Успехи в учебе непосредственно зависят не только от потенциала индивидуума, но и от межличностных отношений между членами коллектива. Стиль и качество этих отношений особенно сильно проявляются в поведении детей младших классов. Форма и характер межличностных отношений между детьми младших классов существенно влияют на их поведение и отношение к учебе. Часто конфликты между детьми приводят к их самоизоляции и потере интереса к выполнению домашнего задания, творчеству и даже спорту. Дети, у которых в семье и в детских учреждениях были доброжелательные отношения, которые получили необходимые предварительные знания для общего развития, значительно легче добиваются положительных результатов в учебе. Определить общую развитость детей предлагается посредством проведения соответствующего тестового задания. В дальнейшем успехи детей в учебе по основным предметам, изучаемым в данном классе, также устанавливались путем проведения тестовых заданий.
Цель исследования – изучить взаимосвязи межличностных отношений между школьниками младших классов и их влияние на успеваемость.
По оценкам психологов, межличностные отношения – это не что иное, как взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в процессе совместной деятельности и общения [1, с. 127]. По мнению Б.С. Волкова, межличностные отношения представляют собой совокупность взаимодействий между индивидуумами соответствующих общественных положений в иерархической лестнице [2, с. 127]. «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [3, с. 35].
Зарубежные современные ученые подчеркивают, что «межличностные отношения – это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте, относительно устойчивых взаимоотношениях» [4].
Длительный характер личностных отношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. С течением времени возникает динамика отношений, происходит их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся изменениями чувств и эмоций взаимодействующих индивидуумов.
С поступлением ребенка в школу происходит существенное изменение в его взаимоотношениях с окружающей его средой. Теперь существенным становится его контакт с родителями, учителями и другими детьми.
По мере вовлеченности ребенка в школьную действительность у него складывается система межличностных отношений в классе. Основу этих отношений составляют непосредственные эмоциональные взаимосвязи, которые превалируют над всеми другими [5]. В формировании возникших у младших школьников межличностных взаимоотношений решающая роль принадлежит педагогу. Обычно дети, имеющие слабую подготовленность по основным предметам, отдаляются от своих одноклассников.
В работе [6, с. 75] предлагаются следующие мероприятия для вывода ребенка из состояния изоляции.
Педагог по долгу службы обязан служить авторитетом и должен проявлять максимальное усилие для вывода детей из положения изоляции независимо от их социального статуса и степени замкнутости [7].
Задача педагогов младших классов по сравнению с учителями старших классов отличается сложностью и требует дополнительной специфической работы с детьми.
Классный руководитель обязан выявить и определить количество школьников, находящихся в состоянии изоляции, чему может помочь разработка ряда мероприятий, учитывающих личностные особенности ребенка, такие как:
– социальное состояние ребенка;
– взаимоотношения ребенка с членами семьи;
– наличие распорядка дня и неукоснительное следование ему;
– качество выполнения поручений и самостоятельных работ;
– готовность родителей оказать помощь ребенку при выполнении домашних заданий.
Основная задача классного руководителя – воспитать у ребенка самостоятельность, честность в поведении и поступках, уверенность в своих силах и знаниях при выполнении заданий определенной сложности, инициативность; когнитивные способности ребенка в процессе общения должны подкрепляться позитивным и дружелюбным отношением одноклассников и товарищей.
Материалы и методы исследования. Материалом для исследования служили учащиеся 3а и 3б классов школы № 2 им. Х. Абовяна Республики Армения.
Исследования по определению предварительной подготовленности детей перед началом активного учебного процесса и изучение их успехов в учебе по основным предметам проводились на основе разработанных тестовых заданий.
Результаты исследования и их обсуждение. Оценку готовности учащихся к началу учебного года предлагается проводить с помощью соответствующих тестовых заданий. Ниже приводятся вопросы тестового задания.
- Что можете посадить на выделенном при школе земельном участке?
- Нарисуйте прямоугольник, треугольник, квадрат и окружности разного радиуса.
- В классе умышленно или случайно поломали парту, сможете ли в этом признаться?
- По каким достоинствам учительница особенно выделяла в классе Армена и Артура?
- Сможете ли выучить наизусть трехкуплетное четырехстрочное стихотворение за 20 минут?
- Сможете ли сделать стол и стулья из картона?
- Сможете ли составить распорядок вашего дня?
- Какой учебный предмет нравится больше?
- За что любите вашего классного руководителя?
- Сколько мальчиков и девочек среди ваших близких друзей?
- В каких случаях окажете помощь одноклассникам и людям из своего окружения?
- Сможете помочь однокласснику при решении задачи по математике?
- Что требуется для выполнения общественных работ?
- В каких случаях можно быстро и качественно выполнить требуемые задания?
