Проблема профессионального самоопределения – одна из актуальных в системе образования. Над ее решением работают зарубежные и отечественные теоретики и практики – педагоги, психологи, методисты, например М.Р. Гинзбург [1], В.Ф. Сафин [2], Н.С Пряжников [3], Э.Ф. Зеер [4].
Процесс профессионального самоопределения начинается со школьной скамьи и момента поступления в среднее профессиональное или высшее образовательное учреждение, продолжается на протяжении всего периода обучения. По результатам исследований только незначительная часть студентов осознают задачи профессиональной подготовки и принимают свою будущую профессию как возможность реализации собственных интересов и способностей. Между тем, формирование профессионального сознания является важным компонентом развития личности молодого человека [5, с. 976]. В связи с этим особое значение приобретает психологическое сопровождение – как процесса профессиональной подготовки, так и профессионального становления будущих специалистов [6, с. 1; 7, с. 13].
Эффективность профессионального самоопределения и становления является не только личностно значимой задачей для студентов, осваивающих профессию медицинского работника, но и задачей государственной важности. Некоторые вопросы профессионального самоопределения оказались недостаточно исследованы. Среди них можно назвать содержание форм, методов формирования профессионального самоопределения и организационно-педагогические условия [8, с. 5].
Необходимо уже с первого курса обучения приобщать студентов к будущей профессии. Ведь только поэтапное введение в профессию сформирует у студента осознанное желание получить ее, а также выработать личностные установки для профессионального становления и развития.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось на базе Серовского филиала ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» в ноябре – декабре 2018–2020 гг. В исследовании принимали участие студенты 1-го и 4-го курсов (198 человек), обучающиеся по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело».
В качестве диагностических методик использовались:
1) тест-опросник Т.Д. Дубовицкой для определения уровня профессиональной направленности студентов [9, с. 93–96];
2) анкета, направленная на определение уровня адаптированности к новым условиям обучения в колледже [9, с. 96–98];
3) анкета «Профессиональное самоопределение студентов» [10, с. 140–144].
При статистической обработке материалов использовали непараметрический критерий χ2 (для сравнения долей). Статистическая обработка материалов проводилась с использованием пакета прикладных программ Microsoft Exel 2007 и Statistica 8.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка уровня профессионального самоопределения и осознанного выбора будущей профессии студентов 1-го и 4-го курсов (2018–2019 и 2019–2020 учебные годы), проведенная по методике Т.Д. Дубовицкой, показала, что в целом у студентов Серовского филиала Свердловского областного медицинского колледжа отмечается высокий и средний уровень профессионального самоопределения (рис. 1).
Рис. 1. Показатели уровня профессиональной направленности студентов 1-го и 4-го курсов медицинского колледжа (по Т.Д. Дубовицкой)
Доля обучающихся с низким уровнем самоопределения варьирует от 8% до 24%. Более высокий уровень профессиональной направленности продемонстрировали студенты 1-го курса (2019–2020 учебный год) (60%) и 4-го курса (2018–2019 учебный год) (55,3%). Средний уровень преобладает, соответственно, у студентов 1-го курса (2018–2019 учебный год) (42,6%) и 4-го курса (2019–2020 учебный год) (36,6%). Существуют достоверные межгрупповые различия между студентами 1-го курса (χ2=5,13, р=0,02) и 4-го курса (χ2=3,95, р=0,05) разных лет обучения, демонстрирующие высокий уровень самоопределения. Поэтому необходимо учитывать этот фактор при выработке траектории и стратегии работы с группой по формированию профессиональной направленности. Обращает на себя внимание тот факт, что среди четверокурсников доля студентов с низкими показателями профессионального самоопределения выше, чем среди первокурсников (χ2=4,01–9,52, р=0,02–0,05). Если для первокурсников подобная картина может отражать неосознанность выбора профессии, то для выпускников, скорее всего, данная тенденция – это отражение именно негативного отношения к выбранной профессии, сформировавшегося на предыдущих этапах учебы.
Мы попытались выяснить причины низкого профессионального самоопределения студентов на этапе начала и завершения обучения в медицинском колледже. Одним из главных условий успешного обучения является мотивация, которая во многом зависит от успешной адаптации к процессу обучения. Для определения уровня адаптированности первокурсников к новым условиям обучения в колледже проведено анкетирование 119 студентов. У большей части студентов отмечен высокий и средний уровень адаптации (рис. 2).
