Вопросы качественной подготовки кадров для работы в сфере индустрии красоты до сих пор являются достаточно актуальными. Обучение специалистов для эстетической косметологии требует практико-ориентированного подхода на всех этапах образовательной траектории и ориентировано на формирование быстрого и успешного вхождения в профессию.
В настоящее время подготовка специалистов по предоставлению косметических услуг населению направлена на формирование профессиональных компетенций, которые определены в профессиональном стандарте специалиста, оказывающего бытовые косметические услуги. Профессиональный стандарт определяет требования к уровню образования, которые ограничиваются наличием среднего специального образования, формально по любой специальности, и не требуют наличия медицинского образования [1]. Необходимо отметить, что программа обучения по направлению «Косметик-эстетист» предусматривает освоение не только теоретических знаний, но и практических навыков, которые необходимы для осуществления трудовых функций специалиста. Поскольку косметический уход за лицом и телом для омоложения и коррекции эстетических и косметических дефектов проводится путем механического и физического воздействия, то в учебно-тематический план, кроме разделов: основы эстетической косметологии, косметический уход за кожей тела, косметический уход за кожей лица, шеи и зоной декольте, был включен дополнительный модуль – неотложные состояния в практике косметика-эстетиста и оказание первой помощи.
В рамках проектирования рабочей программы профессионального обучения «Косметик-эстетист» продолжительностью 288 академических часов авторами разработан симуляционный курс «Оказание первой помощи».
Симуляционный тренинг отработки навыков оказания первой помощи, в сочетании с объективным контролем качества и многократной возможностью повторения упражнений, позволяет довести до автоматизма алгоритм последовательностей и действий оказания первой помощи. В этом и заключается основное преимущество симуляционного тренинга по сравнению с другими методами обучения [2-4]. Кроме того, количество и длительность симуляционных тренингов, как и разнообразие ситуационных сценариев, не ограниченно. Все это влияет на стрессоустойчивость и качество первой помощи, когда ее в реальной неотложной ситуации оказывает человек без медицинского образования. Конкретный же перечень состояний, в которых должна быть оказана первая помощь, определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. №477н [5].
Надо отметить, что из всего перечня состояний косметик-эстетист может столкнуться в своей практике с отсутствием сознания, остановкой дыхания и кровообращения, наружными кровотечениями, ожогами и эффектами воздействия высоких температур и теплового излучения, а также отморожением и другими эффектами воздействия низких температур. В то же время при проведении симуляционного тренинга отрабатываются навыки оказания первой помощи при отравлениях, попадании инородных тел в дыхательные пути и травмах различных частей тела.
Цель исследования – анализ возможностей использования симуляционных технологий в программах подготовки кадров для эстетической косметологии, не имеющих медицинского образования.
Материал и методы исследования
Для решения поставленных задач изучен и обобщен собственный педагогический опыт внедрения цифровых интерактивных технологий при реализации программ профессионального обучения на базе Симуляционного центра Института фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Курс «Оказание первой помощи» прошли 48 человек, средний возраст обучающихся 24 года. Программа курса составляет 12 академических часов и включает: теоретическую часть – 3 часа и 9 часов отработки практических навыков.
Обучение в рамках программы курса проводится в Симуляционном центре, который оснащен современным симуляционным оборудованием с различной степенью реальности, что позволяет создавать разнообразные ситуационные сценарии для отработки навыков оказания первой помощи, а путем многократного повторения алгоритмов помогает формировать у обучающихся «мышечную память».
Перед началом курса все обучающиеся проходят анонимное анкетирование, которое позволяет преподавателю определить исходный уровень знаний в области оказания первой помощи (табл.).
Вопросы анкеты для определения исходного уровня обучающихся
№ |
Вопросы
|
Ответы |
1. |
Приходилось ли Вам оказывать первую помощь?
|
- Да - Нет |
2. |
Обучались ли Вы навыкам оказания первой помощи? |
- Да - Нет Если «Да», укажите формат обучения: - практический курс (на манекенах) - теоретический курс |
3. |
Как вы оцениваете уровень своих теоретических знаний по оказанию первой помощи? |
Оцените от 0 до 5 |
4. |
Как вы оцениваете уровень своих практических знаний по оказанию первой помощи?
|
Оцените от 0 до 5 |
5. |
Готовы ли Вы оказать первую помощь в неотложной ситуации?
|
- Да - Нет |
6. |
Хотели бы Вы овладеть навыками по оказанию первой помощи?
|
- Да - Нет |
В рамках разработанного симуляционного курса проводится отработка навыков проведения базовой сердечно-легочной реанимации. Тренажеры-симуляторы позволяют до автоматизма довести частоту и глубину сердечных сокращений при проведении реанимационных мероприятий, оценить правильность постановки рук и объём вдыхаемого воздуха (рис. 1). Именно от этих показателей зависит качество оказываемой помощи при внезапной остановке сердца [6]. Перед началом отработки практических навыков все обучающиеся проходят входной контроль уровня базовых навыков выполнения сердечно-легочной реанимации, в конце обучения – итоговый.
