Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования единого образовательного пространства России в цифровой среде, в том числе на сайтах управлений (отделов) образования и сайтах сельских школ, унификации предоставления информации. Отметим, что в настоящее время в нормативно-правовых актах РФ нет разделов, статей, пунктов и подпунктов для сайтов сельских школ по предоставлению информации об истории школы или информации о человеке (фотографии, биографии), именем которого названа школа, то есть нет требований к информации по сохранению исторической памяти, культуры России [1, п. 6, 7; 2, ст. 29]. Остановимся на этом подробнее.
С августа 1991 года по январь 2022 года происходил период разрушения традиционных российских, советских ценностей, морально-нравственное изменение сознания российского народа, провозглашалась и так называемая свобода от семьи и семейных ценностей, церкви и духовного образования, воспитания [3; 4]. Отметим, что в настоящем актуализируются угрозы, связанные с морально-нравственным устоем общества, в том числе благодаря «социальным стереотипам» [5, с. 3].
Безусловно, система образования России в данный период претерпела значительные изменения, в том числе характеризующиеся свободой и творчеством на всех уровнях – от региональных министерств до конкретных школ и учителей, когда каждый учитель проводил урок на свое усмотрение, по одному ему известным методикам, порой зарубежным и совершенно не адаптированным к российской ментальности, реальности. Многие региональные министерства, а порой и федеральное министерство, вводили в образовательную и воспитательную практику ранее не апробированные в российской действительности учебные материалы, учебные и методические пособия, образовательные и воспитательные методики и технологии, происходил «фактический демонтаж системы образования» [6, с. 58].
Это всё отразилось в настоящее время на всей системе воспитания и образования России – от семейного до высшей школы и от образовательных стандартов и программ до организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов управления в сфере образования и т.д.
Отметим разработанную периодизацию – генезис сельской школы России, этапы и периоды развития сельской школы с характерными для каждого этапа качественными характеристиками. Россия в 2022 году вступила в свой новый этап развития, в том числе – начала реформироваться система образования России - переход от либерально-демократического образования к государственному российскому [7].
С 2022 года уделяется значительное внимание популяризации и сохранению традиционных, этнокультурных ценностей Российской Федерации, так, Президент Российской Федерации 11 декабря 2022 года утвердил перечень поручений по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России, состоявшейся 4 ноября 2022 года [8, п. 1б)]. 12 января 2023 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 7 декабря 2022 года [9, п. 4]. 29 февраля 2024 года в Послании Президента Федеральному собранию определил основные цели и задачи развития Российской Федерации, в которых при разработке национального проекта «Молодежь и дети» подчеркнул необходимость сохранения традиционных ценностей, школьных традиций, истории школы [10, п. 4].
Среди главных задач в настоящее время: унификация образовательных программ, обучающих и воспитательных технологий, новых педагогических техник и методик [11], разработка национальной системы оценки качества знаний, процесса воспитания и обучения [12], «культурная консолидация и формирование единого ценностного пространства» [13, с. 38], в том числе – влияние образовательного учреждения (организации) на социокультурное окружение и деятельность некоммерческих организаций (социально ориентированных некоммерческих организаций) в сельской местности России [14] - все это приобретает особое значение для укрепления российской государственности.
И в то же самое время актуальность традиционных ценностей, сохранение истории и культуры семьи, родного края, местности, где ты родился и вырос, школы, в которой учился, знание и узнавание людей, что внесли свой вклад в суверенитет России, стали культурным и научным достоянием страны, укрепившим и укрепляющим гражданское единство, не вызывает сомнения – все это является неотъемлемой частью человека, гражданина современной России [15; 16]. Отметим один из проектов – «Сельские школы РФ», занимающийся сохранением исторической памяти, в том числе в виде сбора на едином ресурсе «Исторические справки сельских школ России» [17].
Сельская школа России играет важную роль в процессах реформирования образования, в процессах становления гражданской идентичности, поскольку во многом сельская школа и сельская местность остается носителем этнокультурных, традиционных ценностей нашего общества [18].
В истории и настоящем сельской школы отражена история нашего государства. Многие обучающиеся сельских школ России получили не только общероссийскую признательность, но и мировую известность (Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, В.С. Черномырдин, Ф.А. Абрамов, В.П. Зубов и многие другие). Таким образом, сельская школа формирует социокультурное пространство вокруг себя, оказывает существенное влияние на формирование социокультурного пространства России [19] и непосредственно влияет на устойчивое развитие территории [20].
В настоящее время формирование социокультурного пространства и социализация личности во многом зависят от цифровой, информационной среды [21], от качества и выбора контента, в том числе – размещенного на официальном сайте образовательного учреждения (сельской школы). Непосредственное участие в формировании контента, изучение исторического прошлого своей школы, понимание собственной необходимости в изучении и создании истории своей школы, своей местности - есть важный ресурс формирования гражданского сознания и понимания времени, событий и фактов [22, с. 6; 23; 24], необходимым представляется и обращение к биографиям выдающихся выпускников, особенно если их именем названа школа.
