Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

РАЗРАБОТКА АКЦЕССОРНОГО ПРАКТИКУМА КАК КОМПОНЕНТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Калачева А.А. 1
1 Военная ордена Кутузова академия войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского
Калачева А.А. - разработка концепции, работа с данными, методология исследования
В статье рассматривается актуальная проблема – повышение качества высшего технического образования за счет пересмотра организации образовательного процесса, усиление уровня практической подготовки обучающихся, в частности по фундаментальным научным дисциплинам естественно-научного профиля, на которых базируются все инженерные процессы от проектирования современных технологий и систем до их внедрения. Анализ научной литературы показал, что проблема формирования профессиональных компетенций является активно исследуемой областью педагогики и профессионального образования, однако системное изучение возможностей практикума, как средства формирования профессиональных компетенций, требует более детального рассмотрения. Целью исследования является разработка модели акцессорного практикума, организованного в часы самостоятельной работы, и оценка его влияния на повышение эффективности подготовки обучающихся и формирование элементов базовых инженерных компетенций. В процессе работы применялся анализ научно-методической литературы и учебных планов по инженерным специальностям, методы педагогического моделирования и экспертной оценки. Основными материалами для проведения исследования являются нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс обучения по инженерным специальностям. Представленная структурно-функциональная модель акцессорного практикума состоит из: теоретико-методологического, стимулирующе-мотивационного, содержательного, организационно-методического, инструментально-технологического и результативно-оценочного блоков. Основой практической реализации акцессорного практикума является его организация сценарным методом с использованием возможностей информационно-образовательной среды вуза на базе платформы Moodle. Раскрыты цели, задачи и этапы реализации практикума в часы самостоятельной работы, а также формы и методы, направленные на формирование основ базовых инженерных компетенций у студентов первого курса при изучении естественно-научных дисциплин. Эффективность практикума оценивается по трем аспектам: когнитивному, прикладному и мотивационному, позволяя выявить уровень сформированности базовых инженерных компетенций – от допустимого до продвинутого уровня. Результаты реализации предложенной модели являются основой для дальнейшего исследования в области новых образовательных технологий по созданию стимулирующей образовательной среды, направленной на повышение качества подготовки будущих инженеров.
инженерные компетенции
технический вуз
практикум
структурно-функциональная модель
естественно-научные дисциплины
проактивная подготовка
1. Подготовка инженерных кадров в технических вузах России: результаты анализа на начало 2023/2024 учебного года [Электронный ресурс] // Офиц. сайт НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/896326010.html (дата обращения: 20.07.2025). EDN: VGXZQM.
2. Совет при Президенте по науке и образованию [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/76222 (дата обращения: 20.05.2024).
3. Аллахманов Э.М. Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла // Инновационная наука. 2016. № 5-3 (17). С. 47-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-v-poiskah-smysla-kontseptsiya-logoterapii-v-frankla (дата обращения: 02.09.2025). EDN: WSPLGU.
4. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. 8-е изд. М. :Издание Альпина Паблишер, 2013. 376 с. ISBN: 978-5-9614-5516-8.
5. Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Понятие проактивности в современной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. № 1. С. 79-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-proaktivnosti-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 04.10.2025). EDN: PZZZBM.
6. Архангельский С.И., Михеев В.И., Машников С.А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Издание Знание, 1974. 48 с. ISBN 5-1126993-А.
7. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современные представления о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 102-108. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19753 (дата обращения: 09.10.2025). EDN: VHQRRU.
8. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1971. 181 с. ISBN: 5-7695-0815-9.
9. Серков Л. Л. Моделирование самоорганизации образовательных процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. № 11. С. 218-235. DOI: 10.24891/ea.18.11.2118. EDN: ZJXKXG. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-samoorganizatsii-obrazovatelnyh-protsessov (дата обращения: 01.07.2025).
10. Лекторский В.А. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2023. № 2. С. 67-83. DOI: 10.11621/vsp.2023.02.01. EDN: YZJZMD. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-teoriya-deyatelnosti-a-n-leontieva-i-sovremennye-kognitivnye-issledovaniya (дата обращения: 10.10.2025).
11. Харькова Д.Ю., Сафаргалина Э.И. Основы теории когнитивного развития Пиаже // Colloquium-journal. 2019. № 26 (50). С. 49-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-teorii-kognitivnogo-razvitiya-piazhe (дата обращения: 09.10.2025). EDN: ZKXQSN.
12. Зашихина И.М. Почему культурно-историческая теория Льва Выготского актуальна сегодня? // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 112-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-kulturno-istoricheskaya-teoriya-lva-vygotskogo-aktualna-segodnya (дата обращения: 15.09.2025). EDN: SMUWKH.
13. Острейко Л.В. В.А. Сластёнин о педагогическом моделировании // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластёнина (г. Москва, 22–23 сентября 2022 г.). Ярославль: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2022. С. 69–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=qylydc. EDN: QYLYDC.
14. Сериков В.В. Дидактика Лернера: идеи и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 3 (39). С. 15-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktika-lernera-idei-i-ih-razvitie (дата обращения: 10.10.2025). EDN: YRFAGH.
15. Горбунова Н.В. Содержательные аспекты «классической» и современной теории управления образовательными процессами и системами // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 89-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-aspekty-klassicheskoy-i-sovremennoy-teorii-upravleniya-obrazovatelnymi-protsessami-i-sistemami (дата обращения: 13.08.2025). EDN: XBJQIA.