Рис. 1. Показатели эффективности сердечно-легочной реанимации на мониторе
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты анонимного тестирования в группах обучающихся по программам профессионального обучения «Косметик-эстетист» показывают исходно невысокую теоретическую подготовку и отсутствие практических навыков оказания первой помощи. По данным анкетирования, 87,5% респондентов не приходилось оказывать первую помощь, 31,25% никогда не обучались навыкам оказания первой помощи. Причем те, кто когда-либо проходил обучение, в 100% случаев отметили, что это был только теоретический курс, без отработки навыков на манекенах. Все обучающиеся выразили желание и готовность овладеть навыками оказания первой помощи.
В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ №477н от 4 мая 2012г. определен не только перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, но и перечислена последовательность мероприятий для оказания такого вида помощи. После оценки обстановки и обеспечения безопасных условий для оказания первой помощи обязательно вызывается скорая помощь. До приезда бригады скорой помощи определяется наличие сознания у пострадавшего и проводятся мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей с определением у пострадавшего признаков жизни. После этого проводится сердечно-легочная реанимация до появления признаков жизни и поддержание проходимости дыхательных путей. Кроме того, должен быть проведен осмотр для выявления признаков травм или отравлений и остановки наружного кровотечения. После проведения этих мероприятий и до прибытия скорой помощи пострадавшему придают оптимальное положение тела, не усугубляющее его состояние, и контролируют его сознание, дыхание и кровообращение.
Задачами разработанного авторами симуляционного курса для лиц, не имеющих медицинского образования, являются формирование у обучающихся двух блоков навыков:
1) способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь;
2) способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи.
Основная практическая часть симуляционного тренинга проводится по методологии четырехступенчатого обучения, разработанной Европейским советом по реанимации [7, с. 107-115; 8, с. 21-24; 9, с. 18-20]. Данный подход, по мнению авторов, является наиболее эффективным и позволяет запомнить и отработать навык оказания первой помощи каждому из группы обучающихся.
I ступень. Преподаватель без остановок и объяснений демонстрирует один из алгоритмов оказания первой помощи.
Цель первой ступени – это демонстрация преподавателем какой-то конкретной реальной ситуации оказания первой помощи пострадавшему. Важно показать, что это можно сделать быстро и просто.
II ступень – этап разъяснения каждого конкретного действия.
Каждый шаг выполняется преподавателем медленно с обязательным пояснением и даже повторением, чтобы предупредить не запланированные вопросы. В то же время обучающиеся четко понимают, почему и в какой последовательности оказывается помощь.
III ступень проводится с обязательным вовлечением в процесс оказания первой помощи обучающихся.
Обучающиеся по очереди дают команды преподавателю по выполнению отдельных действий в правильной последовательности. В случае ошибки действия или неправильной последовательности преподаватель вопросами добивается правильного ответа. Главное в рамках этой ступени, что обучающиеся не просто наблюдают за действиями преподавателя, а вслух проговаривают каждое действие в правильной последовательности.
IV ступень построена на демонстрации приемов и навыков оказания первой помощи самими обучающимися.
Главная цель этого этапа – это правильное выполнение алгоритма оказания первой помощи каждым обучающимся. Роль преподавателя сводится к контролю, исправлению ошибок и рекомендациям по улучшению техники конкретных приемов оказания первой помощи.
Входной контроль базовых навыков выполнения сердечно-легочной реанимации во всех группах обучающихся по программам профессионального обучения «Косметик-эстетист» показывает низкий процент эффективности компрессий и искусственных вдохов. Однако частота компрессий грудной клетки практически соответствует нормативным показателям и составляет 73%. Глубина выполняемых компрессий находится ниже порогового показателя и составляет лишь 56%.
После прохождения симуляционного курса и отработки практических навыков в Симуляционном центре проводится итоговый контроль эффективности проведения компрессий грудной клетки, который оценивается по частоте и глубине компрессий. Так, эффективность компрессий в среднем составляет 83,5%, а эффективность искусственного вдоха находится на нижней границе рекомендованных показателей – 73% (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительная эффективность базовых навыков выполнения сердечно-легочной реанимации до и после прохождения обучения
Результаты проведенных симуляционных курсов «Оказание первой помощи» показали высокую заинтересованность обучающихся к данному курсу за счет погружения в симулируемые условия, максимально приближенные к реальным, и получения практических навыков оказания первой помощи.
Опыт внедрения цифровых интерактивных технологий при реализации программ профессионального обучения открывает перспективы для дальнейшей интеграции различных качественно новых форм и методов обучения с целью формирования у выпускников запланированных профессиональных компетенций.
Выводы
Включение имитационно-симуляционного компонента в образовательные программы позволяет адаптировать учебный процесс под конкретные задачи и целевую аудиторию.
Использование медицинских тренажеров-симуляторов позволяет эффективно сформировать необходимый уровень знаний и практических навыков оказания первой помощи в условиях, максимально приближенных к реальным.
Разработанный курс может быть рекомендован для всех программ профессионального обучения, связанных с медициной для лиц, не имеющих медицинского образования.
Библиографическая ссылка
Хаертдинова Л.А., Валеева Ю.В., Киясова Е.В., Сатдарова В.М. СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОСМЕТОЛОГИИ, НЕ ИМЕЮЩИХ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32856 (дата обращения: 09.10.2024).