Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Рыкалина О.А. 1 Резватов А.П. 1 Ростовский П.А. 1 Харин С.В. 1
1 Уральский государственный экономический университет
Рыкалина О.А. - методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, научное руководство, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Резватов А.П. - анализ данных, визуализация результатов
Ростовский П.А. - анализ данных, предоставление ресурсов
Харин С.В. - валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи
Быстрый рост иммерсивных технологий в медицинском образовании требует критической оценки их педагогической результативности и условий масштабирования в российских вузах. Цель статьи – оценить эффективность применения технологий виртуальной и дополненной реальности в формировании профессиональных компетенций студентов медицинских вузов, определить дидактические и организационные условия результативного использования, а также описать барьеры и перспективы масштабирования. Проведен обзор публикаций в базах Российский индекс научного цитирования и Scopus за 2021–2025 гг. Идентифицировано 142 источника, к качественному анализу включено 25 работ, удовлетворяющих критериям релевантности к высшему медицинскому образованию, наличию описанных учебных сценариев и операционализируемых образовательных результатов. Применены контент-анализ, тематическое кодирование и матричное сопоставление «компетенция – дидактическое условие – эффект». Определены устойчивые области применения (неотложная терапия, хирургия, стоматология, фармация, межпрофессиональные командные тренинги) и выявлены условия, при которых иммерсивные среды обеспечивают рост педагогических результатов: поэтапная сложность сценариев, стандартизированные рубрики оценивания, качественный дебрифинг, интеграция в учебные планы и готовность тьюторов. Описаны ключевые ограничения внедрения: стоимость владения, дефицит локализованного контента, неравномерность инфраструктуры и несопоставимость метрик. Предложены управленческие решения: унификация критериев оценивания, сервисная модель владения, консорциумы по разработке русскоязычных сценариев и технические регламенты совместимости. Иммерсивные технологии целесообразно вводить как элементы сквозных образовательных треков с верифицируемыми результатами. Переход от точечных пилотов к системной интеграции возможен при стандартизации оценивания, подготовке преподавателей и институциональной поддержке контента и инфраструктуры.
виртуальная реальность
дополненная реальность
медицинское образование
профессиональные компетенции
симуляционное обучение
дидактический дизайн
оценивание
1. Cabero-Almenara J., Llorente-Cejudo C., Palacios-Rodríguez A., Gallego-Pérez Ó. Degree of Acceptance of Virtual Reality by Health Sciences Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20, Is. 8. P. 5571. DOI: 10.3390/ijerph20085571.
2. Sergeeva N.A., Zakharova A.N., Rublyova O.S., Tyutyunnik S.I. Features of using methods and means of the augmented reality technology when teaching a foreign language // Perspectives of Science and Education. 2021. Vol. 2 (50). P. 472–486. DOI: 10.32744/pse.2021.2.33.
3. Shrivastava S., Shrivastava P. Virtual reality in medical institutions: Innovative tool to strengthen the process of delivery of medical education // Journal of the Scientific Society. 2023. Vol. 50, Is. 1. P. 23. DOI: 10.4103/jss.jss_159_21.
4. Thomson H. Immersive virtual reality to promote leadership among health professions students // Journal of Medical Imaging and Radiation Sciences. 2023. Vol. 54, Is. 1. P. 28–34. DOI: 10.1016/j.jmir.2022.11.005.
5. Гурцкой Л.Д., Начкебия М.С., Тонконог В.В. Применение цифровых технологий в профессиональном образовании // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. Т. 31. № 3. С. 453–459. DOI: 10.32687/0869-866X-2023-31-3-453-459.
6. Егорова Л.В., Молчанов К.А. Дистанционная форма профессиональной подготовки: психологические и педагогические следствия внедрения и возможное направление дальнейшего развития // Врач и информационные технологии. 2021. № 2. С. 72–79. DOI: 10.25881/18110193_2021_2_72.
7. Матвеев В.В., Грибков Д.Н., Ломакин Д.Е., Харунжева Е.В. Использование технологии дополненной реальности при формировании поликультурной компетентности магистрантов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 487–504. DOI: 10.32744/pse.2021.6.33.
8. Кубанов А.А., Махакова Ю.Б., Астахова И.В. Виртуальная реальность как способ модернизации российского медицинского образования // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2. № 3. С. 47–54. DOI: 10.47093/2713-069X.2021.2.3.47-54.
