Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМНОЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Мартынова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Рассматривается проблема организационно-педагогического содействия профессиональному становлению молодых инвалидов при инклюзивном высшем образовании. Указывается системный, непрерывный, поэтапный характер этого процесса и обосновывается влияние не только личностных факторов влияния, но и объективно развивающихся актуальных социальных регуляторов. Раскрываются содержание и формы организационно-педагогического содействия обучающимся инвалидам со стороны образовательной организации высшего образования на этапах оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации и частично на стадии первичной профессионализации, то есть начиная с профориентации при выборе направления обучения, затем в процессе обучения, подготовки к трудоустройству и собственно трудоустройства. Описывается специфика актуальных методов и форм организационно-педагогического содействия. Это – создание новых образовательных программ по востребованным направлениям подготовки, модернизация уже имеющихся программ с подключением актуальных профилей подготовки и их адаптация путем включения индивидуальных адаптационных модулей (дисциплин). Также отмечается повышение роли индивидуальной работы и консультирования, коррекции профессиональной направленности, развития социального опыта и социальной адаптации. Большую значимость приобретает практическая подготовка, практикумы, индивидуальная работа и консультирование, использование электронного обучения, научно-исследовательская работа студентов с инвалидностью, освоение ими дополнительных образовательных программ в направлении будущей профессиональной деятельности, участие в профессиональных и творческих конкурсах, публичных научных и общественных мероприятиях. Особо указывается, что преемственность образовательных организаций различных уровней и налаженное региональное взаимодействие системы образования с ведомствами труда и занятости, социальных отношений, культуры и спорта, строительства и инфраструктуры создают условия и повышают возможности молодых инвалидов для выбора индивидуального образовательного и профессионального пути и реализации планируемого жизненного плана с учетом реальных обстоятельств.
высшее образование
инвалиды
инклюзия
профессиональное становление
организационно-педагогическое содействие
межведомственное взаимодействие
региональная система инклюзивного образования
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016 Т. 21. № 1. C. 136–145.
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 240 с.
4. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. №7. С. 40-43.
5. Антропов А.П., Кантор В.З. Региональные системы инклюзивного высшего образования: ресурсный учебно-методический центр как институциональное решение // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. № 3. С. 459-465.
6. Приказ Минтруда России № 804н, Минпросвещения России № 299, Минобрнауки России N 1154 от 14.12.2018 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_law_140174 (дата обращения: 19.03.2020).
7. Айсмонтас Б.Б., Галиуллина С.Д. Особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. 2015. №3. С.25–30.
8. Мартынова Е.А. Структура и содержание адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-21370 (дата обращения: 23.07.2020).
9. Романенкова Д.Ф. Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. № 3. С. 506-510.

