Рост числа пользователей Глобальной сети обусловливает актуализацию проблемы кибераддикции. Ежегодно число пользователей Сети увеличивается. Об этом свидетельствует статистика We are Social и Hootsuite [1].
По данным глобального отчета за 2020 год, количество интернет-пользователей в мире выросло до 4,54 миллиарда, что на 7% больше показателя 2019 года. Web-Index отмечает, что время использования Интернета на 16% возросло среди интернет-пользователей 12-24 лет [2]. Этот возрастной промежуток включает в себя и возраст молодежи [3]. Данный факт подтверждает, что молодежь входит в группу риска развития кибераддиктивного поведения.
«Кибераддиктивное поведение – это форма отклоняющегося поведения, которая выражается в стремлении абстрагироваться от реального мира путем изменения психического состояния посредством злоупотребления использования сети Интернет» [4].
В настоящее время изучением проблемы кибераддиктивного поведения занимаются такие ученые, как О.И. Кашник, Е.А. Веселкова [5], П.П. Щербачева, Н.А. Устинова [6], Т.Ю. Захарова, Е.С. Синогина, А.А. Смирнова [7] и другие.
Важно отметить, что возрастные психологические особенности молодежи являются немаловажными причинами формирования кибераддиктивного поведения. Одна из причин формирования зависимого поведения – жажда новых ощущений, которые молодые люди могут получить на различных интернет-сайтах. Также данный возрастной период характеризуется частыми эмоциональными переживаниями по поводу внешности, отношений со сверстниками, близкими людьми и др. [8]. Для того чтобы снять напряжение, девушки и юноши погружаются в виртуальный мир, где ищут поддержку и помощь. Если молодым людям удается получить какие-либо положительные эмоции от пребывания в Сети, то они возвращаются туда снова и снова, что ведет к развитию киберзависимости.
Наше исследование будет направлено на изучение особенностей профилактики кибераддикции учащейся молодежи от 17 до 24 лет, так как именно этот возрастной промежуток охватывает период обучения в образовательной организации высшего образования.
Введем авторское понимание термина «профилактика кибераддикции». «Профилактика кибераддикции – это комплекс социальных, педагогических, психологических мер, направленных на предупреждение или устранение влияния негативных факторов использования сети Интернет на развитие личности» [9].
Сегодня посредством сети Интернет решается множество жизненных задач: образовательных, социального, правового характера и другие. Но наряду с положительными сторонами Глобальной сети выделяют и отрицательные. Речь идет о риске формирования кибераддикции.
«Кибераддикция – это нехимическая зависимость от пользования Интернетом, которая характеризуется стремлением ухода от реального мира путем достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, если другим путем человеку невозможно достичь такого состояния» [10].
В основе кибераддиктивного поведения лежит навязчивая потребность
в использовании интернет-ресурсов, которая может сопровождаться социальной дезадаптацией и другими психологическими симптомами.
Таким образом, проблема киберзависимости напрямую угрожает еще не до конца сформированной психике учащейся молодежи. В связи с этим с субъектами образовательного процесса необходимо проводить комплексную и планомерную профилактическую работу, направленную на уменьшение возникновения рисков кибераддиктивного поведения.
Материалы и методы исследования
С целью выявления особенностей профилактики кибераддикции обучающихся образовательных организаций высшего образования нами была использована анкета, разработанная на основе теста на интернет-зависимость профессором психологии К. Янг [11]. Тест К. Янг является инструментом самодиагностики патологического пристрастия
к сети Интернет. В модифицированной анкете изучаются следующие показатели: деятельностный, временной, мотивационный, изучается уровень цифровизации методов общения.
В интересах выявления особенностей использования сети Интернет обучающимися образовательной организации высшего образования нами было организовано и проведено эмпирическое исследование на базе Московского университета МВД России имени
В.Я. Кикотя. В качестве респондентов выступали курсанты 1-4 курсов. Общий объем выборки составил 90 человек.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что 76 (84%) опрошенных проводят в сети Интернет более 3 часов в день (рис. 1). При этом 56 (62%) курсантов остаются в Сети на более длительное время, хотя планировали зайти лишь «на минуточку». Данный результат указывает на тот факт, что обучающиеся образовательной организации испытывают трудности в контроле над временем нахождения в сети Интернет.
Рис. 1. Временной показатель использования сети Интернет курсантами
Это подтверждается ответами респондентов на вопрос анкеты «Я контролирую количество времени, которое провел (а) в Сети» (рис. 2). 59 (66%) респондентов ответили «Нет».
