Введение. Смысловое значение формообразования (семантика) является важным аспектом в изучении дизайнерского искусства. В процессе обучения студенты-дизайнеры не только овладевают теоретическими знаниями, но и закрепляют их на практических занятиях, создавая свои индивидуальные дизайнерские решения. Понимание термина «семантика» объединяет в себе связь между содержанием и формой объекта и способностью воспринимать и анализировать различные социальные и культурные ситуации. Это является необходимым условием для эффективной деятельности в сфере дизайна. Заметим, что определение показателей творческого анализа профессиональных компетенций служит значимым показателем, необходимым для оценки качества подготовки студентов-дизайнеров. И это напрямую влияет на конкурентоспособность специалистов в области дизайна на рынке труда. Художественно-графические умения и профессиональные навыки взаимосвязаны, потому что именно они представляют собой важные компоненты эффективного образования дизайнеров. Для формирования критического понимания и аналитического мышления в процессе обучения необходимы фундаментальные знания не только в области искусства и дизайна, но и смежных дисциплин.
Именно эти знания способствуют представлению и пониманию социально-культурных особенностей современности. Это подтверждается высоким спросом на российских выпускников вузов, работающих в системе мирового дизайна. Анализируя рынок труда, можно подтвердить, что именно российские дизайнеры обладают высокой квалификацией и мастерством, что позволяет им осмысленно воспринимать и объяснять современные культурные контексты и явления. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что системный и последовательный подход в образовании студентов-дизайнеров, а именно изучение теории и закрепление ее основ на практических занятиях, однозначно способствует профессиональному становлению будущих профессионалов. Именно глубокое погружение в историю искусства, анализ и проработка материала необходимы для развития аналитического и критического мышления, а также для понимания социальных и культурных особенностей различных исторических эпох.
Высококвалифицированные специалисты в области графического и смешанного дизайна обязаны иметь фундаментальные знания, обладать определенными практическими навыками, а также быть информированными о современных тенденциях и требованиях рынка труда. И поэтому портфолио студентов-дизайнеров, которое формируется в процессе обучения, должно содержать документальные подтверждения уровня знаний и умений. Это является важным фактором для будущих потенциальных работодателей.
С задачами исследования, которые сосредоточены на определении роли смыслового (семантического) подхода в формообразовании, связано и изучение цикла естественно-научных дисциплин, формирующего компетенции будущих профессионалов в области дизайна. Семантика формообразования трактуется как инструментарий, помогающий студентам-дизайнерам осваивать теоретические знания и применять их на практических занятиях, создавая индивидуальные и уникальные дизайнерские решения.
Таким образом, по мнению авторов, все учебные цели, решаемые с помощью смыслового (семантического) подхода, должны включать в себя следующие задачи:
1) формирование основных терминов и понятий («пропорция», «композиция», «баланс», «симметрия», «ритм» и т.д.);
2) формирование практических навыков (умения применять теоретические знания для разработки различных визуальных материалов – макетов, рисунков, эскизов и моделей);
3) формирование аналитического мышления (умения с точки зрения смысловой (семантической) значимости воспринимать объект в целом и определять связь его формы и содержания);
4) формирование критического мышления (способность анализа и оценки качества собственных работ и разработок однокурсников);
5) развитие умения адаптироваться в современных условиях (понимать и учитывать существующие в настоящее время тенденции рынка труда и уметь правильно использовать их в условиях профессиональной среды).
Цель исследования. Подробно обсудить и подвергнуть анализу существующие профессиональные компетенции, предназначенные для формирования знаний и умений в подготовке студентов-дизайнеров, применяя смысловое (семантическое) формообразование объектов.
Материал и методы исследования. В контексте исследования авторами были использованы эмпирические методы – наблюдение, тестирование, опрос, проводившиеся на базе Российского технологического университета «МИРЭА» на кафедре компьютерного дизайна, между двумя группами студентов 1-го курса, численностью 30 человек каждая. В первой группе (условно – А) присутствовали студенты, имеющие довузовскую подготовку (художественная школа, частные занятия), а студенты второй группы (условно – Б) не имели никакой подготовки. Вопросы, касающиеся их восприятия семантического подхода, помогли выявить уровень понимания и применения теории стилистического формообразования на практике.
Результаты исследования и их обсуждение. В данной работе основное внимание уделено исследованию семантики формообразования как инструмента развития профессиональных компетенций в обучении студентов-дизайнеров. Исследование основано на анализе и оценке курсов учебных дисциплин направления обучения «Дизайн». Также в статье определены основы методологических исследований, раскрывающих процессы стилизации формообразования в системе обучения направления «Дизайн».
