Ни для кого не секрет, что на сцене эстрадному вокалисту важно не только грамотно исполнять песенный материал, но и правильно донести до зрителя художественный замысел произведения. Это возможно только тогда, когда удаётся создать оптимальный художественный образ при помощи костюма, грима, позы, мимики, жестов, движений и постановки тела. Этому способствует дисциплина «Танец. Сценическое движение», изучаемая в процессе профессиональной подготовки.
Общеизвестно, что для полноценного эстетического воспитания личности хореография в большей степени, чем другие виды искусств, обладает огромными возможностями. Танец как богатейший источник эстетических впечатлений человека формирует его художественные ценности как содержательную часть орудия «общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» [1, с. 317].
Будущие вокалисты, соприкасаясь в вузе с хореографическим искусством в доступной для них форме, постепенно приобщаются к миру прекрасного. Танец развивает у них эмоциональную восприимчивость к музыке, совершенствует творческие способности, прививает эстетический вкус.
С чем же приходится сталкиваться студентам первых курсов? Прежде всего, мы имеем дело с девушками и юношами, которые в большинстве своём до сих пор не занимались хореографией или спортом, поэтому у них отмечаются проблемы с координацией, сутулость, слабо развитая мышечная память, многие отмечают страх перед движением.
Цель исследования: изучить проблемы обучения пластической культуре студентов-вокалистов и предложить способы их преодоления.
Материал и методы исследования
Что же важно понимать будущему певцу? Прежде всего, он должен в одинаковой мере «владеть своим голосом и телом. Выход на сцену неопытного актера всегда сопряжен с опасностью потери власти над своим телом. От смущения происходят зажимы, теряется мышечный тонус, тело становится безвольным, расхлябанным или, наоборот, неуклюжим и неповоротливым» [2, с. 185].
В связи с этим преподавателю важно знание методов и приемов воспитания психофизических качеств, двигательных навыков и умений, необходимых эстрадному вокалисту.
Дисциплина «Танец. Сценическое движение» включает в себя творческие виды хореографической деятельности, которые способствуют развитию психики в целом и отдельных психических процессов: памяти, мышления, воображения и эмоций. Такое развитие лучше всего начинать ещё в детском возрасте, потому что в танце реализуется потребность в движении, в нём каждый получает возможность самовыражения, раскрытия собственной индивидуальности, проявления характера, чувств и эмоций. Но мы имеем дело уже с достаточно взрослыми людьми и понимаем, что многие возможности, к сожалению, упущены. С этим связана специфика организации учебного предмета, постановка его целей и задач.
В процессе освоения знаний и приобретения навыков в области культуры сценического движения студенты-вокалисты знакомятся с понятиями содержания, характера и образа, учатся передавать выразительность танцевальных образов, запоминают не только движения и их последовательность, но и развивают воображение, наблюдательность, творческие возможности.
Результаты исследования и их обсуждение
Доказано, что искусство в юношеском возрасте формирует восприятие мира в его целостности, воздействует одновременно на чувство, мысль и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отношение к действительности. Отдельные же науки и отрасли практической деятельности позволяют освоить различные аспекты мира и формируют те или иные стороны личности, создавая определенные культурные ценности.
Всемирно-историческое назначение искусства, в том числе и искусства хореографии, состоит в том, что оно своей полифункциональностью обеспечивает необходимость и ценность всех этапов развития человечества.
Обучение сцендвижению будущих вокалистов основывается на понимании того, что хореографическое искусство выполняет ряд важных функций.
Познавательная функция позволяет рассматривать хореографию и как знание, и как просвещение. Познавательные возможности искусства, в том числе и хореографического, вообще безграничны и незаменимы другими сферами духовной жизни человека, что позволяет освоить труднодоступные науке стороны жизни: танец способен отразить всё многообразие предметно-чувственного мира человека и показать мир в его эстетическом многообразии. Так, на практических занятиях по сценическому движению студенты пантомимой изображают многие предметы и явления жизни: как растёт дерево, дует ветер, горит огонь, чувства и эмоции людей, их взаимоотношения.
Художественная функция помогает отразить в произведении и его пластическом воплощении на сцене собственные размышления о предметах, явлениях и ценностях, создавая целостный художественный образ, способный передавать высокое поэтическое и философское содержание музыкально-песенного материала. Философичность пластики – признак истинного искусства, которое стремится к мышлению в глобальном масштабе, решению общегуманитарных проблем, к отражению мировых проблем. Большой популярностью среди студентов пользуются задания на пластическое изображение скоротечности и цикличности жизни, противостояния добра и зла, проблем войны и мира.