Рис. 2. Контроль курсантами количества времени, проведенного в сети Интернет
Рассматривая деятельностный показатель использования сети Интернет курсантами образовательной организации МВД России, обратимся к полученным ответам на вопрос анкеты «Большую часть нахождения в Сети я…» (рис. 3).
Рис. 3. Деятельностный показатель использования сети Интернет курсантами
Из представленной выше диаграммы мы видим, что большая часть опрошенных (40%) используют сеть Интернет для общения с друзьями, 34% слушают музыку и смотрят фильмы, 15% просматривают и делятся различными новостями в социальных сетях.
Только 11% от числа опрошенных используют Интернет в качестве образовательного ресурса. Данный показатель напрямую свидетельствует о возрастании роли Интернета в качестве досугового компонента, а также о значительном влиянии профессорско-преподавательского состава системы высшего образования на формирование у обучающихся стереотипа о недостоверности и негативном влиянии информации, содержащейся на интернет-просторах. «Это обосновывается низким качеством модерации и фильтрации публикуемых материалов. Таким образом, у обучающихся формируется модель восприятия сети Интернет исключительно как развлекательного портала» [12].
На вопрос «Я стал (а) больше общаться с членами семьи, друзьями посредством сети Интернет» 66% ответили «ДА» (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма цифровизации методов межличностного общения
Исходя из представленных данных, мы можем сделать вывод, что в настоящее время происходит подмена реального общения виртуальным. В некоторых случаях это является необходимостью (например, невозможность встречи из-за проживания в разных городах), но зачастую пользователи Сети переносят живое общение в виртуальный мир. «Проблема такой подмены живому общению заключается в том, что в дальнейшем возникают трудности в сфере межличностных отношений, а также возрастает риск возникновения психологической зависимости от интернет-общения» [13]. Отсюда появляется необходимость проведения профилактических мероприятий, касающихся привития курсантам культуры использования сети Интернет, а также грамотного и безопасного общения в Сети.
Заключение
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило убедиться в возрастающей роли сети Интернет для современной молодежи, а также в актуальности проблемы кибераддикции.
На наш взгляд, профилактика кибераддиктивного поведения должна включать большой комплекс мероприятий, направленных на отвлечение курсантов от сети Интернет. К таким мероприятиям можно отнести следующие:
1. Организация спортивно-массовых мероприятий и вовлечение курсантов в работу спортивных секций.
2. Участие курсантов в культурно-просветительских мероприятиях.
3. Приобщение курсантов к совместной творческой деятельности (например, конкурс самодеятельности, шефская работа, работа тематических кружков).
4. Организация встреч курсантов с выдающимися личностями с возможностью прямого общения.
5. Привитие привычки поиска необходимой служебной и учебной информации
в библиотеке (зачастую искомая информация является специализированной, а значит, производя поиск в открытых источниках сети Интернет, можно столкнуться с неточностями и искажениями действительной информации).
6. Лекции-беседы о безопасном и плодотворном (качественном) использовании ресурсов сети Интернет.
7. Проведение информационно-просветительской работы, касающейся безопасного использования информационных ресурсов (например, информационные стенды).
Важно обратить внимание на недопустимость пассивного, попустительского отношения к проблеме кибераддикции курсантов со стороны профессорско-преподавательского состава и начальствующего звена курса, факультета образовательной организации. Должностным лицам необходимо подавать личный пример курсантам, используя интернет-ресурсы и мобильные устройства с возможностью выхода в Сеть лишь при необходимости.
Систематическая комплексная работа по профилактике кибераддиктивного поведения курсантов образовательной организации МВД России служит условием прекращения его прогрессирования, так как способствует формированию у курсантов осознанного отношения к использованию сети Интернет, минимизации времени, проводимого в Сети. Профилактическая работа способна снизить уровень зависимости курсантов от Интернета, а также сформировать эффективные поведенческие стратегии и личностные ресурсы каждого обучающегося. Проводимые профилактические мероприятия служат инструментами развития конструктивных навыков межличностного общения и решения стрессовых ситуаций, адекватного целеполагания, повышения уровня коммуникабельности, самооценки, уверенности в себе, рефлексивности и стрессоустойчивости.
Библиографическая ссылка
Таланова Н.В. ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРАДДИКЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31558 (дата обращения: 29.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31558