Организационно-педагогические проблемы инклюзивного высшего образования инвалидов на начальном этапе его развития в нашей стране в основном связывались с созданием комплекса специальных условий обучения инвалидов в вузе (Э.Д. Днепров, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев и др.), а также условий социализации инвалидов посредством высшего образования (Б.Б. Коссов, В.В. Коркунов, Е.Р. Ярская-Смирнова). Сегодня научные проблемы перешли в новое измерение качественных субъектных характеристик. Так, в работе С.А. Алехиной рассматриваются институциональные вопросы реализации индивидуального подхода в инклюзивном образовании [1]. Зеер Э.Ф. и Сыманюк Э.Э. в аспекте психологии профессионального развития разработали вопрос о необходимости выстраивания непрерывных индивидуальных образовательных траекторий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья [2; 3].   На сегодняшний день достаточно подробно изучены и реализованы в вузах такие значимые аспекты инклюзии, как организация поддержки и сопровождения учебы студентов с инвалидностью, вопросы социально-психологической адаптации студентов с инвалидностью в образовательной среде вуза, адаптации самого образовательного процесса (В.З. Кантор, М.Д. Коновалова, Л.М. Шипицына и др.), значительные разработки сделаны в части применения электронного обучения и дистанционных технологий для инвалидов (Б.Б. Айсмонтас, С.В. Панюкова). Однако сегодня, когда инклюзивное обучение уже достаточно доступно, на первый план для обучающихся молодых инвалидов выходит не просто полноценное овладение всеми запланированными компетенциями по образовательной программе, но приобретает сущностное значение их естественное и своевременное включение в процесс профессионального становления. На современном этапе при интенсивности смен жизненных и профессиональных обстоятельств людей, при конкурентной сфере трудоустройства чем раньше и качественней будет организована поддержка профессиональному становлению молодого инвалида, содействие прогрессивному развитию его ценностной и мотивационной сферы, тем быстрее он достигнет значимого состояния профессиональных и личностно-деловых качеств, возможности продуктивного и креативного выполнения труда. Непрерывный процесс индивидуализированного организационно-педагогического содействия молодым инвалидам на всех этапах инклюзивного высшего образования, начиная с их поступления на учебу и до самого трудоустройства и приобретения первичных трудовых навыков, дает основу для позитивного жизненного и профессионального пути инвалида. Существенный научно-практический импульс к изучению и осуществлению этого процесса организационно-педагогического содействия непрерывному профессиональному становлению молодых инвалидов дало в последнее время создание ресурсных учебно-методических центров инклюзивного образования на базе ряда российских вузов. Открывшиеся способы эффективного решения вопросов организационно-педагогического содействия профессиональному становлению молодых инвалидов на базе сотрудничества Ресурсного центра с подразделениями вуза, другими вузами, исполнительными органами власти, образовательными учреждениями, научными, общественными и другими организациями региона привлекают внимание значительного числа педагогов-исследователей (В.Д. Байрамов, Л.В. Горюнова, О.А. Денисова, А.А. Марголис, Д.Ф. Романенкова, В.В. Рубцов и др.). Данная работа, в свою очередь, развивает это актуальное направление исследований, изучая системный, непрерывный, поэтапный характер процесса, обусловленного как личностными факторами влияния, так и социальными регуляторами.

Поскольку инклюзивное высшее образование молодых инвалидов является наиболее эффективным социальным инструментом их профессионального становления, то реализация организационно-педагогического содействия этому процессу предполагает научное обоснование этой деятельности, которой необходимо уделять правильное и серьезное внимание в вузе, заботящемся о качестве и востребованности своих выпускников. Целью данного исследования является обоснование системного организационно-педагогического содействия молодым инвалидам при инклюзивном образовании в процессе профессионального становления путем определения цели, субъектов, содержания, этапов и организационно-педагогических основ этой деятельности, осуществляемой во взаимодействии вузов с актуальными региональными государственными структурами, иными органами и образовательными организациями. При этом проблема должна рассматриваться как с индивидуально-личностной позиции и особенностей обучающегося, так и с точки зрения социальной ситуации, исходя из того, что процесс системного организационно-педагогического содействия охватывает все этапы инклюзивного образования молодых инвалидов в вузе, начиная с профориентации при выборе направления обучения, затем собственно обучения, подготовки к трудоустройству и непосредственно содействия самому процессу трудоустройства, которое отвечало бы не только профессиональному потенциалу молодого инвалида, получившего высшее образование, но и региональным особенностям трудовой сферы.

