Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДРЕНАЖИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЕЙ «ХИРУРГИИ», «ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ», «ОФТАЛЬМОХИРУРГИИ»

Казанцев А.Д. 1 Казанцева Э.П. 2 Головенкин Е.С. 3
1 ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)
2 ФГАОУ «Российский университет дружбы народов»
3 ФГБУ «НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России
Информатизация образования как процесс внедрения информационных технологий в педагогическую практику, с соответствующими методами и концепциями, является значимой и актуальной проблемой в настоящее время, решение которой обусловлено непрерывным развитием образовательного процесса и его организации. Положительное влияние информатизации на творческие и аналитические способности доказано и изложено в последних литературных источниках. Как базовый теоретический материал, так и практические навыки могут быть эффективно освоены специалистами медицинского профиля с помощью цифровых технологий, учитывая дальнейшую их отработку в «реальном времени». Однако во многих образовательных учреждениях нашей страны, в том числе в медицинских вузах, отмечается скудное наличие электронно-образовательных программ для молодых специалистов. Синтез и внедрение обучающей flash-программы «Дренажи» по учебным модулям «Хирургия», «Офтальмохирургия», «Травматология и ортопедия» являются основной темой и целью данного исследования. Программная структура, а также субъективные оценки от работающих с ней обучающихся описаны в статье. Дальнейшие разработки в направлении информатизации медицинского образования будут способствовать разнообразию процесса обучения, а также повышению качества и эффективности усвоения знаний в ходе образовательного процесса.
информатизация образования
компьютерная обучающая программа
мультимедийные технологии
дренажи
flash-программа
хирургия
травматология и ортопедия
офтальмология
1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 288 с.
2. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С.119–123.
3. Андрюшенко И.В., Малинина Е.В. Инновационные обучающие технологии клинической кафедры // Высшее образование в России. 2013. № 1. С.61–65.
4. Морозова И.В., Мартынова Н.А. Применение 3D–моделирования и информационных технологий в повышении эффективности изучения оперативной хирургии и топографической анатомии // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 8. С. 213–213.
5. Фортыгина Ю.А., Коваленко Ю.А., Танцурова К.С., Попова М.Ю. Блефаропластика с точки зрения офтальмолога // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 3. С. 95–98.
6. Казанцев А.Д., Казанцева Э.П. Применение современной электронной обучающей программы «блефаропластика» в процессе освоения хирургического и офтальмологического модулей // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science–education.ru/ru/article/view?id=30711 (дата обращения: 03.06.2022).
7. Боровиков В.П. Statistica: искусство анализа данных на компьютере. СПб.: Питер, 2003. 688 c.

Начиная с 80-х годов прошлого века, технологический прогресс, и в частности компьютеризация, достаточно активно проникают в самые разные сферы жизни общества человека, включая обширную отрасль образования. Простота доступа к информации, скорость её получения и возможность оригинального представления являются очевидными преимуществами информационно-компьютерных технологий (ИКТ), обостряя вопрос о внедрении их в учебный процесс. Комбинация традиционных, новаторских методов и концепций является основой стабильного и успешного развития отрасли. Это касается как образования в целом, так и определённых областей, как, например, медицинского образования. Поскольку для формирования качественной теоретической базы и получения специальных навыков, необходимых для подготовки специалиста в области медицины, обучающемуся необходимо освоение большого объема учебного материала, возникает потребность синтезировать собственную траекторию обучения для непрерывного развития в конкретной дисциплине, с учётом обязательной практической деятельности и постоянного самосовершенствования. В современных условиях синтез уникальной траектории крайне затруднителен при отсутствии умения грамотно ориентироваться в потоках информации, анализировать их, выделять и осваивать наиболее значимую, актуальную [1; 2].

Благодаря рациональному применению информационных технологий могут быть успешно реализованы пути преодоления всех описанных выше «камней преткновения», которые неизбежно возникают в ходе обучения. Такие принципы, как достоверность, доступность, системность, разнообразие форм, индивидуальный подход, инициатива со стороны обучающегося, являются фундаментальными при организации современного учебного процесса высокого качества. В полной мере они могут быть реализованы лишь при активной интеграции ИКТ в образовательную отрасль [3; 4].

