Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМЕНЫ»

Медведева З.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
В статье представлен анализ опыта реализации федерального проекта «Университетские смены» на базе Марийского государственного университета в 2024 году, в частности его технологической составляющей, ориентированной на вопросы профессионального самоопределения старших подростков, уникальность которой обусловлена как сложившимися традициями вуза и его инфраструктурой, так и этнокультурными особенностями Республики Марий Эл. Среди технологий профессионального самоопределения старших подростков можно выделить технологии проектной деятельности, образовательные экскурсии, игровые технологии, этнокультурные образовательные технологии, технологии тренинговой работы, технологии диагностической и консультативной деятельности, технологии коллективной творческой деятельности, которые были применены в работе в рамках трех основных блоков смены: профориентационного, культурно-просветительского и тематического – от Движения Первых, ставших соорганизаторами проекта. Проблема профессионального самоопределения подростков в отечественной науке не нова, однако в связи с высокими темпами развития общества и как следствие – расширением мира профессий и функциональных обязанностей современных специалистов – возникла потребность в создании качественно новых форматов организации профориентационной деятельности – Университетских смен на базе вузов, способствующих успешному профессиональному самоопределению. Проект стал особенно актуален и востребован среди школьников и студентов средних профессиональных учебных заведений новых территорий Российской Федерации – Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей – из-за осознанной необходимости их полноценной интеграции в отечественную систему образования.
профессиональное самоопределение
профориентационная деятельность
технологии профессионального самоопределения
государственная молодежная политика
образовательно-туристские программы
1. Петрова О.В. Стартовал новый сезон проекта «Университетские смены» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/83738/ (дата обращения: 26.02.2025).
2. Университетские смены: о проекте // Сайт федерального проекта «Университетские смены». URL: https://xn--b1agajwcfvjo1h.xn--p1ai/ (дата обращения: 19.02.2025).
3. Образовательно-туристские программы «Университетские смены» [электронный ресурс] / Проекты и события Движения Первых. URL: https://id.pervye.ru/projects/2179 (дата обращения: 18.02.2025).
4. Заводчиков Д.П., Шаров А.А. Вклад научной школы психологии профессионального развития Э.Ф. Зеера в систему профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 66-74. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10107.
5. Носкова О.Г., Стрелков Ю.К. Евгений Александрович Климов: жизнь в науке // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 9-14. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/ptpwuol2j5/direct/70434681?ysclid=ma3w1cdpab976954292 (дата обращения: 18.02.2025).
6. Толстоухова И.В. Оценка уровня профессионального самоопределения молодежи // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2024. № 1. С. 74-86. URL: https://vestnik.pstu.ru/soc-eco/archives/?id=&folder_id=12042 (дата обращения: 18.02.2025).
7. Калиева Б.У., Садыкова А.К. Психолого-педагогические основания профессионального самоопределения // Наука и реальность. 2024. № 4 (20). С. 117-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovaniya-professionalnogo-samoopredeleniya/viewer (дата обращения: 18.05.2025).
8. Афанасьева Ю.С., Кострова Ю.Б. Формирование профессионального самосознания и самоопределения у современной молодежи // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (48). С. 475-479. URL: https://academiyadt.ru/wp-content/uploads/egi/egi-48.pdf (дата обращения: 18.02.2025).
9. Федулова К.А., Логинова И.А., Котов А.Е. Опыт проведения профориентационной работы в процессе реализации федерального проекта «Университетские смены 2022» // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 51-61. URL: https://core.ac.uk/outputs/558746428/?source=2 (дата обращения: 18.02.2025).
10. Егорова Г.И. Ключевые индикаторы профессионального самоопределения старших школьников как условие жизнестойкости и выбора профессии // PRIMO ASPECTU. 2024. № 2 (58). С. 87-93. DOI: 10.35211/2500-2635-2024-2-58-87-93.
11. Мирошниченко А.А., Барышников А.В., Голубева И.А. Университетские профильные образовательные смены в российских вузах: о базовых принципах реализации интеграционной функции // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12. № 2. С. 296-300. DOI: 10.55355/snv2023122316.
12. Мирошниченко А.А., Иванова Н.П., Ичетовкина Н.М. Университетские смены в России: от эмпиризма к систематизации // Преподаватель XXI век. 2023. № 4. Часть 1. С. 70-81. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-4-70-81.
13. Зенкин М.А., Фаррахов А.А., Колганова А.А. Профильная университетская смена как инструмент образовательной политики // Образовательная политика. 2023. № 1 (93). С. 30-38. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/profsamoopred-shkolnikov-profiln-universitet-smena-kak-instr-obrazovat-politiki (дата обращения: 18.02.2025).
14. Ошаев А.Г. Деятельность клубов и кружков на базе историко-филологического факультета Марийского государственного университета // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2022. Т. 8. № 3. С. 294-302. DOI: 10.30914/2411-3522-2022-8-3-294-302.
15. Андреева И.Н., Константинова В.В. Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 13-19. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/archive.html?id=52 (дата обращения: 18.02.2025).
16. Медведева З.В., Федорова С.Н. Детско-юношеский этнотуризм: опыт и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 783-801. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15918 (дата обращения: 18.02.2025).