Материал и методы исследования. Отечественная наука рассматривает профессиональное становление как составную часть психического развития человека, которая детерминируется природно обусловленными (биологическими), социальными факторами, индивидуально-психическими свойствами человека, а также случайными событиями и сопровождается преодолением внешних и внутренних психологических барьеров. Объектом профессионального становления является личность, биологические особенности которой оказывают особое воздействие на ее развитие. По сути, профессиональное становление представляет собой процесс изменения и накопления значимых личностных и социальных качеств человека при переходе с одного уровня деятельности на другой, более высокий, и отличается индивидуальным своеобразием. Движущей силой профессионального становления, безусловно, является сама личность, прогрессивный характер изменений ее мотивационной сферы, внутреннее нарастание общечеловеческих и профессиональных ценностей, умение планировать действия, мобилизовать себя, объективно оценивать свою деятельность. Профессиональное становление полностью коррелируется с самоактуализацией и реализацией личностного потенциала (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев). В то же самое время в научных исследованиях подчеркивается, что по мере общественного развития и продвижения все большее влияние на профессиональное становление начинают оказывать социальные факторы, среди которых ведущую роль играют такие, как ведущая деятельность и социально организованная система. Данная работа развивает проблему организационно-педагогического содействия непрерывному профессиональному становлению молодых инвалидов в процессе инклюзивного образования в вузе, используя принятый подход к этому процессу как непрерывному в течение всей жизни человека и поэтапно развивающемуся. Так, в трудах Э.Ф. Зеера утверждается, что «в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию развития и уровень развития ведущей профессиональной деятельности» [3, с. 88], и выделяются такие стадии профессионального становления: оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, профессиональное мастерство. Наше исследование в отношении молодых инвалидов, обучающихся в высшей школе, охватывает первые три стадии и частично стадию первичной профессионализации. Переходя непосредственно к теме непрерывного профессионального становления молодого инвалида при инклюзивном высшем образовании, следует анализировать этот процесс и стремиться к повышению его эффективности как с индивидуально-личностной позиции и особенностей обучающегося, так и с точки зрения социальной ситуации развития, то есть с учетом как личностных, так и социальных регуляторов.

Причем отметим, что последний фактор до недавнего времени не получал в исследованиях должного внимания. Приоритетные исследования относились в основном к той части профессионального становления, которая связана с профориентацией при подготовке к поступлению на учебу, то есть с психолого-педагогическим содействием, направленным на адекватность, осознанность и самостоятельность выбора направления подготовки молодого инвалида, а также с процессом профессионализации в период учебы. Эти вопросы в самостоятельной постановке достаточно хорошо изучены в многочисленных работах по инклюзии профессионального образования [4]. В данной работе они также рассмотрены, но с учетом комплексного двустороннего подхода, основанного на существенном «вмешательстве» факторов социальной ситуации.

По складывающемуся мнению специалистов и практическому опыту вузов, влияние социальной ситуации на профессиональное становление молодых инвалидов при инклюзивном образовании должно оцениваться и учитываться со стороны степени развитости в регионе системы инклюзивного образования в целом. Сегодняшняя характеристика региональной системы инклюзивного образования – это не только реальное состояние уровня инклюзии на всех уровнях образования (начального, общего, коррекционного образования, профессиональных образовательных организаций, высшего профессионального, дополнительного образования, системы переподготовки и повышения квалификации кадров), но и их преемственность и налаженное взаимодействие с региональными ведомствами труда и занятости, социальных отношений, культуры и спорта, строительства и инфраструктуры. Организация такого всестороннего взаимодействия способствует выбору посильного индивидуального образовательного пути и реализации планируемого жизненного плана молодых граждан с инвалидностью с учетом влияющих факторов и обстоятельств.

Во-вторых, социальная ситуация, обеспечивающая успешность профессионального становления молодых инвалидов, получивших высшее образование и успешно трудоустроившихся, избегая  чрезвычайно сложной  ситуации невостребованности,  включает  широкий спектр региональных социальных факторов,  влияющих на профессионализацию молодых инвалидов.  Это демографическая обстановка в регионе,   состояние сферы занятости и системы трудоустройства, квотируемость рабочих мест для инвалидов, соответственно получивших высшее образование,  а также соответствующая закону заработная плата. При организации педагогического содействия непрерывному профессиональному становлению молодых инвалидов нельзя не учитывать также хозяйственный профиль региона,  доступность архитектурно-строительной, транспортной и производственной среды, состояние и потребности трудовых резервов, уровень безработицы в регионе.

Поэтому основными факторами организационно-педагогического содействия непрерывному профессиональному становлению молодых инвалидов при инклюзивном образовании сегодня являются  не только реальный уровень развития инклюзии в  процессе учебно-профессиональной деятельности в образовательной организации, но и уровень  налаживания системного взаимодействия актуальных социальных субъектов организационно-педагогического содействия профессиональному становлению обучающихся инвалидов и инвалидов-выпускников инклюзивных организаций высшего образования [5].

