения демонстрационного экзамена я почувствовал(а) большую уверенность в своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности»
После прохождения демонстрационного экзамена 20,7 % опрошенных выпускников педагогического университета почувствовали большую уверенность в своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности (выбрали вариант ответа «полностью согласен»), скорее согласны с утверждением 55,2 % респондентов. Частично согласны или не согласны 13,8 %. Меньшая доля респондентов (суммарно 10,3 %) указали на отсутствие повышения чувства уверенности (скорее не согласны 6,9 % и полностью не согласны 3,4 %) (вопрос № 11, рис. 5). Положительная оценка влияния демонстрационного экзамена на повышение уверенности выпускников в своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в целом указывает на то, что такая форма аттестации способствует формированию положительной мотивации к будущей трудовой деятельности.
Более половины респондентов (51,7 %), отвечая на вопрос № 12, полностью согласны с утверждением о том, что, выбирая сегодня для себя форму проведения государственной итоговой аттестации, они бы выбрали демонстрационный экзамен, также 20,7 % скорее согласны. Нейтральное мнение (частично согласен, частично не согласен) выразили 27,6 %. Таким образом, большая часть опрошенных выпускников поддерживают идею проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, это указывает на достаточно высокий уровень привлекательности этого формата ГИА. В то же время есть и сомневающиеся в том, что демоэкзамен является оптимальной формой аттестации выпускников.
Особый интерес для исследования представляют открытые вопросы, позволяющие респондентам выразить свое мнение в свободной форме.
Анализ ответов на вопрос № 13 «Что стало для Вас самым сложным в процессе подготовки к демонстрационному экзамену? Какого рода трудности возникали?» позволил выявить основные проблемы экзаменуемых:
- сложности с подбором содержания учебного занятия, которое позволило бы сделать его интересным и эффективным (пример ответа: «Выбрать действительно яркий и красочный материал»), а также трудности в подборе материалов занятия, соответствующих тематике и возрастным и психологическим особенностям обучающихся (пример ответа: «Подготовить конспект относительно заданной темы и ситуации в билете. Как по мне, было некорректным сочетание темы “Насекомые” с социально-коммуникативной сферой уребенка <…>»);
- трудности из-за ограниченного времени на подготовку к экзамену, что привело к необходимости поспешного выполнения заданий и, соответственно, могло сказаться на их качестве (примеры ответов: «Мало времени на подготовку к экзамену»; «Подготовка пособий была впопыхах, заказать из интернет-магазина не вариант, не успеет прийти, ездить по магазинам искать пособие – долго и может не быть подходящего, пришлось делать самостоятельно из подручных материалов»);
- трудности, связанные с необходимостью продемонстрировать полноценный образовательный фрагмент за ограниченный промежуток времени в 15–20 мин (пример ответов: «Организовать полноценную учебную деятельность за 15 мин»; «Трудности расчета времени проведения фрагмента занятия»), а также выбрать наиболее удачный фрагмент образовательного события, который позволит максимально полно продемонстрировать сформированные профессиональные компетенции (пример ответов: «Непросто подгадать объем материала, который вместится в демоэкзамен и позволит продемонстрировать уровень компетенций»; «Выбрать самый лучший фрагмент, и объяснить почему»).
Ответы на вопрос № 14 «Что помогло Вам в большей степени успешно сдать демонстрационный экзамен?» позволили определить следующие основные аспекты, с которыми респонденты связывают успешность прохождения процедуры демоэкзамена:
- личностные качества экзаменуемого и положительный психологический настрой (примеры ответов: «Уверенность»; «Уверенность в себе»; «Ораторское мастерство»; «Внутреннее спокойствие»);
- профессиональная подготовка в процессе обучения в целом и тщательная подготовка к самому экзамену в частности (примеры ответов: «Опыт работы и знания, полученные на практике в школе»; «Предварительная подготовка»; «Помог пробный демонстрационный экзамен по методике преподавания китайского языка на зимней сессии»; «Подготовка и знания, полученные за время обучения»; «Знания, которые дали преподаватели»);
- профессиональный опыт, полученный ранее («Имеющийся опыт в преподавании»; «Опыт работы»; «Теоретические и практические знания, которые я получила на работе»).
Предложения респондентов по оптимизации процедуры проведения демонстрационного экзамена в обобщенном виде сводятся к следующему: заранее предупреждать о возможных нестандартных ситуациях на экзамене; лучше готовить волонтеров к участию в образовательном событии, чтобы они более точно играли свои роли; увеличить время на подготовку к экзамену; составлять экзаменационные задания в более точном соответствии с учебной программой; конкретизировать критерии оценивания.
Заключение
Таким образом, проведенный мониторинг демонстрирует положительную оценку и достаточно высокую степень удовлетворенности выпускников качеством аттестации в форме демонстрационного экзамена. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в целом атмосфера демоэкзамена является благоприятной для будущих учителей и позволяет им продемонстрировать уровень своей профессиональной подготовки, что, в свою очередь, свидетельствует об оправданности проведения экзаменов в демонстрационном формате. Однако доля неопределенных ответов и мнений, а также ответов, выражающих несогласие с приведенными утверждениями, указывает на необходимость совершенствования процедуры проведения демоэкзамена и процесса подготовки к нему. Помимо этого, необходим дальнейший анализ факторов, влияющих на эффективность демонстрационного экзамена как формы аттестации студентов и выпускников педагогического вуза.
Исходя из полученных данных, для оптимизации процедуры демонстрационного экзамена можно рекомендовать:
- В процессе подготовки к экзамену необходимо организовывать практическую отработку демонстрации образовательного события, уделяя особое внимание распределению времени на подготовку и на непосредственное проведение фрагмента урока, выявлять и корректировать потенциальные проблемы.
- В рамках методических дисциплин предоставлять студентам большее количество примеров и шаблонов содержания занятий, позволяющих лучше ориентироваться в выборе учебного материала и подборе необходимых методов и средств обучения.
- Создавать поддерживающую среду, положительную атмосферу в процессе подготовки и проведения экзамена, организовывать для студентов консультации с рекомендациями по вопросам психологической готовности к экзамену, тем самым способствуя снижению тревоги и повышению уверенности в собственных силах.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Коробченко Т.С., Караваева А.С. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА) // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34329 (дата обращения: 03.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34329



