Начиная с 80-х годов прошлого века, технологический прогресс, и в частности компьютеризация, достаточно активно проникают в самые разные сферы жизни общества человека, включая обширную отрасль образования. Простота доступа к информации, скорость её получения и возможность оригинального представления являются очевидными преимуществами информационно-компьютерных технологий (ИКТ), обостряя вопрос о внедрении их в учебный процесс. Комбинация традиционных, новаторских методов и концепций является основой стабильного и успешного развития отрасли. Это касается как образования в целом, так и определённых областей, как, например, медицинского образования. Поскольку для формирования качественной теоретической базы и получения специальных навыков, необходимых для подготовки специалиста в области медицины, обучающемуся необходимо освоение большого объема учебного материала, возникает потребность синтезировать собственную траекторию обучения для непрерывного развития в конкретной дисциплине, с учётом обязательной практической деятельности и постоянного самосовершенствования. В современных условиях синтез уникальной траектории крайне затруднителен при отсутствии умения грамотно ориентироваться в потоках информации, анализировать их, выделять и осваивать наиболее значимую, актуальную [1; 2].
Благодаря рациональному применению информационных технологий могут быть успешно реализованы пути преодоления всех описанных выше «камней преткновения», которые неизбежно возникают в ходе обучения. Такие принципы, как достоверность, доступность, системность, разнообразие форм, индивидуальный подход, инициатива со стороны обучающегося, являются фундаментальными при организации современного учебного процесса высокого качества. В полной мере они могут быть реализованы лишь при активной интеграции ИКТ в образовательную отрасль [3; 4].
Анализируя современную ситуацию, можно отметить, что, несмотря на значимые изменения в образовательной деятельности за последние десятилетия, большинство высших медицинских учебных учреждений Российской Федерации не обладает компьютерными обучающими программами или же крайне ограниченно применяет незначительный объем уже имеющихся, с учётом того, что диапазон необходимой для освоения теоретической и практической базы высок [5].
Тема «Дренажи» является фундаментальной в реализации практических компетенций тех специалистов, которые напрямую или опосредованно связаны с хирургической медицинской деятельностью. Само понятие «дренирование» представляет собой непрерывную эвакуацию жидкого содержимого из раны или внутренних полостей тела с помощью специального медицинского инструментария. Обилие достоинств и недостатков, а также «клинические мнения» на основе профессионального опыта и изученной литературы, возможностей учреждения и индивидуальных характеристик больного диктуют крайне «лабильную частоту» его применения в рутинной практике. Ориентация в данной теме крайне важна для молодого специалиста при своевременном формировании аргументированной позиции по вопросам улучшения клинических показателей пациентов, находящихся под курацией.
Молодые врачи в рамках специалитета, клинической ординатуры и аспирантуры по специальностям «Хирургия», «Травматология и ортопедия», а также «Офтальмология» в лечебно-практической и научной деятельности неоднократно сталкиваются с темой «Дренажи», для грамотной ориентации в которой необходима базовая теоретическая и практическая подготовка. Flash-программа, соответствующая стандартизированным ключевым компетенциям, посвящённая данной теме, будет доступна как онлайн, так и офлайн и практически полезна в первую очередь для ординаторов и аспирантов вышеупомянутых специальностей [2; 3; 5].
Цель исследования
Оценка результативности компетенций основных разделов реализованной обучающей компьютерной программы «Дренажи» по модулям «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмохирургия» и её интеграция в высшие и средние медицинские учебные учреждения.
Задачи исследования:
1. Создать обучающую компьютерную программу «Дренажи» по образовательным модулям учебной программы «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмохирургия», доступной в режимах офлайн и онлайн.
2. Интегрировать электронную обучающую программу в учебный процесс.
3. Осуществить анкетирование среди респондентов – ординаторов и аспирантов 1–2 курса по специальности «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмология» для оценки результативности компетенций основных разделов реализованной обучающей компьютерной программы.
Материал и методы исследования
Электронная программа создана благодаря следующему компьютерному программному обеспечению: AP CC 2021 (Adobe Photoshop), AA 21/Windows (Adobe Animate), AFP 10.1 (Adobe Flash Player/USA, 2020), CorelCAD 2020 (Windows/Mac), iSpring Suite 10.2.
Структура программы реализована на основе полноценной базы теоретических модулей, включая последовательность подготовки пациента к проведению определённого типа дренирования, этапы постановки различных типов дренажей, ведение пациента в раннем и позднем послеоперационном периоде. Текстовая, графическая и видеоинформация была использована при реализации материала в электронной программе.
