Стратегическая задача российского государства направлена на формирование у граждан потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом с самого раннего возраста, что требует совершенствования системы физического воспитания детей, в том числе в условиях дошкольного образовательного учреждения [1, 2].
Как отмечает ряд авторов [3-5], достижение нормативных уровней двигательной активности показателей содействует укреплению здоровья, что способствует нормальному развитию организма ребенка.
В период активного роста низкая двигательная активность детей дошкольного возраста является одной из причин ухудшения здоровья [6-8].
Цель исследования: обосновать эффективность педагогической технологии стимулирования двигательной активности на основе модели содержания и организации двигательной активности детей дошкольного возраста 3–6 лет.
Материалы и методы исследования. В рамках констатирующего исследования определялись уровень и объем двигательной активности. Формирующий эксперимент включал в себя педагогическую технологию стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности. Апробация модели была проведена на базах дошкольных образовательных учреждений г. Набережные Челны. Общее количество детей, принявших участие в исследовании, составило 370 человек.
Для оценки психофизического состояния детей применялся комплекс методов, направленных на оценку физического развития, функционального состояния, психических функций и физической подготовленности [8].
Результаты исследования и их обсуждение. В констатирующем исследовании уровня двигательной активности было выявлено следующее:
1) в младшей возрастной группе: высокий уровень установлен у 31% исследуемых детей в контрольной группе и у 27,3% – в экспериментальной; средний уровень – у 64,5% исследуемых детей в контрольной группе и у 63,6% детей – в экспериментальной; низкий уровень – у 4,5% исследуемых детей в контрольной группе и у 9,1% – в экспериментальной;
2) в средней возрастной группе: высокий уровень установлен у 23% исследуемых детей в контрольной группе и у 33% – в экспериментальной; средний уровень в контрольной группе у 77% исследуемых детей и в экспериментальной у 56% исследуемых детей; низкий уровень в контрольной группе не выявлен, а в экспериментальной составил 11% у исследуемых детей;
3) в старшей возрастной группе: высокий уровень установлен у 29% исследуемых детей в контрольной группе и у 16% – в экспериментальной; средний уровень – у 31% исследуемых детей в контрольной группе и у 81% детей – в экспериментальной; низкий уровень – у 40% исследуемых детей в контрольной группе и у 3% – в экспериментальной [8].
Анализ результатов объема двигательной активности показал, что в среднем данный показатель у детей младшей возрастной группы в экспериментальной группе составил 10 309 движений, в контрольной – 9424; у детей средней возрастной группы в контрольной группе – 11 701, в экспериментальной – 12 119; у детей старшей возрастной группы в контрольной группе – 12 753, в экспериментальной – 13 192.
При проведении сравнительного анализа полученных данных с нормой показателей в режиме дня (рис. 1) было определено:
– у детей младшей возрастной группы в контрольной группе наблюдается уменьшение показателя от нормы на 14,3%, что составило 9 424 локомоций, в экспериментальной группе – на 6,3%, что составило 10 309 локомоций;
– у детей средней возрастной группы в контрольной группе наблюдается уменьшение показателя от нормы на 10%, что составило 11 701 локомоций, в экспериментальной группе – на 6,8%, что составило 12119 локомоций;
– у детей старшей возрастной группы в контрольной группе наблюдается уменьшение показателя от нормы на 12%, что составило 12 753 локомоций, в экспериментальной группе – на 9%, что составило 13 192 локомоций.
Рис. 1. Сравнительный анализ показателей объема двигательной активности с нормой
Результаты исследования показали, что необходимо совершенствовать двигательный режим детей не только в дошкольном учреждении, но и в семье, при этом оптимально подобрав средства стимулирования двигательной активности в течение дня. Так, разработана модель содержания и организации двигательной активности детей в режиме дня дошкольного учреждения и в семье (рис. 2).