9. Николаев В.А., Николаев А.А. Опыт и перспективы использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020. № 2 (40). С. 35–42. DOI: 10.17116/medtech20204002135.
10. Колосов Ю.А., Куркин Д.В., Горбунова Ю.В., Бакулин Д.А., Робертус А.И., Иванова О.В., Бузина Т.С., Шалина О.С., Денисов А.А., Котельникова А.В., Мурсалов И.Д., Нарышкин И.М. Применение технологий виртуальной реальности в фармации // Химико-фармацевтический журнал. 2024. Т. 58. № 1. С. 42–49. DOI: 10.30906/0023-1134-2024-58-1-42-49.
11. Бузина Т.С., Котельникова А.В., Шалина О.С., Денисов А.А., Колосов Ю.А., Горбунова Ю.В., Куркин Д.В., Мурсалов И.Д. Психологические проблемы разработки и внедрения VR-технологий в системе медицинского образования // Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19. № 2. С. 47–59. DOI: 10.11621/npj.2024.0204.
12. Ройтберг Г.Е., Шархун О.О., Давыдова А.Ш. Технология виртуальной реальности в обучении терапевтов: в фокусе оказание экстренной и неотложной медицинской помощи // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № S4. С. 29–35. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3372.
13. Васильев Ю.Л., Рабинович С.А., Байриков И.М., Величко Э.В., Столяренко П.Ю., Каштанов А.Д., Дарауше Х.М. Современные методы освоения теоретических и практических навыков местного обезболивания в стоматологии // Клиническая стоматология. 2020. № 4 (96). С. 37–42. DOI: 10.37988/1811-153X_2020_4_37.
14. Тарасенко Е.А., Эйгель М.Я. Виртуальная медицина: основные тенденции применения технологий дополненной и виртуальной реальности в здравоохранении // Врач и информационные технологии. 2021. № 2. С. 46–59. DOI: 10.25881/18110193_2021_2_46.
15. Третьякова О.С., Заднипряный И.В. Опыт обеспечения готовности выпускников хирургического профиля к практической деятельности в условиях цифровизации здравоохранения // Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2024. Т. 8. № 1. С. 27–34. DOI: 10.17116/operhirurg2024801127.
16. Казанфарова М.А., Велданова М.В., Природова О.Ф., Ардаширова Н.С., Жулина Ю.С., Чистякова С.Ю. Цифровые компетенции в практике медицинского персонала: результаты анализа 18 000 специалистов на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Врач и информационные технологии. 2024. № 2. С. 52–67. DOI: 10.25881/18110193_2024_2_52.
17. Shabalina D.A., Soboleva E.V., Shilova Z.V., Snezhko V.L. The usage of augmented reality technology tools as an important condition for the training of specialists in the field of culture // Perspectives of Science and Education. 2023. № 1 (61). P. 537–553. DOI: 10.32744/pse.2023.1.32.
18. Georgieva D., Koleva G., Hristova I. Virtual Technologies in the Medical Professions – Creation of 360-Degree Environments for Health Care Training // TEM Journal. 2021. P. 1314–1318. DOI: 10.18421/tem103-39.
19. Ryabov V., Tkachenko A., Ananishnev V., Osmolovskaya S., Fursov V., Frolova T. Modernization of higher vocational education on the example of medical universities: Features of IT implementation // World Journal on Educational Technology. 2022. Vol. 14, Is. 1. P. 42–55. DOI: 10.18844/wjet.v14i1.6227.
20. Коленникова О.А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 3. С. 189–199. DOI: 10.19181/population.2022.25.3.15.
21. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Переход на дистанционный формат обучения в медицинском вузе: мнение студентов о трансформации учебного процесса в начале пандемии COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30. № 3. С. 364–370. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-364-370.
22. Karas S.I. Virtual patients as a format for simulation learning in continuing medical education (review article) // Bulletin of Siberian Medicine. 2020. Vol. 19, Is. 1. P. 140–149. DOI: 10.20538/1682-0363-2020-1-140-149.
23. Kuchyn Iu.L., Vlasenko O.M., Melnyk V.S. [et al.]. Simulation training and virtual patients as a component of classroom training of future doctors under COVID-19 conditions // Wiadomosci Lekarskie. 2022. Vol. 75, Is. 5. P. 1117–1122. DOI: 10.36740/wlek202205112.
24. Присяжная Н.В., Павлов С.В. Социогуманитарное знание и цифровизация медицинского образования и здравоохранения // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 146–148. DOI: 10.31857/S013216250012266-5.
25. Литвинова Т.М., Галузина И.И., Засова Л.В., Присяжная Н.В. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2. № 1. С. 12–20. DOI: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20.