Введение

Формирование инженерных компетенций на начальных этапах обучения в вузе, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, представляет собой сложную педагогическую задачу.

На начало 2023/2024 учебного года, по данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, были опубликованы результаты анализа подготовки инженерных кадров в технических вузах России [1]. В результате этих исследований был выявлен общий прирост студентов (около 1,3 млн человек) по техническим, технологическим и инженерным наукам, однако средний результат подготовки абитуриентов по ЕГЭ составил всего 68 баллов. Таким образом, существует положительная динамика востребованности направлений инженерно-технических программ подготовки и недостаточный уровень знаний и умений по естественно-научным дисциплинам, которые являются фундаментом формирования основ инженерных компетенций и ключевых навыков, необходимых для изучения профессиональных дисциплин на старших курсах обучения.

В результате исследования, проведённого в рамках подготовки к Совету по науке и образованию (в период с 24 января по 3 февраля 2025 года) Общероссийским народным фронтом совместно с платформой онлайн-рекрутинга, в котором участвовало около 500 представителей различных компаний и 25 тысяч студентов, было выявлено, что 75% респондентов отмечает низкий уровень практической подготовки выпускников, более 80% работодателей в целях устранения недостатков подготовки выпускников-инженеров прикрепляют к ним наставников из числа работников предприятий [2].

В контексте вышеизложенного стоит отметить, что традиционные формы обучения, такие как аудиторные практические занятия, не могут в полной мере обеспечить эффективного достижения ожидаемого результата. Особую актуальность в этой связи приобретает организация практикума как компонента самостоятельной работы, призванного решать две взаимосвязанные задачи: восполнение предметных дефицитов довузовского уровня и проактивную подготовку обучающихся к решению инженерных задач.

В связи с этим  возникает необходимость организации акцессорного практикума как ключевого элемента непрерывного образовательного процесса на начальных этапах обучения в вузе, обеспечивающего компенсацию недостающих знаний и умений и переход от теоретических знаний к их практическому применению, что способствует формированию профессиональных компетенций и развитию инженерного мышления.

Научная проблема исследования заключается в необходимости теоретико-методологического обоснования и разработки средства организации самостоятельной работы, направленного на восполнение предметных дефицитов довузовского уровня, а также актуализацию и прикладное применение естественно-научных знаний, проактивную подготовку обучающихся, необходимую для формирования инженерных компетенций в условиях технического вуза.

 Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация опытно-экспериментальным путем модели акцессорного практикума как средства повышения эффективности подготовки обучающихся по естественно-научным дисциплинам во время самостоятельной работы, а также его влияние на формирование профессиональных компетенций

 Материалы и методы исследования

В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, позволяющий систематизировать теоретические подходы к формированию инженерных компетенций и определить критерии ее оценки, анализ учебных планов по инженерным специальностям, метод педагогического моделирования и экспертной оценки, необходимый для анализа соответствия содержания и структуры акцессорного практикума современным образовательным стандартам и требованиям профессиональной технической подготовки.

 Основными материалами для проводимого исследования являются нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс обучения по инженерным специальностям: федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++) по инженерным направлениям подготовки, профессиональные стандарты по инженерным специальностям, методические рекомендации и учебные планы технических вузов, а также эмпирические исследования в области индивидуализации процесса образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый курс вуза – критически важный период адаптации к новым условиям обучения и формирование профессиональной идентичности. Восполнение пробелов в естественно-научных знаниях и развитие элементов инженерных компетенций на этом этапе обеспечит успешное освоение специальных дисциплин на старших курсах обучения и повысит конкурентоспособность будущих выпускников на рынке труда.

