Современная музыкально-педагогическая практика – это, прежде всего, синтез национальных культур с постоянным обновлением различных образовательных аспектов и в то же время с трепетным сохранением уникальнейших традиций и обычаев страны. На сегодняшний день эта тема является одной из самых актуальных, вызывая огромный интерес среди исследователей в сравнительном анализе общетеоретических, исторических, методических и практических составляющих образовательной деятельности. В этом аспекте рассматриваются исполнительские школы, в том числе вокальные (исходя из означенной темы).
Осознание положения, что система образования – непрерывный эволюционирующий процесс, развитие которого замедляется и даже останавливается, если руководство государства отказывается от обращения к достижениям ведущих стран в данной области, усиливает интерес к заявленной теме. В XX–XXI вв. это становится особенно актуально в странах Северо-Восточной Азии, в том числе и в Китае, вступивших в фазу культурного развития по европейскому образцу. Перед системой образования встали новые организационные, педагогические и художественные задачи. Важнейшей из них является обмен опытом с европейскими странами. Обращение нами к опыту института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета (ИМТиХ РГПУ) им. А.И. Герцена обусловлено его достижениями в подготовке педагогических кадров и выдающимся вкладом России в мировую музыкальную культуру.
Целью настоящей статьи является общая сравнительная характеристика основных особенностей при подготовке педагогов-вокалистов в институте музыки Университета Цзямусы (КНР) и ИМТиХ РГПУ им. А.И. Герцена, где обучаются студенты из Китая.
Материалы и методы исследования
В основу материала положены личные наблюдения автора статьи за воспитанием вокалистов в обоих университетах в качестве преподавателя (в университете Цзямусы) и аспиранта (в ИМТиХ РГПУ им. А.И. Герцена), осмысление бесед с педагогами этих вузов, а также анализ научных и методических источников. В качестве методов исследования, помимо наблюдений, бесед, обобщений, сравнительного анализа, отметим приемы исторической реконструкции, а также аспектный метод в изучении литературы.
Правительство КНР уделяет огромное внимание идеям и проектам, способствующим повышению качества образования. Цель всех нововведений – формирование компетентной универсальной личности, обладающей знаниями в различных видах и жанрах искусства. Образовательная модель вокального факультета института музыки Университета Цзямусы является прекрасным примером успешного воплощения этих позиций [1]. В России «Целью подготовки педагога-музыканта в контексте реализации концепции компетентностно-ориентированного профессионального педагогического образования, разработанной в РГПУ им. А.И. Герцена, является становление профессиональной компетентности» [2, c. 5]. Она «рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи <…> с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [3, c. 8].
Таким образом, воспитание специалиста в обоих вузах направлено на приобретение им профессионального универсализма. В ИМТиХ это сочетается с творческим подходом.
Истоки Университета Цзямусы восходят к 1947 г. В 1990 г. на его базе открывается институт музыки с вокальным факультетом, где за основу образовательного стандарта выбирается Болонская система обучения [4, 5]. История Герценовского университета начинает свое времяисчисление с 1797 г. – основания Императорского воспитательного дома, образовательная модель которого представляет собой специальные классы (2–3 года) по подготовке гувернанток и домашних учительниц для семей дворянского сословия. В них преподавались французский язык, музыка и танцы, освоение которых ориентировало воспитанниц на выполнение их будущих служебных обязанностей [6, 7]. Цель подобного вида обучения – гармоничное развитие личности. Организация учебного процесса имела музыкально-педагогическую направленность, ставшую основой для дальнейшего формирования образования будущих учителей музыки. Впоследствии оно включало также общеобразовательные и педагогические дисциплины. В 1988 г. руководством вуза принимается решение открыть в нем факультет музыки, который с 1 сентября 2013 г. переименовывается в институт музыки, театра и хореографии. Он также опирается на Болонскую систему [8].
Как видим, исторические традиции ИМТиХ намного значительнее, нежели института музыки Университета Цзямусы. Это нельзя не учитывать при оценке их деятельности.
