Введение. В ходе исследования проблемы трудоустройства выпускников современных вузов обращает на себя внимание тот факт, что недостаточно внимания уделяется процессу формирования необходимых навыков и умений у студентов российских университетов, обеспечивающих выпускникам вузов конкурентоспособность на рынке труда. Надо отметить, что на сегодняшний день также недостаточно исследований, ориентированных на изучение подходов к формированию карьерных траекторий выпускников университета в условиях цифровизации.
В теории управления персоналом карьера – это не только результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом, но и «фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в коллективе конкретным работником» [1]. Карьерная траектория – это путь, по которому работник проходит на протяжении всей трудовой жизни, долгосрочный план, который включает конкретные рабочие места, ведущие к желаемой профессии, последовательность стадий профессионального развития специалиста. Значимым для решения обозначенной проблемы является поиск и выстраивание новых моделей взаимодействия между университетами и работодателями. Суть сотрудничества между предприятиями и университетами заключается во взаимопроникновении ключевых интересов. Участие бизнеса в образовательном процессе объясняется двумя причинами: во-первых, бизнес является основным потребителем и бенефициаром подготовленного персонала, а во-вторых, именно университет является аккумулятором интеллектуального капитала и экономики знаний в целом. Чтобы повысить уровень квалификации выпускников и обеспечить плавный и эффективный переход от университетской сферы к производственной и/или предпринимательской, необходимо расширить возможности для студентов в разрезе приобретения соответствующего опыта работы, проектирования и реализации карьерных траекторий еще во время учебы в вузе.
Сегодня университетам важно работать над созданием и развитием модели центров карьеры, обеспечивающих расширение возможностей трудоустройства студентов, освоения им предпринимательских навыков. Отметим, что данное направление деятельности вузов сопровождает реализацию ключевых миссий университетов, способствует преодолению существующих разрывов между университетами и рынками труда, социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.
Цель данного исследования - выявление и масштабирование успешного опыта взаимодействия университетов и потенциальных работодателей, обеспечивающего построение студентами возможных вариантов карьерных траекторий и повышения потенциала конкурентоспособности выпускников современных университетов.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной в работе цели были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; диагностика представлений студентов о возможностях и необходимых ресурсах для своего успешного трудоустройства; сравнительный анализ российского и международного опыта преодоления разрывов между университетским образованием и запросами рынка труда; адаптация лучших практик взаимодействия вузов и работодателей.
С целью разработки и формирования карьерных траекторийвыпускников университета в условиях современного цифрового общества в период с 2020 по 2023 год был инициирован и реализован международный исследовательский проект «Производственная практика: шаг вперед из университета на рынок труда в XXI веке» (Erasmus+ № 610245-EPP-1-2019-1-BE-EPPKA2-CBHE-JP, 2020-2023). Данный проект реализовывался консорциумом университетов шести стран: Испании, Австрии, Франции, Белоруссии, Азербайджана, России. Из российских вузов в проекте приняли участие Оренбургский государственный университет (г. Оренбург), Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (г. Москва), Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) и Альметьевский государственный институт нефти и газа (г. Альметьевск). Перед командой проекта стояла непростая задача- собрать вместе представителей университета, работодателей, общественные организации, органы власти, выпускников, студентов и будущих абитуриентов, а также их родителей, чтобы обсудить актуальные вопросы производственной практики и успешного трудоустройства выпускников вуза.
Для исследования проблемы повышения эффективности трудоустройства выпускников вузов важно было провести диагностику представлений студентов о возможностях и необходимых ресурсах их конкурентоспособности на рынке труда. Выпускники вузов - это те люди, кто, как правило, тщательно подходит к своему будущему трудоустройству и максимально заинтересованы в его успешных результатах. Согласно проведенному опросу, студенты Оренбургского государственного университета считают, что им недостает следующего:
- доступной информации о региональных, национальных и международных работодателях и имеющихся вакансиях (92% респондентов);
- набора компетенций и возможностей для трудоустройства и работы в престижных компаниях как на региональном, так и на национальном уровнях (79% респондентов);
- доступной и достоверной информации о возможностях практического (быстрого) трудоустройства (65% респондентов);
- цифровых платформ для выпускников вузов с целью презентации себя, своих проектов и размещения резюме (54% респондентов).
