Инструментарий является существенной составной частью любой педагогической технологии, который включает в себя методы, формы и приемы обучения. Именно инструментарий позволяет упорядочить взаимодействие преподавателя и обучающихся, тем самым организует учебную деятельность. Однако современный образовательный процесс претерпевает постоянные изменения с учетом мировых и государственных тенденций, что отражается на используемых методиках в рамках педагогической технологии. Возрастает необходимость использовать инструменты, которые характеризуются нестандартным подходом к обучению, предполагают развернутые рассуждения обучающихся и полное погружение в поиск ответов на поставленные вопросы [1].
Для достижения высокого уровня исследовательской культуры всех участников процесса обучения (как обучающихся, так и преподавателей) необходимо осуществлять подготовку специалистов с возможностью формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на знания конкретных фактов, но и на собственный опыт и наблюдения других людей [2]. Все чаще применяют инновационные и практико-ориентированные педагогические технологии, содействующие полному погружению в контент и повышению самостоятельности в познавательной деятельности обучающихся. Происходит интенсификация самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, поскольку рынок труда ориентирован на поиск специалистов с высоким уровнем самостоятельности как в высшем учебном заведении, так и в дальнейшей профессиональной деятельности [3].
К инновационным педагогическим технологиям относится предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, далее CLIL), которое в рамках высшей школы позволяет изучать содержание дисциплины посредством второго или иностранного языка. Согласно CLIL второй или иностранный язык интегрируется в обширную часть учебной программы (30% дисциплин при полиязычном обучении, 100% – при английском обучении), что отражается в дорожной карте развития трехъязычного образования в Республике Казахстан на 2015–2020 гг. [4]. CLIL характеризуется ключевыми принципами и аспектами, которые охватывают культурную, социальную и языковую среду с целью успешной реализации, среди которых можно выделить двунаправленность образования (содержание и язык – content and language), акцент на свободное владение языком и развитие критического мышления [5]. Методика CLIL является одной из наиболее эффективных педагогических технологий при языковом обучении, поскольку базируется на различных формах обучения и мотивации обучающихся. Однако в современной образовательной системе возможно сочетание педагогических технологий для повышения результативности обучения при соблюдении следующих требований:
1) единство и связность процесса обучения;
2) оптимальное предоставление времени на теоретическую и практическую части в процессе обучения;
3) высокий уровень доступности информации;
4) комфортная образовательная среда для всех участников образовательного процесса [6].
С учетом проанализированной информации допустимо использование элементов технологии развития критического мышления (далее ТРКМ) в рамках предметно-языкового интегрированного обучения на том основании, что среди ключевых принципов CLIL упоминается развитие критического мышления посредством приобретения жизненных навыков и повышения мотивации. В последнее время технология развития критического мышления становится все более актуальной и значимой, поскольку развивает мыслительные, коммуникативные и интегративные компетенции, умение находить, анализировать и интерпретировать полученную информацию, а также объективное и разноплановое мышление [2]. Как и любая педагогическая технология, ТРКМ базируется на ключевых принципах, в числе которых информативность учебного материала, соответствие информации основным требованиям, высокий уровень коммуникации, мотивационные установки и последовательность обучения [7]. К методическим приемам ТРКМ относятся инсерт, «мозговая атака», групповая дискуссия, эссе и кластер. Кластер считается гибким решением для любой формы обучения. При индивидуальной деятельности это диагностика и фиксирование материала, при групповой – каркас для идей всех участников группы [3]. Графически построенная структура из полученной информации образуется в результате простых действий: вокруг ключевого слова или предложения строится каркас из слов и предложений, которые отражают основные идеи и факты заданной темы. Метод кластера позволяет наглядно продемонстрировать мыслительный процесс при погружении в обучение, вследствие чего данный метод применим при изучении разнообразных тем [1].
Цель исследования: определить эффективность применения метода кластера как элемента технологии развития критического мышления в предметно-языковом интегрированном обучении, реализуемом в высшей школе.