Рис. 2. Показатели адаптации студентов 1-го курса
Лишь 3,7% студентов 2018 г. набора имели низкий уровень. Для таких обучающихся характерно возрастание уровня тревожности, которое может привести к нарушениям дисциплины, пропуску занятий, отсутствию мотивации к учебной деятельности.
Важной составляющей профессионального самоопределения обучающихся является осознанный выбор профессии уже на этапе поступления в учебное заведение. Поэтому мы проанализировали целевые установки, которыми руководствовались первокурсники при выборе своей будущей профессии и, соответственно, учебного заведения для поступления. Более 70% первокурсников имеют достаточно стойкое и обоснованное желание получить выбранную профессию и работать по ней. Но при этом не менее 20% студентов 1-го курса учатся в колледже вынужденно, в силу определенных обстоятельств, а не из-за желания получить данную профессию.
По результатам проведенного опроса можно сделать вывод, что, несмотря на все трудности профессионального самоопределения, подавляющее большинство студентов связывают свою будущую трудовую деятельность с приобретаемой профессией.
Для того чтобы раскрыть компоненты профессионального самоопределения, мы провели опрос среди студентов 4-го курса, направленный на самооценку студентами своих личностных преимуществ и компетенций, которые могут благоприятно отразиться на развитии будущей профессиональной карьеры, своей готовности влиять на профессиональное развитие во время обучения. Четверокурсникам было предложено закончить фразу: «Моя профессиональная карьера…», выбрав вариант из предложенных, либо написать свой вариант. Большинство респондентов (60%) считают, что она зависит только от них самих; 15,8% и 9,8% студентов (2019 г. и 2020 гг. выпуска соответственно) считают, что карьера уже началась, и стараются многое сделать для ее развития во время обучения. Значительная доля респондентов – 15,8% (2019 г. выпуска) и 24,4% (2020 г. выпуска) – отметили, что карьера начнется с момента трудоустройства и сейчас они вряд ли могут повлиять на нее. Значительно меньше студентов – 4,9% (2019 г. выпуска) и 7,9% (2020 г. выпуска) – полагают, что их карьера будет зависеть от ситуации на рынке труда. Среди факторов, значимых при выборе места работы, для четверокурсников определяющими оказались следующие: уровень заработной платы как внешний фактор и возможность профессиональной и личностной самореализации и саморазвития как внутренний фактор (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, значимые при выборе места работы (доля (%) студентов, выбравших данный фактор, по отношению к общему количеству участников опроса)
Факторы, значимые при выборе места работы |
2018–2019 уч. г. |
2019–2020 уч. г. |
Уровень заработной платы |
68% |
75,6% |
Возможность карьерного роста |
44,7% |
34,2% |
Возможность профессиональной и личностной самореализации и саморазвития |
63,2% |
63,4% |
Возможность приобретения новых знаний, опыта |
44,7% |
63,4% |
Престиж |
31,6% |
14,6% |
Удобное месторасположение работы |
29% |
24,4% |
Возможность работать по совместительству |
0% |
4,9% |
Интеллектуальный уровень обязанностей |
18,4% |
4,9% |
Немаловажными оказались возможность приобретения новых знаний и опыта, а также возможность карьерного роста. Таким образом, наблюдается возрастание уровня внутренней мотивации, необходимости в профессиональной самореализации, построении траектории личностного профессионального развития и самосовершенствования у выпускников. И, безусловно, это фактор имеет положительное значение в профессиональном становлении будущих медицинских работников среднего звена и отражает создание адекватных профессионально-педагогических условий, направленных на формирование профессионального самосознания студентов колледжа.
Важную роль в профессиональном самоопределении студентов играют профессиональные установки и содержание деятельности во время учебы. Выпускникам колледжа предлагалось выбрать одно из утверждений, отражающих личностную позицию в формировании индивидуального влияния на профессиональное развитие во время обучения для построения собственной карьеры (табл. 2).