Анализируя современную ситуацию, можно отметить, что, несмотря на значимые изменения в образовательной деятельности за последние десятилетия, большинство высших медицинских учебных учреждений Российской Федерации не обладает компьютерными обучающими программами или же крайне ограниченно применяет незначительный объем уже имеющихся, с учётом того, что диапазон необходимой для освоения теоретической и практической базы высок [5].

Тема «Дренажи» является фундаментальной в реализации практических компетенций тех специалистов, которые напрямую или опосредованно связаны с хирургической медицинской деятельностью. Само понятие «дренирование» представляет собой непрерывную эвакуацию жидкого содержимого из раны или внутренних полостей тела с помощью специального медицинского инструментария. Обилие достоинств и недостатков, а также «клинические мнения» на основе профессионального опыта и изученной литературы, возможностей учреждения и индивидуальных характеристик больного диктуют крайне «лабильную частоту» его применения в рутинной практике. Ориентация в данной теме крайне важна для молодого специалиста при своевременном формировании аргументированной позиции по вопросам улучшения клинических показателей пациентов, находящихся под курацией.

Молодые врачи в рамках специалитета, клинической ординатуры и аспирантуры по специальностям «Хирургия», «Травматология и ортопедия», а также «Офтальмология» в лечебно-практической и научной деятельности неоднократно сталкиваются с темой «Дренажи», для грамотной ориентации в которой необходима базовая теоретическая и практическая подготовка. Flash-программа, соответствующая стандартизированным ключевым компетенциям, посвящённая данной теме, будет доступна как онлайн, так и офлайн и практически полезна в первую очередь для ординаторов и аспирантов вышеупомянутых специальностей [2; 3; 5].

Цель исследования

Оценка результативности компетенций основных разделов реализованной обучающей компьютерной программы «Дренажи» по модулям «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмохирургия» и её интеграция в высшие и средние медицинские учебные учреждения.

Задачи исследования:

1. Создать обучающую компьютерную программу «Дренажи» по образовательным модулям учебной программы «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмохирургия», доступной в режимах офлайн и онлайн.

2. Интегрировать электронную обучающую программу в учебный процесс.

3. Осуществить анкетирование среди респондентов – ординаторов и аспирантов 1–2 курса по специальности «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмология» для оценки результативности компетенций основных разделов реализованной обучающей компьютерной программы.

Материал и методы исследования

Электронная программа создана благодаря следующему компьютерному программному обеспечению: AP CC 2021 (Adobe Photoshop), AA 21/Windows (Adobe Animate), AFP 10.1 (Adobe Flash Player/USA, 2020), CorelCAD 2020 (Windows/Mac), iSpring Suite 10.2.

Структура программы реализована на основе полноценной базы теоретических модулей, включая последовательность подготовки пациента к проведению определённого типа дренирования, этапы постановки различных типов дренажей, ведение пациента в раннем и позднем послеоперационном периоде. Текстовая, графическая и видеоинформация была использована при реализации материала в электронной программе.

Программа подразделяется на 2 части: образовательная и «система-контроль». Образовательный раздел подразумевает углубление в теоретическую базу учебного модуля, включающего обобщённое и комплексное применение графики, анимации и текстовой информации. Мультимедийный блок содержит видеопредставление технических элементов постановки дренажа в исполнении практикующего хирурга, тщательное изучение которых предоставляет возможность грамотно и целенаправленно запомнить уникальный этап оперативного вмешательства. В рамках второй части – «система-контроль» - предусмотрен процесс закрепления усвоенного материала, который осуществляется путём выполнения таких форм проверки, как банк тестовых заданий (в формате open and close) и практико-ориентированных задач, на решение которых отведён четкий «тайминг». Интегрированные в образовательную компьютерную программу формы контроля предполагают наличие фиксированного объёма тестовых заданий и практико-ориентированных задач с технически реализованной возможностью просмотра «ключей» и возврата на «плохо» усвоенный раздел, при возникновении «трудной» ситуации у обучаемого. Если в процессе прохождения проверки допущены ошибки, то программа предлагает «вернуться» в ту часть, где возникли «пробелы». Многократное закрепление изученной информации способствует фокусу внимания на неоднократные ошибки. По окончании курса программа предлагает обучающемуся ознакомиться со своими достижениями в виде различных диаграмм. Таким образом, у специалистов реализуются практико-направленные компетенции о дренажах и дренировании в целом.