Хореографическое искусство представляет собой художественную коммуникацию, обеспечивающую общение и передающую информацию специфическим языком танца, костюма, пластики движений. На занятиях по сценическому движению коммуникативная функция реализуется через сообщение и общение. Важная роль искусства в выстраивании коммуникаций в обществе неоднократно отмечалась в истории эстетики такими учёными, как И. Гердер, Б. Кроче и др. [3; 4]. На коммуникативном уровне хореографическое искусство развивается в особой знаковой системе, несущей информацию по специфическим каналам связи (исполнитель-зритель) и использует обусловленную историческим и культурным кодом уникальную систему условностей. Доступность для понимания зрителями данной системы обеспечивается общностью между культурами народа и его культурно-исторического опыта, введением данных кодов в арсенал художественной культуры человечества. Коммуникативная функция хореографического искусства позволяет осуществлять обмен информацией, предоставляет человеку возможность прикоснуться к национальному опыту своего народа, к культурным традициям своих предков. Эти и другие факторы повышают духовный потенциал человека, т.к. информация, переданная языком танца, более понятна и способна преодолеть языковые барьеры. Поэтому её можно транслировать любым носителям различных языков. На занятиях студенты выполняют упражнения, передавая в метафорической форме пластическими движениями тела содержание музыкального материала, чувства и переживания героев, создавая целостный художественный образ в соответствии с задумкой автора.
Функция воздействия на адресата представляет собой влияние художественного произведения на психику человека, организацию заданного строя его мыслей и формирование чувств и эмоций. Так, в ходе исследования студенты отметили, что колыбельные песни у них вызывают ощущения покоя и умиротворения, они испытали «потребность вернуться в счастливые времена детства», а песни военной тематики и марши – патриотические чувства, они почувствовали «бодрость и уверенность в собственных силах», испытали «чувства единения со своим народом». После прослушивания студентам ставится задача передать чувства и эмоции, которые они испытали, в пластическом выражении. Данные студенческие этюды позволяют сделать вывод о том, что слияние музыки и выразительного движения тела оказывает сильное эмоциональное воздействие на чувства людей.
Роль воспитательной функции - формирование целостной личности. Учёными доказано, что искусство комплексно влияет на развитие личности человека, формируя строй его мыслей и чувств. В отличие от искусства, другие формы общественного сознания воздействуют на формирование отдельных систем личности: философия – на мировоззрение, мораль – на нравственные нормы, политика – на общественные взгляды, наука в содружестве с практикой готовит из молодого человека специалиста конкретной области профессиональной деятельности. По мнению Н.И. Козлова, пластическая выразительность понимается как «комплекс специальных навыков и умений артиста, способствующих художественному воплощению образа вокального номера. В авторской редакции пластическая выразительность является следствием внутренней смысловой необходимости исполнителя, заключающей в себе содержательность, психологическую наполненность, строгую отобранность и чёткость пластического рисунка психофизических процессов артиста. Именно пластическая выразительность в системе «актёр – зритель» несёт в себе воспитательную и художественную функцию» [5, с. 11].
Преобразующая функция реализуется непосредственно в деятельности человека. Преобразования, изменения – её цель. Деятельностный подход в хореографическом искусстве проявляется в том, что:
- танцевальное произведение воздействует на личность не только эстетически, но и идейно;
- происходят различные преобразования в обществе посредством включения людей в ценностно ориентированную деятельность;
- творческий процесс с опорой на действительность и воображаемые образы обязательно ведёт к преобразованиям;
- осуществляется преобразующая деятельность от исходного материала к созданию нового художественного образа. В хореографии создание танца возможно только с использованием пластики тела.
Следовательно, деятельность в хореографическом искусстве приводит к любым преобразованиям посредством пластики тела с обязательным воздействием на восприятие личностью художественного образа. При этом «пластика – не самоцель, а выражение содержания художественного образа музыкального произведения. Внутренним стержнем действенной пластики является драматургическое развитие содержания музыкального произведения, и на этой основе выстраивается логика пластического решения художественного образа концертного номера» [5, с. 8].
Эстетическая функция в хореографическом искусстве реализуется в процессе формирования творческих способностей и ценностных ориентаций личности. Эстетическая функция способствует:
- формированию эстетических потребностей и вкусов человека в системе его ценностных ориентаций;
- мотивации творческой деятельности человека, развитию творческого потенциала личности.