Методология изучения и анализа данной проблемы основывалась на принципах государственной политики в области профессионального обучения и трудоустройства молодых инвалидов, в частности изложенных в «Типовой программе сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» [6], изучении и анализе известных научных психолого-педагогических работ и практических исследований в области инклюзивного образования, на сочетании теоретического и многолетнего практического опыта Челябинского государственного университета по инклюзивному обучению инвалидов, изучении практик и материалов ресурсных учебно-методических центров инклюзивного обучения других российских вузов, анализе показателей государственных и региональных информационных систем, их сочетании, сравнении и обобщении. Практические наработки опираются на результаты деятельности   Ресурсного учебно-методического центра обучения инвалидов Челябинского государственного университета и других аналогичных центров, инструктивные, нормативные и отчетные документы.

Рассмотрим процесс профессионального становления молодых инвалидов поэтапно. Оптация – первый этап профессионального становления, на котором основной смысл и содержание организационно-педагогического содействия состоит в профориентационной работе с абитуриентами с инвалидностью. В программу профориентационной работы с абитуриентами при выборе направления их подготовки, помимо основных   вопросов профориентации (психологические особенности личности и ее способности, их влияние на выбор профессии, профессиональная пригодность и непригодность и т.д.), надо включать такие вопросы, как личностные и социальные регуляторы выбора профессии. Особенности сегодняшнего дня состоят в том, что и сама профориентация приобретает двусторонний характер. С одной стороны, традиционно суть профориентации состоит в том, что ее целью является формирование у молодого человека адекватного выбора профессии с учетом его профессиональных предпочтений, а также его осознанного понимания психофизиологических особенности своей личности и их влияния на выбор профессии, своих индивидуальных особенностей и возможностей, особенностей труда, наличия показаний и противопоказаний к выбору профессии. Это важнейшая и первоначальная составляющая процесса содействия профессиональному становлению требует усиленного внимания к личности молодого инвалида и планированию его индивидуальной образовательной траектории со стороны квалифицированных специалистов вуза: педагогов-предметников, педагогов-психологов, педагогов специального образования, социальных работников, специалистов технического сопровождения, а также учета сведений, содержащихся в образовательных и медико-социальных документах. С другой стороны, будущий выпускник с инвалидностью должен иметь такую профессию, которая на данный момент времени и в достаточно обозримом будущем востребована в обществе (регионе), и быть конкурентоспособным в этой профессии по качеству подготовки.  Поэтому пропедевтическая деятельность в плане профессиональной ориентации должна учитывать социальные реалии так, чтобы выпускники с инвалидностью не вышли из стен образовательной организации, получив желаемую ими подготовку по избранной профессии, но не имеющей спроса на рынке труда. В связи с этим на стадии оптации в систему профориентации молодых инвалидов подключаются такие виды деятельности, как предварительное ознакомление оптантов с возможностями трудоустройства и карьерного продвижения по тому или иному направлению подготовки. С этой целью вузам необходимо во взаимодействии с информационными службами и сервисами службы занятости и трудоустройства организовать регулярный информационный сервис в части обзора рынка труда для инвалидов, анализа востребованных вакансий, в том числе вакансий на места, квотируемые специально для инвалидов, наличия условий доступности рабочих мест, создания специальных рабочих мест, возможностей самозанятости, создания собственного бизнеса. В профориентационной работе с абитуриентами при выборе направления подготовки рекомендуется практиковать встречи-консультации с представителями службы занятости, работодателями, представителями предприятий различных форм собственности, выпускниками предыдущих лет.

Следующий этап профессионального становления - это собственно профессиональное обучение. Как уже отмечалось, инклюзивное обучение реализуется в специальных условиях доступной универсальной образовательной среды: социально-культурной, психолого-педагогической, информационно-технологической, архитектурной [7]. Огромное значение организационно-педагогического содействия в данный период состоит в создании комфортных условий учебы, позволяющих студентам с любым видом и степенью тяжести ограничений здоровья осваивать знания и приобретать необходимые компетенции наравне с остальными студентами. В аспекте нашего исследования серьезным инновационным организационно-педагогическим направлением деятельности образовательной организации являются включение в образовательный процесс вуза новых перспективных программ подготовки, отражающих реальные направления развития общества (региона) и соответствующие потребности в специалистах повышенного спроса, модернизация профилей имеющихся образовательных программ подготовки, согласованных с работодателями, а также актуализация содержания имеющихся образовательных программ путем включения специальных адаптационных модулей социализирующего, профилирующего назначения [8].  

