Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «UNILAB - ОТ УНИВЕРСИТЕТА К РЫНКУ ТРУДА XXI ВЕКА»

Ольховая Т.А. 1 Докашенко Л.В. 1
1 Оренбургский государственный университет
Целью данного исследования является определение и масштабирование успешного опыта взаимодействия университетов и потенциальных работодателей, направленного на построение студентами возможных вариантов карьерных траекторий и повышения потенциала конкурентоспособности выпускников. Значимым для решения проблемы повышения конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда является поиск и выстраивание новых моделей взаимодействия между вузами и работодателями. Суть сотрудничества между предприятиями и университетами заключается во взаимопроникновении ключевых интересов. Участие бизнеса в образовательном процессе объясняется двумя причинами: во-первых, бизнес является основным потребителем и бенефициаром подготовленного персонала, а во-вторых, именно университет является аккумулятором интеллектуального капитала и экономики знаний в целом. Университетам важно работать над проектированием и реализацией моделей эффективного взаимодействия с работодателями, обеспечивающих расширение возможностей трудоустройства студентов, освоения ими профессиональных компетенций и предпринимательских навыков. Исследование базируется на сравнительном анализе российского и международного опыта преодоления разрывов между университетским образованием и запросами рынка труда, адаптации лучших практик взаимодействия вузов и работодателей. Представлен опыт участия в международном исследовательском проекте «Производственная практика: шаг вперед из университета на рынок труда в XXI веке» с целью проектирования и координации целенаправленной работы по организации практической подготовки студентов, формированию у них необходимых навыков и компетенций для будущей успешной трудовой деятельности.
университет
образование
взаимодействие с работодателями
практическая подготовка
карьерные траектории
1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-big-economic-dict.slovaronline.com (дата обращения: 25.09.2024).
2. Каштанова Е.В., Лобачёва А.С. Современные тренды в системе адаптации персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. №1(58). C. 29-36. DOI 10 .12737/2305-7807-2022-11-1-29-35.
3. Удальцова Н.Л. Анализ моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 2. С. 299-314. DOI: 10.18334/epp.14.2.120357.
4. Walsh, L.C., Montemayor-Dominguez, M., Horton, C., Lybomirsky S., Gokce B.S. Worker Well-Being: A Continuous Improvement Framework // Applied Research Quality Life. 2023. № 18. С. 2993-3017. DOI: 10.1007/s11482-023-10217-5.
5. Бардаков Н.Д. Цифровая трансформация образования и/или образование устойчивого развития // Инновационные научные исследования. 2021. №4-3 (6). С. 167-172. DOI: 10.5281/zenodo.4782149
6. Козолупенко Д.П. Образование и самообразование: основные направления трансформации современной системы высшего образования // Известия российской академии наук. 2022. № 4 (60). С. 105-121. DOI: 10.51944/20738498_2022_4_105
7. Баранов И.Н., Коршунов И.А., Литвинов А.C., Юрченков В.И. Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы. Аналитический отчет // АНО ДПО «Корпоративный̆ университет Сбербанка», 2021. 78 с. [Электронный ресурс]. URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/473/Report_reskilling_demo.pdf (дата обращения 19.09.2024).
8. McKinsey & Company. 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/people-and-organizational-performance/our-insights/effective-employee-resource-groups-are-key-to-inclusion-at-work-heres-how-to-get-them-right (дата обращения: 12.12.2024).
9. Кондратюк Т.В. Четвертая промышленная революция: какие компетенции необходимы сотрудникам? // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3. С. 66-79. DOI: 10.17747/2078-8886-2018-3-66-79.

Введение. В ходе исследования проблемы трудоустройства выпускников современных вузов обращает на себя внимание тот факт, что недостаточно внимания уделяется процессу формирования необходимых навыков и умений у студентов российских университетов, обеспечивающих выпускникам вузов конкурентоспособность на рынке труда. Надо отметить, что на сегодняшний день также недостаточно исследований, ориентированных на изучение подходов к формированию карьерных траекторий выпускников университета в условиях цифровизации.