Таким образом, хореографическое искусство в процессе воспитания будущего вокалиста играет неоспоримую роль. Оно включает в себя познание и развитие, эстетическое преобразование, творческую деятельность, организует коммуникации, создаёт художественный образ и транслирует идеи, чувства и мысли, воздействуя на личность. Следовательно, хореографическое искусство является полифункциональным. Оно не только соединяет в себе художественные средства выразительности различных видов искусств, но и формулирует многоаспектную цель воспитания и развития личности.
Кроме того, хореография обладает собственной спецификой обучения и воспитания пластической выразительности вокалиста – «совокупности специальных двигательных умений, навыков, психофизических качеств артиста, способствующих художественному воплощению на сцене образа вокально-эстрадного произведения» [6, с. 181]. В программу обучения будущего артиста средствами сценического движения включено воспитание таких важных для вокалиста качеств, как память, внимание, воля, выносливость, гибкость, скорость.
С позиций деятельностного подхода, воля представляется активным средством преобразования действительности. Танец, являясь продуктом творческой деятельности, своим результатом видит создание и трансляцию художественного образа. Данный процесс основывается на трудовой деятельности, включающей в себя организованное последовательное выполнение определённых пластических движений и композиций, подчинённых идее, рисунку, образу с заданной эмоциональностью. Выполнение любых пластических элементов вокального номера связано с огромной подготовительной работой, серьёзными физическими усилиями и большим эмоциональным напряжением. Развитие волевой сферы позволяет артисту преодолеть эти и другие трудности. Именно воля, умение идти к своей цели несмотря ни на что является гарантом точного выполнения задач, обеспечивает создание задуманного художественного образа песни и его трансляцию в точной танцевальной пластике, но эксклюзивной по форме выражения и индивидуальной подаче.
Следовательно, личность исполнителя всегда вносит в пластическое движение собственное эмоциональное отражение образа.
Эффективность данного акта обеспечивается не только волевыми качествами студента, но также требует концентрации его внимания. Во время занятий сцендвижением у студентов формируется способность либо непроизвольно, либо осознанно концентрировать внимание на самом значимом объекте в конкретный момент хореографической деятельности. Для этого проводится работа по формированию у студентов полноценного целенаправленного внимания, которое будет способствовать самоконтролю физического поведения исполнителя в процессе отработки танцевальной техники [7, с. 17].
Процесс обучения сценическому движению в этом отношении последователен: сначала развивается внимание к движению собственного тела, затем внимание к перемещению в пространстве сцены и, наконец, к взаимодействию с партнерами.
Рассмотрим элементы развития внимания на разных этапах урока сцендвижения.
На первом этапе урока, в экзерсисе, происходит процесс привлечения внимания к движениям своего тела и оттачивание их в деталях.
При исполнении экзерсиса на середине происходит развитие внимания к сценическому пространству и передвижению в нём.
В танцевальных этюдах или законченных номерах внимание оттачивается в процессе взаимодействия с партнерами.
Для исполнительского мастерства важно иметь развитое многоплоскостное внимание. Ему способствует умение переключаться с одного объекта на другой. В педагогике хореографии такими объектами являются изучение музыки и совершенствование на ее основе техники сценического движения, освоение графики танца, сложность которой обусловлена невербальным общением, частыми перемещениями либо сменой партнёров.
Без хорошо развитой памяти артистическая деятельность невозможна. Её специфика состоит в разнообразии видов. Особую роль в развитии профессиональной компетентности вокалиста играет двигательная память, которая связана с воспроизводством механического движения и благотворно влияет на развитие других видов памяти, сопряжённых в вокальном номере.
Повышение уровня памяти способствует развитию у студентов продуктивности на занятиях по сцендвижению и влияет на улучшение памяти двигательной, что приводит к лучшему запоминанию комбинаций. Опыт показывает, что развитая память помогает студенту быстро и эффективно реагировать на всевозможные хореографические задачи.
Задача вокалиста во время исполнения номера - приложить максимальные усилия, чтобы каждое па было ярким, выразительным, точным и экспрессивным. Поэтому представляется особенно важным воспитывать выносливость, которая отражает общий уровень работоспособности студента.
Одним из средств музыкальной выразительности в сценическом искусстве является гибкость, которая вносит в движения определённые нюансы и придаёт им особый колорит.
