Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»

Терентьева И.А. 1 Манохина С.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В данной статье представлен практический опыт реализации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в преподавании дисциплины «Право» для студентов неюридических специальностей и направлений подготовки на базе института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа Оренбургского государственного университета. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение студентов реализуются с применением информационных сетей. Взаимодействие преподавателей и студентов осуществляется опосредованно, дистанционно. Реализация профессорско-преподавательским составом дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предоставляет возможность студентам в удобное для них время осваивать образовательную программу по месту их пребывания (за пределами университета), не утрачивая взаимодействие с преподавателем. Реализация дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в преподавании дисциплины «Право» на базе института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа ОГУ осуществлялась с 2020 года по 2023 год при подготовке студентов по образовательным программам бакалавриата (неюридические специальности). Авторы, анализируя результаты реализации рабочей программы по дисциплине «Право» для студентов неюридических направлений подготовки, приходят к выводу, что данная форма образовательного процесса возможна и содержит определенный потенциал, но не может полностью заменить традиционную форму обучения в высшем учебном заведении. По мнению авторов, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий может дополнять, совершенствовать традиционные формы обучения, обогащая образовательный процесс в высшей школе инновационными формами и методами.
цифровизация
дистанционные технологии
электронное обучение
информационные сети
образовательный процесс
дисциплина «право»
1. Зернов В. А., Манюшис А. Ю., Валявский А. Ю., Учеваткина Н.В. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. №3 (223). С. 304-322.
2. Попельницкая И.М., Шилина Н.Г., Попельницкий Е.В., Почекутов С.И., Геращенко С.М., Бухаров А.В. Дистанционное обучение в период пандемии covid-19 глазами студентов г. Красноярска // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31386 (дата обращения: 04.07.2023).
3. Собянин Ф.И., Ирхина И.В., Кондаков В.Л., Умарова Б.Ж., Нариманова А.Ж., Ковалева Р.Е. Дистанционное обучение в период пандемии: за и против // Современные проблемы науки и образования. 2021. №2. URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=30762 (дата обращения: 06.07.2023).
4. Гриднева С.В. Дистанционное обучение иностранным языкам в вузе: проблемы и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 6. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11991 (дата обращения: 06.07.2023).
5. Черникова Т. А., Шайдукова Л. Д., Юричка А. Ю. Дистанционное обучение в системе высшего образования: положительные и отрицательные аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2022. №3. С. 251-262.
6. Шестопалов Е.В., Суворова Е.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30349 (дата обращения: 09.07.2023).
7. Мартынова Ю.В. Методические особенности использования гибридного обучения в условиях пандемии // Вестник СИБИТа. 2022. №2. С. 21-26.
8. Меньшикова И.П. Применение цифровых технологий для индивидуализации образовательного процесса в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования. 2023. №3 (134). С. 110-120.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 02.07.2023).
10. Положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования в ОГУ от 01.20.2019 № 75-д [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/doc/3765 (дата обращения: 02.07.2023).
11. Электронная информационно-образовательная среда // Оренбургский государственный университет. 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/doc/2763 (дата обращения: 05.07.2023).
12. Положение об использовании интерактивной системы сетевого тестирования АИССТ в образовательном процессе ОГУ от 05.08.2019 № 55-Д. [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/doc/4787 (дата обращения: 05.07.2023).

Вызовы пандемии поставили перед системой высшего образования задачи, способствующие ее эффективной адаптации к новым реалиям. Одной из таких задач стал поиск эффективных технологий реализации образовательного процесса, не снижающих качество подготовки студентов по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры [1, 2].

В практику реализации образовательного процесса стали входить технологии online обучения, позволяющие студентам продолжить обучение в дистанционном формате [2, 3, 4]. Их широкое применение стало возможным благодаря компьютеризации населения, доступности информационных технологий обучения. Возможность получения образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет современному студенту совмещать работу и обучение (такую потребность испытывают студенты, обучающиеся по договору обучения, на коммерческой основе). Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение позволяют удовлетворить данную потребность студенческой молодежи, предоставляют возможность получения образования одновременно с трудовой деятельностью [5]. Положительные и отрицательные характеристики использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ [5, 6] стали предметом дискуссии в академическом сообществе.

Среди положительных характеристик исследователи отмечают:

– доступность (возможность получения вне образовательной организации, по месту проживания);

– возможность совмещать работу и учебу;

– снижение затрат в период получения образования (оплата проживания в другом городе, оплата проезда и т.п.);

– освоение учебного материала в индивидуальном ритме; расширение спектра информационных услуг;

– формирование глобального образовательного пространства и др.

