Введение. В условиях непрерывного технологического прогресса и стремительного развития коммуникационных навыков становится очевидной необходимость адаптации профессиональных компетенций специалистов к новым реалиям. Особую значимость приобретает способность к интерпретации и критическому осмыслению нетрадиционных текстовых форматов, отличающихся от конвенциональных по содержанию и структуре, что позволяет классифицировать их как «тексты нового типа».
Современная система образования, являющаяся фундаментальным инструментом развития личности, подвергается трансформациям, требующим инновационных подходов в подготовке будущих научных кадров и педагогов. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность интеграции текстов нового типа (ТНТ) в качестве прогрессивного образовательного ресурса. ТНТ характеризуются гибридной структурой, объединяющей текстуальные, визуальные, аудиовизуальные и мультимедийные компоненты, что обеспечивает их уникальность и педагогический потенциал [1, 2, 3]. Включение ТНТ в учебный процесс способствует развитию критического мышления и аналитических навыков обучающихся, а также повышает их профессиональную компетентность как будущих специалистов.
Цель исследования – поиск эффективных способов формирования у студентов умений работать с новым типом текстов.
Материал и методы исследования
- анализ методической и научной литературы в контексте темы исследования;
- изучение работ отечественных авторов по проблеме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В эпоху цифровизации образовательный контент стремится к включению элементов мультимедиа и интерактивности, что делает его более информативным и привлекательным. В качестве ярких примеров выступают разноплановые учебные материалы: от электронных интерактивных книг и видеолекций с тестами до новостных сайтов с инфографикой и социальных сетей, которые позволяют делиться мультимедийным материалом, значительно расширяя границы традиционного обучения [4, с. 224; 5; 6].
В сопоставлении с традиционными текстовыми форматами материалы, обладающие вышеупомянутыми характеристиками, демонстрируют ряд преимуществ. Они отличаются повышенной визуальной и аудиальной привлекательностью, стимулируют развитие критического мышления посредством анализа и интерпретации представленной информации. Более того, такие форматы способствуют формированию навыков самостоятельного обучения и креативного подхода к освоению материала. Следует отметить, что подобные тексты характеризуются открытостью и часто создаются активными участниками сетевых сообществ.
ТНТ характеризуются следующими особенностями:
- сочетание различных семиотических кодов (вербальных, визуальных, аудиовизуальных и т.д.);
- нелинейная структура и гипертекстуальность;
- интерактивность и мультимедийность;
- использование новых форматов представления информации (инфографика, мемы, видео- и аудиоподкасты и т.п.).
Эти особенности делают ТНТ сложными для восприятия и анализа, но в то же время открывают новые возможности для обучения и развития. Работа с ТНТ способствует формированию у студентов таких навыков, как:
- критическое мышление и анализ информации;
- умение работать с большими объемами данных;
- способность к синтезу и обобщению информации;
- развитие творческого потенциала и креативности.
Для формирования навыков работы с ТНТ у студентов педагогических колледжей можно использовать следующие методы и подходы.
1. Анализ и интерпретация ТНТ: студенты могут анализировать различные виды ТНТ, такие как инфографика, видеоролики, подкасты и иное, выявляя их основные идеи и смыслы.
2. Создание собственных ТНТ: обучающиеся могут создавать собственные ТНТ на основе заданных тем или проблем, используя различные семиотические коды и форматы представления информации.
3. Проектная деятельность: студенты способны выполнять проекты, связанные с использованием ТНТ в образовательном процессе, например разрабатывать мультимедийные презентации, создавать видеоуроки и т.п.
4. Интерактивные задания: преподаватели могут использовать интерактивные задания, основанные на работе с ТНТ, например викторины, квесты, игры и т.д.
5. Сотрудничество с другими студентами: работа в группах и парах позволяет студентам обмениваться опытом и знаниями, а также обсуждать и анализировать различные ТНТ.
6. Обратная связь от преподавателей: преподаватели должны предоставлять студентам обратную связь по их работе с ТНТ, помогая им выявлять ошибки и улучшать свои навыки.
7. Применение современных технологий: современные технологии, такие как интерактивные доски, проекторы, планшеты и иное, могут быть использованы для демонстрации и анализа ТНТ, а также для создания собственных ТНТ.
8. Участие в профессиональных мероприятиях: участие в конференциях, семинарах и мастер-классах, посвященных работе с ТНТ, позволяет студентам получить новые знания и опыт, а также установить контакты с коллегами из других образовательных учреждений.