Материал и методы исследования
Эффективность применения педагогической технологии в современной системе образования можно определить по следующим критериям:
1) учет задач образования, воспитания и развития в содержании дисциплины;
2) отражение в содержании дисциплины современного уровня развития науки и техники;
3) соответствие применяемой технологии возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
4) информативность учебного материала;
5) разнообразие использования методов и реализуемых приемов обучения;
6) обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
7) универсальность и удобство при эксплуатации средств обучения;
8) помощь преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной познавательной деятельности.
Перечисленные критерии позволяют также оценить проведение занятия в традиционном смысле, потому не отражают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогических технологий, их отдельных элементов или же сочетаний [8]. Следовательно, для достижения цели исследования был выбран сравнительный анализ – один из общенаучных методов, в котором выявляют характеристики и сопоставляют два и более объекта исследования по определенным параметрам.
Статья включает в себя результаты сравнительного анализа эффективности применения предметно-языкового интегрированного обучения в двух вариантах: 1) CLIL и 2) CLIL + метод кластера. Варианты чередовались в течение 6 недель (1-й вариант – нечетные недели, 2-й вариант – четные). По истечении каждой недели проводился учет результатов успеваемости обучающихся посредством устного опроса по пройденной теме. На основании исходных данных в виде результатов успеваемости обучающихся произведен расчет статистических характеристик, необходимых для проведения сравнительного анализа, среди которых:
1) максимум – максимальная оценка среди результатов успеваемости обучающихся;
2) минимум – минимальная оценка среди результатов успеваемости обучающихся;
3) среднее значение – среднее арифметическое результатов успеваемости обучающихся;
4) среднеквадратичное отклонение по выборке – показатель разброса значений выборки относительно среднего; данный критерий позволяет оценить, насколько результаты успеваемости обучающихся отличаются от среднего арифметического;
5) коэффициент вариации – мера относительного разброса случайной величины. Наименьшее значение коэффициента характеризуется однородностью состава выборки и его стабильностью. Таким образом, чем меньше значение коэффициента вариации, тем стабильнее результаты успеваемости обучающихся по применяемой педагогической технологии [9].
Расчет статистических характеристик произведен на базе программы Microsoft Excel. Участниками исследования стали обучающиеся английской группы 1-го курса образовательной программы «6В01505-Биология» (педагогическое направление, ранее «5В011300-Биология») Восточно-Казахстанского государственного университета имени Сарсена Аманжолова в количестве 9 человек. Внедрение метода кластера в CLIL осуществлялось на базе дисциплины «Введение в биологию» («Introduction to Biology»).
Результаты исследования и их обсуждение
Исходные данные (результаты успеваемости обучающихся) для проведения сравнительного анализа применяемых педагогических технологий представлены в таблице 1. Согласно порядку организации текущего и итогового контроля успеваемости обучающихся при ВКГУ имени С. Аманжолова 90–100% – оценка «отлично» по традиционной системе, 70–89% – «хорошо». Необходимо отметить, что среди результатов успеваемости обучающихся нет баллов ниже 70%.
Таблица 1
Исходные данные для сравнительного анализа
Обучающийся |
Оценка (результат, %) |
|||||
Неделя 1 |
Неделя 2 |
Неделя 3 |
Неделя 4 |
Неделя 5 |
Неделя 6 |
|
1 |
86 |
87 |
88 |
87 |
86 |
88 |
2 |
90 |
91 |
90 |
89 |
90 |
91 |
3 |
88 |
90 |
88 |
91 |
86 |
87 |
4 |
92 |
92 |
90 |
93 |
90 |
92 |
5 |
93 |
94 |
93 |
93 |
94 |
93 |
6 |
90 |
91 |
87 |
90 |
90 |
90 |
7 |
91 |
93 |
90 |
92 |
90 |
92 |
8 |
86 |
86 |
88 |
87 |
84 |
87 |
9 |
91 |
93 |
92 |
93 |
92 |
93 |
Применяемая педагогическая технология |
CLIL |
CLIL + метод кластера |
CLIL |
CLIL + метод кластера |
CLIL |
CLIL + метод кластера |
Статистические характеристики обучения по CLIL и в комбинации с методом кластера (ТРКМ) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Статистические характеристики обучения
Статистические характеристики обучения (в %) |
Неделя 1 |
Неделя 2 |
Неделя 3 |
Неделя 4 |
Неделя 5 |
Неделя 6 |
Максимум |
93 |
94 |
93 |
93 |
94 |
93 |
Минимум |
86 |
86 |
87 |
87 |
84 |
87 |
Среднее значение |
89,67 |
90,78 |
89,56 |
90,56 |
89,11 |
90,33 |
Разница средних значений |
1,11 |
1 |
1,22 |
|||
Среднеквадратичное отклонение по выборке |
2,5 |
2,73 |
2,01 |
2,46 |
3,18 |
2,45 |
0,23 |
0,45 |
0,73 |
||||
Коэффициент вариации |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Применяемая педагогическая технология |
CLIL |
CLIL + метод кластера |
CLIL |
CLIL + метод кластера |
CLIL |
CLIL + метод кластера |
Сравнение результатов успеваемости обучающихся позволяет сделать следующие выводы.
