Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тагариев Р.З., Шихов С.Е.

«Методология (от греч.methodos - путь, исследование, учение) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности».

Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместить их с Государственным стандартом образования и требованиям модернизации высшей школы.

Реализация задач модернизации образования по созданию личностно-ориентированной, развивающей системы обучения требует обновления педагогической системы и создание принципиально новой, которая бы обеспечивала саморазвитие и самореализацию обучаемого. И потому главная цель обучения от традиционного знаниевого ориентира (т.е. формирования знаний, умений и навыков) перемещается на развитие (саморазвитие личности). Рефлексия - основа саморазвития.

Любой новой педагогической системе должна быть задана новая технологическая направленность: предварительное проектирование процесса; диагностичность целеобразования и объективного контроля; целостность. Целеполагание лежит в основе педагогической системы.

Практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание учебного материала наряду с рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Анализ состояния, а также проблем спортивной деятельности позволил констатировать наличие ряда проблем качества, результативности управления и функционирования: несформулированность системы ценностей студентов; неинформированность субъектов деятельности об общей цели, требуемых результатах, недостаточное принятие этой цели, незаинтересованность в их выполнении; отсутствие конкретных целей, несоответствие имеющихся целей реальным потребностям и возможностям; недостаточность, слабость системы связей между различными участниками совместной деятельности.

Согласно современным взглядам к основным способам оптимизации учебного процесса и спортивной тренеровки относят: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; конкретизация задач с учетом особенностей спортивной деятельности учащихся; генерализация учебного материала и концентрация на нем внимания учащихся; обоснованный выбор методов, средств форм обучения и развития; дифференцированно-индивидуализированный подход к учащимся; комплексный анализ результатов учебного и спортивного процессов.

Эффективность педагогического процесса физического саморазвития предопределяется:

а) его ориентированностью на соответствующие цели

б) реализацией модулей саморазвития, предполагающих целенаправленное использование закономерностей и принципов, движущих сил, форм, средств, методов и содержания образования.

Функциональными единицами педагогического процесса должны стать: личностно - деятельностная реабилитация физического самосовершенствования (личностно - детерминированная мотивация самосовершенствования, образовательная направленность физического воспитания, индивидуально-комплексный мониторинг физического саморазвития и самосовершенствования); интегративно-вариативный подход к физкультурному образованию; активно-адаптивная безопасность физического саморазвития.

В концепции ''Физкультурное воспитание: методология развития и технология реализации'', разработанной Л.И. Лубышевой (1996), предусматривается необходимость создания блока педагогических технологий освоения интеллектуальных ценностей физической культуры, интеллектуализации сферы физического воспитания. Технологии, по мнению автора, должны строиться на основе ряда подходов: деятельностного подхода к освоению физической культуры, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на: а) способы этого усвоения; б) образцы и способы мышления и деятельности; в) развитие познавательных и творческих потенций человека; особенность этого подхода состоит в его направленности на сознательное использование способов двигательной и спортивной деятельности и умений применять их в самоорганизации здорового стиля жизни; подхода к освоению физической культуры на основе: а) индивидуализации и дифференциации физического воспитания; выбора индивидом форм и средств собственной физической активности; б) организации физической активности человека сообразно его ценностным ориентациям, интересам, потребностям в сфере физической культуры; подхода к освоению физической культуры на основе физического самовоспитания, саморазвития, самореализации, сообразно задаткам к определенному виду деятельности; технологии развития физической активности, построенные на основе критериев, учитывающих проявления функции физического самовоспитания человека при организации им самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и затрачиваемого на эту деятельность времени.

Модель физического саморазвития должна быть построена на идее актуализации, а весь процесс образования должен превратиться в мотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс физического самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Янсон Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников // Теория и практика физической культуры. 2004, №10, с.22-24.

2. Карнаухов Г.З. Комплексная система учебно-спортивной и профессиональной подготовки подрастающего поколения. М.: «СПОРТНА», 2002, с.17-20. 


Библиографическая ссылка

Тагариев Р.З., Шихов С.Е. МЕТОДОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=3094 (дата обращения: 07.06.2025).