Введение
Учебная ознакомительная практика - вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися необходимых профессиональных компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных трудовых действий, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности [1]. Цель практики – получение представлений о будущей профессии, знакомство со структурой организации (базы практики), приобретение первичных профессиональных компетенций, убеждение в правильности выбора профессии, формирование необходимых в учебной и профессиональной деятельности навыков саморегуляции [2; 3]. Перед обучающимися ставятся следующие задачи: изучить организационную структуру предприятия или образовательного учреждения; изучить нормативную уставную документацию, регламентирующую деятельность базы практики; ознакомиться с основными направлениями деятельности предприятия (образовательного учреждения); выделить основные проблемы в работе вуза; сформировать навыки поиска и обработки информации в процессе работы по теме индивидуального задания; развить навыки самостоятельной и командной работы [4, с. 4-7].
В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное обучение (отрасль – охрана труда)» практика длится в течение всего первого семестра по два дня в неделю и проводится на базе учреждения, с которым вуз заключил договор [5; 6]. По результатам прохождения практики обучающимися должен быть подготовлен отчет, который затем оценивается руководителем практики [7; 8, с. 15].
В работе авторами предпринята попытка актуализировать проблему организации и проведения учебной ознакомительной практики для студентов первого курса в условиях ограниченного по времени подготовительного периода, а также вынужденной дистанционной формы обучения, обусловленной близостью к линии боевого столкновения. Проблема заключается в том, что учебная ознакомительная практика начинается для студентов первого курса с начала учебного года, что сопряжено с трудностью заключения договора о практике с учреждениями образования и промышленными предприятиями.
Целью исследования является проверка эффективности и педагогическая целесообразность внедрения нового подхода к организации и проведению учебной ознакомительной практики для студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение (отрасль - охрана труда)» в условиях ограниченного подготовительного периода и дистанционного формата обучения, обусловленных военными действиями в регионе.
Материал и методы исследования. Экспериментальной базой исследования послужил Институт педагогики Донецкого государственного университета, в котором обучаются среди прочих студенты по направлению «Профессиональное обучение (отрасль – охрана труда)». Участниками эксперимента стали студенты 1 курса этого направления подготовки (общее количество – 52 человека). Педагогический эксперимент включал организационный, рабочий и итоговый этапы. Эксперимент проводился в реальных условиях. В исследовании использовались рабочая программа практики, индивидуальные задания и отчетная документация. Проводился качественный анализ отчетов и дневников практики. Также проводился мониторинг адаптивности студентов на основании их самооценки.
Результаты исследования и их обсуждение. Определяя цель современного педагогического образования в контексте темы исследования, авторы формулируют ее как профессиональную подготовку и воспитание будущих педагогов/специалистов по охране труда, компетентных в сфере охраны труда и в педагогической сфере деятельности, социально ориентированных и патриотически настроенных граждан общества [9-11]. Подготовка квалифицированных педагогов профессионального обучения, отвечающая требованиям профессиональных и образовательных стандартов, включает формирование необходимых надпрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых в дальнейшей педагогической деятельности [12; 13].
В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное обучение (отрасль – охрана труда)» учебная ознакомительная практика начинается со второй недели учебных занятий и проходит в непрерывном формате в течение всего 1-го семестра. Как преподаватели, так и студенты сталкиваются со сложностью в поиске базы практики, что обусловлено дефицитом времени на поиск и оформление сопроводительной документации, а также нестабильной обстановкой в условиях военного конфликта в регионе. Усугубляет ситуацию плохая сформированность у первокурсников навыков самостоятельной работы и навыков межличностного общения [14].
Учитывая вышеперечисленные сложности, организаторами практики была предложена альтернатива: прохождение студентами учебной ознакомительной практики по месту учебы в Институте педагогики Донецкого государственного университета. Разработанная и утвержденная рабочая программа практики, составленная с учетом возрастных особенностей обучающихся, была направлена на получение представления о будущей профессии, знакомство со структурой организации, приобретение первичных профессиональных компетенций. В процессе прохождения учебной ознакомительной практики студенты могли убедиться в правильности выбора профессии, что является крайне важным мотиватором в дальнейшей учебе. Также в процессе прохождения учебной практики в институте осуществлялся мониторинг адаптивных возможностей обучающихся, по результатам которого выделялась группа риска и определялась педагогическая стратегия сопровождения обучающихся с низкой адаптивностью [15].
Рабочая программа практики включала следующие разделы.
1. Подготовительный этап: ознакомление с программой практики и требованиями по оформлению ее результатов, решение организационных вопросов.
2. Рабочий этап: ознакомление с условиями прохождения практики; выполнение программы практики; выполнение конкретных задач, поставленных руководителем практики.
3. Итоговый этап: подготовка отчета о выполнении программы практики, подведение итогов.
Разработанная рабочая программа включала план-график, обеспечивающий овладение навыками, способствующими ускоренному вхождению студентов-первокурсников в учебный процесс (табл.).
