Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Хаширова Т.Ю. 1 Малухова Ф.В. 1 Эдгулова Е.К. 1 Апшева С.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
В статье представлены результаты исследования, целями которого были теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели организации проектной работы студентов в условиях кросс-дисциплинарного сотрудничества. Приведены итоги педагогического эксперимента в рамках учебной практики в Институте искусственного интеллекта и цифровых технологий, в котором участвовали студенты 2-го курса направления 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, для формирования команд привлекались студенты химики, биологи и экономисты. В работе представлены материалы и методы, которые были использованы для организации проектно-ориентированной работы, обоснованы критерии ее оценки. Выявлены основные направления работы со студентами, рассмотрены содержания этапов подготовки и структурных элементов проектов, охватывающих несколько дисциплин. Описанная в статье модель организации проектной работы студентов в условиях интеграции научных направлений способствует приобретению студентами необходимых навыков и компетенций, а именно: умения работать в команде, критического мышления, способности применять знания из различных областей для решения комплексных задач. Это развивает творческий подход и готовность к адаптации в быстро меняющемся мире. Результаты проведенного исследования подтвердили, что целенаправленное использование в исследовательской работе задачи на стыке нескольких научных дисциплин способствует более эффективному развитию проектных и интегративных умений и навыков у студентов междисциплинарных групп.
проектная деятельность
междисциплинарный проект
критерии оценки проектной деятельности
1. Нагорный Д.О., Щербаков С.М. Проектная деятельность в вузе: особенности, проблемы, технологии управления // Информатизация в цифровой экономике. 2021. Т. 2. № 4. С. 167-180. DOI: 10.18334/ide.2.4.113393.
2. Зарипова Р.С., Кошкина И.А., Тюрина М.М. Проектная деятельность как метод обучения студентов в системе высшего образования // Казанская наука. 2024. № 1. С. 57-59.
3. Ястребцева И П., Милеева М.Н. Учебный Междисциплинарный проект: от теории к практике // Школа будущего. 2021. № 1. С. 206-215.
4. Smolyaninova O.G., Rostovtseva M.V., Yudina Yu.G., Korshunova V.V. Project-Based Activity as a Mechanism of Reflection Developmentin Students of Psychology and Education Studies // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 14, Is. 3. P. 385-395. DOI: 10.17516/1997-1370-0730.
5. Игнатова И.Г., Балашов А.Г., Соколова Н.Ю. Междисциплинарные проекты как способ формирования компетенций при реализации образовательных программ // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 86-92.
6. Полонский В.М. Методологические требования к междисциплинарным исследованиям в сфере образования // Педагогика. 2018. № 11. С. 23-30.
7. Земсков Ю.П., Асмолова Е.В. Основы проектной деятельности: учебное пособие. СПб.: Лань, 2019. 184 с.
8. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50 yaEkIz Yq (дата обращения: 16.11.2024).
9. Багаева Е.П. Междисциплинарный проект как технология адаптивного управления качеством образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30805 (дата обращения: 30.09.2024). DOI: 10.17513/spno.30805.
10. Прохорова М.П., Гальянова Е.О., Каманин К.А. Критерии оценки инновационно-проектной деятельности обучающихся педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 161-168.
11. Токтарова В.И., Семенова Д.А., Зарипов Р.Н. Оценка эффективности проектной деятельности студентов на основе цифрового следа // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15, № 4(44). С. 420-429. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-4-420-453.
12. Грабова О.Н., Чугунова О.Д., Грабов А.В. Оценка студентами результатов социальной проектной деятельности как фактор ее качества и эффективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 124-132. DOI: 10.34216/2073-1426-2023-29-4-124-132.

Введение

Для успешного решения задач модернизации образования необходимы обновления образовательных установок и технологий, продиктованные современными реалиями: интеллектуализацией общества, развитием его системы образования и культуры. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях формирования информационного общества, где выдвигаются новые требования к подготовке подрастающего поколения [1, 2]: анализ больших потоков информации, быстрый поиск решения, адаптация к меняющимся условиям.