В качестве предложений вариантов, которые бы способствовали их лучшему трудоустройству, студенты предложили следующие варианты:
- создание мест для общения/дискуссий с потенциальными работодателями, таких как коворкинг-центры, центры карьеры, цифровые платформы взаимодействия с потенциальными работодателями;
- увеличение доли практических занятий в учебном процессе и учебных кейсов, которые бы их учили применять теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач;
- организацию мастер-классов по развитию предпринимательских способностей и навыков коммуникаций в профессиональной сфере.
Определяя потрет современного студента - выпускника нового времени, отметим, что это, прежде всего, тот, кто готов уже в университет начать свою карьеру, и студентам важно и нужно следующее:
- быть хорошо информированными о современном рынке труда, вследствие этого трудоустроенными (91% респондентов);
- получить хорошо оплачиваемую должность (87% респондентов);
- устроиться на работу для удовлетворения личных потребностей, личностного и профессионального роста (83% респондентов);
- иметь прямые контакты с менеджментом бизнеса и рядовыми сотрудниками (64% респондентов);
- иметь возможность работать в соответствии со своими интересами и ценностями (53% респондентов).
Всё вышесказанное включает в себя необходимые элементы профиля конкурентоспособного выпускника вуза, то есть выпускника, способного конкурировать за желаемое рабочее место за счет наилучшего соответствия, обретенных в процессе обучения профессиональных компетенций, отвечающих основным требованиям профессиональной деятельности и запросам работодателя.
Результаты исследования и их обсуждение
Университет может и должен обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами, соответствующими определенным образовательным и профессиональным стандартам. Современному университету для этого необходимо:
- иметь хорошую репутацию на рынке труда (в первую очередь за счет подготовки и вывода на рынок конкурентоспособных выпускников и их проектов);
- быть готовым к вызовам современного рынка труда и экономики в целом;
- поддерживать связь и развивать взаимодействие с лидерами технологических рынков как на региональном, так и на национальном уровнях.
Для успешного формирования карьерных траекторийвыпускников Оренбургского государственного университета в современных условиях цифровизации необходимо учитывать то, что в Оренбургской области недостаточно развита взаимосвязь и механизмы взаимодействия между университетом, предприятиями и правительством региона по вопросам организации практики студентов и их трудоустройства. В регионе наблюдается отсутствие достаточного количества привлекательных рабочих мест с хорошей заработной платой для молодых специалистов, недостаточно развитая социальная инфраструктура, отсутствие возможностей для самореализации молодых граждан непосредственно в регионе, в связи с чем происходит отток высококвалифицированных молодых специалистов в крупные города России.
Одной из целей данного проекта является проведение проблемного интервью среди работодателей, направленного на выявление компетентностей, необходимых для успешной карьеры и повышения навыков трудоустройства выпускников вузов. При определении круга вопросов для работодателей мы учитывали результаты работ по тематике адаптации и вовлеченности сотрудников в производственные вопросы организации [2-4].
Важным в процессе исследования было смоделировать пирамиду приоритетов и потребностей университета, работодателей и студентов, в рамках которой ключевым элементом было бы формирование профессиональных навыков студентов в контексте востребованности на рынке труда, приоритетов экономики, а также создание условий и возможностей для успешного трудоустройства, повышения мотивации к предпринимательской деятельности студентов университета. Также мы учитывали, что основным направлением трансформации современного университетского образования является цифровизация и усиление значимости самообразования [5; 6].
