Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЛИНГВИСТИКА»)

Хильченко Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
Цель статьи – определение сущности сетевой образовательной среды для работы с лингвистически одаренными обучающимися и ее функционально-содержательная характеристика: описание ключевых функций среды, форм и содержания сетевого взаимодействия организаций-партнеров. Для достижения цели использованы следующие теоретические методы исследования: терминологический анализ ключевых понятий исследования «образовательная среда», «сетевая образовательная среда», «сетевое взаимодействие», эмпирические методы, методы моделирования. В статье представлены определение понятия «сетевая образовательная среда для работы с лингвистически одаренными обучающимися» и ее функции: мотивирующая, аналитико-прогностическая, лингводидактическая, экспертно-мониторинговая, непрерывно-развивающая, функция коммуникативного взаимодействия. Новизна понятия «сетевая образовательная среда для работы с одаренными детьми» обусловлена ее функциональными возможностями для раскрытия и развития лингвистических и когнитивных способностей одаренных учащихся. Автор представил функционально-содержательную характеристику вариантов конструирования сетевой образовательной среды для работы с лингвистически одаренными обучающимися с обозначением форм сетевого взаимодействия образовательных организаций, их ролей и функций. В статье описано содержательное наполнение сетевой образовательной среды на примере разноплановых совместных мероприятий, целями которых являются выявление и организационно-методическое сопровождение обучающихся, обладающих неординарными способностями к иностранным языкам. В заключение автор резюмирует возможности сетевой образовательной среды, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг обучающимся с повышенным уровнем интеллектуальных, когнитивных, языковых способностей. Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов – партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2024 году по теме «Конструирование сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область: «Лингвистика»)» (№ 16-385 от 2 мая 2024 г.)
образовательная среда
сетевая образовательная среда
сетевое взаимодействие
одаренные дети
лингвистическая одаренность
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 06.11.2024).
2. Хильченко Т.В. Теоретико-методологические и технологические аспекты проектирования дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/article/view?id=33017 (дата обращения: 30.09.2024). DOI: 10.17513/spno.33017.
3. Оларь Ю.В., Хильченко Т.В., Кудряшова Д.В. Теоретическое обоснование актуальности сопровождения лингвистически одаренных обучающихся // Академический Вестник. Вестник СПб АППО. 2023. Вып. 3 (61). С.74-80.
4. Брыкин Ю.В. Анализ понятия «Образовательная среда» в современных научных исследованиях // Вестник РМАТ. 2016. №1. С.85-89.
5. Чернова О.В., Шендрик И.Г. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Ростовский государственный профессионально-педагогический университет», 2006. 93 с.
6. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56. [Электронный ресурс]. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497 (дата обращения: 22.09.2024).
7. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://shgpi.edu. ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-10.pdf (дата обращения: 22.07.2024
8. Запалацкая В.С. Принципы проектирования мотивирующей образовательной среды в системе работы с одаренными детьми и талантливой молодежью // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. №2 (140). [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/media/articles/10810.pdf (дата обращения: 06.11.2024).
9. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку: методические рекомендации / ред. А.И. Адамский. М.: Эврика, 2006. 160 с.
10. Рудаков В.А. Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ: методические рекомендации. Ханты-Мансийск: АУ «Институт развития образования», 2015. 40 с.
11. Алексеев В.Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11703 (дата обращения: 25.07.2024).
12. Евдокимова В.Е., Кириллова О.А. Теоретические аспекты проектирования сетевой образовательной среды вуза и учреждений дополнительного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2024. № 4. С. 11-15. DOI: 10.17513/srps.2539.

Введение. В настоящее время многие реформы обязательного школьного и дополнительного образования проводятся с целью повышения эффективности работы с обучающимися, проявляющими неординарные способности в разных сферах, в том числе в образовательной области «Лингвистика». Конструирование образовательной среды, создающей возможности для выявления и развития способностей и талантов обучающихся, обеспечивающей формирование их активной позиции и личностного роста, признается важным шагом в решении проблем одаренных детей и молодежи.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] ставит перед педагогами общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования задачу по выявлению и поддержке одаренных детей. На федеральном уровне Указ Президента РФ воплощают в жизнь: концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, национальный проект «Успех каждого ребенка» [2].

В научном дискурсе существует ряд научных публикаций по отдельным аспектам проблемы проектирования образовательной среды для работы с одаренными обучающимися, в том числе по организации их сопровождения на базе разных образовательных организаций [2, 3]. Тем не менее, следует отметить отсутствие исследований по конструированию сетевой образовательной среды по выявлению, обучению, сопровождению, развитию лингвистически одаренных детей.