Разработанная педагогическая технология двигательной активности детей дошкольного возраста имеет следующие организационно-методические особенности:
– оптимальное соотношение форм и видов занятий;
– включение в распорядок дня дошкольного учреждения дополнительных занятий, направленных на повышение специальной двигательной активности;
– рациональное соотношение двигательных действий с разным уровнем интенсивности;
– применение детьми двигательных действий, ранее разученных при организованной деятельности;
– обеспечение индивидуального подхода с учетом уровня активности;
– оснащение развивающей пассивной физкультурной среды разнообразным спортивным инвентарем;
– создание активного отдыха детей с оптимальным сочетанием отдыха и активной деятельности;
– совместная физкультурно-оздоровительная работа с ДОУ и родителями [7].
После окончания эксперимента провели оценку эффективности влияния педагогической технологии. Так, было выявлено, что предложенные средства стимулирования двигательной активности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста оказали положительное воздействие на их психофизическое состояние. Достоверные изменения произошли (р<0,05):
1) в младшем возрасте в таких функциональных и психоэмоциональных показателях, как ЧСС в покое (t расчет. = 2,46), «частота дыхания» (t расчет. = 3,24), «звуковая проба» (t расчет. = 2,09), «задержка дыхания на выдохе» (t расчет. = 5,46), ЖЕЛ (t расчет. = 5,66), «память» (t расчет. = 4,50), а также в таких показателях физической подготовленности, как «количество приседаний за 30 сек» (t расчет. = 5,64), «бег 10 м» (t расчет. = 11,27), «поймай линейку» (t расчет. = 2,7) и «наклон сидя» (t расчет. = 4,23);
2) в среднем возрасте в таких функциональных и психоэмоциональных показателях, как «частота дыхания» (t расчет. = 4,84), «звуковая проба» (t расчет. = 10), «задержка дыхания на выдохе» (t расчет. = 9,95), ЖЕЛ (t расчет. = 4,07), ЧСС после нагрузки (t расчет. = 3,93), «память» (t расчет. = 3,31), а также в таких показателях физической подготовленности, как «бег 10 м» (t расчет. = 11,02) и «наклон сидя» (t расчет. = 3,31);
3) в старшем возрасте в таких функциональных и психоэмоциональных показателях, как «звуковая проба» (t расчет. = 4,43), «задержка дыхания на выдохе» (t расчет. = 6,62), ЖЕЛ (t расчет. = 3,86), ЧСС после нагрузки (t расчет. = 3,77), «память» (t расчет. = 7,07); «самооценка» (t расчет. = 9,18), а также в таких показателях физической подготовленности, как «количество приседаний за 30 сек» (t расчет. = 2,90), «бег 10 м» (t расчет. = 2,88), «поймай линейку» (t расчет. = 2,77), «наклон сидя» (t расчет. = 3,21) и «прыжок в длину с места» (t расчет. = 6,07) [8].
По окончании эксперимента была проведена повторная оценка объема двигательной активности:
– у детей младшего дошкольного возраста наблюдается повышение данного показателя на 13,6%, что составляет 11 800 локомоций, а в контрольной группе – на 5,5%, что составляет 9 935 локомоций (рис. 3);
– у детей среднего возраста в экспериментальной группе произошло увеличение на 16,8%, что составило 14 150 локомоций, а в контрольной – на 3,2%, что составило всего 12 080 локомоций (рис. 4);
– у детей старшего возраста в экспериментальной группе произошло увеличение на 14,9%, что оставило 15 350 локомоций, в контрольной же группе – на 3,5%, что составило 13 200 локомоций (рис. 5).
Рис. 3. Средние показатели объема двигательной активности детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Рис. 4. Средние показатели объема двигательной активности детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Рис. 5. Средние показатели объема двигательной активности детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Заключение. Результаты изучения психофизического состояния и параметров двигательной активности позволяют сделать вывод, что предложенная модель, а также педагогическая технология стимулирования двигательной активности способствуют улучшению показателей двигательной активности, следовательно, разработанная модель может успешно применяться в дошкольных образовательных учреждениях.
Библиографическая ссылка
Агеева Г.Ф. СТИМУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30085 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30085