В связи с переходом высшего образования от традиционной системы подготовки специалистов к многоуровневой системе «бакалавриат – магистратура» (согласно Болонскому соглашению от 2003 г.) произошел ряд кардинальных изменений как в базовой и вариативной частях образовательных программ, так и в распределении часов среди читаемых дисциплин. В частности, в ходе оптимизации учебных планов многие вузы были вынуждены не только сократить часы на такие исконно технические базовые предметы, как «Математика» и «Физика», но и значительно уменьшить круг дисциплин общегуманитарного цикла. Итогом таких изменений стало то, что, с одной стороны, необходимая стартовая физико-математическая база, позволяющая студенту в дальнейшем легче ориентироваться в таких узконаправленных дисциплинах, как, например, «Сопротивление материалов» или «Инженерная графика», оказалась недостаточно сформированной, а с другой – был создан определенный вакуум в качественной гуманитарной подготовке студентов. В это же время в ходе перестройки системы высшего технического образования под условия рыночной экономики без внимания осталась предпринимательская подготовка будущих инженеров. Как следствие, в рамках имеющихся образовательных возможностей возникла необходимость решения проблемы подготовки инженеров-бакалавров и инженеров-магистров, которые бы в достаточной мере обладали и необходимыми гуманитарными знаниями (в частности, общей, правой, методологической грамотностью), и предпринимательскими компетенциями.
Цели исследования – сравнительный анализ образовательных программ по подготовке инженеров в России и за рубежом, оценка эффективности применяемых программ обучения и рассмотрение новых возможностей включения гуманитарной и предпринимательской составляющих в структуру технической подготовки будущих специалистов в России.
Материал и методы исследования
Материалом исследования явились учебные планы и описание образовательной политики технических российских вузов и американской инженерной высшей школы Olin College of Engineering. Методами исследования послужили анализ и синтез научной литературы, сравнительный анализ имеющихся данных по организации обучения в Российских вузах и Olin College of Engineering в США, метод сплошной выборки и расчета часов для определения процентного соотношения гуманитарного, предпринимательского и инженерного блоков в учебных планах технических вузов.
Результаты исследования и их обсуждение
Любое снижение качества гуманитарного образования напрямую сказывается на способности человека ценить прекрасное, сохранять свою культурную и социальную идентичность, влияет на его адаптацию в обществе или, говоря иначе, ведет к созданию лакун в общей гуманизации его личности.
Под гуманизацией личности понимается не только функциональное изменение личностных смыслов по структуре, содержанию и взаимосвязи, но и их содержательное наполнение. При этом под целью процесса гуманизации понимаются формирование и развитие системы личностного мировоззрения, культурных установок и философского самоосмысления учащихся, являющихся гуманистическими по сути и релевантными в рамках реализации личностных целей и задач, рассматриваемыми как в конкретный момент развития общества, так и в более длительной временной перспективе [1].
Указывая на триединую природу человека как биологического, социального и культурного существа, американский социолог Т. Парсонс подчеркивал, что именно культурная компонента делает человека человеком [2]. Снижая качество преподавания или полностью отказываясь от чтения таких дисциплин, как «Философия», «История», «Культурология» и иные, университет «обедняет» своего выпускника, не давая ему толчка к дальнейшему личностному, культурному и социальному развитию, что, как показывает практика, значительно сказывается на уровне критического и аналитического мышления студента, его способности к самодетерминации, самоопределению, общей культурной зрелости. Подтверждением сказанному могут послужить исследования, проводимые по развитию профессионально-личностного потенциала студентов, которые указывают на то, что наличие одних только когнитивных способностей не гарантирует личностный и профессиональный рост. «Реальным фактором, способствующим успеху, становятся дополняющие когнитивные способности личностные качества: способность преодолевать трудности, самоконтроль, рост самосознания, здоровые социальные взаимоотношения, любознательность, способность к принятию решений и т.п.» [3].