Теоретические и прикладные аспекты конструирования сетевой образовательной среды для работы с лингвистически одаренными обучающимися, функционально-содержательная характеристика сетевой образовательной среды, определение ключевых функций ее участников и форм их сетевого взаимодействия по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика») не нашли подробного отражения в современных научных изысканиях, что актуализирует настоящее исследование.

Цель исследования – определение сущности сетевой образовательной среды для работы с лингвистически одаренными обучающимися и ее функционально-содержательная характеристика: описание ключевых функций среды, форм и содержания сетевого взаимодействия организаций-партнеров.

Материал и методы исследования. Анализ понятия «образовательная среда» выявил многообразие подходов к его толкованию и определению характерных особенностей образовательной среды. Ю.В. Брыкин предпринял контент-анализ понятия «образовательная среда» в современных научных исследованиях, вследствие чего отметил отсутствие единого мнения по вопросу его трактовки среди ученых [4]. Обобщенно сущность этого понятия можно представить следующим образом: «Образовательная среда – это социокультурное окружение человека, обладающее потенциалом формирующего воздействия как на его личность в целом, так и на отдельные ее свойства и качества» [5, с. 12]. В научной литературе описаны различные характерные особенности образовательной среды, среди них: «целенаправленнось, специальная организация специфической педагогической деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса»; «интегративность и вариативность», «мотивирующий характер среды», что должно учитываться при ее конструировании [6, 7, 8].

Учитывая вызовы современности, а также многоаспектность и сложность проблемы работы с одаренными детьми, автор пришел к выводу о необходимости проектирования такой образовательной среды, которая не ограничена пространством одного образовательного учреждения, а интегрирует образовательные среды школы, вуза, учреждений дополнительного образования (образовательных центров и т.д.), опосредует «взаимосвязь различных субъектов (педагогов, обучаемых, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурных, дидактических и пр.)» [7] для выявления обучающихся с языковой одаренностью и развития их неординарных интеллектуальных, в том числе лингвистических, способностей.

Такая образовательная среда является сетевой и может быть представлена как обучающая полифункциональная система открытого типа, которая постоянно взаимодействует с культурной средой, предоставляет широкий спектр образовательных услуг, реализует различные формы сетевого взаимодействия образовательных организаций и субъектов-участников в условиях их кооперации и обмена ресурсами. Новизна понятия «сетевая образовательная среда для работы с одаренными детьми» обусловлена ее функциональными возможностями для раскрытия и развития лингвистических и когнитивных способностей одаренных учащихся.

А.И. Адамский предлагает использовать такой термин, как «образовательная сеть», который отражает один из ключевых параметров сетевой образовательной среды, поскольку подразумевает «совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу образовательные ресурсы в целях повышения и результативности качества образования» [9].

В такую образовательную сеть объединены «образовательные учреждения, группы, индивиды, действующие скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей» [10, с. 3]. В.А. Рудаков трактует «сетевое взаимодействие как горизонтальное взаимодействие (разное по типу и масштабу) между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов для достижения общих целей и решения общих задач» [10, с. 3]. У обучающихся есть возможность выстраивать «свои индивидуальные траектории по освоению образовательных программ из перечня образовательных ресурсов как в рамках одного образовательного учреждения, так и комплекса учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги» [10, с. 9].

При конструировании сетевой образовательной среды следует принимать во внимание то, что «в сетевой организации не существует учреждений в традиционном понимании, главную роль здесь играют сообщества, событийные коллективы, интеллектуальные объединения. По сетевым каналам постоянно осуществляется обмен необходимыми ресурсами – информационными, трудовыми, материальными, финансовыми. Каждый элемент сети имеет доступ ко всем объединенным ресурсам, что дает ему возможность эффективно развиваться» [11].

Учитывая характерные черты образовательной среды, отношения учреждений-партнеров внутри сетевой образовательной среды, содержание понятия «лингвистическая одаренность», можно выделить важнейшие функции сетевой образовательной среды для работы с детьми, обладающими высокоразвитыми лингвистическими способностями.