В процессе исследования авторами были проанализированы основы творческих способностей, акцент был сделан на важности творчества как ценной компоненте формы человеческой активности, с использованием которой удовлетворяется потребность в изучении окружающей среды.
В настоящее время требования, предъявляемые к профессиональному образованию в области дизайна, нередко оказываются двойственными под воздействием современных факторов [1]. Одним из главных факторов, оказавших неоднозначное влияние на систему российского образования, стал переход к обучению по Болонской системе. Именно переход от традиционной модели образования к двухуровневой повлек за собой сокращение количества учебных дисциплин и количества учебных часов. Это отрицательно сказалось на уровне теоретической и практической подготовки будущих специалистов. Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты в области дизайна, отличающиеся фундаментальными знаниями не только в основной профессии, но и в смежных направлениях [2, с. 85–93]. Именно поэтому очень важно, чтобы специалист-дизайнер постоянно самосовершенствовался, расширял свою квалификацию, что будет способствовать повышению его профессионального роста [3].
Авторы, изучив основы профессиональных компетенций, выделили основные правила и требования, применяемые к теоретической и практической подготовке студентов-дизайнеров. В рамках изучения дисциплин направления «Дизайн» авторы обратили внимание на структуру требований к обучению. Так, основные элементы профессиональных компетенций – это применение исторических знаний в области искусства в элементах профессиональной практики; умение и владение средствами и способами в проектной практике; управление художественными потребностями для разработки дизайн-проектов; выбор и обоснование методов реализации идей в процессе проектирования; анализ и понимание необходимости системного подхода в проектировании; умение находить самостоятельное решение применения дизайнерских идей; умение использования различных творческих подходов для решения поставленных задач [4].
Исследования в области методологии показали, что для достижения результата необходимо глубокое изучение процесса стилистического формообразования. Для этого в рамках изучения дисциплин направления «Дизайн» был подготовлен и добавлен в учебную программу курс лекций «Стили, история стилей в дизайне». Он ориентирован на изучение и исследование стилей, а также принципов стилизации различных объектов [5]. Этот курс лекций включает в себя следующие составляющие:
1) лекционные занятия, раскрывающие историю образования стилей в дизайне;
2) семинарские занятия, рассматривающие современные тренды стилизации, а также их влияние на формообразование;
3) практические занятия, содержащие в себе специальные задания, соответствующие лекционным темам и учебным задачам. Они включают в себя:
- обсуждение лекционных тем и обмен идеями, что положительно влияет на развитие навыков командной работы;
- создание оригинальных дизайн-проектов, разработанных на основе выбранных стилей.
Авторами был отмечен положительный эффект, полученный от организации экспозиций работ студентов. Их последующее обсуждение помогло сформировать и развить навыки разработки презентаций и умение аргументировать свои решения. Вместе с этим было проведено рецензирование работ самими студентами – участниками данных экспозиций, что способствовало формированию критического понимания.
Стилизация как одна из креативных моделей проектирования представляет собой сложную исследовательскую цель, в которой художественные средства передают различные аспекты разработки [6]. Важнейшими задачами преподавателя, работающего в направлении «Дизайн», являются содействие и поддержка студентов в обоснованном выборе художественных средств и стилистических приемов. Вместе с этим очень важно изучение современных принципов формообразования, основанное на изучении основ истории искусства, интеграции местных традиций в современные проекты и аналитическом подходе к выбору разрабатываемых объектов [7].
Квалифицированный преподаватель обязан четко определять учебные цели и напутствовать студентов на каждом из этапов проектирования, консультируя их и следя за ходом их работы. Также необходимо информировать учащихся о становлении профессионального почерка, который формируется при выполнении различных видов практических заданий и способствует проведению анализа проектных работ [8]. Развитие аналитического мышления студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, является ключевым аспектом в формировании профессиональных компетенций [9].
Адресный подход при обучении студентов-дизайнеров вносит вклад в формирование умений и навыков и способствует качественной профессиональной подготовке.
В процессе создания дизайнерских композиций возникают трудности с точки зрения теоретического понимания (например, композиционных закономерностей) или практического – умения комбинировать различные элементы, которые уже были использованы в подобных проектах [10].
Сталкиваясь с такими проблемами, учащиеся учатся анализировать и делать выводы, что помогает им развивать свою индивидуальность и профессиональный стиль [11].
В рамках изучения дисциплин направления обучения «Дизайн» проведено методологическое исследование, которое внедрено в рабочую программу дисциплины (РПД) под названием «История. Стили в дизайне». В ней показана необходимость проведения практических работ (дизайн-проектов), ориентированных на изучение стилистических формообразований объектов [12].