Введение

В 2022 году в России был дан старт образовательно-туристским программам «Университетские смены», принять участие в которых смогли 10,6 тыс. школьников из Донецкой и Луганской Народных Республик, городов Херсона и Мелитополя. В рамках проекта подростки побывали в 42 университетах 27 регионов России. Согласно этим данным, представленным на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, можно сделать вывод о востребованности программ у целевой аудитории, поскольку география и количество участников ежегодно растут. Так, в 2023 году в «Университетских сменах» принялиучастие уже более 10,7 тыс. школьников – для них были организованы программы на базе 81 вуза в 47 субъектах Российской Федерации. В 2024 году к проекту присоединились более 90 вузов из 8 федеральных округов страны, их площадки посетили свыше 12 тысяч детей в возрасте от 14 до 17 лет [1]. Участниками проекта «Университетские смены» стали школьники из новых субъектов Российской Федерации, Белгородской области, дети из семей участников специальной военной операции, а также активисты, которые прошли конкурсный отбор «Движения Первых», ставшего в 2024 году соорганизатором совместно с Минобрнауки России.

«Университетские смены» – это проект, ориентированный на помощь школьникам и студентам колледжей в определении с выбором будущей профессии посредством получения ценного опыта и знаний, необходимых в дальнейшей учебе и построении траектории карьеры [2]; позволяющий проработать важные личностные качества, научиться успешно строить коммуникацию и проявить себя как лидера; дающий возможность познакомиться с традициями и культурой разных регионов России [3].

Актуальность данного проекта для современного поколения подростков не вызывает никаких сомнений по ряду причин. Первая причина заключается в том, что именно в подростковом возрасте перед человеком наиболее остро стоит проблема профессионального самоопределения, следовательно, он принимает самое ответственное решение в отношении профилирующего направления его будущей профессиональной деятельности, что неоднократно подчеркивали в своих трудах специалисты-классики в области психологии профессионального самоопределения [4, 5]. Становление человека как компетентного специалиста в профессиональном пространстве является личностно значимой частью жизни [6, с. 74], при этом абсолютно закономерным представляется тот факт, что конкурентоспособность на рынке труда во многом определяет качество этой жизни [7]. Многие современные подростки это осознают и при этом нередко сталкиваются с проблемой профессионального выбора, которая обусловлена, с одной стороны, быстрыми темпами роста и развития новых сфер деятельности, обогащающих и вносящих разнообразие в мир профессий, с другой – недостаточным уровнем знаний о профессиональных учреждениях и собственных карьерных возможностях.

На необходимость поддержки развития самоопределения у молодых людей как жизненно важного качества указывают в своих исследованиях Ю.С. Афанасьева и Ю.Б. Кострова. Авторы подчеркивают тот факт, что сегодня именно молодежные программы являются эффективным способом развития внутренней мотивации и благополучия; они напрямую связаны с удовлетворением трех основных психологических потребностей человека- автономии, родства и компетентности, оказывающих значимое влияние на процесс и результат профессионального самоопределения [8, с. 477]. При этом, как подчеркивают современные авторы, эффективность профориентационной работы, качественно влияющей на процесс самоопределения, во многом зависит от ее непрерывности, особенно в системе «школа – вуз» [9]. А важность решения проблемы устойчивого развития каждого выпускника школы в целом определяет дальнейшую устойчивость развития общества [10].

Вторая причина связана с высоким уровнем востребованности в современной молодежной среде туристических программ, открывающих возможности путешествия по стране, знакомства с ее богатой историей и культурным наследием, расширения круга общения, которое является ведущим видом деятельности подростков.

Таким образом, проект «Университетские смены» призван решать жизненно важные задачи, обусловленные не только необходимостью выбора профессии, но и возрастными особенностями и потребностями его участников, в том числе продиктованные временем.