Мотивирующая функция реализуется в процессе создания стимулирующих факторов (организационных, психолого-педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию всех субъектов сетевой образовательной среды (лингвистически одаренных учащихся, преподавателей и учителей), активную познавательную деятельность детей с лингвистической одаренностью в процессе изучения языка, обеспечивающую развитие их специальных иноязычных и когнитивных способностей. Функция коммуникативного взаимодействия всех субъектов сетевой образовательной среды направлена на вовлечение их в активную коммуникацию на всех уровнях: социальном, групповом, индивидуальном – для решения разнообразных коммуникативных задач. Лингводидактическая функция сетевой образовательной среды направлена на определение лингвометодического инструментария, используемого в разных организационных формах работы с одаренными обучающимися для развития и совершенствования их языковых способностей, развития языковой догадки и чувства языка.

В научной статье В.Е. Евдокимовой, О.А. Кирилловой обозначен ряд функций сетевой образовательной среды, которые также реализуются в сетевой образовательной среде для работы с лингвистически одаренными обучающимися: «аналитико-прогностическая функция направлена на исследование личных особенных свойств учащихся в его развитии; экспертно-мониторинговая функция направлена на адекватное отражение проблемной ситуации, создание оценивающих материалов; непрерывно-развивающая функция направлена на укрепление мыслительных способностей и эмоционального интеллекта учащихся» [12].

Представим функционально-содержательную характеристику возможных вариантов сетевого взаимодействия в сетевой образовательной среде для работы с лингвистически одаренными обучающимися.

Вариант 1. Сетевое взаимодействие «школа – вуз» нацелено на обмен информационными, трудовыми, материальными ресурсами для выявления лингвистически одаренных обучающихся, вовлечения их в образовательные мероприятия высокого уровня сложности, развития их лингвистических способностей. Структура конструируемой сетевой образовательной среды: учреждения общего образования (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии) и учреждение высшего образования; субъекты сетевой образовательной среды – обучающиеся, учителя школ, преподаватели университета. Посредством создания сетевого взаимодействия «школа – вуз» осуществляется их сетевая интеграция, реализуется сотрудничество образовательных учреждений разного уровня по осуществлению организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей.

Функциональные отношения участников сетевой образовательной среды обеспечивают целеполагание, планирование и контроль учебного процесса, разработку методического инструментария. Высшее учебное заведение выступает в роли «ресурсного центра», обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, объединяющим вокруг себя несколько учреждений общего образования и выполняющим функцию координатора сетевого взаимодействия.

Содержательное наполнение образовательной сети – это ряд совместных мероприятий для обучающихся, целями которых являются выявление лингвистически одаренных обучающихся, обладающих неординарными способностями к иностранным языкам (аналитико-прогностическая функция среды), обеспечение психолого-педагогической поддержки и доступа к информационным, методическим ресурсам вуза с повышением уровня владения иностранным языком (лингвометодическая функция). Среди мероприятий актуальными являются мастер-классы по подготовке к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников (английский язык), решение лингвистических олимпиадных задач на базе вуза, проведение страноведческих лекториев и квизов. Перечисленные мероприятия способны создавать «мотивирующую информационно-образовательную среду» для обучающихся, которая «запустит механизм раскрытия потенциальной одаренности с возможным последующим ее переходом к явной одаренности и раскрытию талантов; станет мощным фактором самомотивации к дальнейшим достижениям» [8].

Традиционно в образовательном пространстве школ организационно-методическое сопровождение включает классные и внеклассные формы работы.

На площадке вуза существует возможность разработки и проведения более масштабных (общегородских/муниципальных) разноплановых мероприятий для лингвистически одаренных обучающихся с использованием информационных, материальных и кадровых ресурсов вуза. Обучающиеся, проявляющие неординарные лингвистические способности, получают возможность взаимодействовать с высокоинтеллектуальными сверстниками в сетевых проектах.

Вариант 2 сетевой образовательной среды «школа – вуз – учреждение дополнительного образования» в системе работы с лингвистически одаренными школьниками. Для дальнейшей работы с лингвистически одаренными обучающимися целесообразно конструировать сетевую образовательную среду, интегрирующую в себя учреждения дополнительного образования с присущими им материально-техническими, информационными и другими ресурсами. В качестве инструктивно-методического документа может быть использована Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика»).

Вариант сетевого взаимодействия «школа – вуз – учреждение дополнительного образования» основан на кооперации общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного, высшего профессионального образования и объединении ресурсов участников сетевого взаимодействия в рамках определенного масштабного образовательного события, например олимпиадной смены. Указанные выше функции сетевой образовательной среды реализуются в данном варианте сетевого взаимодействия в тесной взаимосвязи.