Акцессорный практикум – форма организации самостоятельной работы, представляющая собой специально организованную диагностико-компенсаторную образовательную деятельность, интегрированную в систему обучения вуза и служащую дополнительным средством проактивной подготовки к решению инженерных задач.

Данный практикум проводится на первом курсе обучения и направлен на выявление и устранение предметных дефицитов довузовской подготовки обучающихся, препятствующих эффективному освоению естественно-научных дисциплин уровня вуза, а также для актуализации и практического применения полученных знаний в контексте инженерных задач, способствуя формированию базовых инженерных компетенций.

Термин «проактивность» (от лат. activus - деятельный, с корнем pro – вперёд), описывающий возможность человека сохранять внутреннюю свободу выбора, независимо от внешних условий и обстоятельств, впервые был использован в середине XX века в книге австрийского психолога В. Франкла «Человек в поисках смысла» [3, с. 47]. Новый смысловой оттенок понятие «проактивность», интерпретируемое как ведущее качество успешного человека, умеющего преодолевать возникшие обстоятельства для достижения поставленных целей, приобрело в 1989 году в книге С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей» [4, с. 85]. В русский язык слово пришло как заимствованный англицизм на рубеже XX и XXI века [5, с. 80].

Проактивное обучение в контексте акцессорного практикума определяется автором как свойство личности, способной к саморегуляции, направленной на рациональное планирование, управление собственной деятельностью и эффективное использование разнообразных ресурсов для достижения желаемого результата в долгосрочной перспективе.

Теоретический анализ исследуемой проблемы обуславливает необходимость создания и апробацию модели акцессорного практикума (АП), направленной на обеспечение компенсации недостающих знаний и умений и переход от теоретических знаний к их практическому применению. Моделирование в педагогике – сложный процесс, теоретические основы которого развивали: С.И. Архангельский [6, с. 11] и Ф.Х. Киргуева, М.Х. Тотоонова [7, с. 104], которые рассматривали педагогические процессы как системы, а моделирование – как инструмент их изучения и управления. В.И. Загвязинский [8, с. 76] и Л.Л. Серков [9, с. 219] видели в педагогическом процессе самоорганизующуюся систему, а моделирование помогало выявлять ее закономерности. В теории деятельности
А.Н. Леонтьева [10, с. 69] моделирование позволяет изучать структуру и динамику педагогической деятельности, а Ж. Пиаже [11, с. 50] и Л.С. Выготский [12, с. 117] указывали, что моделирование дает возможность понимать процессы познания и проектировать учебные ситуации для развития когнитивных навыков. В.А. Сластенин [13, с. 70] занимался разработкой моделирования педагогических ситуаций, направленных на создание условий для индивидуального развития обучающихся. Его идеи нашли свое развитие в работах И.Я. Лернера [14, с. 25], который рассматривал моделирование как инструмент проектирования образовательных систем, и автора Н.В. Горбуновой [15, с. 91], активно занимающейся разработкой модели управления образовательным процессом через планирование и контроль учебных мероприятий.

В результате исследования автором была построена структурно-функциональная модель акцессорного практикума, состоящая из взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, стимулирующе-мотивационного, содержательного, организационно-методического, инструментально-технологического и результативно-оценочного (рис.). Содержательное наполнение каждого блока обеспечивает прикладную направленность, а реализация – индивидуализацию процесса обучения. Практикум основывается на анализе результатов самостоятельной работы и успеваемости по профильным дисциплинам и включает содержание, учитывающее запросы и потребности конкретных студентов. Эту задачу решает сценарный метод организации практикума с использованием возможностей образовательной платформы вуза.

Структурно-функциональная модель акцессорного практикума по естественно-научным дисциплинам в техническом вузе

Примечание: составлено автором по результатам данного исследования.

Теоретико-методологический блок

Методологическая основа разработки акцессорного практикума, способствующего овладению инженерными компетенциями в вузе, строится на интеграции трех взаимосвязанных подходов: системного, компетентностного и компенсационного. Сценарный метод на платформе Moodle позволяет эффективно интегрировать принципы всех трех подходов: системный подход обеспечивает целостность и структурированность образовательного процесса, компенсационный подход устраняет препятствия для освоения материала, а компетентностный – ориентирует практикум на формирование конкретных компетенций.

Стимулирующе-мотивационный блок

Высокая мотивация студентов является ключевым фактором успешности образования. Сценарный подход, практико-ориентированность, игровые элементы – все это позволяет сделать процесс обучения более интересным и привлекательным.