Действительный эксперимент был направлен на выявление различий результатов определенных задач, основанных на видах стилистического формообразования объектов.
Студенты должны были создать дизайн-проект по заданной теме, где они применяли различные методы стилистического формообразования к природным объектам. Задание предполагало использование таких методов, как типизация, индивидуализация, агглютинация, комбинация, гиперболизация и метафора, а также методы выделения характерных черт объектов.
Оценку работ проводили с помощью аналитических методов, основанных на непосредственном педагогическом опыте. Были использованы такие показатели, как оригинальность, сложность и качество воплощенных идей, соответствие заданиям, техническая грамотность и творческий подход [13].
В группе А (студенты, имеющие предварительную подготовку) получены следующие результаты: 56% участников справились с выполнением заданий на высоком уровне, 34% обнаружили средний уровень и 10% показали низкую творческую активность.
В группе Б (студенты, не имеющие предварительной подготовки) отмечены следующие результаты – только у 20% участников были выявлены высокие результаты, у 24% был обнаружен средний уровень, а 56% оказались не способны справиться с предложенными заданиями.
Далее студенты были опрошены о том, какие трудности они испытывают при работе с проектами, требующими стилистического формообразования [14]. Анализ результатов эксперимента показал, что учащиеся, не обладавшие предварительной художественной подготовкой, сталкивались с трудностями в креативном подходе к задачам. Это подчеркивает необходимость включения в образовательные программы курсов, направленных на развитие базовых художественных навыков, что позволит будущим дизайнерам уверенно использовать семантический подход в практике формообразования [15].
Выводы
1. Результаты эксперимента подтвердили, что студенты, не обладавшие предварительной художественной подготовкой, столкнулись с большими трудностями в решении задач, требующих креативного подхода и применения методов стилистического формообразования. Свойственный им недостаток базовых знаний и умений в этой области значительно ограничивает их возможности для самореализации в проекте.
2. При проведении эксперимента, в процессе выполнения практических заданий, было определено, что типизация в дизайне основывается на выделении более значительных качеств объекта путем снижения или упрощения значимости небольших составляющих. Типизация в дизайне помогает в разработке различных графических элементов узнаваемых брендов, а в искусстве способствует передаче основных идей без усложнений. В дизайне присутствуют различные методы стилизации – индивидуализация, комбинирование, агглютинация, акцентирование и метафора. Изучая методы стилизации и преобразования в дизайне, можно сделать вывод, что именно они способствуют анализу стилей художников и формированию собственного стиля.
3. В процессе обучения важно заострить внимание на развитии у студентов образного мышления, которое является ключевой составляющей профессиональных компетенций для изучения дисциплин направления обучения «Дизайн». Необходимо глубокое изучение теоретических основ различных стилей посредством изучения исторических эпох развития общества. Темы практических заданий для студентов-дизайнеров разумно выбирать, включая в них описание и изучение элементов как классических стилей, так и современных специфических. Именно такой подход, по мнению авторов, поможет в развитии творческих способностей и создании индивидуальных решений у студентов-дизайнеров.
4. Для развития способностей стилистического формообразования целесообразно установить следующие цели: выявление индивидуальных особенностей объекта; комбинация различных элементов объекта; подчеркивание отдельных, более значимых, элементов объекта; преобразование объекта в определенный символ; создание собственного логотипа объекта. В результате изучения и достижения данных целей у студентов-дизайнеров развиваются навыки стилистического формообразования, что представляет собой одну из составляющих профессиональной подготовки.
Заключение. Авторами в ходе исследования было определено, что смысловой (семантический) подход в формообразовании представляет собой эффективный инструментарий в освоении профессиональных компетенций студентами-дизайнерами.
Результаты проведенных экспериментов подтверждают, что студенты-дизайнеры, имеющие начальную художественную подготовку, продемонстрировали лучший результат в выполненных заданиях, чем студенты, не имеющие такого опыта.
Смысловой (семантический) подход в формообразовании показал себя как действенный элемент профессиональных компетенций в обучении студентов-дизайнеров. Именно поэтому необходима разработка дополнительных методических материалов, направленных на внедрение семантического метода в образовательный процесс.
Дальнейшее направление исследований по данной теме может включать в себя разработку определенных методик, обращенных к вопросам интеграции различных стилей в учебный процесс, а также поиск эффективных способов мотивации студентов к саморазвитию и творчеству.
Библиографическая ссылка
Саданова В.Н., Шнейдер Е.М. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ (СЕМАНТИКА) ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ (ДИЗАЙН) // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34025 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34025