9. Самостоятельная работа: самостоятельная работа с ТНТ дает студентам возможность развивать навыки анализа и синтеза информации, а также формировать критическое мышление.
Внедрение этих методов и подходов в образовательный процесс требует от преподавателей педагогических колледжей определенных усилий и подготовки. Однако это позволит сформировать у студентов необходимые навыки работы с ТНТ, что, в свою очередь, повысит качество их будущей педагогической деятельности.
Неоспоримым является тот факт, что профессиональный рост студентов напрямую зависит от уровня образования, которое они получают. При этом особое значение придается умению студентов анализировать и понимать тексты разнообразных жанров и стилей, что является важным элементом для освоения новой информации. Современное образование стремится к внедрению интегрального подхода, это способствует формированию полноценного восприятия мира и налаживанию глубоких связей между разнообразными сферами знаний. В этом ракурсе возникает и развивается новое понимание грамотности в обществе, которое включает в себя умение не только воспринимать, но и создавать тексты, обеспечивая тем самым более широкую интерпретацию грамотности [7, 8, 9].
В контексте современных вызовов, обусловленных эпохой цифровизации и мультимедийных технологий, актуализируется проблема стимулирования читательского интереса среди обучающихся, чье внимание к печатным источникам информации имеет тенденцию к снижению [10; 11; 12, с. 124].
В современном информационном пространстве тексты характеризуются высокой степенью диверсификации и комплексности, интегрируют элементы различных жанров, стилей и форматов, формируя уникальный синтез вербальной и визуальной информации для трансляции целостного сообщения [13, с. 161; 14, с. 108].
Для оптимизации процесса обучения русскому языку с использованием текстов нового формата необходима разработка инновационных методик и соответствующих упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
1. Изучение различных типов медиаконтента, в том числе видео, сопровождаемых текстом объяснениями и графической информацией, позволяет определить основные идеи, важнейшие составляющие и способы подачи информации.
2. Разработка проектов мультимедиа, демонстрирующих языковые особенности или правила грамматики через графические диаграммы, презентации или видеоклипы, способствует более эффективному усвоению материала.
3. Работа с гипертекстовыми документами и составление на их основе детализированных планов изложения, с акцентом на внутренние ссылки, помогают углубленному пониманию структуры текста.
4. Компаративный анализ традиционных и современных текстов на идентичную тематику позволяет идентифицировать наиболее эффективные способы презентации материала.
5. Адаптация мультимедийного контента под специфику конкретной целевой аудитории обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.
6. Разработка интерактивных контрольно-измерительных материалов и других упражнений способствует динамизации учебного процесса, делая его релевантным для различных возрастных и образовательных категорий обучающихся.
При работе с современными текстовыми форматами необходимо учитывать следующие ключевые аспекты:
1) когнитивную сложность восприятия гибридных текстовых структур;
2) значимость технологической компетентности обучающихся;
3) несоответствие традиционных методик работы с классическими текстами в контексте новых форматов;
4) временные ограничения, влияющие на процесс освоения материала;
5) критическую важность верификации информационных источников;
6) необходимость разработки инновационных методологий и критериев для анализа и оценки современных текстовых форматов.
Рекомендации, предложенные автором, направлены на повышение эффективности процесса изучения русского языка посредством интеграции новых текстовых форматов.
Более глубокое погружение студентов в образовательный процесс призваны обеспечить следующие методические шаги.
1. Инициация работы с текстами, характеризующимися доступностью и понятностью, что облегчит адаптацию обучающихся к новому формату образовательной деятельности.
2. Детальное разъяснение студентам специфики новых текстовых форматов, включая их структурные особенности, семантическое наполнение и целевую направленность.
3. Проведение углубленного анализа текстов для обеспечения более полного понимания и осмысления представленных концепций.
4. Стимулирование креативного потенциала студентов посредством создания собственных текстовых произведений.
5. Обеспечение психологической поддержки и мотивационного сопровождения обучающихся с учетом нетривиального характера заданий, что способствует формированию уверенности в собственных компетенциях.
6. Ознакомление студентов с широким спектром текстов различных жанров и форматов.
7. Интеграция в образовательный процесс электронных ресурсов и цифровых платформ для оптимизации процесса освоения материала.
8. Организация групповой работы для создания продуктивной образовательной атмосферы, способствующей эффективному усвоению материала и обмену идеями.