Введение

Иммерсивные технологии стали одним из ключевых драйверов модернизации профессиональной подготовки в медицине. Их актуальность обусловлена одновременно тремя тенденциями. Во-первых, усложнением клинической практики и ростом требований к безопасности пациента: образовательные организации должны гарантировать отработку алгоритмов поведения в редких, высокорисковых и ресурсозатратных ситуациях, которые трудно воспроизвести в традиционном учебном процессе. Во-вторых, переходом к компетентностной модели, где образовательные результаты описываются как наблюдаемые действия и принятие решений, а не как усвоение теории. Иммерсивные симуляции позволяют целенаправленно формировать именно такие результаты и фиксировать прогресс по прозрачным метрикам (время выполнения, точность, число ошибок, качество командного взаимодействия). В-третьих, цифровой трансформацией здравоохранения: клинические рабочие места насыщаются информационными системами, телемедициной, автоматизированными протоколами.

Виртуальная и дополненная реальность дают педагогические эффекты, недостижимые при традиционной демонстрации материала. Студент многократно проживает клинический сценарий с возрастающей сложностью, получает структурированную обратную связь и возвращается к ключевым точкам ошибки без риска для пациента. Технологии поддерживают разнообразие учебных целей: от отработки тонкой моторики и манипуляционной техники до развития клинического мышления, коммуникации и лидерства. При этом иммерсивные модули органично интегрируются в существующие симуляционные центры, расширяя их функциональность за счет телеметрии действий и стандартизированных рубрик оценивания.

При этом существует ряд вызовов, усиливающих актуальность темы: стоимость владения оборудованием и контентом; необходимость подготовки преподавателей к сценарию, дебрифингу и объективной оценке; дефицит локализованных симуляций, соответствующих национальным клиническим рекомендациям; требования к валидации и сопоставимости метрик между дисциплинами. В совокупности эти факторы формируют запрос на методически выверенную, доказательно обоснованную модель применения виртуальной и дополненной реальности, позволяющую перейти от точечных экспериментов к системному решению в масштабе образовательной программы. Следовательно, исследование роли иммерсивных технологий в формировании профессиональных компетенций представляется своевременным и практически значимым для российских медицинских вузов, стремящихся к повышению качества подготовки и соответствию современным стандартам здравоохранения.

Цель исследования – оценить эффективность применения технологий виртуальной и дополненной реальности в формировании профессиональных компетенций студентов медицинских вузов и выявить дидактические и организационные условия, обеспечивающие результативность их использования.

Материалы и методы исследования

Исследование выполнено как смешанная качественно-количественная аналитическая работа. Поиск выполнен только по журнальным статьям, индексируемым в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ, список RSCI), Scopus и Web of Science за 2021–2025 гг.; идентифицировано 142 журнальные публикации, к качественному анализу включено 25. В качестве корпуса источников отобраны рецензируемые статьи и обзоры по медицинскому образованию, фармации, клиническим дисциплинам, психологии обучения и цифровой дидактике за 2020–2025 гг.

Запросы формировались на русском и английском языках. Примеры ключевых слов и их сочетаний: «виртуальная реальность в медицинском образовании», «дополненная реальность в обучении врачей», «иммерсивные симуляции клинических ситуаций», «формирование профессиональных компетенций студентов-медиков», «клиническое мышление и принятие решений», «межпрофессиональные командные тренинги в здравоохранении», «обучение неотложной помощи», «стоматология местное обезболивание обучение», «фармацевтическое консультирование виртуальная среда», «дидактический дизайн иммерсивных сценариев», “virtual reality in medical education”, “augmented reality for health professions training”, “simulation-based learning clinical reasoning”, “interprofessional collaboration training healthcare”, “emergency medicine training immersive”, “dental anesthesia training virtual”, “pharmacy counseling virtual patient”, “assessment rubrics debriefing scenario design”.

