Введение
Развитие целостного музыкального восприятия – важнейшая составная часть профессионального становления студентов-музыкантов в высшей школе. Целостное восприятие – это, в первую очередь, осознанность и образность восприятия всего музыкального произведения, которые не всегда осваиваются студентами, стремящимися к техническому совершенству исполнения.
Возможность целостно и глубоко воспринимать музыкальное произведение, понимать его содержание и форму, осознавать всю систему средств музыкальной выразительности в их единстве и многообразии, в подчиненности общей логике развития музыкального композиции – все это должно быть важнейшей частью современного музыкально-образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Однако авторами не обнаружено ни одного высшего учебного заведения, в котором был бы специальный курс, обучающий восприятию и осознанию музыкальных произведений разных эпох и стилей, позволяющий целостно и адекватно воспринимать их, а затем интерпретировать как в исполнительском, так и в интеллектуально-духовном планах.
Проблемы музыкального восприятия как специальную категорию рассматривали в начале – середине ХХ века С.Н. Беляева-Экземплярская, Е.В. Назайкинский, Д.В.Кабалевский [1]. В начале 2000-х годов к этой теме обращалась Д.К. Кирнарская [2]. К настоящему времени объем работ по названной тематике применительно к высшему музыкальному образованию практически «сошел на нет». Названная тема особенно актуальна в настоящее время в связи с большим количеством студентов из Китая, которым в музыке чуждо практически все, кроме техничности исполнения. Именно этот аспект современной педагогической действительности повышает значимость подхода, рассматриваемого в статье.
Цель исследования заключается в теоретическом рассмотрении процесса развития целостного музыкального восприятия студентов-музыкантов в вузовском образовательном процессе.
Все это делает актуальным рассмотрение ряда вопроса развития целостного музыкального восприятия молодых музыкантов – студентов вузов применительно к образовательной системе современной высшей школы.
Материалы и методы исследования
В сфере музыкального образования практическая работа основывается на концепции систематичности обучения, которая для музыки и музыканта является вполне оправданной и понятной.
Дальнейшая часть работы включает в себя два подраздела:
1. Педагогическая концепция.
2.Материалы и методы экспериментальной работы по развитию целостного музыкального восприятия студентов.
В самом общем виде педагогическая концепция в сфере музыкального образования включает общепринятые составляющие: цель и задачи, принципы и содержание, методы и формы музыкальной деятельности.
Однако в современной музыкальной педагогике еще недостаточно изучено целостноемузыкальноевосприятие. По близкой тематике авторами было обнаружено 2 диссертационных исследования 1986 года[1, 2]. Кроме того, имеется ряд исследований конца 1990 – начала 2000 годов[3, 4].А за последние 10 лет – всего 3 исследования, авторы которых – китайские исследователи Сюй Сунцзэи Чжоу Фанчжу [5, 6,7].Однако это вовсе не говорит о том, что вопросы изучения и развития музыкального восприятия не актуальны. Они не потеряли своей значимости и актуальности и в настоящее время, о чем свидетельствует практика студенческого музыкального исполнительства и, соответственно, музыкально-педагогического процесса в высшей школе.
Педагогическая деятельность включает в репертуар студентов технически все более и более сложные произведения, без восприятия содержания которых студент не в силах профессионально их исполнить. В связи с этим практика должна шире использовать понятие «глубина поля», которое включает в себя все, что было, есть и будет, как единое пространство. Сюда, как минимум, входит все творчество композиторов-гениев.
В целях создания теоретического основания для дальнейшей практической методической деятельности в высшей школе по развитию целостного музыкального восприятия студентов-музыкантов необходимо рассмотреть некоторые понятия, которые могут быть положены в основу дальнейшей педагогической концепции и системы образования музыкантов в вузах.Важнейшее место в числе этих понятий занимает системность, рассмотренная в завершение данной работы.
Помимо теоретического анализа, авторами проведены практические педагогические наблюдения – исследование студентов-музыкантов двух петербургских вузов – Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена ифакультета искусств Санкт-Петербургского государственного института культуры. Были выбраны студенты направлений музыкально-инструментального искусства (пианисты, исполнители на духовых и на народных инструментах) и дирижерско-хоровой направленности. Всего более 80 человек.
Все студенты-музыканты независимо от направления их подготовки и специализации по признаку, важнейшему для данной работы (уровень развития целостного музыкального восприятия), были разделены (в соответствии с положениями психологической науки) на три основные группы.
1. Студенты, обладающие развитыми способностями визуального мышления, оперируют преимущественно изображениями и зрительными представлениями. Такой тип восприятия обеспечивает широкий охват данных и мгновенное перемещение между объектами, при этом сохраняется внимание к деталям их структуры и средствам музыкальной выразительности. Студентов данного типа легко распознать благодаря выразительной «игре» лица и рук, динамичной скорости разговора и звонкому тоновому строю голоса.