Перед каждым чтением любого текста важна подготовительная работа, которая помогает настроиться на аналитическое восприятие информации. В этот этап входят:
- генерация идей: мотивация к активному предварительному размышлению о возможном содержании через дискуссии и предположения;
- вводные вопросы: формулировка вопросов по теме для стимуляции интереса и концентрации;
- «прогнозирование содержания»: предложение предположений о тексте, позволяющих учащимся разделять правдоподобные и неправдоподобные идеи;
- знакомство с основными терминами: представление ключевых терминов до начала работы с текстом, чтобы вызвать предварительное понимание его смысла.
В процессе чтения применяются методы непосредственного анализа текста:
- сегментированное чтение: осмысление текста через остановки для его обсуждения и размышления;
- выделения в тексте: отметка наиболее значимых мест во время чтения, которая способствует лучшему усвоению информации;
- структурированное чтение: следование за планом, предложенным для организации материала и улучшения его восприятия;
- чтение вслух с анализом: сочетание озвучивания текста с его одновременным разбором.
Послетекстовый этап включает методы для глубокого понимания и критического анализа прочитанного:
- банк вопросов: разработка вопросов по тексту для детального осмысления содержания;
- создание таблиц и карта мыслей: использование визуальных инструментов для систематизации и запоминания информации;
- самопроверка: верификация понимания материала путем сравнения своих ответов с предложенными;
- проектирование структурной схемы и выявление логических связей.
Такая работа способствует развитию критического мышления, умения выделять ключевые моменты и строить логические связи между элементами текста, а также глубоко осмысливать и интерпретировать информацию, опираясь на знания и интеллектуальный опыт читателя.
Формирование у студентов педагогических колледжей навыков работы с ТНТ является важной задачей современного образования. ТНТ открывают новые возможности для обучения и развития, позволяя студентам эффективно использовать современные информационные технологии и методики. Внедрение методов и подходов, описанных в данной статье, позволит сформировать у будущих учителей необходимые навыки работы с ТНТ и повысить качество их педагогической деятельности.
Выводы
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Тексты новой природы представляют собой новый формат представления информации, который характеризуется мультимедийностью, интерактивностью и гипертекстуальностью. Они могут быть эффективно использованы в образовательном процессе для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов.
2. Использование текстов новой природы способствует развитию у студентов навыков критического мышления, анализа и интерпретации информации, а также умения работать с различными источниками данных.
3. Применение текстов новой природы позволяет разнообразить образовательный процесс, сделать его более интересным и привлекательным для студентов. Это способствует повышению мотивации к обучению и улучшению качества образования.
4. Для успешного использования текстов новой природы необходимо разработать методику их применения в учебном процессе, которая будет учитывать специфику каждой дисциплины и уровень подготовки студентов.
Заключение
Автор считает, что эффективное включение и адаптация новых текстов в процесс обучения в СПО могут стать инновационным подходом в преподавании русского языка в учреждениях среднего профессионального образования. Умение эффективно взаимодействовать с новыми формами текста крайне важно для педагогов, стремящихся к профессиональному совершенствованию в современной образовательной среде. Эти навыки позволяют преподавателю оставаться востребованным, мотивированным и результативным.
Последние исследования подчеркивают важность применения передовых методик и стратегий в образовательном процессе для повышения компетентности обучающихся в работе с инновационными текстами. В то же время возникает потребность в проведении дополнительных аналитических изысканий для более глубокого понимания путей совершенствования этих навыков.
Формирование у студентов педагогических колледжей навыков работы с текстами новой природы в рамках современного образовательного процесса целесообразно выделить как принципиально важное направление обучения. Оно играет ключевую роль в подготовке будущих учителей, поскольку способствует не только усиленному развитию критического мышления, но и повышению их аналитического потенциала, умений интерпретации, а также общего уровня профессиональной подготовленности.
Дальнейшие изыскания в данной области послужат катализатором для разработки более совершенных образовательных подходов, что, в свою очередь, повысит эффективность учебного процесса. Результатом станет формирование нового поколения компетентных специалистов, способных успешно адаптироваться и продуктивно функционировать в динамичной среде современного образования.
Такое развитие событий не только обогатит педагогическую практику, но и внесет существенный вклад в подготовку кадров, отвечающих актуальным требованиям образовательной сферы. Это, в конечном итоге, будет способствовать общему повышению качества образования и его соответствию современным вызовам.
Библиографическая ссылка
Сидорова М.П. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НОВОГО ТИПА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33775 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33775