Из 30 учеников вышеупомянутых школы и класса организовано 6 групп по 5 учеников. Каждой группе были предложены перечисленные выше задания. Для ответа на все 14 вопросов дается 45 минут. Ответы вопросов записывают на бланке. При полном ответе на каждый вопрос присваивается 1 балл. Неполный ответ на вопрос задания не оценивался. Результаты проведенных опросов приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Ответы на вопросы учащихся в группах
ГРУППЫ И ИМЕНА УЧАЩИХСЯ |
БАЛЛЫ СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
ОБЩ. БАЛ-ЛЫ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
Ⅰ 1. Самвел 2. Аревик 3. Вардан 4. Нвард 5. Григор |
1 0 1 1 0 |
0 0 1 0 0 |
1 1 1 0 1 |
0 1 0 1 1 |
0 0 1 1 0 |
10 1 0 0 |
0 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 |
0 1 0 1 0 |
1 0 0 0 2 |
0 0 1 0 0 |
0 0 1 0 1 |
0 1 0 0 1 |
1 1 0 0 1 |
6 7 9 6 8 36 |
Ⅱ 1. Сирануш 2. Вардануш 3. Месроп 4. Людмила 5. Арам |
1 1 1 1 1 |
0 0 1 0 0 |
1 1 0 1 1 |
0 1 1 1 1 |
00 1 1 0 |
0 0 0 0 1 |
1 1 0 1 1 |
0 0 0 1 1 |
1 1 1 1 1 |
0 1 1 0 0 |
0 0 1 1 0 |
0 0 0 0 1 |
0 1 1 0 0 |
1 0 0 1 1 |
5 7 8 9 9 38 |
Ⅲ 1. Карен 2. Аеменак 3. Нарэ 4. Левон 5. Заруи |
1 0 1 1 1 |
1 0 0 1 0
|
1 1 0 1 0 |
1 1 0 1 0 |
1 0 0 1 1 |
0 0 0 0 0 |
1 1 1 1 1 |
0 0 1 0 0 |
0 0 0 1 1 |
1 1 1 1 1 |
1 0 0 0 1
|
1 0 0 1 0 |
1 1 0 1 0 |
0 1 0 1 1 |
10 6 4 11 7 38 |
Ⅳ 1. Нарек 2. Айкануш 3. Гоар 4. Армен 5. Элиза |
1 1 1 0 1 |
10010 |
1 1 0 1 0 |
0 1 1 1 1 |
0 1 1 0 0 |
1 0 0 1 0 |
1 1 1 0 1
|
1 1 1 1 0
|
1 1 1 0 0
|
1 0 0 1 0 |
0 0 1 0 0 |
0 0 0 1 0
|
1 1 0 0 0 |
0 1 1 0 1 |
9 9 8 7 4 37 |
Ⅴ 1. Аршак 2. Нунэ 3. Гарущ 4. Мариета 5. Петрос |
1 1 1 0 1 |
1 0 1 0 1
|
1 1 0 0 0 |
1 0 1 1 1 |
0 1 0 1 0 |
1 0 1 0 0
|
1 1 1 1 1 |
1 1 0 0 0 |
1 0 1 0 1 |
0 1 0 1 1 |
1 0 1 0 1 |
0 1 1 0 0 |
1 0 1 1 1 |
0 0 0 0 1 |
9 8 10 5 9 41 |
Ⅵ 1. Давид 2. Врам 3. Тигран 4. Сона 5. Татяна
|
1 1 1 0 1 |
1 1 0 0 0 |
1 1 1 1 1 |
0 1 1 1 1 |
1 0 10 0 |
0 0 1 0 0 |
1 1 1 1 1 |
1 1 0 0 0 |
1 0 1 0 1 |
0 1 0 1 1
|
1 0 1 0 1 |
0 1 1 0 0 |
1 0 1 1 1 |
0 0 0 0 1 |
9 8 10 5 9 41 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
231 |
В нашем случае, если все учащихся были бы полностью подготовлены, то общая сумма набранных баллов составила бы 420. Однако школьники набрали всего 231 балл, что составило только 55% от общего числа. Этот результат для данного класса считается удовлетворительным. Из 30 учеников неудовлетворительные результаты показали 9 человек (30% от общего числа), из которых 6 девочек и 3 мальчика. Результат считается неудовлетворительным, когда ученик из 14 возможных баллов набирает меньше 50%, т.е. меньше 7 баллов.
В дальнейшем нами проверялась общая успеваемость детей в указанном классе. В целях ее определения по общим предметам для учащихся вышеупомянутого 3-го класса был составлен тест, в который были включены вопросы по математике, родному языку, окружающей среде, изобразительному искусству.
В тест были введены следующие задания.
- Что называется простым предложением?
- Назовите виды простых предложений.
- Составьте простые предложения.
- Представьте число 28 в виде двух сумм, каждая из которых делилась бы на 2.
- Анна старше брата на 7 лет. Сколько лет будет Анне через 8 лет, если брату сейчас 2 года?
- Выполните действия: 64x2:4=…
- Назовите органы чувств человека.
- Какой орган человека отвечает за слух?
- Какой орган человека отвечает за дыхание?
- Назовите времена года.
- Какую форму имеет планета Земля?
- Как происходит смена дня и ночи?
- Из каких цветов образуется зеленый цвет?
- Назовите имена 4 известных художников.
