Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ – ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

Веретенникова В.Б. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В условиях трансформаций современного общества и рынка труда актуализируется проблема пересмотра содержания профессионального образования и подготовки молодых кадров. Главной задачей становится обновление содержания университетской подготовки в партнерстве с работодателями, регионом с учетом потребностей общества. Цель публикации – представить основания проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО», учет которых позволит создать учебно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации «Трех миссий университета». Методологической базой определения оснований проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» явились интегративно-целостный, системно-деятельностный и квалиметрический подходы. Для проведения педагогической экспертизы оснований проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства использовался метод педагогической квалиметрии групповых экспертных оценок. В данном исследовании основания проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» были изучены посредством «Трех миссий университетов», что позволило обосновать и определить содержание в учебно-методическом сопровождении в образовательном процессе вуза. Результаты исследования могут быть использованы в целях повышения качества подготовки будущих педагогов для достижения целей Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Материалы исследования могут быть полезны при разработке регионального комплекса развития педагогического вуза и образовательных организаций.
социальное партнерство
университет
педагогический вуз
наука
общество
будущий педагог дошкольного образования
дошкольная образовательная организация
три миссии университета
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации» от 31 марта 2021 г. № 518: постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400544870/ (дата обращения 25.12.2023).
2. Теплая Н.А. Московский международный рейтинг вузов «три миссии университета» как индикатор достижения целей программы стратегического академического лидерства «приоритет–2030» // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 15-22.
3. Козырева Е.А. Кластеризация как инструмент диверсификации регионального университетского комплекса // Избранные вопросы науки XXI века. 2019. С. 46-49.
4. Колокольцев В.М., Разинкина Е.М., Глухова А.Ю. Подготовка квалифицированных кадров в условиях университетского комплекса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 1-2. С. 615-618.
5. Шустова Л.П., Данилов С.В., Глебова З.В. Проектирование траекторий сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса // Нижегородское образование. 2020. № 4. С. 35-41.
6. Жукова Г.С., Воленко О.И. Современные педагогические парадигмы профессионального образования специалистов социальной сферы и их использование в учебном процессе университетского комплекса // Педагогическое образование и наука. 2010. № 10. С. 45-45.
7. Mosier S., Ruxton M. Sustainability university–community partnerships: Lessons for practitioners and scholars from highly sustainable communities // Environment and Planning C: Politics and Space. 2018. V. 36. № 3. Р. 479-495.
8. Groulx M. et al. Community needs and interests in university–community partnerships for sustainable development // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2021. V. 22. № 2. Р. 274-290.
9. Чапаев Н.К., Чошанов М.А. Стратегия создания современной концепции интегративно-целостного образования (на примере опыта горнозаводских школ Урала) // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 25-62.
10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. Т. 1. Москва: Книга по требованию, 2021. 392 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство Питер, 2019. 705 с.
12. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 4. С. 80-98.
13. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А., Валеев А.А., Мена Маркос Х.Х. Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих
педагогов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 4. С. 70-108.

Согласно госпрограмме «Научно-техническое развитие Российской Федерации» [1], одним из индикаторов реализации ее подпрограммы, а также критерием качества субъектов РФ являются вузы, включенные в Московский международный рейтинг «Три миссии университетов» (URL: https://mosiur.org/). Рейтинговая модель содержит три критерия: «Качество образования», «Научная деятельность» и «Университет и общество». В контексте нашего исследования социального партнерстваподготовки обучающихся основным систематизирующим фактором является критерий «Университет и общество», обеспечивающий связь с работодателями, связь с регионом, качество кампуса и коммуникацию с обществом. Обратим внимание на то, что Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» является индикатором достижения целей Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»[2].

Решение этих задач [C1]требует адекватного выбора оснований проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» в условиях реализации «Трех миссий университета».

Основаниями для проектирования рассматриваются как «Три миссии университета», определяющие организационно-логическую структуру университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО», так и их содержание. Для их выбора и теоретического обоснования целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть имеющийся в профессиональном образовании опыт университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства.

Цель статьи – представить основания проектирования университетского комплекса обучения будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), которые определены путем обоснования метода групповых экспертных оценок.

Проблема проектирования университетского комплекса подготовки обучающихся в социальном партнерстве достаточно подробно рассматривалась А.Ю. Глуховой, Е.А. Козыревой, В.М. Колокольцевым, Е.М. Разинкиной и другими исследователями [3, 4]. В их трудах отмечается, что университетский комплекс обеспечивает содержательную интеграцию образовательных учреждений различных уровней в социальном партнерстве и способствует опережающей подготовке молодых кадров [4].