Нововведения в области форматов организации профориентационной деятельности и ее технологий были также обусловлены вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов – Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Луганской областей, что потребовало обеспечения процессов интеграции новых участников образовательных отношений в отечественную систему образования [11, 12, 13].

Цель исследования. Целями данного исследования являются обобщение и конкретизация опыта реализации проекта «Университетские смены» в Марийском государственном университете, а также выявление специфических особенностей технологического подхода в вопросах профориентационной деятельности для грамотного психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старших подростков.

Материал и методы исследования. Материалом для данного исследования послужили научные публикации, интернет-сайты, отражающие ежегодные итоги и опыт вузов по реализации проекта «Университетские смены» с момента его появления и по настоящее время. Для достижения поставленных целей были использованы методы наблюдения, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, описательный метод.

Результаты исследования и их обсуждение. В июле 2024 года проект «Университетские смены» впервые был реализован на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Марийский государственный университет» (далее – МарГУ), в рамках проекта вуз посетили 20 подростков в возрасте от 14 до 18 лет из г. Мелитополя Запорожской области. Для организации смены были созданы все необходимые условия и привлечены квалифицированные специалисты, в том числе в области вожатской деятельности, оказывавшие качественное психолого-педагогическое сопровождение исходя из особенностей, потребностей и интересов участников смены.

Программа смены состояла из  трех основных блоков: профориентационного, культурно-просветительского и тематического блока «Движение Первых».

1. Профориентационный блок. Данный блок предполагал знакомство с деятельностью вуза, факультетами/институтами, направлениями и профилями подготовки, условиями приема, особенностями организации учебного процесса, а также инфраструктурой: корпусами, центрами, лабораториями. Участники смены посетили экскурсии и мастер-классы в лаборатории университета, в том числе лабораторию технологии и экспертизы продуктов питания животного происхождения аграрно-технологического института (приняли участие в мастер-классах по изготовлению мягкого сыра и полуфабрикатов в тестовой оболочке), лабораторию 3D-моделирования и прототипирования, лабораторию цифровых технологий, физического развития и коррекции (приняли участие в соревнованиях по фиджитал-спорту), центр аккредитации и симуляционного обучения, зоологический музей, шахматную школу имени С. Карякина, научную библиотеку имени Р.А. Пановой, где, помимо знакомства с книжным фондом, читальными залами, локациями и выставками, для подростков было проведено мероприятие – «Диалог на равных», предполагавшее встречу с ректором МарГУ, а также занятие по китайскому языку, в ходе которого участники смены изучали культуру Китая, особенности написания китайских иероглифов и строение предложений.

Особый интерес у подростков – участников смены вызвали экскурсии в Республиканский центр патриотического воспитания и музей студенческого поискового отряда «Воскресение», созданные на базе вуза, в которых проводятся военно-патриотические просветительские акции, лектории, встречи, посвященные событиям Великой Отечественной войны и Дню Победы, а также учебные занятия по истории. Студенческим поисковым отрядом «Воскресение» проведена большая работа по увековечению памяти защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, на счету отряда около 20 экспедиций на места боевых действий. За время своего существования (с декабря 2013 года по настоящее время) бойцы студенческого поискового отряда «Воскресение» подняли и с воинскими почестями захоронили более сотни советских бойцов и командиров [14, с. 298]. В ходе знакомства с тематическими стендами и музейными экспозициями Республиканского центра патриотического воспитания и музея студенческого поискового отряда «Воскресение» подростки активно делились положительными впечатлениями, связанными с присоединением Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей к России, размышляли и высказывали мнения о проблемах фальсификации истории Великой Отечественной войны и о том, как важно бережно хранить память и почтение к тем, кто защищал и продолжает сегодня защищать Родину в ходе специальной военной операции.

Многие значимые мероприятия по профориентации для участников смены проходили также в Деловом центре МарГУ, среди них:

- встреча с начальником отдела профориентационной работы управления информационной политики и активными представителями студенческого сообщества, в рамках которой беседовали об особенностях учебного процесса, студенческой жизни в вузе, стипендиальном обеспечении;

- бизнес-игра как теория и практика проектной деятельности, в ходе которой подростки общались с работниками проектно-аналитического офиса вуза, создавали и защищали свои собственные проекты, получили знания и ценный опыт в области командной работы;

- мастер-класс от работников института естественных наук и фармации «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- мастер-класс по оказанию первой помощи в рамках Всероссийского проекта «Первая помощь» от волонтеров-медиков МарГУ, которые ведут большую работу по профилактике и пропаганде здорового образа жизни не только среди студентов и работников вуза, но и среди жителей Республики, о которой они также рассказали участникам смены.