Отличие образовательного процесса китайского Университета от Герценовского заключается в содержании учебных программ и их продолжительности. Образовательная структура вокального факультета Цзямусы представлена в виде бакалавриата (4 года) и магистратуры (3 года), ИМТиХ – бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). Это различие обусловливается тем, что в Университете Цзямусы в период обучения в магистратуре на освоение как теоретических, так и практических программ выделяется больше аудиторных часов. Также увеличение времени на обучение связано с внедрением новаторских разработок профессорско-преподавательского состава в образовательный процесс, таких как аудиокурс «Занимаюсь один», направленный на усиление продуктивности самостоятельной работы студентов (апробация состоялась в 2015 г.). Однако главным представляется то, что уровень подготовки абитуриентов, поступающих в РГПУ им. А.И. Герцена, часто намного выше. Ребята перед поступлением заканчивают минимум музыкальную школу, а часто – еще и музыкальное училище. Нельзя не учитывать и почти трехсотлетний опыт развития в России академического вокала.
Преподаватели обоих университетов обращаются к различным исследованиям в области вокального образования, которые представлены трудами многих известных авторов. По их общему мнению, рассмотрение вокальной педагогики с точки зрения методики преподавания и анализа голосового аппарата наиболее доступно описано в работах Ван Шижана, Дин Жуяня, Шэнь Сяна, Цинь Син, а особенно в трудах зарубежных (в том числе российских) мастеров – Д. Аспелунда, В.П. Морозова, К.И. Плужникова, Дж. Лаури-Вольпи, М. Маркези, Ж.Л. Дюпре, М.А. Дейши-Сионицкой. Также преподаватели университетов утверждают, что особую ценность представляют практические материалы – упражнения и учебные пособия для развития вокально-технических навыков Н. Порпоры, М. Гарсиа, Ф. Ламперти, И. Дэви, З.В. Савковой, А.Г. Яранцевой, А.Н. Стрельниковой, В.М. Луканина, Н.А. Серваль, Ван Хэ, Сунь Цзинань, Ши Вэйчжэна и др. Значительная роль уделяется психологической подготовке педагогов-вокалистов, представленной в исследованиях Сюй Синсяо, Юй Цзычжэн, Г.П. Овсянкиной, А.С. Клюева и др.
В обоих институтах считают, что опора на методику позволит детально отрабатывать чистоту интонирования, координировать процесс слухового восприятия и голосового воспроизведения, осмыслить сложившиеся устои вокальной педагогики.
При рассмотрении методик, используемых в китайском и российском вузах, следует отметить, что огромное внимание уделяется таким аспектам, как певческое дыхание, функционирование резонаторов, регистров и маски, певческая атака звука, техника bel canto. Не менее важный момент – это специфичность языка и речи. Фонетика русского и китайского языков по отношению к итальянскому – более глубокая и характеризуется большим использованием грудных резонаторов, чем маски, и сильной работой гортани в процессе вокализации. Еще одной особенностью синитического языка является тоновая природа. Его интонационная красочность и исполнительская специфичность приобретаются за счет акцентировки каждого последующего ударного слога тоном, влияющим на смысл пропеваемого слова, что сопровождается активной работой гортани (в русском языке гортань тоже участвует в произношении, но не столь активно, как в китайском). В китайском языке слог всегда соответствует слову или морфеме, и его звучание невозможно без соответствующего тона. Поэтому на уроках вокала в Университете Цзямусы с повышенной чуткостью относятся к расслаблению мышц этого участка голосового аппарата.
Таким образом, в обоих вузах вокальная педагогика опирается на академическую систему, в которой особая роль принадлежит школе bel canto. Причем в институте Цзямусы явным приоритетом пользуются итальянская методика и наряду с ней – русская (об этом в том числе свидетельствует большой контингент китайских студентов в ИМТиХ). Исходя из языковой специфики китайскими коллегами вносятся специфические коррективы в вокализацию.