Таблица 2
Выбор утверждений о своей деятельности во время обучения
Утверждения |
2018–2019 уч. г. |
2019–2020 уч. г. |
Я развиваюсь профессионально, осознанно выбирая образовательную траекторию в виде профиля обучения, факультативов, дополнительного образования, развивающих тренингов |
47,4% |
22% |
Я формирую список приоритетных для себя предприятий-работодателей |
21% |
12,2% |
Я строю свою профессиональную карьеру, приобретая теоретические знания по профессии |
5,3% |
7,3% |
Сейчас самое главное – хорошо учиться, о трудоустройстве буду думать после окончания колледжа |
13,2% |
51,2% |
Мое образование протекает согласно учебному графику и расписанию занятий, считаю, что о карьере думать еще рано |
13,1% |
7,3% |
Наиболее активную позицию в профессиональном самоопределении продемонстрировали четверокурсники в 2018–2019 учебном году, 47,4% которых считают, что профессионально развиваться можно осознанно, выбирая образовательную траекторию в виде профиля обучения, факультативов, дополнительного образования, тренингов. Однако только 22% выпускников 2020 г. согласны с этим утверждением (межгрупповые различия достоверны, χ2=13,83, р=0,0002). При этом более половины студентов этой группы видят реализацию своих профессиональных установок на этапе обучения в колледже именно в успешной учебе.
Очень важным в построении будущей карьеры является осознанный выбор будущего места работы. От 12,2% до 21,0% выпускников формируют для себя список предприятий-работодателей.
Таким образом, можно утверждать, что к 4-му курсу обучения студенты вполне осознанно подходят к оценке своих профессиональных установок и построению профессиональной перспективы. Можно охарактеризовать профессиональные установки выпускников колледжа следующим образом.
1. Большинство студентов максимально готовы к самостоятельному выбору места трудоустройства.
2. Значительная доля студентов осознают и понимают собственные личностные преимущества, профессиональные интересы, высоко оценивают способность к профессии, знают требования к будущей профессиональной деятельности, готовы к развитию профессиональных и личностных компетенций, необходимых для успешного профессионального развития.
3. В меньшей степени выпускники понимают собственные профессионально ориентированные образовательные запросы, а также возможности их обеспечения в образовательном пространстве.
Несмотря на сложившийся положительный профессиональный облик выпускника медицинского колледжа, доля обучающихся, разочаровавшихся в выбранной профессии, среди выпускников по сравнению с первокурсниками выше. Эти обучающиеся хотят сменить профиль своей деятельности в будущем.
С одной стороны, это отражает вполне объективную картину, характеризующую профессиональное становление личности. В такой профессиональной области, как медицина, особенно важен приход в профессию людей, имеющих призвание. Но, с другой стороны, необходимо влиять на профессиональное самоопределение обучающихся на всех этапах обучения и формировать устойчивый интерес к профессии. На основании этого нами разработана программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся Серовского филиала ГБПОУ “СОМК”». Программа психолого-педагогического сопровождения разработана с учетом специфики учебного заведения, на основании анализа информации о субъектах образовательного процесса, их актуальных проблемах и потребностях, которые позволяют решить ряд психологических и педагогических задач, направлена на создание условий успешного профессионального самоопределения, формирование профессионального сознания и оказание помощи в планировании профессионально карьеры обучающихся.
Выводы
1. В целом у студентов Серовского филиала Свердловского областного медицинского колледжа отмечаются высокий и средний уровни профессионального самоопределения. Среди четверокурсников доля студентов с низкими показателями профессионального самоопределения выше, чем среди первокурсников.
2. Большинство первокурсников не испытывают трудностей в адаптации к процессу обучения, имеют стойкое и обоснованное желание получить данную профессию и работать по ней.
3. К 4-му курсу обучения студенты вполне осознанно подходят к оценке своих профессиональных установок и построению профессиональной перспективы, но в меньшей степени понимают собственные профессионально ориентированные образовательные запросы.
4. В процессе обучения наблюдается некоторая трансформация уровня профессиональной направленности студентов: несмотря на сформировавшийся положительный профессиональный облик выпускника медицинского колледжа, доля обучающихся, разочаровавшихся в выбранной профессии, среди выпускников возрастает, что в дальнейшем ведет к смене профессиональной деятельности.
5. Для сохранения и повышения качества образования, готовности образовательного процесса колледжа к подготовке высококвалифицированных кадров, а также увеличения количества выпускников, работающих по профессии, на основе анализа профессионального самоопределения студентов 1-го и 4-го курсов была создана программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся Серовского филиала ГБПОУ «СОМК».
Библиографическая ссылка
Полявина О.В., Киселёва С.А. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31732 (дата обращения: 28.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31732