Критерии включения: публикация в рецензируемом журнале, индексируемом в РИНЦ (RSCI), Scopus или WoS; фокус на высшем медицинском образовании; наличие описанных учебных сценариев и операционализируемых образовательных результатов; период 2021–2025. Критерии исключения: материалы конференций (в том числе индексируемые в WoS/Scopus), препринты, диссертации, книги и главы книг, методические письма без эмпирической или дидактической составляющей. Для сопоставления российских практик выполнено кейс-картирование по публикациям об опыте медицинских вузов и клинических кафедр: клиническая терапия и неотложная помощь, хирургические дисциплины, стоматология, фармация, межпрофессиональные тренинги. Инструменты анализа включали матричное сопоставление «компетенция – дидактическое условие – результат», а также аналитическую таблицу проблем и перспектив. Валидация результатов осуществлялась через логическую проверку согласованности выводов между тематическими областями и видами компетенций, а также путем сопоставления с нормативными требованиями к результатам освоения образовательных программ и существующими практиками симуляционного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

В связи с поставленной целью и особенностями сформированного корпуса (журнальные публикации RSCI/Scopus/WoS за 2021–2025 гг.; n = 25) рассмотрим результаты в формате тематического синтеза с четкой атрибуцией к первоисточникам. С учетом логики компетентностного подхода анализ выстроен по пяти доменам применения VR/AR.

1. Принятие VR/AR и базовые дидактические эффекты

Работы по принятию иммерсивных технологий в медицинском образовании показывают, что образовательный эффект критически зависит от ясности целей, критериев оценивания и качества обратной связи. J. Cabero-Almenara, C. Llorente-Cejudo, A. Palacios-Rodríguez, Ó. Gallego-Pérez фиксируют, что положительное отношение студентов и готовность к использованию виртуальной реальности максимальны при прозрачной дидактической структуре и встраивании симуляций в учебный план [1]. В педагогике дополненной реальности N.A. Sergeeva, A.N. Zakharova, O.S. Rublyova, S.I. Tyutyunnik демонстрируют рост когнитивной вовлеченности и трансфер коммуникативных практик при условии методической интеграции, что важно для медико-педагогических задач (пациент-ориентированная коммуникация, разъяснение процедур) [2]. S. Shrivastava, P. Shrivastava обосновывают виртуальную реальность как средство переноса теории в практику с наращиванием уверенности выполнения манипуляций и удержания материала [3]. H. Thomson показывает, что иммерсивная среда результативна для тренировки лидерских и кооперативных навыков в межпрофессиональных командах, особенно в условиях ограниченного времени и стресс-факторов [4].

2. Российский контекст цифровой трансформации

Отечественные исследования подтверждают: без нормативной и методической поддержки эффект цифровых решений ограничен. Л.Д. Гурцкой, М.С. Начкебия, В.В. Тонконог указывают на прирост практико-ориентированности подготовки при системной поддержке программ и кадров [5]. Л.В. Егорова, К.А. Молчанов выделяют психолого-педагогические условия устойчивой смешанной подготовки, где иммерсивные форматы требуют тьюторства и профилактики перегрузки [6]. В.В. Матвеев, Д.Н. Грибков, Д.Е. Ломакин, Е.В. Харунжева показывают эффект AR для развития поликультурной коммуникации – компетенции, значимой для клинических контактов [7]. А.А. Кубанов, Ю.Б. Махакова, И.В. Астахова рассматривают VR как средство стандартизации процедур и повышения безопасности обучения в медвузах [8], тогда как В.А. Николаев, А.А. Николаев помещают VR/AR/MR в общую повестку цифровой трансформации здравоохранения (телемедицина, аналитика), задавая рамку совместимости и интеграции [9]. В фармацевтическом образовании Ю.А. Колосов, Д.В. Куркин, Ю.В. Горбунова и соавт. демонстрируют продуктивность VR-кейс-консультирования («провизор – пациент») для соблюдения протоколов и отработки взаимодействий лекарств [10].