В обоих институтах подчеркивается роль педагога-наставника, который и после окончания студентом обучения подсказывает ему верный путь в решении многих профессиональных вопросов. Особенно наставничество актуально, когда выпускники пробуют самостоятельно реализовать свои знания в преподавании. В РГПУ им. А.И. Герцена процесс подготовки студента-вокалиста к педагогической работе четко распланирован и во многом является образцом для института Цзямусы. В ИМТиХ студенты психологически нацеливаются на преподавание с начала обучения. Будущий педагог-вокалист формируется по мере накопления им певческого опыта, наблюдений, изучения истории и теории вокала и занятий педагогической практикой. Важной составляющей данного процесса является образовательная парадигма, описанная в исследованиях В.А. Сластенина и М.В. Ермолаевой, куда входят: «полисубъектность (личностно-ориентированный подход в организации образовательного процесса, а также налаживания отношения педагог – ученик), деятельность (основное средство развития личности обучающегося) и рефлексивность (осознание содержания и способов учебной деятельности субъектами образовательного процесса)» [2, c. 5]. Система профессиональной подготовки, «музыкально-творческая образовательная среда, духовно-творческий потенциал личности» [2, c. 6] самого студента являются неотъемлемыми составляющими в процессе становления профессиональной компетентности педагога-вокалиста.
В рамках образовательной среды российского вуза руководством университета организованы следующие виды практик: педагогическая, менеджерская, концертная, научно-исследовательская. Преподаватели ИМТиХ с особой скрупулезностью контролируют этот процесс, становясь подлинными наставниками своих студентов. В Университете Цзямусы на основе опыта российских коллег также было принято решение о введении различных видов практик: педагогической, концертной, научно-исследовательской. Это позволило обеспечить подъем культуры и профессионального уровня обучающихся, а также усилить заинтересованность населения в развитии вокального образования. Однако нельзя не отметить, что объемы практик в ИМТиХ значительно масштабнее и методически более обоснованы.
В основу национального репертуарного списка в Университете Цзямусы положены произведения Сяо Юмэя, Чжан Юаньженя, Хуан Цзыя – первооткрывателей в китайской музыке вокала европейского типа, а также сочинения мирового (прежде всего классического) камерно-вокального и оперного наследия. Особое внимание уделяется пьесам итальянских композиторов [9], так как в связи с особенностью произношения в китайском языке для академической манеры пения требуется во многом изменять работу голосового аппарата.
Репертуар студентов РГПУ им. А.И. Герцена включает в обязательном порядке вокализы Г. Зейдлера, Ф. Абта и иных, обработки русских народных песен, камерно-вокальные сочинения русских и зарубежных классиков: Ф. Шуберта, Р. Шумана, С. Рахманинова, П. Чайковского, Г. Свиридова, фрагменты из мирового оперного наследия – Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского и др. Особое внимание уделяется старинным ариям – Г.Ф. Генделя, Дж. Каччини, К. Монтеверди [10].
Таким образом, репертуарный список университетов во многом совпадает. Разнится он включением в институте Цзямусы произведений китайских композиторов и традиционных песен. Это связано с сохранением культурного наследия страны и его популяризацией. Однако нужно отметить, что в целом на вокальном факультете РГПУ им. А.И. Герцена учебный репертуар значительно шире и художественно разнообразнее. Он включает множество ярких сочинений российских мастеров второй половины ХХ в., среди которых особенно выделяются Г. Свиридов и петербуржцы – В. Гаврилин, С. Слонимский, Г. Окунев, Б. Тищенко.
Обязательным для подготовки высокопрофессионального педагога-вокалиста является изучение дисциплин, связанных с психологией. На вокальном факультете в Университете Цзямусы это «Психология музыкального образования», «Музыкальная терапия», «Философия и жизнь» и др. В результате большое внимание уделяется медитациям, или релаксу. Данный аспект позволяет студентам контролировать концентрацию внимания и расслабление, избежать перегрузок и нервных срывов, психологических зажимов, ведущих к потере голоса.
В ИМТиХ есть такие предметы, как «Музыкальная педагогика и психология», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Музыкальная терапия в педагогическом процессе», «Психологические механизмы музыкально-творческого самовыражения». Многие из перечисленных программ являются достоянием института, а учебники и учебные пособия написаны его преподавателями. В частности, благодаря учебнику «Музыкальная психология» Г.П. Овсянкиной [11] студенты основательно рассматривают аспекты музыкальных способностей и восприятия, психологию творческого процесса композитора.
Таким образом, объем психологических дисциплин в Герценовском институте шире и богаче по содержанию. Полученные студентами знания помогают подготовиться к публичному выступлению, лучше понять процесс вживания в образ, научиться правильно и осознанно выучивать материал и, как следствие, воспитывать в себе умение обучать других. Данные дисциплины позволяют «изучить себя и напряженно работать над совершенствованием собственной природы» [11, c. 5], а также многое спроецировать на своих будущих учеников.