В рамках проекта проведена работа по оценке доказательной базы, с помощью которой можно изучить степень общего понимания заинтересованными сторонами ключевых факторов создания и поддержания успешной, активной, рефлексивной рабочей среды обучения. В ходе проекта были изучены и обобщены передовые практики эффективного вовлечения работодателей в активное обучение студентов на рабочем месте; разработаны рекомендации для вузов и работодателей по организации практики студентов и их последующего успешного трудоустройства на предприятиях. Работодателям была предоставлена возможность адаптировать образовательные программы (в первую очередь за счет блока практико-ориентированных дисциплин) в соответствии с текущей ситуацией на рынке труда и запросами конкретных предприятий. Для студентов был разработан и внедрен комплексный междисциплинарный курс «Базовые карьерные навыки», включающий четыре самостоятельных блока: «Инструменты самопознания и саморазвития», «Инструменты для трудоустройства. Успех на рабочем месте»; «Предпринимательский потенциал и персональный брендинг»; «Управление рабочей нагрузкой и решение проблем».
Оренбургский государственный университет сотрудничает с более чем 500 предприятиями и компаниями как на национальном, так и на региональном уровнях. Более 50% компаний выразили свою готовность принять участие в проекте, некоторые компании были выбраны членами консорциума для того, чтобы стать ассоциированными членами и принять активное участие в запланированных дискуссионных сессиях.
В рамках проекта проведен комплексный опрос представителей более 30 предприятий Оренбургской области с целью выявления особенностей и оценки эффективности процесса организации и проведения производственной практики, определения приоритетов развития конкретных областей экономики региона и необходимого для них персонала с определенным профилем компетентности. В диагностическом плане акцент был сделан на:
- определении приоритетных подходов к организации и проведению практики на предприятиях-партнерах;
- оценке уровня подготовленности студентов-практикантов со стороны администрации и сотрудников предприятий;
- анализе эффективности производственной практики для предприятий-партнеров;
- оценке степени корреляции практики и трудоустройства студентов с позиции работодателя;
- выявлении необходимых компетенций для современного рынка труда.
По сферам деятельности компании представляют основные отрасли регионального рынка труда, которые в целом соответствуют специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в университете (рис. 1).
Рис. 1. Сфера деятельности компаний-партнеров
Ответы респондентов на вопрос «Какие формы сотрудничества с вузами Вы используете?» представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Формы сотрудничества предприятий с вузами
Также исследование показало, что работодатели прежде всего оценивают не только конкретные предметные знания, но и умение студента презентовать себя на собеседовании как грамотного специалиста, демонстрацию навыков самоменеджмента и тайм-менеджмента, знание продуктивного и проактивного подходов, умение работать в команде, стрессоустойчивость и решение ежедневных актуальных рабочих задач, коммуникативные навыки и креативность. Можно сделать вывод, что навыки, необходимые для трудоустройства, имеют наивысший приоритет, чем конкретные дисциплины и оценки по ним, представленные в дипломе. Большинство работодателей (69%) определили диплом как второй по значимости для работодателей фактор при приеме сотрудника на работу.
Результаты данного исследования легли в основу поиска и последующей разработки эффективной модели взаимодействия вуза и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников в условиях цифровизации современного общества. По результатам проекта были внедрены следующие нововведения: инновационная модель обучения студентов на рабочих местах, прохождение практики в условиях реального производства с постановкой блока конкретных рабочих задач работодателем.
Важным этапом проекта стала разработка программ практической подготовки, направленных на достижение успешного трудоустройства студентов и выпускников вуза. Спецификой данных программ является их ориентация на потребности рынка труда XXI века, которые детально проанализированы и систематизированы в ряде исследований [7-9]. В целом, это приведет к повышению качества образования, объединению профессиональной среды и научно-образовательных сообществ для решения комплексной задачи цепочки создания стоимости. Прототип такой программы был разработан путем проведения конкретных исследований с работодателями и преобразования результатов исследования в набор рекомендаций, адресованных администрации вуза; кафедрам, организующим практику; сотрудникам предприятий, предоставляющих базы практик, и самим студентам-практикантам.
Также крайне важным и необходимым было создание Центра карьеры в университете, который осуществляет анализ и мониторинг ситуации на рынке труда в регионе и координацию целенаправленной работы по организации практической подготовки студентов, формированию у них необходимых навыков для будущей трудовой деятельности. Также важной функцией данной структуры является развитие сотрудничества всех заинтересованных сторон на всех этапах практики: от планирования до ее завершения, поскольку именно системный подход к выстраиванию индивидуального маршрута прохождения практики на предприятии позволит в конечном итоге получить готового специалиста, обладающего всеми необходимыми для предприятия знаниями и компетенциями. Еще раз подчеркнем, что развитие всех навыков (hard, soft, digital skills), повышение мотивации, развитие у студентов способности работать в команде и участвовать в проектной работе, их готовности к постоянному обучению, взаимодействию являются одними из главных задач университетского образования на современном этапе.