В ходе обучения при переходе с курса на курс процесс профессионального становления приобретает все более индивидуально-личностный характер. Существенным становится «непрерывный процесс консультирования и взаимосвязи с обучающимися с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности различного характера в процессе высшего образования, коррекции профессиональной направленности, развития социального опыта и социальной адаптации, гражданственности, умения работать и общаться в коллективе, адекватно относясь к своим особенностям» [3, с. 126]. Во всех образовательных программах увеличивается доля учебного времени на практическую подготовку, практикумы, индивидуальную работу и консультирование, используются широкие возможности электронного обучения. Необходимыми составляющими профессионального становления являются научно-исследовательская работа студентов с инвалидностью, выполнение кейс-проектов, освоение дополнительных образовательных программ в направлении будущей профессиональной деятельности, участие в творческих конкурсах, публичных научных и общественных мероприятиях. Обязательные практики, включенные в образовательную программу, особенно на предприятиях и рабочих местах будущего трудоустройства, позволяют совместить теоретическую подготовку с практической, «понять» характер будущей профессии. Сегодня во всех регионах страны широкий масштаб приобрели конкурсы профессионального мастерства, организуемые по различным направлениям профессиональной деятельности. Весь процесс подготовки и участия в них студентов с инвалидностью является чрезвычайно важным компонентом профессионального становления: пробой сил, более глубоким пониманием содержания и характера деятельности, трудового коллективизма, сопоставлением своих представлений о будущей деятельности с практикой, познанием первых профессиональных успехов и достижений, корректировкой выбора.

На старших курсах обучения, и особенно выпускном курсе обучения, главным вопросом профессионального становления студентов с инвалидностью становится их подготовка к трудоустройству. Со стороны преподавателей и специалистов вуза требуется повышенное внимание к достижению студентами высокого уровня освоения необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями, подготовке выпускной квалификационной работы и ее защите. В этот период учебы профессиональная подготовленность студентов с инвалидностью к работе по выбранной профессии подкрепляется как специфическими методами учебной работы (специальные адаптационные дисциплины по подготовке к трудоустройству, тренинги, учебно-производственные игры, разработка научных кейс-проектов и т.д.), так и индивидуальной работой по уточнению планов трудоустройства, возможностью их реализации, консультированием по конкретным индивидуальным и социальным обстоятельствам молодого инвалида, влияющим на его планы.

Сегодня перед вузами возникает еще одна практически новая задача профессиональной деятельности в отношении выпускников, и в первую очередь выпускников с инвалидностью (хотя следует отметить, что в определенные периоды общественного развития вузы этим успешно занимались), – это необходимость на завершающем этапе обучения провести мероприятия по первичной профессиональной адаптации и профессионализации, организовать индивидуальное сопровождение выпускников инвалидов молодого возраста при подготовке к трудоустройству на конкретное рабочее место. Главная цель – организовать сопровождение процесса адаптации выпускника к новой профессиональной среде [9]. Этот процесс, как любой социальный процесс, а тем более процесс адаптации, имеет двусторонний характер: ознакомление и первичное вхождение инвалида в новую профессиональную среду (с одной стороны) и подготовка благоприятных и доступных условий для этого (со стороны работодателя). Каждый случай здесь индивидуален и требует внимания как специалистов сопровождения и преподавателей выпускающих кафедр со стороны вуза, так и административно поддерживающих мер со стороны работодателя с целью устройства специального рабочего места, организации наставничества, налаживания условий труда и межличностных отношений в трудовом коллективе.