Программа подразделяется на 2 части: образовательная и «система-контроль». Образовательный раздел подразумевает углубление в теоретическую базу учебного модуля, включающего обобщённое и комплексное применение графики, анимации и текстовой информации. Мультимедийный блок содержит видеопредставление технических элементов постановки дренажа в исполнении практикующего хирурга, тщательное изучение которых предоставляет возможность грамотно и целенаправленно запомнить уникальный этап оперативного вмешательства. В рамках второй части – «система-контроль» - предусмотрен процесс закрепления усвоенного материала, который осуществляется путём выполнения таких форм проверки, как банк тестовых заданий (в формате open and close) и практико-ориентированных задач, на решение которых отведён четкий «тайминг». Интегрированные в образовательную компьютерную программу формы контроля предполагают наличие фиксированного объёма тестовых заданий и практико-ориентированных задач с технически реализованной возможностью просмотра «ключей» и возврата на «плохо» усвоенный раздел, при возникновении «трудной» ситуации у обучаемого. Если в процессе прохождения проверки допущены ошибки, то программа предлагает «вернуться» в ту часть, где возникли «пробелы». Многократное закрепление изученной информации способствует фокусу внимания на неоднократные ошибки. По окончании курса программа предлагает обучающемуся ознакомиться со своими достижениями в виде различных диаграмм. Таким образом, у специалистов реализуются практико-направленные компетенции о дренажах и дренировании в целом.
Российские национальные консенсусы, клинические рекомендации, настоящие учебно-методические пособия послужили теоретической основой для программы «Дренажи». Внедрение в структуры и подразделения учебных медицинских заведений программы по модулям «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмохирургия», учитывая проработку комплексного материала, формирование элементов самостоятельной «траектории» с использованием специализированных форм «система–контроль», а также наличие результативности сформированных знаний, подразумевает интеграцию как необходимый и полезный элемент для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА), аккредитационным или вступительными испытаниям, а также является источником дополнительной информации для молодого специалиста [6].
Критерии оценки Flash-программы (Intel, USA) послужили базой для реализации анкеты. Участниками явились ординаторы и аспиранты 1–2 года обучения НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена г. Санкт–Петербурга и МЗ РФ РМАНПО г. Москвы соответствующих направлений – «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмология». Количество интервьюируемых – 57 человек.
Для оценки основных разделов программы (Главная сцена учебного пособия [ГСУП], ключевые моменты [КМ], оценка понимания материала [ОПМ], структура приложения [СП], мультимедийные возможности [МВ], творческий подход [ТП]») была использована пятибалльная шкала (от минимального значения к максимальному):
· 1 балл – «основной раздел не разработан в соответствии с компетенциями»,
· 2 балла – «неудовлетворительно; компетенции не проработаны»,
· 3 балла – «удовлетворительно; компетенции проработаны частично»,
· 4 балла – «хорошо; грамотная проработка компетенций с незначительными погрешностями»,
· 5 баллов – «отлично; грамотные, не требующие дополнительной доработки компетенции».
Для статистической обработки полученного фактического материала применялось программное обеспечение – Statistica 12. С помощью критерия Шапиро-Уилка была определена «нормальность» выборки. Для оценки параметрических показателей применялся t-критерий Стьюдента, непараметрической альтернативой которому составлял U-критерий Манна-Уитни. Различие показателей при p<0,05 считалось достоверным [7].
Результаты исследования и их обсуждение
На рисунке представлены результаты оценки (средние баллы) обучающей компьютерной программы участниками анкеты (аспирантами и ординаторами) НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена г. Санкт–Петербурга и МЗ РФ РМАНПО г. Москвы в количестве 57 человек.
Результаты балльной оценки молодыми специалистами использования Flash-приложения «Дренажи»
Примечание. Ведущие разделы были оценены по пятибалльной градации (от 1 до 5 баллов), где 1 балл – наихудшая оценка («компетенции основного раздела полностью не реализованы»), а 5 баллов – наивысшая оценка («грамотная, не требующая дополнительной доработки реализация компетенций основного раздела»).
Основные разделы:
· ГСУП – главная сцена учебного пособия;
· МВ – мультимедийные возможности;
· ТП – творческий подход;
· КМ – ключевые моменты;
· СП – структура программы.
· ОПМ – оценка понимания материала;
Главная сцена учебного пособия (ГСУП) отражает результативность и полезность компьютерной программы. Структура программы (СП) включает полноценность представления - изложения материала, а также его мультимедийные возможности (МВ). Оценка понимания материала (ОПМ) и ключевые моменты (КМ) отражают соответствие принятым компетенциям обучения и показатели продуктивного усвоения учебно-методического комплекса при наличии форм «система-контроль» («Тестирование» и «Ситуационные задачи»). Мультимедийность была также включена в оценку творческого подхода (ТП).
Наиболее высокие баллы были присвоены таким разделам, как понимание материала (ОПМ): 4,93±0,03, структура Flash-приложения (СП): 4,95±0,035 и творческий подход (ТП): 4,97±0,01.
Выводы
Учитывая непрерывный рост и поток информации в медицинской сфере, предлагаемая flash-программа может быть полезна не только ординаторам и аспирантам специальностей «Хирургия», «Травматологии и ортопедия», «Офтальмология» и профильным кафедрам медицинских вузов, но также молодым специалистам смежных направлений для расширения кругозора и получения дополнительной информации.
Созданное электронное пособие «Дренажи» интегрировано в учебный процесс. Высокая оценка ведущих разделов программы отражает результат ее синтеза – специалистам нравится полноценно, продуктивно и быстро усваивать безусловно большой объём учебно-методической информации.
Библиографическая ссылка
Казанцев А.Д., Казанцева Э.П., Головенкин Е.С. ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДРЕНАЖИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЕЙ «ХИРУРГИИ», «ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ», «ОФТАЛЬМОХИРУРГИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31840 (дата обращения: 09.10.2024).