В теории управления персоналом карьера – это не только результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом, но и «фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в коллективе конкретным работником» [1]. Карьерная траектория – это путь, по которому работник проходит на протяжении всей трудовой жизни, долгосрочный план, который включает конкретные рабочие места, ведущие к желаемой профессии, последовательность стадий профессионального развития специалиста. Значимым для решения обозначенной проблемы является поиск и выстраивание новых моделей взаимодействия между университетами и работодателями. Суть сотрудничества между предприятиями и университетами заключается во взаимопроникновении ключевых интересов. Участие бизнеса в образовательном процессе объясняется двумя причинами: во-первых, бизнес является основным потребителем и бенефициаром подготовленного персонала, а во-вторых, именно университет является аккумулятором интеллектуального капитала и экономики знаний в целом. Чтобы повысить уровень квалификации выпускников и обеспечить плавный и эффективный переход от университетской сферы к производственной и/или предпринимательской, необходимо расширить возможности для студентов в разрезе приобретения соответствующего опыта работы, проектирования и реализации карьерных траекторий еще во время учебы в вузе.

Сегодня университетам важно работать над созданием и развитием модели центров карьеры, обеспечивающих расширение возможностей трудоустройства студентов, освоения им предпринимательских навыков. Отметим, что данное направление деятельности вузов сопровождает реализацию ключевых миссий университетов, способствует преодолению существующих разрывов между университетами и рынками труда, социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.

Цель данного исследования - выявление и масштабирование успешного опыта взаимодействия университетов и потенциальных работодателей, обеспечивающего построение студентами возможных вариантов карьерных траекторий и повышения потенциала конкурентоспособности выпускников современных университетов.

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной в работе цели были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; диагностика представлений студентов о возможностях и необходимых ресурсах для своего успешного трудоустройства; сравнительный анализ российского и международного опыта преодоления разрывов между университетским образованием и запросами рынка труда; адаптация лучших практик взаимодействия вузов и работодателей.

С целью разработки и формирования карьерных траекторийвыпускников университета в условиях современного цифрового общества в период с 2020 по 2023 год был инициирован и реализован международный исследовательский проект «Производственная практика: шаг вперед из университета на рынок труда в XXI веке» (Erasmus+ № 610245-EPP-1-2019-1-BE-EPPKA2-CBHE-JP, 2020-2023). Данный проект реализовывался консорциумом университетов шести стран: Испании, Австрии, Франции, Белоруссии, Азербайджана, России. Из российских вузов в проекте приняли участие Оренбургский государственный университет (г. Оренбург), Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (г. Москва), Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) и Альметьевский государственный институт нефти и газа (г. Альметьевск). Перед командой проекта стояла непростая задача- собрать вместе представителей университета, работодателей, общественные организации, органы власти, выпускников, студентов и будущих абитуриентов, а также их родителей, чтобы обсудить актуальные вопросы производственной практики и успешного трудоустройства выпускников вуза.

Для исследования проблемы повышения эффективности трудоустройства выпускников вузов важно было провести диагностику представлений студентов о возможностях и необходимых ресурсах их конкурентоспособности на рынке труда. Выпускники вузов - это те люди, кто, как правило, тщательно подходит к своему будущему трудоустройству и максимально заинтересованы в его успешных результатах. Согласно проведенному опросу, студенты Оренбургского государственного университета считают, что им недостает следующего:

- доступной информации о региональных, национальных и международных работодателях и имеющихся вакансиях (92% респондентов);

- набора компетенций и возможностей для трудоустройства и работы в престижных компаниях как на региональном, так и на национальном уровнях (79% респондентов);

- доступной и достоверной информации о возможностях практического (быстрого) трудоустройства (65% респондентов);

- цифровых платформ для выпускников вузов с целью презентации себя, своих проектов и размещения резюме (54% респондентов).