1. Максимальная оценка согласно проведенному сравнительному анализу составляет 94% при применении CLIL (5-я неделя) и в совокупности с методом кластера (2-я неделя).
2. Минимальная оценка также наблюдается в период 5-й недели исследования при предметно-языковом интегрированном обучении и составляет 84%.
3. Расчет среднего значения указывает на повышение результатов успеваемости обучающихся при дополнении педагогической технологии CLIL методом кластера, заимствованным у технологии развития критического мышления. Так, разница между применяемыми технологиями обучения в период исследования составляет 1,11%, 1% и 1,22% соответственно.
4. Среднеквадратичное отклонение указывает на более широкий разброс результатов успеваемости обучающихся по отношению к среднему значению по выборке. По выборке «CLIL + метод кластера» среднеквадратичное отклонение составило 2,73% (2-я неделя) и 2,46% (4-я неделя), что больше показателей по выборке «CLIL» на 0,23% и 0,45% соответственно (1-я и 3-я недели). К концу исследования данная статистическая характеристика показала обратный результат – 3,18% по выборке «CLIL» и 2,45% по выборке «CLIL + метод кластера» с разницей 0,73%.
5. На основе среднеквадратичного отклонения был рассчитан коэффициент вариации, характеризующий однородность и стабильность результатов успеваемости обучающихся. Так, коэффициент вариации по выборке «CLIL + метод кластера» на протяжении всего периода исследования составил 3%, по выборке «CLIL» данная статистическая характеристика претерпевала колебания, что проиллюстрировано на рисунке. Следовательно, результаты успеваемости обучающихся по технологии CLIL в сочетании с методом кластера более однородны и стабильны по сравнению с вариантом «CLIL».
Коэффициент вариации результатов успеваемости обучающихся
Выводы
1. Исследование показало, что дополнение предметно-языкового интегрированного обучения методом кластера как элементом технологии развития критического мышления возможно в силу схожести некоторых принципов, на которых базируются данные инновационные технологии. Также в числе принципов CLIL отмечается развитие критического мышления как важной способности специалиста в современном мире.
2. Согласно сравнительному анализу наблюдаются повышение среднего значения среди результатов успеваемости как минимум на 1% и постепенное снижение среднеквадратичного отклонения, что указывает на стабилизацию разброса результатов успеваемости по отношению к среднему значению. Коэффициент вариации оценок обучающихся по CLIL совместно с методом кластера составил 3% в течение всего периода исследования. Следовательно, полученные результаты успеваемости характеризуются однородностью и стабильностью.
3. Проведенное исследование показывает, что эффективность предметно-языкового интегрированного обучения повышается в сочетании с элементами инновационных и практико-ориентированных педагогических технологий. Данный подход положительно влияет на результативность обучения и однородность полученных оценок обучающимися. Результаты исследования могут рассматриваться как инструмент дальнейшего поиска эффективных сочетаний CLIL с другими педагогическими технологиями и повышения качества обучения.
Библиографическая ссылка
Бакирова К.Ш., Туктасинова А.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЛАСТЕРА В ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОМ ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29972 (дата обращения: 18.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29972