В университете по окончании проекта продолжается работа по модернизации и улучшению программ студенческих практик, проводятся круглые столы, мастер-классы, обучение руководителей практик. Чтобы все эти меры и действия успешно реализовывались и внедрялись, обеспечена поддержка проекта со стороны руководства университета, органов власти, общественных организаций и предприятий, которые являются активными участниками дискуссий и конкретных мероприятий по тематике трудоустройства. Рассматривается возможность прохождения электронного курса «Базовые карьерные навыки» иностранными студентами из вузов-партнеров Оренбургского государственного университета.
Опыт международного исследовательского проекта «Производственная практика: шаг вперед из университета на рынок труда в XXI веке» достаточно многогранен и не может быть представлен полностью в рамках одной статьи. Отдельного внимания заслуживают следующие направления проекта: персональное консультирование студентов-практикантов по вопросам решения производственных задач и построения возможных вариантов карьерных траекторий; организация мастер-классов по трудоустройству для студентов и выпускников вуза; проектирование программ производственных практик совместно с представителями предприятий; мониторинг актуальных запросов рынка труда и учет этих запросов при разработке практико-ориентированных учебных кейсов.
Заключение. Институциональное взаимодействие между университетами и производственными, предпринимательскими сообществами является важнейшим компонентом эффективной инновационной экосистемы, инструментом эффективного регулирования рынка труда. Именно поэтому необходимы совместные усилия всех участников практической подготовки студентов вуза в изучении и внедрении наиболее успешных практик трудоустройства студентов на предприятиях-партнерах университетов.
На данный момент мы наблюдаем готовность студентов университетов проходить практическое обучение на предприятиях, со своей стороны предприятия очень заинтересованы в модернизации образования и профессиональной подготовки в соответствии с новыми требованиями рынка труда, и конкретных предприятий в частности. В связи с этим возникла необходимость не только обновления учебных программ практической подготовки в университетах с учетом компетенций, востребованных работодателями, но и реального вовлечения основных заинтересованных сторон в модернизацию процессов производственной практики с целью преодоления разрывов между университетским образованием и современным рынком труда.
Однако есть и риски следующего плана: недостаточная готовность и доступность работодателей к наставничеству и участию в разработке учебных модулей; национальные и региональные особенности дефицита специалистов на рынке труда, которые могут выполнять современные задачи и будут обладать необходимыми для этого профессиональными навыками.
Ландшафт сотрудничества предприятия и университета в настоящее время состоит из большого количества разнообразных предметных областей, которые включают прикладные исследования, совместные программы образования и профессионального развития или совместные дипломные программы (например, «Стартап как диплом»), научно-производственные стажировки для студентов.
На современном этапе развития общества и экономики процесс управления перспективами трудоустройства выпускников начинается еще до поступления в университет, как и формирование мотивации студента поступать именно в тот вуз, который дает наилучшие перспективы трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда по окончании университета, обеспечивая финансовую независимость. Университетам важно осознавать значимость и масштабность задачи проектирования разнообразных образовательных траекторий, обеспечивающих успешное трудоустройство студентам после окончания вуза. Реализация таких траекторий предоставляет студентам возможность получения реального опыта работы, где они могут применять компетенции и навыки для развития своего потенциала конкурентоспособности. Процессы формирования карьерных траекторийвыпускников университета в современных условиях не могут быть реализованы вузом изолированно, требуется активное участие представителей предприятий, бизнеса и власти в плане обеспечения наставничества, консультирования по программам практической подготовки.
Библиографическая ссылка
Ольховая Т.А., Докашенко Л.В. ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «UNILAB - ОТ УНИВЕРСИТЕТА К РЫНКУ ТРУДА XXI ВЕКА» // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33800 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33800