3. Риски внедрения, эргономика и клинические домены

Психологические издержки и эргономика – существенная часть повестки. Т.С. Бузина, А.В. Котельникова, О.С. Шалина, А.А. Денисов, Ю.А. Колосов, Ю.В. Горбунова, Д.В. Куркин, И.Д. Мурсалов обобщают риски киберсимптомов, утомляемости и когнитивной нагрузки и указывают, что фасилитация дебрифинга и дозирование сессий снижают эти эффекты [11]. В терапевтической неотложной помощи Г.Е. Ройтберг, О.О. Шархун, А.Ш. Давыдова показывают уменьшение ошибок и выстраивание алгоритмов при тренировках в VR, что подтверждает релевантность иммерсивных сценариев «код-синий» [12]. В стоматологии Ю.Л. Васильев, С.А. Рабинович, И.М. Байриков, Э.В. Величко, П.Ю. Столяренко, А.Д. Каштанов, Х.М. Дарауше фиксируют рост точности и снижение времени при освоении местного обезболивания в иммерсивной среде [13]. Обзор Е.А. Тарасенко, М.Я. Эйгель подчеркивает необходимость единых критериев оценивания образовательного эффекта для сопоставимости результатов [14]. О.С. Третьякова, И.В. Заднипряный показывают вклад иммерсивных симуляций в готовность выпускников хирургического профиля к самостоятельной практике [15]. Наконец, М.А. Казанфарова, М.В. Велданова, О.Ф. Природова и соавт. на массиве данных практикующих специалистов фиксируют, что устойчивость результатов связана с уровнем цифровых компетенций персонала и институциональной поддержкой обучения [16].

4. Расширение форматов: AR, 360°, «виртуальные пациенты», пандемийные трансформации

D.A. Shabalina, E.V. Soboleva, Z.V. Shilova, V.L. Snezhko показывают, что AR, будучи встроенной в культурно-контекстные задания, усиливает профессионализацию за счет коммуникации в насыщенной среде – это применимо к моделированию взаимодействия «врач – пациент» [17]. D. Georgieva, G. Koleva, I. Hristova описывают 360-градусные образовательные среды для сестринского дела как ресурс безопасной отработки процедур и маршрутов ухода [18]. V. Ryabov, A. Tkachenko, V. Ananishnev, S. Osmolovskaya, V. Fursov, T. Frolova выделяют институциональные факторы ИТ-модернизации медвузов, связывая результативность с управленческой готовностью и инфраструктурой [19]. О.А. Коленникова диагностирует дефициты владения цифровыми технологиями у медицинских специалистов, что усиливает значимость целевых иммерсивных форматов [20]. А.В. Решетников, Н.В. Присяжная, Н.Ю. Вяткина показывают, что восприятие дистанта улучшается, когда в учебный процесс встроены практико-ориентированные симуляции [21]. На уровне непрерывного образования S.I. Karas систематизирует «виртуальных пациентов» как формат симуляционного обучения [22]; Iu.L. Kuchyn, O.M. Vlasenko, V.S. Melnyk и соавт. подтверждают его эффективность для подготовки будущих врачей в условиях ограничений периода COVID-19 [23].

Н.В. Присяжная, С.В. Павлов формулируют социогуманитарные рамки цифровизации медобразования и здравоохранения, указывая на междисциплинарный характер изменений и требования к этико-правовой подготовке [24]. Т.М. Литвинова, И.И. Галузина, Л.В. Засова, Н.В. Присяжная описывают векторы «перезагрузки» медицинского образования, где симуляционные форматы становятся опорным механизмом практико-ориентированной подготовки [25].

Синтез источников показывает пять устойчивых направлений применения VR/AR: неотложная терапия (алгоритмы, командная координация), хирургический профиль (процедурные навыки и принятие решений), стоматология (анатомическая навигация, тонкая моторика), фармация (коммуникация и протоколы), межпрофессиональные команды (лидерство, взаимодействие). Для всех направлений ключевыми условиями эффективности выступают: поэтапная сложность сценариев, стандартизированные рубрики оценивания и структурированный дебрифинг, интеграция в учебные планы, подготовка тьюторов и институциональная поддержка инфраструктуры и контента (таблица).