В работе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова исследователи Л.П. Шустова, С.В. Данилов, З.В. Глебова [5] продемонстрировали профессионально-личностное развитие будущих педагогов в университетском комплексе. При этом университет гарантирует ресурсную базу для учебно-методического обеспечения образовательного процесса будущих педагогов по траекториям сопровождения. Авторы описывают совокупность условий сопровождения обучающихся: кадровые (профессорско-преподавательский состав, ведущие теоретические и эмпирические исследования и т.п.); информационные (информационно-образовательная среда); инфраструктурные (цикл программ подготовки); научные (лаборатории для научно-исследовательской деятельности, научно-практические мероприятия, научный издательский центр и т.п.); методические (консультации, подготовка методических рекомендаций и т.п.); образовательные (учебно-методические семинары, стажировки и т.п.); социальное партнерство (образовательные учреждения, региональные инновационные площадки Ульяновской области и т.п.). Л.П. Шустова, С.В. Данилов, З.В. Глебова представили модель комплексного сопровождения профессионально-личностного развития будущего педагога в университетском комплексе. Достоинством модели является то, что она спроектирована на основе андрагогического подхода, предусматривающего эффективность образования за счет личностных особенностей, жизненного и профессионального опыта обучающегося. Вместе с тем, предлагаемая модель не учитывает систематизирующий фактор, определяющий структуру дуальной подготовки при организации взаимодействия академического сообщества и рынка труда.

Вызывает интерес и успешный опыт исследователей Г.С. Жуковой, О.И. Воленко [6], которые рассматривают университетский комплекс как открытую социально-педагогическую саморазвивающуюся макросистему профессионально-педагогической подготовки специалистов, обеспечивающую координирование деятельностью структурно-функциональных звеньев, содействующую достижению современного качества профессионального образования, а также удовлетворяющую как личностные и профессиональные интересы, так и интересы региона и страны. Одной из функций университетского комплекса является концептуально-методологическая функция, обеспечивающая обоснование миссии института в перспективном социокультурном общественно-цивилизованном континууме. Достоинствами университетского комплекса являются его содержание подготовки как широкая развитость и многопрофильность инфраструктуры комплекса; социальных партнеров; гетерогенная система головного вуза и учебных подразделений; самоуправление в структурных звеньях комплекса; внедрение результатов научно-исследовательских работ и высокий уровень диверсификации высшего образования. В то же время университетский комплекс подготовки не определяет задачу активизации социального партнерства как стратегию управления в соответствии с собственной миссией развития университета.

Ряд исследователей (S. Mosier, M. Ruxton [7]) рассматривают университетское партнерство как сообщество университета и образовательного учреждения для решения проблем общества. При этом каждое учреждение создает условия для сотрудничества, чтобы инициировать отношения между студентами, преподавателями и сотрудниками образовательного учреждения, которые могут обеспечить возможность обмена знаниями, опытом и ресурсами. В связи с этим условия сотрудничества могут принести пользу обеим сторонам, что позволяет увеличить объем институциональной поддержки взаимодействия участников партнерства. Для этого партнеры заключают контракт на предоставление услуг и обеспечение стажировки, а также партнерами осуществляются прикладные научные исследования, в том числе они разрабатывают профессиональные образовательные программы. Рассматривая вопрос о важности университетского партнерства, исследователи M.Groulx, N. Nowak, K. Levy, A.Booth [8] разработали на основе инновационного подхода концепцию партнерства по совместному обучению между университетом и образовательными учреждениями для того, чтобы направить студента в образовательное учреждение в целях сотрудничества с партнерами, что обеспечит взаимовыгодное сотрудничество в области устойчивого развития личности. Кроме этого, партерами осуществляется гибкая коррекция дизайна программ и институциональной культуры, которая обусловливает принятие риска в преподавании и обучении как ключ к успеху партнерства.

В связи с этим необходимо отметить, что в отечественных и зарубежных публикациях исследователями не рассматривается в университетском комплексе подготовки студентов в социальном партнерстве, в рамках интеграции миссии университетов, а именно образование, наука, университет и общество.

Таким образом, проблема проектирования университетского комплекса подготовки студентов в социальном партнерстве является весьма актуальной и практически значимой.

Это затрудняет отследить вклад университета не только в образование и науку, но и во взаимодействие с обществом.Недостаточно изучены специфика университетского комплекса подготовки студентов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации, а также пути его проектирования и реализации в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Основания проектирования университетского комплекса подготовки студентов – будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» подготовлены на подходах: интегративно-целостном (описан и обоснован Н.К. Чапаевым, М.А. Чошановым и др. [9]), системно-деятельностном (труды А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. [10, 11]) и квалиметрическом (положения работ О.Ф. Шиховой, Ю.А. Шихова и др. [12]).