В качестве предложений вариантов, которые бы способствовали их лучшему трудоустройству, студенты предложили следующие варианты:

- создание мест для общения/дискуссий с потенциальными работодателями, таких как коворкинг-центры, центры карьеры, цифровые платформы взаимодействия с потенциальными работодателями;

- увеличение доли практических занятий в учебном процессе и учебных кейсов, которые бы их учили применять теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач;

- организацию мастер-классов по развитию предпринимательских способностей и навыков коммуникаций в профессиональной сфере.

Определяя потрет современного студента - выпускника нового времени, отметим, что это, прежде всего, тот, кто готов уже в университет начать свою карьеру, и студентам важно и нужно следующее:

- быть хорошо информированными о современном рынке труда, вследствие этого трудоустроенными (91% респондентов);

- получить хорошо оплачиваемую должность (87% респондентов);

- устроиться на работу для удовлетворения личных потребностей, личностного и профессионального роста (83% респондентов);

- иметь прямые контакты с менеджментом бизнеса и рядовыми сотрудниками (64% респондентов);

- иметь возможность работать в соответствии со своими интересами и ценностями (53% респондентов).

Всё вышесказанное включает в себя необходимые элементы профиля конкурентоспособного выпускника вуза, то есть выпускника, способного конкурировать за желаемое рабочее место за счет наилучшего соответствия, обретенных в процессе обучения профессиональных компетенций, отвечающих основным требованиям профессиональной деятельности и запросам работодателя.

Результаты исследования и их обсуждение

Университет может и должен обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами, соответствующими определенным образовательным и профессиональным стандартам. Современному университету для этого необходимо:

- иметь хорошую репутацию на рынке труда (в первую очередь за счет подготовки и вывода на рынок конкурентоспособных выпускников и их проектов);

- быть готовым к вызовам современного рынка труда и экономики в целом;

- поддерживать связь и развивать взаимодействие с лидерами технологических рынков как на региональном, так и на национальном уровнях.

Для успешного формирования карьерных траекторийвыпускников Оренбургского государственного университета в современных условиях цифровизации необходимо учитывать то, что в Оренбургской области недостаточно развита взаимосвязь и механизмы взаимодействия между университетом, предприятиями и правительством региона по вопросам организации практики студентов и их трудоустройства. В регионе наблюдается отсутствие достаточного количества привлекательных рабочих мест с хорошей заработной платой для молодых специалистов, недостаточно развитая социальная инфраструктура, отсутствие возможностей для самореализации молодых граждан непосредственно в регионе, в связи с чем происходит отток высококвалифицированных молодых специалистов в крупные города России.

Одной из целей данного проекта является проведение проблемного интервью среди работодателей, направленного на выявление компетентностей, необходимых для успешной карьеры и повышения навыков трудоустройства выпускников вузов. При определении круга вопросов для работодателей мы учитывали результаты работ по тематике адаптации и вовлеченности сотрудников в производственные вопросы организации [2-4].

Важным в процессе исследования было смоделировать пирамиду приоритетов и потребностей университета, работодателей и студентов, в рамках которой ключевым элементом было бы формирование профессиональных навыков студентов в контексте востребованности на рынке труда, приоритетов экономики, а также создание условий и возможностей для успешного трудоустройства, повышения мотивации к предпринимательской деятельности студентов университета. Также мы учитывали, что основным направлением трансформации современного университетского образования является цифровизация и усиление значимости самообразования [5; 6].

В рамках проекта проведена работа по оценке доказательной базы, с помощью которой можно изучить степень общего понимания заинтересованными сторонами ключевых факторов создания и поддержания успешной, активной, рефлексивной рабочей среды обучения. В ходе проекта были изучены и обобщены передовые практики эффективного вовлечения работодателей в активное обучение студентов на рабочем месте; разработаны рекомендации для вузов и работодателей по организации практики студентов и их последующего успешного трудоустройства на предприятиях. Работодателям была предоставлена возможность адаптировать образовательные программы (в первую очередь за счет блока практико-ориентированных дисциплин) в соответствии с текущей ситуацией на рынке труда и запросами конкретных предприятий. Для студентов был разработан и внедрен комплексный междисциплинарный курс «Базовые карьерные навыки», включающий четыре самостоятельных блока: «Инструменты самопознания и саморазвития», «Инструменты для трудоустройства. Успех на рабочем месте»; «Предпринимательский потенциал и персональный брендинг»; «Управление рабочей нагрузкой и решение проблем».