Применение VR/AR в медвузах России: компетенции, проблемы и решения

Дисциплина

Тип иммерсивной среды

Целевые компетенции

Проблема

Как проявляется в вузах

Перспектива/решение

Хирургический профиль (доклинический и преддипломный этап)

ВР-процедурные тренажеры, симуляция операционного доступа

Техника манипуляций, принятие решений, самоконтроль

Стоимость оборудования и сервиса

Ограниченный парк устройств, очереди, редкие обновления контента

Централизованные закупки/лизинг, сервисные контракты, совместное пользование центрами

Стоматология (местное обезболивание, тонкая моторика)

AR/VR с анатомическими ориентирами и тактильной обратной связью

Точная моторика, безопасность, анатомическая навигация

Методическая готовность преподавателей

Недостаточный дебрифинг, разные критерии оценивания

Повышение квалификации тьюторов, библиотека сценариев и примеров дебрифинга

Фармация (консультации и взаимодействия ЛС)

ВР-кейсы «провизор – пациент», интерактивные ветвящиеся сюжеты

Клиническая коммуникация, анализ взаимодействий, соблюдение протоколов

Дефицит локализованного контента

Задержки адаптации под национальные рекомендации

Консорциумы по разработке русскоязычных сценариев, открытые репозитории

Лидерство и межпрофессиональные команды

Иммерсивные командные тренинги с распределением ролей

Распределенное лидерство, координация, принятие решений под давлением

Неравномерная ИТ-инфраструктура

Сбои совместимости, сетевые ограничения, узкие места в вычислительных ресурсах

Технические регламенты, минимальные стандарты, поддержка ИТ-служб и стресс-тестирование

Источник: составлено авторами на основе библиографического анализа.

Агрегированная картина указывает на приоритет «двух первых шагов» при масштабировании:

1) унификация оценивания в дисциплинах, где эффект проявляется быстрее всего (экстренная помощь, хирургия), за счет единого набора индикаторов (время выполнения, точность, число ошибок, уровень самостоятельности);

2) снижение барьеров владения через централизованные закупки, лизинг и совместное использование симуляционных центров.

Для стоматологии максимальный прирост качества обеспечивается методической подготовкой тьюторов и регулярным дебрифингом: именно здесь наблюдается наибольшая чувствительность результатов к качеству обратной связи. В фармации ключевой драйвер – локализация сценариев и привязка к национальным протоколам; создание межвузовской коллекции русскоязычных кейсов дает кратный эффект за счет повторного использования. Межпрофессиональные тренинги зависят от устойчивости ИТ-среды: регламенты совместимости и минимальные стандарты оборудования снижают риски сбоев и позволяют планировать массовые занятия. В сумме эти меры формируют управляемую траекторию масштабирования: сначала стандартизация оценивания и сервисная модель владения, затем – методическая поддержка и контентные консорциумы и, наконец, техническая нормализация инфраструктуры для регулярных потоков занятий.

Заключение

Проведенный анализ подтверждает дидактическую состоятельность иммерсивных технологий как инструмента целенаправленного формирования профессиональных компетенций у студентов медицинских вузов. Их использование обеспечивает управляемую практику в условиях контролируемой сложности и позволяет фиксировать образовательные результаты по воспроизводимым метрикам. Ключевым механизмом эффекта выступает согласование сценарного дизайна с критериями оценивания и структурированным дебрифингом, что обеспечивает перенос сформированных действий в клинический контекст.

С точки зрения управления программами подготовки приоритетами являются: унификация рубрик и чек-листов для междисциплинарной сопоставимости; институционализация наставничества и подготовки тьюторов, ориентированных на фасилитацию анализа действий; регламентация интеграции VR/AR-модулей в учебные планы с заданными точками входа и ожидаемыми результатами; сервисная модель владения инфраструктурой (централизованные закупки, лизинг, совместное использование симуляционных центров) и поддержка ИТ-совместимости.

Практический вывод заключается в целесообразности перехода от единичных внедрений к сквозным иммерсивным трекам подготовки (доклиника – клинические дисциплины – преддипломный этап) с поэтапным усложнением и накоплением доказательств эффективности. Такая архитектура обеспечивает управляемость качества, прозрачность оценивания и готовность выпускников к безопасному и результативному выполнению профессиональных задач в условиях цифровой клинической среды.


Конфликт интересов
отсутствует

Благодарности
-

Финансирование
-

Библиографическая ссылка

Рыкалина О.А., Резватов А.П., Ростовский П.А., Харин С.В. РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34324 (дата обращения: 25.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34324