В период проведения Университетских смен с 24 по 28 июля в г. Йошкар-Оле проходило масштабное спортивное событие международного уровня – «Игры народов мира по традиционным видам боевых искусств и физической активности», которое оказало положительное влияние на развитие интереса к профессиям, связанным с физической культурой и спортом, на некоторых участников смены. В рамках программы Игр на базе вуза для студентов МарГУ и подростков из г. Мелитополя были организованы встречи с известными спортсменами, рассказавшими вдохновляющие истории о своем карьерном пути и о том, какие трудности пришлось преодолеть на нем.

Важное значение для профессионального самоопределения участников Университетских смен имела возможность общения с психологом – начальником психологического центра МарГУ «По душам»: были проведены тренинговые занятия и индивидуальные консультации, среди которых – тренинговое занятие «Моя сильная сторона», а также тестирования, направленные на исследование профессиональной сферы, итоговый анализ результатов которых позволил построить прогноз на дальнейший вектор построения карьеры.

2. Культурно-просветительский блок территориально стал самым масштабным в рамках данной смены, поскольку предполагал знакомство с культурой и традициями не только города, но и Республики в целом. В рамках данного блока ключевая роль была отведена использованию технологий музейной педагогики [15].

Для участников смены был организован ряд интереснейших экскурсий (в том числе с выездом в районы), позволяющих погрузиться в национальный колорит и самобытные традиции жителей города и Республики, посетить уникальные достопримечательности, познакомиться с национальной кухней, декоративно-прикладным искусством, народным творчеством, узнать много нового об историческом прошлом коренных народов.

Одной из первых была организована экскурсия в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей истории города Йошкар-Олы», где подростки посетили не только саму музейную экспозицию, но и мастер-класс по росписи пряничного Йошкиного кота- одного из главных символов г. Йошкар-Олы. С данным символом подростки познакомились также в ходе экскурсии по городу, в рамках которой им представили не только саму скульптуру, но и новую достопримечательность, открывшуюся в 2024 году, – «Йошкину котосемью» с семью котятами. Экскурсия по достопримечательностям Йошкар-Олы была совмещена с фотосессией от управления информационной политики вуза на фоне самых узнаваемых локаций города, поэтому каждый участник смены увез с собой не только яркие, приятные воспоминания, но и качественные фотографии. Период проведения Университетских смен совпал с датами мероприятий третьего самого масштабного уличного фестиваля – «Марийское лето»; участники смены посетили часть из них: культурную концертную программу с участием артистов – исполнителей песен марийской эстрады и вечер отдыха под духовой оркестр «Ивальс, итанго, ифокстрот».

В рамках экскурсионной программы подростки познакомились с Государственным бюджетным учреждением культуры Республики Марий Эл «Культурно-исторический комплекс “Царевококшайский Кремль”» и являющимся его структурным подразделением Музеем марийской сказки и народного творчества «Сереброзубая Пампалче», со сказочными героями и сюжетами марийских сказок.

Помимо музеев и музейных комплексов г. Йошкар-Олы, участники проекта путешествовали по районам Республики, в связи с этим этнотуризм стал не просто средством знакомства, но и технологией поэтапного погружения в традиционную культуру местных жителей [16]. Так, в середине смены была организована экскурсия на Шукшанскую богатырскую заставу (село Елембаево Новоторъяльского района Республики Марий Эл), предполагавшая знакомство с былинной эпохой (времена Великого князя Александра Невского), включавшая военно-спортивные богатырские состязания, бои на мягком доспехе, состязания на мягких палках о двух концах, стрельбу из лука, метание топорцов, командные соревнования, а также посещение Ремесленной слободы, обед с национальными блюдами в богатырском тереме и посещение храма преподобномученика Андрея Критского.

Второй выезд состоялся в Моркинский район, где участники смены посетилимузейно-этнографический комплекс «Старинная марийская усадьба» в селе Шоруньжа. Знакомство с бытом и одеждой марийского крестьянина, марийской традиционной религией, фольклором, кухней и ремеслами, а также посещение мастер-классов по лозоплетению, марийской вышивке, согласно отзывам подростков и сопровождавших их педагогов, оставили много положительных впечатлений о поездке в Республику Марий Эл.

В рамках культурно-просветительского блока на площадках университета также были организованы мастер-классы: «Брелок с мишками», «Создание куклы Мартинички», «Роспись марийских национальных орнаментов», «Фенечка на память». После мастер-классов все полученные изделия подростки могли забрать на память с собой либо подарить друг другу.