Интегративно-целостный подход предусматривает согласование между миссиями университета (образование, наука, университет и общество), которые дополняются и сопрягаются противоположностями друг друга. При этом в рамках данного подхода создаются условия для самораскрытия и самореализации внутренних ресурсов студента, а также предоставляется поддержка будущему педагогу при становлении в обстоятельствах радикальных социоэкономических трансформаций.

В рамках системно-деятельностного подхода университетский комплекс подготовки студентов в социальном партнерстве рассматривается как система, включающая образование, науку, университет и общество. Их содержательное наполнение отражает единство процессуальных и результативных составляющих образовательного процесса вуза.

Квалиметрический подход предполагает использование метода групповых экспертных оценок. Он позволяет не только выявить основания проектирования университетского комплекса подготовки студентов, но и согласовать ресурсы участников социального партнерства вуза и ДОО.

В качестве экспертов были приглашены преподаватели Института психологии и образования Казанского федерального университета (ИПиО КФУ) и работодатели дошкольных организаций г. Казани, а также студенты заочного обучения ИПиО КФУ, имеющие среднее профессиональное образование и педагогический опыт более трех лет работы в ДОО.

Основания проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО»

Проектирование университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» требует выполнения определенного объема подготовительной работы со стороны преподавателей и администрации вуза. В частности, для установления оптимальной организационной и логической структуры университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства и определения ее содержания требуется выбор методологических оснований.

Представленная на рисунке 1 модель включает основания проектирования университетского комплекса в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО», студентов в ИПиО КФУ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»).

Рис. 1. Основания проектирования университетского комплекса подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО»

Для аргументированного выбора оснований проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства применялся метод групповых экспертных оценок. Фрагмент одной из анкет, используемых для опроса экспертов, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Уважаемый коллега!

В связи с определением оснований проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства (УКПС СП) «ПЕДВУЗ – ДОО» просим Вас принять участие в данной работе в качестве эксперта.

В колонке 1 приведены возможные основания проектирования университетского комплекса подготовки студентов, в колонке 2 – обоснование их выбора.

Ваше мнение выразите в таблице, проставив в колонке 3:

o знак «+», если Вы согласны с выделением данного основания и приведенным в колонке 2 обоснованием его выбора;

o знак «–», если не согласны;

o знак «?», если сомневаетесь в ответе.

Ваши замечания, предложения и дополнения изложите в графе «Примечание».

Основания проектирования УКПС СП

Обоснование выбора

Мнение эксперта «+» / «–» / ?

Примечание

1.

2.

3.

4.

Образование

Закладывает основу дуальной системы управления в социальном партнерстве образовательной деятельности по ОПОП бакалавриата и содействия в прохождении подготовки в процессе обучения на будущем рабочем месте, в том числе поддержки в трудоустройстве обучающихся и выпускников КФУ, а также способствует повышению конкурентноспособности и востребованности на рынке труда

 

 

Наука

Закладывает структуру управления научно-инновационной деятельностью студентов при взаимодействии со структурным подразделением ИПиО и органами государственной власти по вопросам научной и исследовательской деятельности обучающихся, а также связана с подготовкой обучающихся в учебное и внеучебное время, при проведении общеуниверситетских научных конкурсов, конференций, олимпиад и других мероприятий, проведение которых утверждается руководством КФУ и проводится на базах ДОО г. Казани и Республики Татарстан

 

 

Университет и общество

Закладывает дуальную систему управления социального партнерства подготовки обучающихся в системе «ПЕДВУЗ – ДОО», а именно устанавливает организационно-управленческие условия формирования единого образовательного пространства (формы, средства и способы организации образовательного процесса и т.п.). Взаимодействие направлено на подготовку студентов, проведение научных исследований в сфере дошкольного и высшего образования, способствующих улучшению качества подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста

 

 

Экспертиза показала, что в качестве оснований проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» следует использовать стратегии управления в условиях реализации «Трех миссий университета», а именно «Образование», «Наука» и «Университет и общество». Рассмотрим их более подробно.