В процессе научного исследования использовались следующие теоретические методы исследования: терминологический анализ ключевых понятий исследования «образовательная среда», «сетевая образовательная среда», «сетевое взаимодействие», эмпирические методы, методы моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования была раскрыта сущность понятия «сетевая образовательная среда для работы с лингвистически одаренными обучающимися» и рассмотрены ее функции.

Сетевая образовательная среда для работы с лингвистически одаренными обучающимися – это обучающая полифункциональная система открытого типа, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг обучающимся с повышенным уровнем интеллектуальных, когнитивных, языковых способностей, реализует различные формы сетевого взаимодействия образовательных организаций и субъектов-участников в условиях их кооперации и обмена ресурсами. Сетевая образовательная среда выполняет следующие функции: мотивирующую, аналитико-прогностическую, лингводидактическую, экспертно-мониторинговую, непрерывно-развивающую, функцию коммуникативного взаимодействия.

Важным результатом исследования является апробация описанных вариантов конструирования сетевой образовательной среды для работы с лингвистически одаренными обучающимися Курганской области.

В 2022/2023 учебном году коллектив преподавателей английского языка кафедры теории и практики германских языков ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» пилотировал проект «школа – вуз» по выявлению и поддержке лингвистически одаренных обучающихся. Учителя средних общеобразовательных школ г. Шадринска путем наблюдения за учащимися во время учебного процесса осуществляли отбор обучающихся для участия в мастер-классах по решению лингвистических задач и лингвострановедческих квизов. В отборе принимали участие обучающиеся по желанию и те, кто наиболее часто участвует в олимпиадах по иностранному языку, имеет достижения в данной предметной области и обладает высокой мотивацией к изучению иностранного языка. Преподавателями английского языка были подготовлены и проведены на площадке вуза разноплановые мероприятия для лингвистически одаренных обучающихся с использованием информационных и материальных ресурсов вуза. Лингвистически одаренные обучающиеся получили возможность общения и сотрудничества с высокоинтеллектуальными сверстниками из разных образовательных учреждений в сетевых языковых проектах. Таким образом, в процессе конструирования сетевой образовательной среды реализовались следующие ее функции: аналитико-прогностическая, мотивирующая, лингводидактическая, функция коммуникативного взаимодействия.

Для дальнейшей работы с лингвистически одаренными обучающимися в сетевую образовательную среду были интегрированы учреждения дополнительного образования с присущими им материально-техническими, информационными и другими ресурсами.

На площадке образовательного центра «Созвездие» по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи в Курганской области были организованы и проведены профильные олимпиадные смены для лингвистически одаренных обучающихся 9–11-х классов по направлению «Английский язык».

Функции сетевой образовательной среды: мотивирующая, лингводидактическая, непрерывно-развивающая, экспертно-мониторинговая, коммуникативного взаимодействия – реализовывались в процессе организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей в следующих организационных формах: мастер-классы, олимпиадные интенсивы, тренинги по решению лингвистических задач. Эти формы работы обеспечили создание «языковой среды» с помощью различных образовательных технологий, методов, приемов и видов деятельности. «Возможность лингвистически одаренных детей учиться и отдыхать друг с другом стимулировала раскрытие их талантов, развитие когнитивных и языковых способностей» [2, 3], навыков командной работы и взаимодействия с высокоинтеллектуальными обучающимися из других школ.

В качестве одного из перспективных направлений автор видит объединение субъектов сетевой образовательной среды в различные событийные коллективы или в сообщества для разработки эффективных идей по работе с лингвистически одаренными обучающимися с целью реализации непрерывно-развивающей функции сетевой образовательной среды.

Заключение

В заключение отметим, что ограниченные возможности общеобразовательной школы в обеспечении эффективной работы с обучающимися с языковой одаренностью приводят к необходимости конструирования сетевой образовательной среды. Такая полифункциональная образовательная среда предоставляет широкий спектр образовательных услуг обучающимся с повышенным уровнем интеллектуальных, когнитивных, языковых способностей, реализует различные формы сетевого взаимодействия образовательных организаций и субъектов-участников в условиях их кооперации и обмена ресурсами. Объединение материально-технических, кадровых баз нескольких партнеров сетевой образовательной среды, создание условий для взаимного обмена ресурсами, опытом и технологиями позволяют лингвистически одаренным детям получать более широкие возможности для развития их когнитивных и языковых способностей.


Библиографическая ссылка

Хильченко Т.В. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЛИНГВИСТИКА») // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33783 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33783