В эпоху формирования цифрового поколения по-иному развиваются познавательные психические процессы. Визуальное мышление, разумная склонность к риску, появление новых смыслов приводят к пониманию необходимости включения в образовательный процесс педагогических технологий, направленных на формирование навыков самореализации личности, целостного мировосприятия [3, 4]. Соответственно, перед педагогическим сообществом стоит задача развития у подрастающего поколения компетенций и личностных качеств, которые обеспечивали бы готовность обучающихся к успешной будущей профессиональной работе и взаимодействию с окружающим миром [5].

В данном контексте актуальным является включение в учебно-познавательный процесс проектного метода как эффективной технологии, направленной не только на развитие базовых информационных, учебных и познавательных навыков, но и на мотивацию обучающихся в целом, общее интеллектуальное развитие, способность к осуществлению практической деятельности [6].

Под проектно-исследовательской деятельностью принято понимать деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой обучающийся производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной [7]. На рисунке 1 представлена педагогическая эффективность использования метода проектов в образовательном процессе.

 

Рис. 1. Педагогическая эффективность метода проектов

В современных условиях образовательного процесса целесообразно обратить внимание на включение в учебный процесс учебных проектных работ как эффективного инструмента обучения, что подтверждает принцип целостности и взаимосвязи различных образовательных областей, в свою очередь способствующий возникновению нового знания. Анализируя практику реализации междисциплинарных проектов в высших учебных заведениях, необходимо отметить существующие наработки в данной области. В частности, исследование ученых Национального исследовательского университета «МИЭТ» по внедрению учебных междисциплинарных проектов выявило специфические особенности их реализации и организационно-методическое обеспечение [8].

Организация проектной работы, охватывающей несколько дисциплин, направлена на решение следующих задач [8, 9].

1. Формирование понимания взаимосвязи отдельных этапов профессиональной деятельности через примеры решения учебных задач, соотносимых с конкретными ситуациями профессиональной практики.

2. Получение студентами самостоятельных результатов учебной деятельности в рамках одной дисциплины и последующая работа с полученными результатами в контексте других дисциплин.

К особенностям реализации интегративных проектов авторы относят согласованность действий и требований преподавателей, общие требования по составу комплекта документов, а также соблюдение общих требований при их реализации, планирование координационных мероприятий, планомерность работы студента [6, 9]. Данный подход отвечает современной тенденции в образовании: имеется потребность углубленного, многоаспектного постижения объектов изучения и преодоления жесткой привязанности каждой дисциплины к узким специалистам.

Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании модели организации практико-ориентированной деятельности студентов в условиях интеграции знаний из разных областей.

Гипотеза исследования предполагает, что организация практико-ориентированной деятельности у студентов младших курсов будет более эффективной при условии, что проектная работа будет носить междисциплинарный характер.

Материалы и методы исследования

В целях подтверждения авторской гипотезы был проведен педагогический эксперимент в рамках учебной практики в Институте искусственного интеллекта и цифровых технологий Кабардино-Балкарского государственного университета. В проектно-исследовательской работе участвовали студенты 2-го курса направления 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, также для формирования команд привлекались студенты следующих направлений: Химия, Биология, Экология и Экономика. Выборочная совокупность составила 54 студента 2-го курса и 15 студентов 3-го курса.

Работы выполнялись в соответствии с предложенной тематикой, а именно с применением информационных технологий при решении проблем экологии и охраны окружающей среды.

Экспериментальное апробирование модели включало в себя следующие шаги.

1. Выбор целевых групп: определение студентов и преподавателей, которые примут участие в эксперименте.

2. Разработка учебных программ: создание программ, которые интегрируют множество дисциплин и направлены на реализацию проектной деятельности.

3. Сбор данных и анализ: оценка эффективности модели с помощью опросов, анкетирования и анализа результатов проектной деятельности студентов.

4. Корректировка: на основе полученных данных вносить изменения в модель для повышения ее эффективности.