Однако, как показывает практика, технические вузы часто включают в свои образовательные программы очень ограниченный набор гуманитарных дисциплин. В частности, сравнительный анализ учебных планов ведущих технических университетов России (СПГУ, МИСиС, МГТУ и др.) по направлению подготовки бакалавра 150400 «Металлургия» (диаграмма) выявил заметный дисбаланс в часах, отводимых на изучение инженерных, гуманитарных дисциплин и приобретение предпринимательских знаний, умений и навыков. Методом полной выборки из учебных планов, представленных на сайтах СПГУ, МГТУ и МИСиС, были суммированы часы, отводимые на предметы гуманитарного блока (такие как «История», «Философия», «Иностранный язык», «Социология» «Культурология» и т.д.), предпринимательского блока («Основы экономической теории», «Экономика производства», «Производственный менеджмент» и т.д.) и инженерного блока («Химия металлов», «Кристаллография, рентгенография и электронная микроскопия», «Экология металлургического производства» и т.д.) [4-6].
Как показал анализ расчетов, наименьшее количество часов отводится на развитие у студентов предпринимательской и правовой грамотности, что, согласно нашим эмпирическим наблюдениям, значительно сказывается на появлении в России молодых инженеров-предпринимателей и в целом – на развитии предпринимательского движения в России.
В рамках гуманитарного развития основной акцент делается на изучении иностранного языка (однако, как показывает практика трудоустройства, значительная часть выпускников периферийных вузов не имеет достаточных иноязычных компетенций). Такой дисбаланс в распределении часов между изучением иностранного языка и остальными дисциплинами приводит к снижению уровня общекультурной грамотности.
Инженерный блок обоснованно содержит в себе большее количество часов, но, если вникнуть в наполнение преподаваемых инженерных дисциплин, оно часто носит лекционно-семинарский характер (в отличие от необходимого, на наш взгляд, лекционно-проектного, о чем будет сказано ниже). Количество часов, отводимых на этот блок, во много раз превышает часовой объем гуманитарного и предпринимательского блоков.
Сравнительный анализ часов, отводимых на гуманитарный, предпринимательский и инженерный блоки дисциплин в рамках образовательных программ по направлению
150400 «Металлургия» в ведущих технических вузах России (СПГУ, МГТУ, МИСиС)
В свою очередь, анализ требований, предъявляемых работодателями к инженерам, на таком сайте, как headhunter, показывает, что, помимо технических знаний, работодатели в качестве приоритетных называют целый ряд гуманитарных и предпринимательских компетенций, например:
· закупка и продвижение на рынок изготавливаемой продукции;
· знание иностранного языка;
· хорошие навыки письма и речи;
· способность работать как индивидуально, так и в команде;
· предпринимательские навыки;
· способность гибко менять образовательную траекторию;
· критическое мышление;
· навыки проектной деятельности и моделирования;
· управление рисками.
В то же время на международном экономическом форуме «Будущие профессии: Занятость, навыки, кадровая стратегия для 4-й промышленной революции» были обозначены 10 таких наиболее востребованных навыков, как решение комплексных проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, умение работать в команде, стрессоустойчивость, оценка и принятие решений, ориентация на сотрудничество, способность к переговорам, познавательная гибкость [7].
Из приведенного списка компетенций видно, что современному инженеру необходимы конкретные знания в области языков (в том числе родного языка), информационных технологий и предпринимательства, а также такие важные личностные качества, как критическое мышление, быстрая социальная адаптация, самодетерминация и саморефлексия. Если вопрос формирования языковых, предпринимательских и информационных компетенций может быть легко решен за счет пересмотра учебных планов, то развитие личностных качеств – проблема трудоемкая и глубокая с точки зрения ее реализации на практике. Гуманизация личности будущего инженера в значительной мере зависит от качественной гуманитарной составляющей в его образовании.