Оренбургский государственный университет сотрудничает с более чем 500 предприятиями и компаниями как на национальном, так и на региональном уровнях. Более 50% компаний выразили свою готовность принять участие в проекте, некоторые компании были выбраны членами консорциума для того, чтобы стать ассоциированными членами и принять активное участие в запланированных дискуссионных сессиях.

В рамках проекта проведен комплексный опрос представителей более 30 предприятий Оренбургской области с целью выявления особенностей и оценки эффективности процесса организации и проведения производственной практики, определения приоритетов развития конкретных областей экономики региона и необходимого для них персонала с определенным профилем компетентности. В диагностическом плане акцент был сделан на:

- определении приоритетных подходов к организации и проведению практики на предприятиях-партнерах;

- оценке уровня подготовленности студентов-практикантов со стороны администрации и сотрудников предприятий;

- анализе эффективности производственной практики для предприятий-партнеров;

- оценке степени корреляции практики и трудоустройства студентов с позиции работодателя;

- выявлении необходимых компетенций для современного рынка труда.

По сферам деятельности компании представляют основные отрасли регионального рынка труда, которые в целом соответствуют специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в университете (рис. 1).

Рис. 1. Сфера деятельности компаний-партнеров

Ответы респондентов на вопрос «Какие формы сотрудничества с вузами Вы используете?» представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Формы сотрудничества предприятий с вузами

Также исследование показало, что работодатели прежде всего оценивают не только конкретные предметные знания, но и умение студента презентовать себя на собеседовании как грамотного специалиста, демонстрацию навыков самоменеджмента и тайм-менеджмента, знание продуктивного и проактивного подходов, умение работать в команде, стрессоустойчивость и решение ежедневных актуальных рабочих задач, коммуникативные навыки и креативность. Можно сделать вывод, что навыки, необходимые для трудоустройства, имеют наивысший приоритет, чем конкретные дисциплины и оценки по ним, представленные в дипломе. Большинство работодателей (69%) определили диплом как второй по значимости для работодателей фактор при приеме сотрудника на работу.

Результаты данного исследования легли в основу поиска и последующей разработки эффективной модели взаимодействия вуза и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников в условиях цифровизации современного общества. По результатам проекта были внедрены следующие нововведения: инновационная модель обучения студентов на рабочих местах, прохождение практики в условиях реального производства с постановкой блока конкретных рабочих задач работодателем.

Важным этапом проекта стала разработка программ практической подготовки, направленных на достижение успешного трудоустройства студентов и выпускников вуза. Спецификой данных программ является их ориентация на потребности рынка труда XXI века, которые детально проанализированы и систематизированы в ряде исследований [7-9]. В целом, это приведет к повышению качества образования, объединению профессиональной среды и научно-образовательных сообществ для решения комплексной задачи цепочки создания стоимости. Прототип такой программы был разработан путем проведения конкретных исследований с работодателями и преобразования результатов исследования в набор рекомендаций, адресованных администрации вуза; кафедрам, организующим практику; сотрудникам предприятий, предоставляющих базы практик, и самим студентам-практикантам.

Также крайне важным и необходимым было создание Центра карьеры в университете, который осуществляет анализ и мониторинг ситуации на рынке труда в регионе и координацию целенаправленной работы по организации практической подготовки студентов, формированию у них необходимых навыков для будущей трудовой деятельности. Также важной функцией данной структуры является развитие сотрудничества всех заинтересованных сторон на всех этапах практики: от планирования до ее завершения, поскольку именно системный подход к выстраиванию индивидуального маршрута прохождения практики на предприятии позволит в конечном итоге получить готового специалиста, обладающего всеми необходимыми для предприятия знаниями и компетенциями. Еще раз подчеркнем, что развитие всех навыков (hard, soft, digital skills), повышение мотивации, развитие у студентов способности работать в команде и участвовать в проектной работе, их готовности к постоянному обучению, взаимодействию являются одними из главных задач университетского образования на современном этапе.