Среди отрицательных сторон исследователями отмечаются:

– отсутствие непосредственного взаимодействия преподавателя и студента, живого общения, диалога;

– необходимость наличия у обучающихся высокой степени самоорганизованности, дисциплинированности;

– отсутствие традиционных средств контроля над работой студента;

– возможные сбои в работе Интернета (в некоторых отдаленных местах отсутствует качественная связь);

– увеличение нагрузки на преподавателя и др.

Также предметом дискуссии стал вопрос об эффективных формах обучения в постковидный период. Поиск новых эффективных форм обучения, форм взаимодействия студента и преподавателя, которые бы отвечали запросам и потребностям современного темпа жизни, стал предметом исследования и актуален как на теоретическом, так и на практическом уровне [7, 8].

Цель исследования: рассмотреть и обобщить практику реализации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в преподавании дисциплины «Право» в высшем учебном заведении для студентов неюридических направлений подготовки бакалавриата и специалитета на базе института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа Оренбургского государственного университета.

Материалы и методы исследования

Анализ научной литературы, метод наблюдения, анкетирование, диагностика сформированности компетенций студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

В статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года юридически закреплены понятия «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии».

Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения[9] в преподавании дисциплин предполагает, что в образовательной организации имеются необходимые условия, которые также закреплены в указанном Федеральном законе:

- информационные технологии;

- технические средства;

- электронные информационные ресурсы;

- электронные образовательные ресурсы (электронные учебно-методические материалы).

Электронная информационно-образовательная среда [10] Оренбургского государственного университета, обеспечивая необходимые ресурсы для реализации профессорско-преподавательским составом дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, оказывает содействие во взаимодействии (смешанное, дистанционное) преподавателей и студентов в образовательном процессе.

Открытость и доступность электронной информационно-образовательной среды Оренбургского государственного университета способствуют конструктивному взаимодействию субъектов образовательного процесса. Студентам предоставляется возможность получить доступ к образовательным ресурсам, формировать портфолио с возможностью сохранения работ, рецензий, оценок, преподавателям – проводить лекционные и практические учебные занятия, организовывать и контролировать самостоятельную работу студента, фиксировать ход образовательного процесса, отслеживать выполнение студентами всех видов заданий, отслеживать результаты промежуточной и итоговой аттестации, взаимодействовать с обучающимися синхронно и асинхронно посредством сети Интернет.

Содержание, назначение, структура электронной информационной образовательной среды регламентированы как нормативно-правовыми документами федерального уровня, так и локальными нормативно-правовыми актами [11].

Авторы статьи придерживаются мнения, что основная задача преподавателя в новых условиях – интегрировать информационные технологии в образовательный процесс, разработать новые методы подачи материала с применением информационных технологий, сконструировать образовательное пространство, которое позволит реализовать требования к освоению студентами учебного материала, выполнить государственный заказ, обозначенный в государственных стандартах.

Электронное обучение требует четкой структуры. По мнению авторов, структура имеет решающее значение для участников образовательного процесса в целях выстраивания тайм-менеджмента образовательного процесса.

Одним из элементов структуры является ясность целей и подцелей в обучении, что помогает грамотно распределить рабочую нагрузку и дать возможность самостоятельно расширять тему. Постановка целей и задач, которые совместно обсуждаются преподавателем и студентом, – важный момент в организации обучения в целом. Также, по мнению авторов статьи, важными компонентами являются содержание учебного материала и форма его встраивания в цифровую образовательную платформу, а также методы оценки сформированности компетенций студентов.

Дисциплина «Право» в институте социально-гуманитарных инноваций и массмедиа(с 28 апреля 2023 года – институт социальных и гуманитарных наук) ОГУ реализуется в 11 образовательных программах направлений подготовки бакалавриата и в 1образовательной программе специалитета. С 2020 учебного года реализация образовательного процесса по дисциплине «Право» осуществлялась посредством электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, отслеживался результат освоения дисциплины, выраженный в сформированности компетенций, заложенных в государственных образовательных стандартах соответствующих направлений подготовки бакалавриата, специалитета и отраженных в учебных планах и рабочей программе дисциплины «Право».

В апробации обучения по дисциплине «Право» через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии с 2020 учебного года участвовали студенты 1-го курса направлений подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 42.03.01 Издательское дело, 42.03.02 Журналистика, 51.03.01 Культурология, 39.03.01 Социология очной и заочной форм обучения. Подготовка обозначенных направлений бакалавриата проводилась на базе института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа ОГУ. Всего в апробации участвовали 212 студентов очной формы обучения и 77 студентов заочной формы обучения.

В учебных планах направлений подготовки 61.03.01 Культурология, 39.03.01 Социология, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 42.03.01 Издательское дело, 42.03.02 Журналистика очной и заочной форм обучения на освоение дисциплины «Право» отведено 3 зачетных единицы, дисциплина реализуется один семестр на 1-м курсе.