Содержательный блок акцессорного практикума отражает совокупность компонентов базовых инженерных компетенций при изучении естественно-научных дисциплин на первом курсе обучения в техническом вузе: общеинженерных, межпредметных, предметно-специальных, личностно-коммуникативных и рефлексивно-оценочных. Этот блок состоит из следующих элементов: знания, умения, опыт творческой деятельности, навыки саморегуляции. В процессе реализации модели представленные элементы последовательно формируются на всех четырех модулях структурной организации акцессорного практикума. Они определяют уровень устойчивой сформированности инженерных компетенций, необходимых для эффективного изучения естественно-научных дисциплин, являющихся фундаментом технической специальной подготовки. 

Все четыре элемента взаимосвязаны друг с другом:  базовые естественно-научные знания являются основой для формирования умения решения предметных и прикладных задач, творческая деятельность стимулирует способность к  поиску новых, нестандартных путей их решения, а самостоятельное планирование и организация своей деятельности позволяет эффективно реализовать все эти процессы. Акцессорный практикум обеспечивает интеграцию всех элементов в единую систему обучения.

При разработке организационно-методического блока важно, чтобы практикум ограничивался не просто решением задач, а имел прикладную профессиональную направленность по применению естественно-научных знаний для решения конкретных инженерных задач. Интеграция информационных технологий и инновационных педагогических методик в сценарном методе способствует повышению качества и эффективности освоения учебных профессиональных программ.

Организационно-методический блок содержит два компонента: структурная организация акцессорного практикума и методический инструментарий реализации акцессорного практикума.

Структурная организация акцессорного практикума представлена в виде четырех учебных модулей, последовательное прохождение которых обеспечивает комплексное формирование базовых инженерных компетенций. Архитектура каждого модуля структурирована на подмодули и тематические разделы, обеспечивающие логическую последовательность изучения тем, взаимосвязь между разделами каждого модуля, формирование профессиональных навыков. Тематические разделы, представляющие собой управляемые элементы обучения, содержащие знания в конкретной области и комбинацию навыков, отрабатываемых в рамках отдельных подмодулей, могут быть адаптированы в зависимости от специфики учебной программы, профиля подготовки по техническим специальностям.

Эффективность акцессорного практикума напрямую зависит от продуманной организации методического инструментария реализации, сочетающего в себе разнообразные методы, средства и формы обучения, позволяющего учитывать индивидуальные потребности студентов и обеспечивать эффективное усвоение материала. Для достижения этой цели используется сочетание разнообразных методов, средств и форм обучения, позволяющих эффективно формировать инженерные компетенции, развивать самостоятельность и критическое мышление студентов, а также восполнять предметные дефициты школьного уровня. Использование сценарного подхода на образовательной платформе вуза обеспечивает гибкость и адаптивность образовательного процесса, позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого студента.

Инструментально-технологический блок предполагает использование разнообразных средств обучения, интегрированных в образовательную платформу Moodle, обеспечивающих разнообразие форматов представления информации и активное вовлечение студентов в процесс обучения. Комплексное применение разнообразных методов, средств и форм обучения, сочетающих использование возможностей специализированного программного обеспечения с адаптивной индивидуальной поддержкой создает благоприятную образовательную среду, способствующую глубокому усвоению материала, подготовке студентов к решению реальных профессиональных задач, развитию самостоятельности, эффективному формированию необходимых инженерных компетенций.

 Результативно-оценочный блок педагогической модели акцессорного практикума включает знаниевые, деятельностные и мотивационные критерии, показатели и уровни сформированности элементов базовых инженерных компетенций при изучении естественно-научных дисциплин. Предлагаемая система уровней подготовки – допустимый, достаточный и продвинутый – позволяет комплексно оценить прогресс студента, адаптировать образовательный процесс к его индивидуальным потребностям. Каждый уровень характеризуется определенным набором знаний, умений и навыков, а также специфическими критериями оценки.

Поэтапное освоение знаний и навыков от базовых до продвинутых обеспечивает эффективное формирование инженерных компетенций, способствует адаптации образовательного процесса к индивидуальным потребностям обучающихся.

Заключение

Таким образом, модель практикума, реализуемого сценарным методом, с использованием возможностей образовательных платформ вуза, является эффективным инструментом для повышения качества обучения естественно-научным дисциплинам и способствует формированию элементов инженерных компетенций у студентов первого курса. Результатами реализации данной модели являются внедрение новых образовательных технологий по созданию стимулирующей образовательной среды, вовлечение студентов в активный процесс обучения, повышение качества подготовки будущих инженеров.


Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Библиографическая ссылка

Калачева А.А. РАЗРАБОТКА АКЦЕССОРНОГО ПРАКТИКУМА КАК КОМПОНЕНТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34327 (дата обращения: 19.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34327