Педагоги-хореографы рассматривают гибкость как «морфункциональное» качество опорно-двигательного аппарата человека, определяющее границы движений различных элементов тела, проявляющееся в активной и пассивной формах.
Если при самостоятельном выполнении упражнений студент выполняет движения с заданной величиной амплитуды благодаря собственным мышечным усилиям, то такая форма гибкости называется активной.
Если такие движения с заданной амплитудой выполняются под воздействием внешних сил, то такая форма гибкости называется пассивной. Именно в пассивных формах упражнений на гибкость достигается большая амплитуда движений.
Многолетние наблюдения показали, что общая гибкость обеспечивается подвижностью всех суставов тела, благодаря чему студент может выполнять движения с увеличенной амплитудой. Предельная же подвижность отдельных суставов, в отличие от общей подвижности, обеспечивает эффективное выполнение отдельных па и прекрасно подходит для хореографической деятельности.
На занятиях по сцендвижению гибкость развивается с помощью упражнений на разогрев и растяжку мышц и связок в классическом, народно-сценическом и партерном экзерсисе.
В процессе воспитания гибкости необходимо учитывать возрастные особенности студентов. В результате многолетних исследований физиологи пришли к выводам, что развитие гибкости напрямую зависит от возраста человека. Поэтому её воспитанием рекомендуют заниматься с детских лет. Так, с ростом человека до 13-14 лет увеличивается и его тело, поэтому мышечно-связочный аппарат эластичен и растяжим, поэтому в этот период развития происходит относительная стабилизация гибкости, которая к 16-17 годам завершается, к 18-20 годам происходит постепенная остановка развития, намечается тенденция к его снижению. Преподаватели встречаются с серьёзными трудностями: ведь многие студенты-вокалисты не занимались спортом, хореографией, их тело не обладает необходимой гибкостью. Однако если не тренировать мышечно-связочный аппарат, то данное качество трудно будет реализовывать в постановке эстрадного номера.
Немаловажным фактором в воспитании хореографией является развитие скоростных способностей у будущих вокалистов. Скорость на занятиях по сцендвижению развивается постепенно из года в год за счет увеличения музыкального темпа.
Однако при выполнении движения студент испытывает определённые проблемы, которые необходимо учитывать. Одной из ведущих является ритмически точное исполнение движений. Данная проблема объясняется с точки зрения физики: исполнитель сначала слышит удар ритма, мозг подаёт сигнал к действию, и только потом исполнитель начинает движение. Следовательно, между сигналом к началу движения и самим движением есть время, хоть и минимальное. Задача обучения сцендвижению состоит в том, чтобы научиться чувствовать музыкальный размер и предвосхищать предстоящий удар ритма и приготовить тело к необходимому движению с учётом такта, затакта, сильной и слабой долей. Данное умение «проявляется как способность точно и быстро выполнить необходимые действия с учетом всех изменений в сценических ситуациях». Уровень его развития «определяется оптимальным проявлением всех физических качеств, в особенности быстроты реакции, гибкости, частных форм координационных способностей (рече-двигательной и вокально-двигательной координации)» [8, с. 837].
Выводы
Таким образом, мы пришли к некоторым выводам.
- Воспитание – важнейшая задача профессиональной подготовки будущих вокалистов, которая имеет полифункциональную основу. Его многоаспектность обеспечивается реализацией таких функций хореографического искусства, как познавательная, художественная, коммуникативная, воздействия на адресата, воспитательная, преобразующая, эстетическая.
- Качество воспитания будущих вокалистов на занятиях по сцендвижению зависит от системной работы по развитию памяти, внимания, воли, выносливости, гибкости и скорости, так необходимых для яркого и образного вокального номера.
- Вокалисту необходимы систематические занятия танцами, которые полезны для физического развития.
- В процессе освоения программы по сцендвижению у студентов зафиксировано улучшение осанки, коррекция некоторых физических недостатков (выпрямляется осанка, походка становится увереннее, появляется апломб), укрепление мышечно-связочного аппарата, суставы становятся подвижными, движения – пластичными и выразительными.
- В ходе опроса ребята отметили, что у них появилась лёгкость в движениях, а координация заметно улучшилась.
- Такой результат возможен при определённых усилиях и удовлетворяет потребность студентов в положительных эмоциональных переживаниях и эстетических впечатлениях.
Библиографическая ссылка
Святкина И.В. РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30365 (дата обращения: 08.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30365