Таблица 2
Результаты тестовых задач
ГРУППЫ И ИМЕНА УЧАЩИХСЯ |
БАЛЛЫ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
I 1. Самвел 2. Аревик 3. Вардан 4. Нвард 5. Григор |
1 1 1 0 1 |
0 1 1 0 1 |
1 0 0 1 0 |
0 0 1 0 1 |
0 0 1 0 0 |
0 0 1 0 1 |
1 0 1 0 1 |
1 1 0 1 1
|
0 1 1 1 0 |
1 1 0 1 1 |
1 0 0 0 1
|
0 1 0 1 0 |
1 0 1 0 1
|
0 1 1 1 0 |
7 7 9 6 9 38 |
Ⅱ 1. Сирануш 2. Вардануш 3. Месроп 4. Людмила 5. Арам |
1 1 1 1 1 |
0 1 0 1 1 |
0 1 0 1 0 |
1 0 1 0 1 |
0 0 1 0 1 |
0 0 1 1 1 |
0 1 1 1 1 |
1 0 1 0 1 |
1 1 1 1 0 |
1 1 1 1 1 |
0 0 1 1 0
|
1 1 1 0 0 |
0 0 1 1 1
|
0 1 0 1 1 |
6 8 11 10 10 45 |
Ⅲ 1. Карен 2. Арменак 3. Нарэ 4. Левон 5. Заруи |
1 0 1 1 1 |
1 0 0 1 1 |
1 1 0 1 0 |
1 0 0 1 0 |
0 0 0 0 0 |
1 0 0 1 0 |
0 0 1 1 1
|
1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 0 |
1 1 1 1 1 |
0 0 0 1 0
|
0 1 0 0 0 |
1 0 0 0 1 |
1 1 0 1 1 |
10 6 5 11 7 39 |
Ⅳ 1. Нарек 2. Айкануш 3. Гоар 4. Армен 5. Элиза |
1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 0 |
1 1 0 0 0 |
1 0 0 0 0 |
1 1 0 1 0
|
0 0 1 1 0 |
0 0 1 1 0 |
1 1 0 0 1 |
1 0 1 1 1 |
1 1 1 1 1 |
1 1 0 0 0 |
0 1 0 1 1 |
1 1 0 1 1 |
1 0 1 1 0 |
11 10 7 10 6 44 |
Ⅴ 1. Аршак 2. Нунэ 3. Гаруш 4. Мариета 5. Петрос |
1 1 1 1 0 |
1 0 1 0 1 |
1 0 0 0 0 |
0 1 1 0 0 |
1 0 1 0 1 |
1 0 1 0 0 |
1 1 1 1 0 |
1 1 1 0 0 |
1 1 0 1 1 |
1 1 1 1 1 |
1 1 0 1 1 |
0 1 0 1 0 |
1 1 1 1 1 |
1 0 1 1 0 |
12 9 10 8 6 45 |
Ⅵ 1. Давид 2. Врам 3. Тигран 4. Сона 5. Татяна |
1 1 0 0 1 |
1 1 0 0 1 |
1 1 0 0 1 |
0 0 0 0 1 |
0 1 0 0 0 |
1 0 1 0 1 |
1 1 0 0 0 |
1 1 1 0 1 |
1 1 0 1 1 |
1 1 1 1 1 |
0 0 1 1 0 |
1 0 1 1 0 |
1 1 1 0 1 |
0 0 1 0 1 |
10 9 8 5 10 42 |
Согласно таблице 2, из опрошенных 30 учеников 7 учеников оказались неуспевающими, что составило 23,33% от общего числа учащихся. Общая успеваемость школьников от максимально возможной составила 60,24% (253/420х100=60,24, где 253 – общая сумма баллов, набранных учениками; 420 – число максимальных баллов, которые могли бы получить учащиеся при ответе на все вопросы задания). Из неуспевающих 7 учеников: 4 девочки и 3 мальчика.
Результаты общей успеваемости (60,24%) для 3-го класса указанной выше школы являются удовлетворительными (невысокими), что требует дополнительной работы с целью поднятия уровня знания детей по всем предметам.
В последующих сообщениях нами будут представлены материалы по мероприятиям, направленным на повышение общего уровня знаний школьников и, как следствие, на решение вопросов существенного сокращения неуспеваемости в целом.
Выводы
- Общая подготовленность учащихся 3-го класса перед началом учебного года считается удовлетворительной. Для повышения общего уровня знаний школьников предложен способ проведения тестовых заданий (табл. 1), посредством которых также определяется потенциал каждого ученика в соответствии с его первоначальным уровнем знаний.
- С целью проверки успеваемости учащихся по основным предметам, изучаемым в 3-ем классе, составлены тестовые задания (табл. 2), которые помогли оценить не только глубину знаний каждого ребенка по отдельно взятым дисциплинам, но и способность учеников устанавливать межпредметные связи и успешно оперировать ими.
- При помощи данных таблицы 2 определено число неуспевающих учащихся.
Библиографическая ссылка
Ерицян Г.Б., Азарян Р.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30481 (дата обращения: 28.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30481