Этот уровень, соответствующее качество и результативность работы вузов возможен только в межведомственном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, труда и занятости, социальной защиты населения, культуры, информации и связи и т.п., органами местного самоуправления, а также социально ориентированными некоммерческими организациями. И в первую очередь – это взаимодействие с органами труда и занятости: предоставление информации об имеющихся вакансиях для инвалидов, о возможностях поддержки со стороны этих служб, условиях будущей работы (доступность, организация рабочих мест, режим работы, наличие льгот, наставническая помощь, материально-бытовые условия и т.п.); содействие при организации практик, конкурсов профессионального мастерства, организация совместных встреч с выпускниками по практическим вопросам их будущего трудоустройства; регулярные ярмарки вакансий, консультации для самих вузов, выпускников и их родителей по оказываемым мерам содействия; организация «горячих линий», социальная реклама.

Таким образом, системный характер организационно-педагогического содействия непрерывному профессиональному становлению молодых инвалидов обеспечивается единой целью и общим регламентом взаимодействия всех звеньев системы в регионе [6]. Цель такой объединенной   социальной системы - обеспечение полноценного и адекватного профессионального становления молодых инвалидов, соответствующее как особенностям и потребностям самих молодых инвалидов, так и общественным особенностям и потребностям. Таким образом, общество продвигается к дальнейшему этапу социального совершенствования в отношении молодых инвалидов: от обеспечения условий инклюзивного образования в вузах к перспективе их реального трудоустройства на производстве после окончания вуза.

Это многокомпонентная система, что вполне соответствует сложности современных общественных проблем. Различные описанные выше направления деятельности и отдельные мероприятия на практике реализуются совместно в той или иной степени необходимого участия компонента, входящего в общую структуру.

Ее основные компоненты:

региональные и местные органы служб занятости и трудоустройства,

региональные и местные органы образования,

вузы и образовательные организации различного уровня,

организации дополнительного образования,

сеть ресурсных учебно-методических центров инклюзивного образования,

учреждения медико-социальной экспертизы,

предприятия различных форм собственности при совмещении теоретической и практической подготовки студентов с инвалидностью и при проведении конкурсов,

службы регионального мониторинга и информационного обеспечения,

информационные федеральные и региональные системы,

общественные организации инвалидов,

общественные, родительские, благотворительные, волонтерские организации.

Результаты исследования и их обсуждение

Системное организационно-педагогическое содействие непрерывному профессиональному становлению молодого инвалида при инклюзивном образовании рассматривается как скоординированный полисубъектный процесс непрерывной индивидуализированной психолого-педагогической и социальной помощи молодому инвалиду, направленной на адекватную профессиональную ориентацию, успешное прохождение учебы и подготовку к трудоустройству, включая само трудоустройство, отвечающее полученному    профессиональному потенциалу высшего образования.

Показано, что в условиях развивающегося общества и рынка труда не только личностные факторы влияют на профессиональное становление молодого инвалида, но и объективно влияние социальных регуляторов, требующих актуализации деятельности вузов, направленной на организационно-педагогическое содействие профессиональному становлению молодых инвалидов.

Рассмотрено содержание и методы организационно-педагогического содействия молодому инвалиду на этапах инклюзивного образования: при выборе профессии, в процессе инклюзивной учебы, при подготовке к трудоустройству и приобретению первичных трудовых навыков.

Показано, что данная социальная задача в сегодняшних условиях не может быть успешно решена без системного межведомственного взаимодействия. Системный характер организационно-педагогического содействия обеспечивается единством цели и вовлеченностью актуальных субъектов системы в деятельность по общему регламенту взаимодействия всех действующих участников системы в регионе.

Заключение. Системное организационно-педагогическое содействие непрерывному профессиональному становлению молодого инвалида при инклюзивном образовании, рассматриваемое как индивидуализированная педагогическая и социальная помощь молодому инвалиду на всех этапах профессионального становления при инклюзивной учебе в вузе (при выборе профессии, в процессе учебы, при подготовке к трудоустройству и приобретению первичных трудовых навыков), создает условия для эффективного профессионального становления и в конечном счете успешного трудоустройства и дальнейшей профессиональной карьеры, отвечающей  его профессиональному потенциалу, достигнутому за счет  высшего образования.


Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А. СИСТЕМНОЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30116 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674