Результаты исследования и их обсуждение

Было сформировано 9 команд: 5 команд из студентов направления Информатика и вычислительная техника (ИВТ), 4 команды были представлены студентами 3-х курсов направлений Химия, Биология, Экология и Экономика, в каждой команде было от 5 до 7 студентов. Выбор этих направлений был обусловлен тематикой заданий для проектно-исследовательской работы «Информационные технологии в проблемах экологии и охраны окружающей среды». Работа в каждой команде началась с изучения предметной области и распределения ролей, список выбранных тем представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Темы проектно-исследовательсих работ команд – участников эксперимента

На разработку проекта отводилось ограниченное время – 3 недели, за это время команде необходимо было пройти все этапы разработки проекта: от идеи до практической реализации. Каждая команда по окончании работы представляла свою проектно-исследовательскую работу, оценка которой осуществлялась по следующим критериям: соответствие целям и задачам; качество содержания; организация работы; методы и технологии; оптимизация ресурсов; результаты и их оценка; коммуникация и взаимодействие; влияние и значимость; самоанализ и рефлексия. Также оценивались полнота реализации замысла, соответствие контексту проектирования, соответствие культурному аналогу, степень новизны, социальная значимость, эстетичность и потребность дальнейшего развития исследовательского опыта.

Модель организации проектной работы студентов включает следующие ключевые элементы (рис. 3): определение цели практического исследования, создание команды, планирование, исследование и анализ, разработка и реализация, презентация результатов, оценка и рефлексия.

Рис. 3. Модель организации междисциплинарной проектной работы студентов

Эта модель способствует развитию у студентов навыков работы в команде, критического мышления и способности к самоорганизации.

Критерии оценки научно-исследовательской работы могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и задач проекта, а также от его содержания [10, 11, 12]. Представим несколько общих критериев, которые были использованы для оценки работы студенческих групп.

В таблице 1 представлены критерии, которые были использованы для оценки проектно-исследовательских работ. Данные критерии могут служить основой для разработки более детализированной системы оценки, учитывающей специфику конкретного задания или категории деятельности.

Таблица 1

Критерии оценки проектной работы

Критерии

Вопросы, характеризующие критерий

Баллы,

bi (i=1..9)

Весовой коэффициент,

vi (i=1..9)

1.

Соответствие целям и задачам проекта

- соответствует поставленным целям? (нет/да);

- выполнены ли задачи, заявленные в проекте? (нет / не полностью / да);

- является ли проект актуальным и значимым в выбранной области? (нет/да)

0/1

 

0/1/3

 

0/1

0,2

2.

Качество содержания

- результаты исследования (если есть): достоверность и обоснованность выводов (нет / не полностью / да);

- качество представленных материалов: оригинальность, научная обоснованность, соответствие современным требованиям (нет / не полностью / да);

- наличие четкой структуры и логики изложения (нет/да)

0/1/2

 

 

0/1/2

 

 

 

0/1

0,1

3.

Организация работы

- эффективность плана работы над проектом (нет/да);

- соблюдение сроков выполнения этапов проекта (нет/да);

- уровень координации среди участников проектной группы (если применимо) (нет / не полностью / да)

0/2

 

0/1

 

0/1/2

0,1

4.

Методы и технологии

- соответствие задачам проекта использованных методов и инструментов (нет/да);

- инновационность подходов и решений (нет/да);

- уровень практической значимости представленных решений (нет / не полностью / да)

0/2

 

0/1

 

0/1/2

0,2

5.

Оптимизация ресурсов

- эффективность использования времени, средств и других ресурсов;

- умение находить и использовать альтернативные ресурсы

0..2

 

0..3

0,2

6.

Результаты и их оценка

- наличие четко определенных результатов (продукт, услуга и т.д.);

- способность оценки результатов: как они были проверены и оценены;

- устойчивость и долговечность результатов проекта

0..2

 

0..2

 

0..1

0,4

7.

Коммуникация и взаимодействие

- уровень взаимодействия с целевыми аудиториями: опросы, интервью и т.д.;

- эффективность презентации проекта и его результатов;

- открытость к обратной связи и готовность к доработке идеи

0..2

 

0..2

 

0..1

0,2

8.

Влияние и значимость

- влияние проекта на целевую аудиторию, сообщество или профессиональную область;

- потенциал для внедрения результатов проекта в практику или дальнейшее развитие идеи

0..2

 

0..3

0,2

9.