В данной работе проведено исследование официальных сайтов сельских школ России. Особое внимание обратили на наличие информации об истории школы, информации о герое или выдающемся деятеле, именем которого названа школа.
Цель исследования: описать существующую на данный момент структуру раздела «Образовательные организации» (учреждения образования - муниципальные общеобразовательные учреждения) сайтов управлений (отделов) образования и дать анализ официальных сайтов сельских школ России по наличию или отсутствию информации (биография, фотография) о герое или выдающемся деятеле, чьим именем названа сельская школа.
Материалы и методы исследования
С января по май 2025 года был проведен сплошной контентный и контекстный анализ раздела «Образовательные организации» (учреждения образования - муниципальные общеобразовательные учреждения) сайтов управлений (отделов) образования (общее количество - 96) и сайтов подведомственных им организаций – сельских школ (общее количество – 1085) Свердловской (29 и 320 соответственно), Тюменской (22 и 88 соответственно), Новосибирской (30 и 580 соответственно) областей и Республики Карелия (15 и 97 соответственно). В исследовании не принимали участие: управления (отделы) образования, не имеющие подведомственные организации (сельские школы); сельские школы, находящиеся в поселках городского типа; филиалы базовых школ.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе настоящего исследования установили, что практически все рассматриваемые сельские школы имеют страницы в социальной сети «ВКонтакте» - общее количество 1038 (сельских школ общее количество – 1085).
Отметим, что в основном не имеют страниц в социальных сетях школы только с начальным общим образованием (НОШ). Практически все школы, имеющие подготовку по начальному, основному и общему образованию, ведут страницы в социальной сети «ВКонтакте». И тем не менее – есть незначительное количество страниц сельских школ «ВКонтакте» (примерно 5%), на которых в разделе «Подробная информация» указаны недостоверные данные – официальный сайт школы. Это связано с тем, что при переходе на новый хостинг (ситуация на настоящий момент стандартная, когда сельские школы района стараются быть на одном хостинге, и не характерная до недавнего времени, о чем писали выше, - в период либерально-демократического образования - с 1991 по 2021 г.) администратор группы школы в социальной сети «ВКонтакте» забывает поменять данные. Здесь стоит сказать, что это характерно и для незначительной части сайтов управлений (отделов) образования районов (примерно 5%), когда в списке подведомственных организаций (сельских школ) указан недействующий официальный интернет-адрес официального сайта сельской школы. Например, управления образования Талицкого [25], Тугулымского [26] районов Свердловской области (по состоянию на 27.01.2025 г.).
Установили характерные на настоящий момент структуры раздела «Образовательные организации» (учреждения образования - муниципальные общеобразовательные учреждения) сайтов управлений (отделов) образования, а именно:
- на стартовой странице сразу видно раздел «Подведомственные организации», в котором подведомственные организации в таблице разделены вкладками на дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования; дана фотография здания организации, активная ссылка на сайт школы, контактные телефоны, руководитель, e-mail. Например, УО Артемовского МО Свердловской области [27] (по состоянию на 27.01.2025 г.). Отметим удобство данной структуры;
- подведомственные организации находятся в разделе «Об управлении», в котором один из разделов - «Подведомственные организации», общим списком названия подведомственных организаций, нажимая на которые, переходишь на таблицу с данными организации без фотографии, далее в таблице активная ссылка на сайт организации. Например, УО администрации Нижнесергинского МР Свердловской области [28] (по состоянию на 27.01.2025 г.);
- подведомственные организации находятся в разделе «Об управлении», в котором один из разделов «Подведомственные организации», общим списком вперемежку названия подведомственных организаций, нажимая на которые, переходишь на таблицу с данными организации без фотографии, далее в таблице активная ссылка на сайт организации. Например, УО администрации Тугулымского МР Свердловской области [29] (по состоянию на 27.01.2025 г.);
- подведомственные организации находятся в разделе «Об управлении», в котором один из разделов «Подведомственные организации», общим списком и повторяются несколько раз, нажимая на которые, переходишь на таблицу с данными организации без фотографии, далее в таблице активная ссылка на сайт организации. Например, УО администрации МО «Горноуральский» Свердловской области [30] (по состоянию на 27.01.2025 г.);
- подведомственные организации находятся на стартовой странице, раздел «Образовательные организации», таблица (наименование, ФИО руководителя, контактная информация: телефон, e-mail, активная ссылка на сайт школы). Например, МКУ УО Мошковского района Новосибирской области [31] (по состоянию на 24.04.2025 г.) Отметим удобство данной структуры.
Остановимся на некоторых моментах.
Свердловская область. Сайты УО административных районов Свердловской области не имеют единой структуры раздела «Подведомственные организации» (отметил два часто встречающихся варианта; списочный преобладает).
Сайты сельских школ Свердловской области имеют разные хостинги, разную структуру самого сайта школы, отличающуюся по административным районам и внутри некоторых районов.