2. Индивидуумы с хорошо развитым слуховым восприятием, которые могут улавливать мельчайшие нюансы звуков, оттенки настроений, воплощаемых в музыке, и многообразиетембров и оттенков музыкальной интонации. Они воспринимают данные поочередно через прослушивание. При контакте с преподавателем такие студенты демонстрируют некоторую закрытость и дистанцированность, погруженность в собственный внутренний монолог. В общении данные учащиеся обращают внимание не просто на лексику, но и на интонацию и окраску голоса собеседника.
3. Студенты-музыканты, обладающие хорошо развитыми кинестетическими сенсорными способностями, заметно отличаются от предыдущих категорий. Их музыкальное восприятие основывается на личном чувстве и внутреннем состоянии, поэтому такие люди характеризуются некоторой замедленностью; для восприятия музыкального произведения они нуждаются в физическом контакте (физическом слышании) либо даже в его разбиении на составляющие элементы, например разделы музыкальной формы [8, с. 388]. Студентов данного профиля легко идентифицировать во время обучения благодаря несколько замедленному темпу речи. Однако при восприятии музыки они ее как бы проигрывают, что выражается в движении рук (чаще пальцев, но иногда и губ у студентов-духовиков).
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим, каким образом можно интерпретировать понятие «системность» применительно к развитию целостного музыкального восприятия. С точки зрения философии, «системность в общем смысле – это взаимосвязанность элементов, подчиненных общему принципу упорядоченности, противоположность хаосу» [9, с. 86].
Определение в узком смысле дает известный российский исследователь Ю.В. Пряхина. По ее мнению, музыкальное восприятиеможно считать проявлением системныхощущений, то есть«системы ощущающих людей», множества людей, объединенных восприятием информации (в том числемузыкальной)[10, с. 5].
Индивидуумы с преобладанием визуального восприятия используют мимические выражения и жесты при восприятии музыки; те, кто ориентируется на слуховые сигналы, делают это посредством аналогии с речевымии музыкальнымиинтонациями; люди с кинестетической основой коммуникации воспринимают музыку на уровне тактильном, двигательно-исполнительском через свои двигательные, музыкально-исполнительские ощущения при восприятии музыки [11, с. 61].
Этот метод критически значим для образовательного процесса, поскольку зависит отпреимущественного типа восприятия музыки.Согласно Д.В. Щирину[12, с. 110], результат взаимосвязи элементов в системах принципиально отличается от простой суммы их индивидуальных качеств; правило неизменности суммы от перемены мест слагаемых здесь не работает. Однако для вузовского образовательного процесса необходима системность в развитии целостного музыкального восприятия у студентов с разными типами восприятия.
«Системность» – это категория, подразумевающая интенсивный путь развития, предполагающий спонтанные качественные переходы (бифуркации) в развитии [13, с. 26]. Из этого следует, что системность понятие не абсолютное, а относительное, т.е. не самодостаточное, а относящееся к предшествующей стадии развития однородных объектов. В вузовском образовательном процессе при работе со студентами-музыкантами для развития целостного музыкальноговосприятия сущностным компонентом оказывается смысловая целостность, опирающаяся на возможности музыкального языка и музыкальной речи [14, с. 55]. А.В. Красюк считает, что«художественная идея аккумулирует в себе сложные процессы, как личности самого субъекта творчества, так и окружающей его социальной жизни», и включает в себя:
1) эпохальные, стилевые процессы, представленные через соответствующие ритмоинтонационные структуры. Эволюционные изменения определяют целостное восприятие музыкальной композиции благодаря уникальным характеристикам каждой эпохи, которые служат основой ее системной организации. По мнению авторов, данные явления характеризуются функциональностью благодаря наличию внутренней организации, определяемой внешними факторами;
2)личностные, индивидуальные явления, возникающие благодаря характеристикам индивида[15, с. 34].
В результате можно говорить о системном развитии ментальных аспектов фантазии, зрительных образов и ассоциаций. По всей видимости, Л.С. Выготский, говоря про общий принцип восприятия искусства, подразумевал именнодвижение развитие восприятия, идущее «от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и установлению ее общих законов» [16, с. 87].