Пример плана-графика прохождения учебной практики
№ п/п |
Этапы |
Виды работы и ее трудоемкость в часах |
Формы контроля |
|
1 |
Подготовительный |
1. Инструктаж обучающихся по технике безопасности. Подготовка индивидуального плана и индивидуального задания. 2. Ознакомление со структурой, направлениями работы базы практики, его внутренним распорядком, страницами истории и современным состоянием учебного заведения, составление его общей характеристики. По разделу - 14 часов |
Опрос по охране труда и технике безопасности. Проверка индивидуального плана. Собеседование |
|
2 |
Рабочий |
1. Ознакомление с работой научной библиотеки на примере библиотеки Донецкого государственного университета, с порядком подбора учебной и научной литературы. 2. Ознакомление со структурой, уставной и нормативной документацией университета, принципами функционирования образовательного учреждения высшего образования. Обзорная экскурсия по Донецкому государственному университету. По разделу - 72 часа |
Фронтальный и индивидуальный устный опрос, тестирование, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронных и цифровых средств
|
|
3 |
Итоговый этап |
1. Обработка и систематизация собранного нормативного и фактологического материала. 2. Подготовка отчета. По разделу - 22 часа |
Проверка комплекта отчетной документации по практике. Защита отчета по практике |
|
|
ИТОГО: |
108 часов |
|
|
Источник: составлено авторами на основе учебного плана подготовки студентов 1 курса по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (отрасль - охрана труда)».
В начале учебной практики (подготовительный этап) обучающимся представлялись руководители практики, их знакомили с целями и задачами, с порядком прохождения практики, ее содержанием и видами работ. С обучающимися проводился инструктаж по технике безопасности.
Рабочий этап включал ознакомление со структурой, уставной и нормативной документацией Донецкого государственного университета. С целью формирования первичных навыков поиска необходимой учебной и научной литературы проводилась обзорная экскурсия по отделам университетской библиотеки.
Во время обзорной экскурсии по университету обучающиеся знакомились с работой отделов, лабораторий и других подразделений университета.
В соответствии с разделами рабочей программы были сформулированы и предоставлены студентам индивидуальные задания, примеры которых представлены ниже.
Задание 1. Ознакомиться со структурой образовательных учреждений высшего образования (на примере Донецкого государственного университета).
В ответе необходимо перечислить виды высших учебных заведений в России и Донецкой народной республике, описать историю возникновения и этапы развития Донецкого государственного университета. Также необходимо описать структуру Донецкого государственного университета (факультеты, кафедры и другие подразделения) и его материально-техническое обеспечение (учебные корпуса и другие объекты, какие факультеты в каких корпусах располагаются), назвать руководящие органы Донецкого государственного университета.
Приведите список источников (литература, информационные ресурсы), которые были использованы для выполнения задания. Материалы представить в отчёте.
Задание 2. Ознакомиться с построением каталогов библиотеки. Произвести подбор необходимой литературы для подготовки к занятию по дисциплине «Основы безопасной жизнедеятельности» по заданным вариантам (вариант соответствует номеру записи вашей фамилии в списке группы). Оформить в виде списка литературы (основной и дополнительной) к данному занятию. Описать алгоритм поиска и подбора литературы. Материалы представить в отчёте.
Для ознакомления обучающихся со структурой и функциями профессиональных образовательных учреждений различного типа (технические училища, лицеи, техникумы, колледжи) авторами были предложены следующие индивидуальные задания.
Задание 3. На основании нормативных документов ознакомьтесь со структурой построения и управления образованием в Российской Федерации. Раскройте понятия «Автономность образовательного учреждения». Сформулируйте реализацию на практике принципа единства образовательного пространства Российской Федерации. В чем проявляется государственно-общественный характер управления современными учреждениями среднего профессионального образования?
Приведите характерные признаки типов и видов современных образовательных учреждений. На примере предложенной схемы объясните функции её ветвей, выделите главные компоненты. Используя приведенную структуру управления образовательным учреждением среднего профессионального образования, объясните функции (кратко) отдельных подразделений (рис.).
Структура управления образовательным учреждением (составлено авторами)
Используя полученные сведения и самостоятельный поиск, предложите свой вариант структуры образовательного учреждения профтехучилища (лицея) и техникума (колледжа). Материалы представить в отчёте.
Для расширения понятий студентов о современной структуре промышленных предприятий предлагалось следующее задание.
Задание 4. Ознакомиться со структурой типового промышленного предприятия, принципами управления и с функциями его отделов (пример прилагается). Разобраться в приведенной структуре типового предприятия. Привести краткую информацию по функциям отделов управления. Предложить свой вариант структуры предприятия на примере тепловой электростанции. Определить для себя место в этой структуре и обосновать свой выбор.
Составить список литературы и информационных ресурсов, которые были использованы для выполнения задания. Материалы представить в отчёте.
Итоговый этап практики включал подготовку отчетных форм и защиту отчета, по результатам которой оценивался уровень теоретической и практической подготовки обучающихся. Содержательная часть отчета включала введение (с указанием базы, срока и цели учебной практики), основной раздел (с описанием структуры и нормативного обеспечения базы) и заключение, в котором отражались степень достижения цели практики, а также приобретенные знания, умения и навыки.
В процессе реализации устных соглашений с учреждениями среднего профессионального образования были установлены плодотворные отношения, которые впоследствии способствовали заключению договоров на прохождение различных видов практик, включая учебную, производственную технологическую и производственную педагогическую. Данный этап взаимодействия заложил прочную основу для дальнейшего профессионального становления студентов и их интеграции в профессиональное сообщество.
Заключение. Проведенное исследование подтвердило, что организация учебной практики на базе Института педагогики Донецкого национального университета является полноценной альтернативой традиционным базам практик. Целесообразность такого подхода обусловлена онлайн-форматом обучения и геополитическими региональными особенностями. Интеграция учебного процесса с реальными условиями жизни повысит качество подготовки будущих педагогов. Мониторинг адаптивных возможностей обучающихся обнаружил положительную динамику и позволил выявить группу риска. Разработанная программа практики обеспечила формирование первичных профессиональных навыков у студентов.
Полученные результаты открывают перспективы для дальнейшего изучения и повышения эффективности подготовки педагогов профессионального обучения.
Библиографическая ссылка
Чигиринский Е.Б., Ревякина Е.Г. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34144 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34144