Российские национальные консенсусы, клинические рекомендации, настоящие учебно-методические пособия послужили теоретической основой для программы «Дренажи». Внедрение в структуры и подразделения учебных медицинских заведений программы по модулям «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмохирургия», учитывая проработку комплексного материала, формирование элементов самостоятельной «траектории» с использованием специализированных форм «система–контроль», а также наличие результативности сформированных знаний, подразумевает интеграцию как необходимый и полезный элемент для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА), аккредитационным или вступительными испытаниям, а также является источником дополнительной информации для молодого специалиста [6].

Критерии оценки Flash-программы (Intel, USA) послужили базой для реализации анкеты. Участниками явились ординаторы и аспиранты 1–2 года обучения НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена г. Санкт–Петербурга и МЗ РФ РМАНПО г. Москвы соответствующих направлений – «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Офтальмология». Количество интервьюируемых – 57 человек.

Для оценки основных разделов программы (Главная сцена учебного пособия [ГСУП], ключевые моменты [КМ], оценка понимания материала [ОПМ], структура приложения [СП], мультимедийные возможности [МВ], творческий подход [ТП]») была использована пятибалльная шкала (от минимального значения к максимальному):

· 1 балл – «основной раздел не разработан в соответствии с компетенциями»,

· 2 балла – «неудовлетворительно; компетенции не проработаны»,

· 3 балла – «удовлетворительно; компетенции проработаны частично»,

· 4 балла – «хорошо; грамотная проработка компетенций с незначительными погрешностями»,

· 5 баллов – «отлично; грамотные, не требующие дополнительной доработки компетенции».

Для статистической обработки полученного фактического материала применялось программное обеспечение – Statistica 12. С помощью критерия Шапиро-Уилка была определена «нормальность» выборки. Для оценки параметрических показателей применялся t-критерий Стьюдента, непараметрической альтернативой которому составлял U-критерий Манна-Уитни. Различие показателей при p<0,05 считалось достоверным [7].

Результаты исследования и их обсуждение

На рисунке представлены результаты оценки (средние баллы) обучающей компьютерной программы участниками анкеты (аспирантами и ординаторами) НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена г. Санкт–Петербурга и МЗ РФ РМАНПО г. Москвы в количестве 57 человек.

 
 

Результаты балльной оценки молодыми специалистами использования Flash-приложения «Дренажи»

Примечание. Ведущие разделы были оценены по пятибалльной градации (от 1 до 5 баллов), где 1 балл – наихудшая оценка («компетенции основного раздела полностью не реализованы»), а 5 баллов – наивысшая оценка («грамотная, не требующая дополнительной доработки реализация компетенций основного раздела»).

Основные разделы:

· ГСУП – главная сцена учебного пособия;

· МВ – мультимедийные возможности;

· ТП – творческий подход;

· КМ – ключевые моменты;

· СП – структура программы.

· ОПМ – оценка понимания материала;

Главная сцена учебного пособия (ГСУП) отражает результативность и полезность компьютерной программы. Структура программы (СП) включает полноценность представления - изложения материала, а также его мультимедийные возможности (МВ). Оценка понимания материала (ОПМ) и ключевые моменты (КМ) отражают соответствие принятым компетенциям обучения и показатели продуктивного усвоения учебно-методического комплекса при наличии форм «система-контроль» («Тестирование» и «Ситуационные задачи»). Мультимедийность была также включена в оценку творческого подхода (ТП).

Наиболее высокие баллы были присвоены таким разделам, как понимание материала (ОПМ): 4,93±0,03, структура Flash-приложения (СП): 4,95±0,035 и творческий подход (ТП): 4,97±0,01.

Выводы

Учитывая непрерывный рост и поток информации в медицинской сфере, предлагаемая flash-программа может быть полезна не только ординаторам и аспирантам специальностей «Хирургия», «Травматологии и ортопедия», «Офтальмология» и профильным кафедрам медицинских вузов, но также молодым специалистам смежных направлений для расширения кругозора и получения дополнительной информации.

Созданное электронное пособие «Дренажи» интегрировано в учебный процесс. Высокая оценка ведущих разделов программы отражает результат ее синтеза – специалистам нравится полноценно, продуктивно и быстро усваивать безусловно большой объём учебно-методической информации.


Библиографическая ссылка

Казанцев А.Д., Казанцева Э.П., Головенкин Е.С. ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДРЕНАЖИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЕЙ «ХИРУРГИИ», «ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ», «ОФТАЛЬМОХИРУРГИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31840 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674