Самоанализ и рефлексия

- уровень самооценки участников и анализ опыта;

- способность учесть ошибки и выработать рекомендации для будущих проектов

0..3

 

0..2

0,3

Для оценки всех девяти критериев авторы рекомендуют использовать пятибалльную шкалу bi, где i=1, …, 9. Применение данной шкалы способствует более точной и объективной оценке разнообразных мнений о качестве проектно-исследовательских работ учащихся, формируя при этом единые требования к критериальной оценке проектов. Особую значимость имеет тот факт, что пятибалльная шкала обеспечивает удобное ранжирование проектов, касающихся различных проблем в несмежных областях научного знания, а также сравнительный анализ проектов в одной области с аналогичными объектами и методами исследования. В дополнение к основным оценкам за проектно-исследовательские работы предлагается учитывать дополнительные баллы за определенные типы проектов pi (i=1,2,...9), piÎ[0; 3], а также учитывать мнение экспертов в данной области, представленное значениями весовых коэффициентов vi (i=1,2,...9), viÎ[0,1; 1]. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры компьютерных технологий и информационной безопасности Кабардино-Балкарского государственного университета и работодатели, представляющие научно-исследовательские институты Республики. Интегральная оценка каждой команды определялась по следующей формуле:

. (1)

После защиты проектов были подведены итоги (табл. 2), результаты в виде диаграммы представлены на рисунках 4 и 5, была выявлена команда-победитель. В проведенном эксперименте команды с первой по четвертую, т.е. Команда 1 – Команда 4, были междисплинарными, в состав этих команд входили студенты разных направлений. А команды с пятой по девятую состояли из студентов только направления Информатика и вычислительная техника. Была выявлена команда-победитель, которая набрала максимальное количество баллов (43), также эта команда получила наибольший балл от экспертов и является примером «сборной» команды, в ее состав входили химик, биолог, два программиста и экономист. Считаем необходимым отметить критерии, по которым команды набрали минимальное и максимальное количество баллов, – это Критерий 8 «Влияние и значимость» и Критерий 9 «Самоанализ и рефлексия». Результаты по Критерию 8 были ожидаемы, затруднения у студентов были вызваны неумением адекватно оценить влияние проделанной исследовательской работы на целевую аудиторию, а также оценить практическую значимость проекта и процесс его последующего внедрения. Порадовали и удивили умение студентов критически оценивать свою работу, свои возможности, свои ошибки, и их способность выработки рекомендаций для новых проектных работ, исходя из собственного опыта.

Таблица 2

Оценки команд

Команды

Баллы по каждому критерию, bi

Дополнительные баллы, pi

Интегральная оценка, Сi

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Команда 1

5

4

4

4

5

4

4

4

5

1

9,3

Команда 2

5

4

5

4

5

4

5

4

5

1

8,7

Команда 3

5

5

5

5

5

4

5

4

5

3

10,8

Команда 4

5

5

4

5

5

4

5

4

5

1

7,8

Команда 5

5

5

4

5

5

4

4

4

5

2

8,3

Команда 6

5

4

4

4

4

4

5

3

5

1

5,8

Команда 7

5

3

4

4

4

4

4

3

5

0

2,8

Команда 8

4

4

4

5

4

4

4

3

5

1

3

Команда 9

4

4

4

4

4

4

4

4

5

1

2,2

 

43

38

38

40

41

36

40

33

45

 

 

 

Рис. 4. Баллы, набранные командами в ходе педагогического эксперимента

 

Рис. 5. Интегральные оценки команд, набранные в ходе педагогического эксперимента

 

Заключение

В ходе проведенного исследования было выявлено, что привлечение студентов к выполнению заданий в формате проектов, реализованных в командах из обучающихся различных направлений, способствует более эффективному развитию проектных и интегративных умений и навыков у студентов, а также активному взаимодействию как между студентами и педагогами, так и между самими обучающимися. Описанная в статье модель способствует приобретению студентами необходимых навыков и компетенций, таких как умение работать в команде, критическое мышление, а также способность применять знания из различных областей для решения комплексных задач. Это также развивает творческий подход и готовность к адаптации в быстро меняющемся мире. Организация проектной деятельности студентов в современных условиях требует тщательного планирования и гибкости. Важно создавать среду, способствующую творческому подходу и активному участию каждого студента, что, в свою очередь, приведет к более глубокому усвоению знаний и навыков.


Библиографическая ссылка

Хаширова Т.Ю., Малухова Ф.В., Эдгулова Е.К., Апшева С.Ю. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33820 (дата обращения: 19.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33820

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674