В качестве примера практического решения проблемы гуманизации личности можно рассмотреть учебный план такого «нестандарного» (с точки зрения классического образования) учреждения высшей школы, как Olin College of Engineering. Образовательная программа, реализуемая в данной американской инженерной высшей школе, построена на триединстве инженерии, предпринимательства и свободного искусства, в равной мере способствующих подготовке специалиста-инженера высочайшего класса. Курсы из последнего блока бывают как «чистыми» (например, классический гуманитарный курс про природу идентичности), так и смешанными, когда гуманитарное и техническое знание объединяются. Типичный пример смешанного курса — курс «От грязи к рубашке», на котором студенты в интенсивном режиме изучают глобальную сеть поставок одежды и обсуждают ее социальные, экономические, экологические и прочие аспекты.
Долгосрочная цель подготовки инженеров в Olin College – выпуск инженеров-новаторов, способных: 1) видеть потребности человека и общества; 2) осуществлять креативный дизайн инженерных систем и продукции; 3) находить практическое применение созданному инженерному продукту через предпринимательство и благотворительность [8]. Говоря иначе, инженерия начинается с людей, т.е. с четкого понимания, для кого проектируется инженерный продукт, какую ценность для общества он имеет и в какой области он может быть применен, и заканчивается людьми, т.е. оценкой того, насколько положительным является влияние инженерного продукта на общество.
Если традиционное обучение учит решать проблемы, то обучение в данном учебном заведении настраивает студента на поиск проблем для решения и применения того, что было найдено в лабораторных условиях на практике.
Гуманизация личности реализуется через формирование у обучающихся таких личностных качеств, как уважение, доверие и открытость по отношению к другим, терпение и конструктивность в общении, открытость к изменениям и непрерывное и качественное самосовершенствование. Выпускники Olin College of Engineering должны уметь развивать и применять на практике полученные знания, умения и навыки, уметь критически мыслить, быть креативными, учитывать влияние продукта на отдельного человека, общество и окружающую среду, быть самодетерминированными (уметь ставить перед собой цели и достигать их), обладать саморефлексией (оценивать собственный прогресс и вносить необходимые коррективы), уметь работать в команде.
Достижение такого результата происходит благодаря иным векторам в реализуемой образовательной стратегии.
Во-первых, инженерный блок учебного плана Olin College of Engineering наполняют не базовые и узкоспециальные дисциплины (как, например, в российских вузах), целью которых является формирование общего научно-технического кругозора учащихся, а универсальные блоки дисциплин, направленные на восполнение необходимых знаний для реализации проектной идеи. В частности, инженерный блок специальности «Машиностроение», помимо таких традиционных дисциплин, как «Механика твердых тел и структур», «Динамика и статика», «Термодинамика», «Промышленный дизайн», включает предметы с биологической, программной и даже аэрокосмической направленностью («Метод конечных элементов», «Интеграция систем робототехники», «Нелинейная динамика и неупорядоченность», «Механические и аэрокосмические системы», «Биомедицинские материалы и оборудование», «Числовые методы и научное программирование» и т.д.). Говоря иначе, студент Olin College of Engineering, с одной стороны, имеет возможность выбора среди гораздо большего спектра дисциплин (от робототехники и биомедицины до аэрокосмических технологий, а не в рамках одной, например, металлургии), с другой – подключает именно те дисциплины и, соответственно, приобретает те знания, которые ему необходимы для реализации конкретного проекта. В свою очередь, любой проект в данном образовательном учреждении имеет реального заказчика – промышленную компанию. Таким образом, общая образовательная стратегия строится на практическом интересе. Именно интерес становится триггером для желания приобретать знания и реализовывать их на практике.
Во-вторых, количество часов, отводимых на инженерный, гуманитарный и предпринимательский блоки дисциплин, не создает между ними дисбаланса. Несмотря на то что согласно системе зачетных единиц на инженерию отводится 46 з. е., а на гуманитарный и предпринимательский блоки – 28 з. е., баланс формируется за счет содержательного наполнения гуманитарного и предпринимательского блоков, которое тесно связано с инженерными проектами студентов. Например, среди дисциплин гуманитарного блока есть такие, как «История технологии: культурный и контекстуальный подход», «Цифровой глаз: фотография, перспектива, визуальная коммуникация» или «Самоидентификация от разума к мозгу: кто я и как устроено познание». В то же время предпринимательский блок нацелен на исследование продукции и рынков сначала в ходе поиска нерешенных проблем, а затем для реализации создаваемого продукта.