В ходе апробации ставились задачи:

- определить возможности электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в преподавании дисциплины «Право» для студентов неюридических направлений подготовки;

- разработать учебно-методическое сопровождение образовательного процесса;

- отследить результат освоения рабочей программы дисциплины «Право» у обучающихся, сформированность соответствующих компетенций (требования к результатам обучения по дисциплине).

Профессорско-преподавательским составом, реализующим дисциплину «Право», был разработан учебно-методический комплекс, содержащий рабочую программу дисциплины, фонд оценочных средств, фонд тестовых заданий, методические указания к изучению дисциплины (для помощи в организации самостоятельной работы студента в рамках дисциплины), учебно-методические пособия, практикумы, электронные курсы ОГУ в системе Moodle.

Электронная информационно-образовательная среда университета [11] в полной мере обеспечила доступ к электронным информационным и образовательным ресурсам [11], что позволило студентам и преподавателям осуществлять взаимодействие дистанционно (в период ковидных ограничений) и смешанно (в постковидный период).

Реализация учебного процесса проходила в форме лекционных, практических учебных занятий и самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия проводились с использованием программ MicrosoftTeams (2020–2022 гг.), WebinarGroup (2022/2023 учебный год). Практические занятия проводились преимущественно в системе Moodle. Электронный учебный курс предоставил возможность студентам в удобное время (временные рамки устанавливал преподаватель, и они могли варьироваться в зависимости от степени усвоения студентом конкретной темы или раздела рабочей программы) изучить учебный материал (текст лекций, презентации, видеоматериал и др.), отметить проблемные вопросы, задать вопрос преподавателю в online и offline режимах. Возможности интерактивного взаимодействия позволили студенту не просто пассивно осваивать учебный материал, а активно взаимодействовать с преподавателем, задавать вопросы, получать на них ответы, дополнительные рекомендации от преподавателя, работать над выполнением учебного задания в микрогруппе, взаимодействуя с другими студентами в online и offline режимах.

В ходе образовательного процесса с целью повышения качества образования преподаватели корректировали, дополняли базы учебных материалов, обновляли учебный контент. Обновление учебного контента способствовало перераспределению учебного материала, его адаптации под индивидуальные возможности обучающегося, определению степени выполнения студентом разноуровневых заданий, отслеживанию сформированности элементов компетенций в ходе освоения дисциплины. На наш взгляд, быстрое обновление учебного контента, его интерактивность – важнейшие параметры успешного освоения студентами учебного материала.

Обеспечение адаптированных форм оценок в обучении может быть сложной задачей. В данном случае регулярная отправка разноуровневых заданий (письменные задания, анализ проблемных ситуаций, проблемных вопросов, видеоматериалов) стала способом отслеживания успеваемости студентов. Рубежные контроли, которые предполагает учебный график, проводились с использованием программ MicrosoftTeams, WebinarGroup, системы Moodle. Знаниевый компонент сформированности компетенций отслеживался при помощи фонда тестовых заданий, который содержит комплекс диагностических заданий, прошедших регистрацию в центре информационных технологий ОГУ. Фонд тестовых заданий размещался в автоматизированную интерактивную систему сетевого тестирования (АИССТ) [12]. Свободный доступ к АИССТ предоставил возможность преподавателям протестировать знания студентов по изучаемым разделам программы, темам и отследить процесс формирования компетенций в процессе освоения студентами рабочей программы. Электронная информационно-образовательная среда ОГУ на протяжении всего периода обучения предоставляет студентам неограниченный доступ к личному кабинету обучающегося, через который также возможно взаимодействие преподавателя и студента. Студент может задать вопросы преподавателю и получить на них ответ как в online, так и в offline режимах. Открытый доступ к изданиям электронных библиотечных систем, электронным образовательным ресурсам, которые отражены в рабочей программе, позволяет студенту успешно подготовиться к практическим занятиям, рубежному контролю, итоговой промежуточной аттестации по дисциплине.

Фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результата сформированности компетенций в информационных системах ОГУ (Учебное расписание, Деканат, личный кабинет преподавателя и др.) позволяет преподавателю мобильно вносить коррективы и адаптировать образовательный процесс.

По мнению авторов, в организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий важна своевременная поддержка обучающихся. К ней можно отнести такие формы, как ознакомление с учебными платформами, ИТ-поддержка, руководство по обучению, контроль прогресса обучения и обеспечение обратной связи. В Оренбургском государственном университете ИТ-поддержкой занимается центр информационных технологий, который оперативно взаимодействует с преподавателями и студентами, решая проблемы технического характера.