Республика Карелия. Сайты УО и школ не имеют единой структуры, принадлежат разным доменам. На многих сайтах школ есть история школы и в то же самое время на главной странице нет возможности посмотреть на фотографию школы. Отметим и встречающийся вариант с картинками электронных адресов, что даются для контакта на сайтах УО, на сайтах школ. Приходится набирать электронный адрес школы вручную - это показалось неудобным. Встречаются на сайтах УО уже не действующие ссылки на страницы подведомственных школ.
Названные моменты по сайтам УО и по сайтам сельских школ Свердловской области и Республики Карелия характерны и для Новосибирской, Тюменской областей.
Дадим примеры по Новосибирской области, характерные и для других рассматриваемых областей и Республики Карелия.
Новосибирская область:
- Татарский МО. На сайтах школ имени Героя России, имени Героя СССР не смог найти никакой информации о герое - ни фотографии, ни биографии (МБОУ «Никулинская СОШ им. Е.А. Бровко», МБОУ «Новопокровская СОШ им. Г.Ф. Байдукова»), и в этом районе данные примеры не единичны (по состоянию на 21.05.2025 г.).
- Сузунский район: из 19 школ района 5 школ имени героев и выдающихся людей, и ни на одном сайте школы нет ни фотографии, ни биографии человека, именем которого названа школа - МКОУ «Сузунская СОШ № 301 им. В.А. Левина», МКОУ «Заковряжинская СОШ им. К.Е. Рыжичинского», МКОУ «Мышланская СОШ им. Героя Социалистического Труда П.К. Дергунова», МКОУ «Шайдуровская СОШ им. Героя Советского Союза Г.И. Выглазова», МКОУ «Шипуновская СОШ им. В.С. Гаврилова» (по состоянию на 21.05.2025 г.).
- Новосибирский район: МБОУ «Краснояровская СШ № 30 им. Героя России Александра Галле» - нет ничего о герое (по состоянию на 24.04.2025 г.).
- Ордынский район: ОСОШ «№ 1 им. Героя Советского Союза Гаранина А.Д.», МБОУ «Верх-Ирменская СОШ им. Героя Советского Союза А.И. Демакова» – ситуация схожая (по состоянию на 24.04.2025 г.).
Это лишь малая часть примеров, когда школа, названная в честь Героя СССР, Героя России, выдающегося деятеля, не имеет о человеке, в честь которого она названа, никакой информации – ни фотографии, ни биографии.
Выявленные ранее моменты развития сельской школы России в настоящее время сохраняются и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результат исследования контента сайтов сельских школ на наличие информации по сохранению исторической памяти
На официальном сайте школы отсутствует |
|||||
фотография школы |
история школы |
фотография выдающегося деятеля или героя, именем которого названа школа |
биография героя или выдающегося деятеля, именем которого названа школа |
фотографии и биографии учителей настоящего и прошлого |
информация о традициях школы |
≈ 70% |
≈ 70% |
≈ 80% |
≈ 80% |
≈ 90% |
< 90% |
Подчеркнем, что сельская школа функционирует, как правило, в замкнутом социуме и пространстве. Это позволяет говорить об уникальном культурном и этнокультурном окружении, необходимости передачи накопленных социокультурных знаний, в том числе используя цифровую среду и технологии. Согласно исследованиям, в настоящее время еще есть возможности и люди, которые могут передать эти знания, и сельская школа может их собрать и популяризировать на своем сайте.
Считаем, что настоящая ситуация, особенно в момент развития цифрового информационного пространства, в том числе когда часть населения получает информацию из Интернета, в значительной степени оказывает влияние на формирование гражданской идентичности, гражданского сознания, понимания времени, событий и фактов, что непосредственным образом влияет на социокультурное пространство России.
Настоящее исследование позволило установить и рекомендовать к использованию наиболее оптимальную структуру раздела «Образовательные организации» (учреждения образования - муниципальные общеобразовательные учреждения) сайтов управлений (отделов) образования, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемая структура раздела «Образовательные организации» сайтов управлений образования
Фотография здания организации и ее наименование |
Активная ссылка на сайт организации |
Контакты (адрес, телефоны) |
Руководитель |
Адрес электронной почты |
Активная ссылка на адрес организации в социальной сети |
Другие рассмотренные варианты структуры раздела «Образовательные организации» (учреждения образования - муниципальные общеобразовательные учреждения) сайтов управлений (отделов) образования не удобны для пользователя и его успешной навигации. Особенно неудобным для пользователя является списочный вариант с последующим переходом на таблицу, из которой необходимо копировать название школы в поисковик и после выполнения поискового запроса искать из предложенных вариантов действующий официальный сайт школы.
Заключение
Таким образом, считаем, что в настоящее время управлениям (отделам) образования необходимо обратить внимание на визуальную и информационную составляющую раздела «Образовательные организации», сельским школам разместить на своих сайтах фотографию и историю школы, информацию о традициях школы, фотографии и биографии учителей настоящего и прошлого, фотографию и биографию выдающегося деятеля или героя, в честь которого названа школа.
Конфликт интересов
Благодарности
Финансирование
Библиографическая ссылка
Горбушов А.А. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ НА САЙТАХ УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И СООТВЕТСТВИЕ САЙТОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34222 (дата обращения: 03.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34222