Olin College of Engineering также реализует воспитательную политику, направленную на формирование в студентах предпринимательского духа, через полное исключение бюрократии, доступность материально-технической базы, поддержание атмосферы сотрудничества.
Итак, анализ образовательных стратегий, осуществляемых российскими и западными вузами, показывает следующие достоинства и недостатки российской традиционной системы высшего технического образования (табл.).
Достоинства и недостатки реализации образовательной программы в российских технических вузах
Достоинства |
Недостатки |
Глубина и системность подачи знаний |
Отсутствие прикладного применения получаемых знаний. Предмет «Проектная деятельность», во-первых, «преподается», а не реализуется на практике, а во-вторых, не объединяет преподаваемые дисциплины в ходе реализации проекта |
Направленность гуманитарного блока дисциплин на общекультурное развитие личности |
Гуманитарный блок тесно не связан с остальными блоками: инженерным и предпринимательским |
Включение в предпринимательский блок дисциплин «Правоведение», «Маркетинг» и «Налогообложение» |
Предпринимательский блок не дает студенту возможности прикладного знакомства с рынком. Требуется иная стратегия: «поиск инженерной проблемы – ее решение – реализация на рынке» |
Включение в перечень дисциплин предмета «Командообразование» |
Командная работа должна осуществляться на практике, когда студент реализует свой проект, работая в творческой группе |
Получение иноязычных компетенций |
Необходима иноязычная языковая среда, в которой студенты из разных стран вынуждены общаться друг с другом на международном интернациональном языке, решая проектные задачи |
Изучение русского языка |
Изучение русского языка осуществляется без изучения основ делопроизводства на предприятии: написания служебных записок, деловых писем и т.п. |
Формирование критического мышления |
Формирование критического мышления должно осуществляться в ходе создания общей атмосферы сотрудничества, уважения, доверия и открытости по отношению друг к другу, терпения и конструктивности в общении, готовности к изменениям и непрерывного и качественного самосовершенствования на всех уровнях реализации образовательной политики |
Выводы
В настоящее время высшее образование призвано сыграть ключевую роль в организации перехода к четвертой индустриальной революции. Тем не менее существующие образовательные системы не способны подготовить кадры для автоматизированной экономики. Те знания, умения и навыки, которые получают будущие инженеры в стенах университета, в основном оказываются не нужными в их непосредственной работе [9]. Данные негативные тенденции в образовательном пространстве создают определенный прецедент – необходимость поиска новых подходов к организации обучающего пространства и осуществления образовательной политики. Реализуемыми подходами могли бы стать: во-первых, интеграция инженерного, гуманитарного и предпринимательского блоков в единую образовательную систему; во-вторых, системное и глубинное выстраивание лекционного материала в ходе практической реализации реального проекта по принципу «бери те знания, которые тебе нужны, но в системе»; в-третьих, организация предпринимательского блока обучения по принципу «поиск инженерной проблемы – ее решение – применение на рынке»; в-четвертых, реализация международного сотрудничества и академического обмена; в-пятых, формирование критического мышления в ходе создания общей атмосферы сотрудничества, уважения, доверия и открытости по отношению друг к другу, терпения и конструктивности в общении, готовности к изменениям и непрерывному и качественному самосовершенствованию на всех уровнях реализации образовательной политики. Перевод образовательной стратегии в новое русло с акцентом на предпринимательство и изобретательство позволит сделать российский технический вуз конкурентоспособным и привлекательным для будущего абитуриента.
Библиографическая ссылка
Суворова Е.В., Шестопалов Е.В. К ВОПРОСУ О ПЕРЕСМОТРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ В РОССИЙСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30246 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30246