Результаты итоговой аттестации по дисциплине «Право» позволяют заключить, что электронное обучение стало доступным инструментом в освоении студентами дисциплины «Право» и не отразилось негативно на общей успеваемости студента. Оценивание результатов освоения программы осуществлялось по бинарной шкале оценивания: «зачтено», «не зачтено». Результаты сформированности компетенций, виды оценочных средств для отслеживания этапов формирования компетенций представлены в таблице.

Перечень компетенций с указанием видов оценочных средств для отслеживания этапов формирования в процессе освоения дисциплины, результаты итоговой аттестации

Формируемые компетенции

Виды оценочных средств для отслеживания этапов формирования компетенции

 

Компоненты электронной информационно-образовательной среды, используемые в отслеживании результата

Результаты итоговой аттестации (%) направлений подготовки по годам обучения

УК-2:

Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-10:

Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

Задания репродуктивного уровня.

Тестирование.

Устный опрос.

Автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования АИССТ

MicrosoftTeams

2020/2021 учебный год

42.03.02 Журналистика – 100

42.03.01 Издательское дело – 100

51.03.01 Культурология – 100

42.03.01 Реклама и связи с общественностью – 100

39.03.01 Социология – 100

2021/2022 учебный год:

42.03.02 Журналистика – 90

42.03.01 Издательское дело – 100

42.03.01 Реклама и связи с общественностью – 90

2022/2023 учебный год:

42.03.02 Журналистика – 90

42.03.01 Реклама и связи с общественностью – 91,7

Задания реконструктивного уровня.

Правовые задачи

Moodle

MicrosoftTeams

Задания практико-ориентированного и/или исследовательского уровня

Индивидуальное творческое задание (эссе)

Moodle

MicrosoftTeams

В ходе реализации образовательного процесса оценка сформированности компетенций осуществлялась на каждом этапе их формирования (знать, уметь, владеть) посредством оценивания заданий репродуктивного уровня (тестирование в системе АИССТ, собеседование по проблемным вопросам в режиме online и др.), заданий реконструктивного уровня (решение ситуационных правовых задач, разбор ситуаций, их правовое обоснование), заданий практико-ориентированного уровня (выполнение индивидуальных творческих заданий).

Результаты апробации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализации образовательного процесса по дисциплине «Право» для студентов неюридических направлений подготовки института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа ОГУ позволили определить условия, при которых планируемые результаты обучения по программе дисциплины будут достигнуты:

- наличие электронной информационно-образовательной среды, способствующей комфортному взаимодействию субъектов образовательного процесса;

- наличие электронного учебного курса дисциплины, позволяющего реализовать все виды учебных занятий в дистанционном формате;

- наличие фонда оценочных средств сформированности компетенций;

- своевременная IT-поддержка субъектов образовательного процесса;

- проведение образовательной организацией курсов повышения квалификации для преподавателей в реализации online обучения.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что освоение студентами неюридических направлений подготовки дисциплины «Право», формирование компетенций, предусмотренных государственными образовательными стандартами, учебным планом и рабочей программой дисциплины, возможны и содержат определенный потенциал. Дисциплина «Право» для студентов неюридических направлений подготовки формирует универсальные компетенции, способствующие формированию коммуникативных навыков, креативности, инициативности, развитию критического мышления. По мнению авторов, при организации комплекса условий, описанных выше, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий может дополнять, совершенствовать традиционные формы обучения, обогащая образовательный процесс в высшей школе инновационными формами и методами. Подобный комплекс условий может быть реализован в преподавании других дисциплин, формирующих универсальные компетенции.

Среди сильных сторон в применении электронного обучения в преподавании дисциплины «Право» можно отметить приоритет индивидуального подхода в обучении, упор на персональную работу со студентом, возможность совместно с обучающимися выстраивать индивидуальную траекторию освоения дисциплины, а также самоорганизацию студента. По мнению авторов, слабой стороной электронного обучения является недостаточное личностное взаимодействие преподавателя и студента, которое содержит воспитательный потенциал, формирующий ценностные ориентации, ориентиры в моделях поведения.

Авторы придерживаются мнения, что при проектировании учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо учитывать формируемые дисциплиной компетенции, наличие фонда оценочных средств сформированности компетенций, а также социальные, психологические особенности студентов, индивидуальные способности и возможности обучающегося.

Авторы не придерживаются мнения о проектировании образовательного процесса исключительно посредством электронного обучения, замене им традиционного. По мнению авторов, изучение воспитательного потенциала электронного обучения остается актуальной и мало изученной проблемой.

Внедрение в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий требует дальнейших исследований на теоретическом и прикладном уровнях.


Библиографическая ссылка

Терентьева И.А., Манохина С.Ю. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО» // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32876 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674