Целевой компонент университетского комплекса подготовки студентов формируется на основе миссии «Образование» и включает Департамент образования КФУ, обеспечивающий создание дуальной системы управления в социальном партнерстве образовательной деятельности по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) бакалавриата и содействие в прохождении практической подготовки в процессе обучения, в том числе поддержку в трудоустройстве обучающихся и выпускников КФУ, а также повышение конкурентноспособности и востребованности на рынке труда. На основе этого социальное партнерство подготовки в системе «ПЕДВУЗ – ДОО» формулирует цели, содержание, формы, методы и технологии обучения в образовательном процессе в теоретической и практической подготовке, которые фиксируются в учебных планах, рабочих программах и др.

Миссия «Наука» закладывает структуру управления научно-инновационной деятельностью при взаимодействии со структурным подразделением ИПиО. При этом обучающиеся участвуют в учебное и внеучебное время в общеуниверситетских, всероссийских и международных научных конкурсах, конференциях, олимпиадах и других мероприятиях. Научно-исследовательская деятельность студентов предуматривает защиту выпускной квалификационной работы в форме стартапа экосистемы технологического и социального предпринимательства на базах ДОО г. Казани и Республики Татарстан.

Каркасом, определяющим структуру, содержание проектирования и реализацию системы социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО», является миссия «Университет и общество», который обеспечивает разработку теоретико-методологической базы. Она способствует согласованию ресурсов преподавателей, студентов и работодателей при разработке учебно-методического сопровождения обучающихся в образовательном процессе в вузе и ДОО.

При этом согласование ресурсов участников партнерства основано на показателях Московского международного рейтинга «Три миссии университетов»: «Качество знаний, навыков и умений студента»; «Научно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательных отношениях с преподавателями и с работодателями ДОО»; «Качество взаимодействия вуза с обществом работодателей» и «Качество успешного выпускника вуза (в науке, творчестве и т.п.)».

При этом успешность реализации университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства обеспечивают существующие нормы качества подготовки, заложенные в федеральном государственном стандарте высшего образования 3++ (ФГОС ВО 3++) в условиях реализации «Трех миссий университета».

Логику процесса проектирования оснований университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства определяют принципы:

– диверсификации, что предполагает структурирование системы высшего образования как стратегического направления развития и трансформации содержания образовательных программ, образовательных технологий, форм обучения с учетом запроса социума на повышение качества подготовки будущих педагогов в ДОО. При этом успешность реализации системы социального партнерства обеспечивают существующие нормы качества подготовки ФГОС ВО 3++ в условиях реализации «Трех миссий университета»;

– индивидуальности, предусматривающий учет личных и профессиональных запросов и интересов обучающегося, а значит, обеспечивающий более активное развитие его знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых ему для осуществления трудовых функций и действий на будущем рабочем месте;

– профессиональной направленности обучения, который предлагает перевод образовательно-познавательной деятельности с помощью моделирования будущей профессионально-педагогической деятельности. В нашем исследовании моделируются профессионально ориентированные задания [13];

– опережающего обучения, предусматривающий учет в содержании системы социального партнерства перспективных потребностей сферы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что такими дополняющими друг друга подходами являются: интегративно-целостный подход (направлен на реализацию принципов диверсификации и индивидуализации); системно-деятельностный подход (направлен на реализацию принципов профессиональной направленности и опережающего обучения).

Таким образом, грамотное проектирование университетского комплекса в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» и его реализация в рамках «Трех миссий университета» будут способствовать активизации подготовки студентов на будущем рабочем месте, а также обеспечивать выполнение образовательных запросов социума и индивидуума для обучения на последующих ступенях образования или осуществление профессионально-педагогической деятельности в ДОО, в том числе соответствие социально-экономическим потребностям рынка труда.

Заключение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что основания проектирования университетского комплекса в системе социального партнерства «ПЕДВУЗ – ДОО» являются перспективным направлением изучения вклада университета в жизнь общества, а также пользы университета для государства и личности. При этом «Три миссии университетов» выступают систематизирующим фактором в подготовке молодых кадров, обеспечивающим профессиональное развитие и эффективное использование человеческого капитала и социально-экономических достижений, в том числе формирующим организационно-логическую структуру университетского комплекса. Вместе с тем, социальное партнерство является, во-первых, механизмом в системе дуального управления, закладывая содержание учебно-методического сопровождения в образовательном процессе вуза. Во-вторых, социальное партнерство представляет собой механизм управления качеством профессионального образования с учетом требований ФГОС ВО 3++ и требований регионального рынка труда.

Дальнейшее исследование может быть связано с разработкой «Концепциисоциального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов в системе «ПЕДВУЗ – ДОО» с учетом результатов, описанных в данной статье.


Библиографическая ссылка

Веретенникова В.Б. ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ – ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33238 (дата обращения: 03.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674