Мощным источником в воспитании педагога-вокалиста является творческая обстановка, которая окружает студента. В институте Цзямусы проводятся научные конференции по вопросам педагогики, просветительские концерты для населения города. Ныне готовится к реализации проект по пропаганде китайской музыки – академической и традиционной.
Неизмеримо богаче творческая жизнь в РГПУ им. А.И. Герцена. В нем регулярно проводятся международные научные конференции «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен», «Музыкальная культура глазами молодых ученых», «Методологические и методические проблемы современного педагогического образования», «Терапия искусством в художественном образовании», «Педагог XXI века: исполнитель, исследователь, практик» и др. К памятным датам организовываются форумы: «Петербургское приношение Моцарту», «Две легенды русской музыки: А.Н. Скрябин и А.К. Глазунов», «Время Свиридова в культурном континууме», «Романтизм в контексте современной культуры», цикл конференций «Выдающиеся композиторы современной России».
Широкий отклик среди педагогического сообщества получили международные конкурсы «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», «Великий шелковый путь. Диалог культур», вокальный конкурс им. Б.Т. Штоколова и др. Студенты, в том числе и китайские, привлекаются к работе оргкомитетов, становятся волонтерами, а главное, участвуя в конференциях и конкурсах, раскрываются творчески. Они приобретают неоценимый практический опыт, изучают изнутри процесс организации подобных мероприятий. Так воспитывается эрудированная и высокопрофессиональная личность, способная не только преподавать, но и организовывать культурные мероприятия.
Результаты исследования и их обсуждение. Подводя итоги, подчеркнем: оба учебных заведения нацелены на воспитание профессионала, способного в кратчайшие сроки реализовать свои новаторские идеи в области вокальной педагогики.
Обращение преподавателей обоих вузов к мировому теоретическому наследию, а также разработки ими авторских методик свидетельствуют об их творческой инициативе. Стремление сочетать в учебном репертуаре классику и сохранить национальную идентичность также подтверждает это.
Безусловно, достижения РГПУ им. А.И. Герцена в подготовке вокалистов – и педагогов, и исполнителей – значительно существеннее. Этому способствуют и исторический опыт учебного заведения, и высочайший уровень русской вокальной культуры, и достижения композиторов, создавших уникальный вокальный репертуар. Организация учебного процесса, научно-методические наработки ИМТиХ, осуществление в его стенах множества проектов, развернутая работа с аспирантами дают сильный импульс и богатый материал для развития вокального факультета в Университете Цзямусы. Все в совокупности помогает приобщиться к высотам русской вокальной культуры и педагогики. Но в китайском вузе не копируют бездумно то, что есть в Петербургском институте (что невозможно).
В институте музыки Университета Цзямусы есть свое неповторимое лицо, свои достижения, например широкое включение в учебный репертуар произведений китайских композиторов и народных песен Поднебесной, разработка уже упоминаемого аудиокурса «Занимаюсь один» (в его внедрении принимала участие автор статьи). Недостаточная подготовка абитуриентов-вокалистов по возможности компенсируется увеличением срока обучения. Еще не столь разнообразна практика студентов, что сужает их кругозор.
В целом педагогическая, концертная и научно-исследовательская практика является обязательным условием работы университетов. Она максимально раскрывает творческий потенциал студентов, а также обеспечивает «неповторимое целостное полифункциональное художественно-творческое образовательное пространство, главным отличительным свойством которого является эстетическая составляющая» [12].
Заключение
Образовательный контекст в китайском и российском институтах направлен на реализацию личностного потенциала студента, его нравственное становление, осознание человеческих и профессиональных ценностей в вокальном искусстве.
На примере деятельности обоих университетов подтверждается вывод: в КНР и в РФ стремятся к воспитанию высококвалифицированного, универсально компетентного специалиста, постоянно повышающего свой профессионализм, способного реализовать потребности образовательной среды и вуза, и государства.
Библиографическая ссылка
Ду Хуэйцю СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ВОКАЛИСТОВ В ИНСТИТУТЕ МУЗЫКИ УНИВЕРСИТЕТА ЦЗЯМУСЫ И ИНСТИТУТЕ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30348 (дата обращения: 08.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30348