В концепциях развития восприятиячастоприменяется понятие «схема» («модель», «паттерн»), которое впервые появилось у Ф. Бартлета в его исследовании«Теория организации прошлого опыта»[17, с. 59]. Согласно В.С. Кубареву, «схема представляет собой активную организацию прошлых реакций или прошлого опыта <…>, когда в поведении налицо последовательность или системность, отдельная реакция возможна только потому, что она связана с другими подобными реакциями<…>, которые действуют не просто как индивидуальные элементы, идущие один за другим, а как единое целое» [18, с. 7]. Таким образом, схема («модель», «паттерн»)оказывает влияние на восприятие музыкального произведения, егопонимание и анализ, так как активирует в памяти ментальную модель, способствующую интерпретации воспринимаемой музыки[19, с. 53]. Следовательно, применение понятия системности и в этом аспекте музыкально-педагогического процесса также необходимо.
Для формирования целостного музыкального восприятия у студентов-музыкантов в высшей школе также значимо понятие «глубина поля», сформулированное Куртом Левиным, которое «включает и прошлое, и настоящее, и будущее, как единое измерение жизненного пространства. Прошлое, настоящее и будущее являются частями психологического поля в данное время» [20, с. 247]. Это заключение особенно важно, так как служит теоретической предпосылкой «погружения в стиль» воспринимаемой музыки. При этом понятие «стиль» может относиться как к конкретной исторической эпохе (например, стиль классицизма или романтизма), так и к конкретному композитору (стиль И.С. Баха, В. Моцарта, Ф. Шопена, С. Рахманинова), и т.д.
При создании современной образовательной системы, развитии целостного музыкального восприятия значимы все подходы. Однако они должны быть структурированы и систематизированы. Структурированные или интегрированные модели требуют активного поиска данных для осознания студентом-музыкантом потенциала отдельных элементов внутри данной структуры. Восприятие подобных музыкальных объектов становится возможным исключительно благодаря приобретению соответствующего опыта, направленного к осознанию целостности. В ходе обучения, как правило, сталкиваемся именно с такой ситуацией, что важно также при переходе от музыкальных творений одной эпохи к музыкальным произведениям другой.
Опыт педагогической работы со студентами-музыкантами подтвердил обоснованность этапов развития целостного музыкального восприятия, который определяет вершину процесса восприятия как «идеальное», относя его больше к мышлению, чем к восприятию. Кроме этого, он включает в число ключевых элементов активного метода понятие «картина мировосприятия», подразумевая и результат процесса восприятия музыкальных произведений. Следовательно, способность целостно воспринимать музыку зависит от характера мыслительных процессов, для чего и необходима направленная педагогическая деятельность. Целостное музыкальное восприятие оказывается интуитивно ориентированной способностью индивидуума в зависимости от особенностей его психики опираться на чисто слуховые, или зрительные, или тактильные ощущения либо различные их сочетания; индивидуум имеет способность предвидеть музыкальные события и выстраивать композиционно целостную и художественно осмысленную систему, обладающую иерархичностью и многоуровневой взаимосвязью всех компонентов.
В процессе восприятия музыкальной композиции ключевую функцию выполняет способность заранее угадывать развитие музыкальной мысли. Она появляется благодаря подсознательным установкам, предвосхищающим восприятие следующих этапов развития музыкальной формы произведения во взаимосвязи с его содержанием. На данном этапе доминирует восприятие, сформированное практическим опытом музыканта, что также необходимо учитывать при организации музыкально-педагогической системы развития целостного музыкального восприятия.
Заключение. Процесс профессионального становления студентов-музыкантов в высшей школе будет более эффективным, если при его организации учитывать специфику развития целостного музыкального восприятия, которая обладает организующей функцией для всех остальных видов музыкальной деятельности. Структурированность и системность организации музыкально-педагогического процесса по развитию целостного музыкального восприятия студентов-музыкантов позволяют выявлять наиболее значимые направления развития как конкретной группы (возрастной, принадлежащей какому-либо направлению музыкально-исполнительскому направлению и т.п.), так и конкретного индивидуума.
Задача как в высшей школе при организации образовательного процесса в своей целостности, так и конкретного вузовского преподавателя заключается в обучении студента-музыканта воспринимать каждое музыкальное произведение целостно и системно, в том числе через призму истории, современности и перспективы во взаимосвязи содержания и средств музыкального языка, выражающих его. Без развития мышления, направляющего полноценное целостное восприятиемузыкальных произведенийразных эпох и стилей, этот процесс неосуществим. Выбор конкретных методов развития целостного музыкального восприятия зависит как от музыкальной специальности студентов и их психологических особенностей, так и от возможностей учебного заведения создать и выстроить систему музыкального образования, направленную на развитие целостного музыкального восприятия студентов-музыкантов.
Библиографическая ссылка
Щирин Д.В., Воуба В.Г., Слонимская Р.Н., Шитикова Р.Г. О РАЗВИТИИ ЦЕЛОСТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34035 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34035