Состоялось знакомство с шахматной школой имени Сергея Карякина и клубом интеллектуальных игр студентов МарГУ, члены которого (студенты-активисты) организовали и провели тематические музыкальные и кино-квизы. Участники смены отметили, что это был их первый опыт участия в мероприятиях такого формата и он показался им особенно интересным и полезным, поскольку позволил оценить не только уровень знаний в области музыкального и киноискусства, но еще и свои лидерские качества и навыки работы в команде.

Среди вечерних мероприятий, помимо игровых программ и танцевальных вечеров, участникам проекта особенно запомнились вечера под гитару с резидентами музыкальной группы МарГУ «U-Rock» – победителями и лауреатами всероссийских, региональных, республиканских и городских музыкальных конкурсов.

Важно отметить, что по итогам реализации культурно-просветительского блока, согласно наблюдениям куратора смены, педагогов и вожатых, можно сделать вывод о преимущественно высоком и среднем уровне этнокультурной толерантности у участников смены, который выражался в добровольном желаний посещать все мероприятия культурно-просветительской и культурно-творческой направленности, уважительном отношении и неподдельном интересе к изучению традиционной духовной и материальной культуры народов Республики Марий Эл. Не было замечено ни одного негативного поступка или высказывания в адрес представителей других национальностей. Участники смены активно делились с педагогами и вожатыми положительными впечатлениями и рассказами о традициях, которые имеют место в Запорожской области, о языках и культуре своего региона.

3. Тематический блок «Движения Первых». Поскольку одним из соорганизаторов Университетских смен в 2024 году стало Российское движение детей и молодежи «Движение Первых», важной содержательной составляющей ее значимых событий, занявшей ведущее место в плане-сетке смены, стал акцент на знакомство подростков с миссией, ценностями и направлениями деятельности «Движения Первых», с его флагманскими проектами.

На церемонии открытия проекта «Университетские смены» в МарГУ подростки получили фирменный мерч участников «Движения Первых», в котором посещали большинство мероприятий.

На базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» Региональное отделение «Движения Первых» Республики Марий Эл провело для участников проекта «Университетские смены» День Первых и интерактивную познавательную программу «Будь в Движении!». Члены регионального Совета «Движения Первых» организовали игры на знакомство, погрузили подростков из г. Мелитополя в историю детского и молодежного движения страны, показали познавательные фильмы, подробно рассказали о «Движении Первых», подарили флаги с его символикой. Ежедневно на процедуре рефлексии (так называемой свечке) подростки делились своими впечатлениями о прожитом дне, о своем отношении к произошедшим событиям. На заключительной «свечке» многие из ее участников особо отметили День Первых как один из запоминающихся, эмоционально окрашенных и информативных дней в рамках Университетских смен в МарГУ.

Важной особенностью каждого из реализованных блоков стала их направленность на содержательные, деятельностные и личностные аспекты, благодаря чему участники проекта получили не только теоретические знания, практические умения, но и ценностные ориентиры, способствующие их дальнейшему продуктивному профессиональному, культурному и нравственному становлению.

В завершение смены среди участников был проведен опрос, который показал, что большинству из них проект позволил определить дальнейший вектор профессионального развития: 18 человек (90%) хотели бы обучаться в вузе, отметив, что выбрали специальность и направление подготовки; 2 человека затруднились дать ответ на данный вопрос исходя из семейных обстоятельств. 20 человек (100%) остались полностью удовлетворены качеством организации смены, указав из недостатков лишь ее короткую продолжительность.

Заключение. По мере развития общества меняются подходы и технологии к организации профориентационной деятельности, которые должны отвечать как новым вызовам времени, так и современным требованиям государственной молодежной политики. Проект «Университетские смены» можно назвать поистине уникальным явлением в отечественной системе образования, поскольку он позволил расширить традиционные представления о форматах организации профориентационной работы и механизмах взаимодействия вузов, школ, учреждений среднего профессионального образования, а также географические масштабы этой деятельности. В 2024 году на базе Марийского государственного университета состоялся первый опыт реализации данного проекта, который был высоко оценен его участниками и организаторами. Дальнейшая динамика эффективности проекта будет отслеживаться в рамках приемной кампании текущего года, а опыт – углубляться и расширяться, поскольку в 2025 году вузом было принято решение о продолжении реализации проекта «Университетские смены», а также об увеличении количества его участников.


Библиографическая ссылка

Медведева З.В. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМЕНЫ» // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34075 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34075