В университете по окончании проекта продолжается работа по модернизации и улучшению программ студенческих практик, проводятся круглые столы, мастер-классы, обучение руководителей практик. Чтобы все эти меры и действия успешно реализовывались и внедрялись, обеспечена поддержка проекта со стороны руководства университета, органов власти, общественных организаций и предприятий, которые являются активными участниками дискуссий и конкретных мероприятий по тематике трудоустройства. Рассматривается возможность прохождения электронного курса «Базовые карьерные навыки» иностранными студентами из вузов-партнеров Оренбургского государственного университета.

Опыт международного исследовательского проекта «Производственная практика: шаг вперед из университета на рынок труда в XXI веке» достаточно многогранен и не может быть представлен полностью в рамках одной статьи. Отдельного внимания заслуживают следующие направления проекта: персональное консультирование студентов-практикантов по вопросам решения производственных задач и построения возможных вариантов карьерных траекторий; организация мастер-классов по трудоустройству для студентов и выпускников вуза; проектирование программ производственных практик совместно с представителями предприятий; мониторинг актуальных запросов рынка труда и учет этих запросов при разработке практико-ориентированных учебных кейсов.

Заключение. Институциональное взаимодействие между университетами и производственными, предпринимательскими сообществами является важнейшим компонентом эффективной инновационной экосистемы, инструментом эффективного регулирования рынка труда. Именно поэтому необходимы совместные усилия всех участников практической подготовки студентов вуза в изучении и внедрении наиболее успешных практик трудоустройства студентов на предприятиях-партнерах университетов.

На данный момент мы наблюдаем готовность студентов университетов проходить практическое обучение на предприятиях, со своей стороны предприятия очень заинтересованы в модернизации образования и профессиональной подготовки в соответствии с новыми требованиями рынка труда, и конкретных предприятий в частности. В связи с этим возникла необходимость не только обновления учебных программ практической подготовки в университетах с учетом компетенций, востребованных работодателями, но и реального вовлечения основных заинтересованных сторон в модернизацию процессов производственной практики с целью преодоления разрывов между университетским образованием и современным рынком труда.

Однако есть и риски следующего плана: недостаточная готовность и доступность работодателей к наставничеству и участию в разработке учебных модулей; национальные и региональные особенности дефицита специалистов на рынке труда, которые могут выполнять современные задачи и будут обладать необходимыми для этого профессиональными навыками.

Ландшафт сотрудничества предприятия и университета в настоящее время состоит из большого количества разнообразных предметных областей, которые включают прикладные исследования, совместные программы образования и профессионального развития или совместные дипломные программы (например, «Стартап как диплом»), научно-производственные стажировки для студентов.

На современном этапе развития общества и экономики процесс управления перспективами трудоустройства выпускников начинается еще до поступления в университет, как и формирование мотивации студента поступать именно в тот вуз, который дает наилучшие перспективы трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда по окончании университета, обеспечивая финансовую независимость. Университетам важно осознавать значимость и масштабность задачи проектирования разнообразных образовательных траекторий, обеспечивающих успешное трудоустройство студентам после окончания вуза. Реализация таких траекторий предоставляет студентам возможность получения реального опыта работы, где они могут применять компетенции и навыки для развития своего потенциала конкурентоспособности. Процессы формирования карьерных траекторийвыпускников университета в современных условиях не могут быть реализованы вузом изолированно, требуется активное участие представителей предприятий, бизнеса и власти в плане обеспечения наставничества, консультирования по программам практической подготовки.


Библиографическая ссылка

Ольховая Т.А., Докашенко Л.В. ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «UNILAB - ОТ УНИВЕРСИТЕТА К РЫНКУ ТРУДА XXI ВЕКА» // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33800 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33800

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674