Высокая конкуренция на международной арене в видах легкой атлетики предъявляет высокие требования к системе подготовки спортсменов. Увеличение тренировочных нагрузок часто приводит к травмам и перетренированности, не позволяя достичь ожидаемых спортивных результатов.
Обособленное использование отдельных подходов по формированию компонентов координационных способностей не позволяет достичь должного уровня координационной и кондиционной подготовленности легкоатлетов различных специализаций в многолетнем аспекте. В связи с этим проблема сопряжения средств координационной и кондиционной подготовленности у легкоатлетов различных специализаций является актуальной.
Объект исследования – координационная и кондиционная подготовка квалифицированных легкоатлетов.
Предмет исследования – упражнения координационной и кондиционной направленности, выполняемые сопряженным методом, в подготовке легкоатлетов.
Цель исследования – обосновать методику координационной и кондиционной подготовки с использованием сопряженного метода в тренировке легкоатлетов различных специализаций.
Задачи исследования:
- Изучить современное состояние вопроса о применении упражнений на неустойчивой опоре в спортивной подготовке.
- Структурировать и характеризовать упражнения на неустойчивых поверхностях для координационной и кондиционной подготовки квалифицированных легкоатлетов.
- Апробировать методику сопряжения упражнений координационной и кондиционной направленности с использованием неустойчивых поверхностей и «дорожки скорости и координации» в тренировке легкоатлетов различных специализаций.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Компьютерная стабилометрия (система «ST-150», ООО «Мера-ТСП», г. Москва).
4. Педагогическое тестирование:
- прыжок в длину с места;
- прыжок в длину спиной вперед;
- прыжок в длину с поворотом на 180 градусов через правое плечо;
- прыжок в длину с поворотом на 180 градусов через левое плечо;
- тройной прыжок с места;
- метание ядра двумя руками вперед снизу;
- метание ядра двумя руками назад через голову;
- бег на 30 м со старта (электронный хронометраж);
- бег на 30 м с ходу (электронный хронометраж).
Прыжковые тесты с усложненной координационной структурой (тесты № 2, 3, 4) были научно обоснованы нами ранее [1].
5. Педагогический эксперимент.
6. Математико-статистическая обработка данных.
Организация исследования
Был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие группа легкоатлетов (n=11) в возрасте 21,1±1,4 лет со спортивной квалификацией от 3 спортивного разряда до Мастера спорта России и специализацией: бег на короткие и средние дистанции, легкоатлетические метания; группа легкоатлеток (n=9) в возрасте 19,6±1,3 лет со спортивной квалификацией от 3 спортивного разряда до кандидата в мастера спорта и специализацией: бег на короткие и средние дистанции, легкоатлетические метания. Контрольные группы (КГ) составили мужчины (n=10) и женщины (n=8) в возрасте 19,8±0,7 лет и 18,4±0,2 лет соответственно, с аналогичными специализациями и уровнем спортивного мастерства, тренирующиеся по традиционной системе. Формирование выборок происходило таким образом, чтобы экспериментальные и контрольные группы имели идентичный состав по специализации и квалификации спортсменов. Период подготовки – подготовительный, длительность эксперимента составила два месяца.
На наш взгляд, перспективным направлением в системе спортивной тренировки является интеграция средств координационной и кондиционной подготовки, к которым можно отнести упражнения на неустойчивых поверхностях типа полусфер BOSU и петель TRX. Многофункциональность и широкий круг воздействия данных тренажеров позволяет применять их в тренировочном процессе у представителей различных видов спорта [2, 3, 4, 5], а также при реабилитации спортсменов и людей, не занимающихся спортом [6, 7, 8, 9].
По нашему мнению, основное преимущество выполнения упражнений на неустойчивой поверхности по сравнению с традиционным способом выполнения (на жесткой устойчивой опоре) заключается в следующем. Во-первых, необходимость постоянно балансировать на опоре позволяет усложнять упражнения в координационном плане, тем самым совершенствуя работу сенсорных систем организма и главным образом проприоцептивную систему [6, 7]. Во-вторых, нагрузка распределяется на большее количество мышечных групп [2], включая в работу мышцы, обеспечивающие сохранение равновесия [10, 11, 8, 9]. Таким образом, вариативность упражнений позволяет акцентировано воздействовать на компоненты координационных способностей и силовые способности занимающихся и интегрировать два вида подготовки в условиях лимита времени тренировочного процесса.
В своей работе мы использовали три вида тренажеров:
- тренажеры типа полусфер BOSU;
- тренажеры типа надувных резиновых дисков;
- тренажеры типа петель TRX.
Название тренажера «BothSidesUse» переводится как «используется с обеих сторон». BOSU-тренажер выполнен в виде полусферы, одна сторона которого является мягкой и накачена воздухом, вторая сторона жесткая и плоская. Диаметр немногим более 60 см, высота «купола» около 30 см. Сложность выполнения упражнений может регулироваться объемом воздуха внутри полусферы и применением плоской или выпуклой поверхностей тренажера.
Надувные резиновые диски имеют круглую форму с выпуклыми сторонами. С помощью объема воздуха внутри диска возможно варьировать сложность выполнения упражнений. Диаметр диска составляет порядка 30 см. Меньшая площадь опоры по сравнению с полусферой-BOSU делает данный тренажер более «сложным».
Петли TRX являются многофункциональным устройством, для работы с которым требуется только закрепить тренажер на необходимой высоте. Длина петель регулируется, что позволяет изменять сложность упражнений. Петли TRX нами использовались в основном как вспомогательный тренажер при выполнении упражнений на BOSU и резиновых дисках.
Используемые упражнения нами классифицированы по следующим признакам:
1. Локализация мышечных напряжений:
- для нижней части туловища (приседы, выпады, перекаты и др.);
- для плечевого пояса (сгибания-разгибания рук в упоре на BOSU, TRX);
- для туловища (сгибание-разгибание туловища в положении сед на BOSU, гиперэкстензия на BOSU и др.);
- комплексные (приседы и выпады с дополнительным отягощением, с бросками набивного мяча и др.).
2. Количество точек опоры:
1) одноопорные (приседы, стойки на одной);
2) двухопорные (приседы, выпады, перекаты и др.);
- в стойке на двух ногах на одной BOSU;
- в стойке на двух ногах на двух BOSU или надувных дисках;
- в стойке на одной ноге на BOSU или надувном диске, другая нога располагается на жесткой опоре (пол, скамейка, стенка и др.);
- в стойке на одной ноге на BOSU или надувном диске, другая нога располагается на подвижной опоре (TRX).
3. Дополнительная опора:
- с опорой рукой (руками);
- без опоры рукой (руками).
4. Дополнительное отягощение:
- с динамическими движениями (движение рук с предметом);
- со статическими движениями (фиксация предмета);
- с баллистическими движениями (броски набивных мячей);
- без дополнительного отягощения.
Нами была разработана методика координационной и кондиционной подготовки легкоатлетов с использованием упражнений на неустойчивых поверхностях. Упражнения интегрировали в себе силовую и координационную направленность. Нагрузка силовой направленности варьировалась количеством повторений (подходов, серий), величиной отягощений, наличием дополнительной опоры.
Координационная нагрузка дозировалась исходя из двигательной сложности упражнений за счет варьирования следующих параметров:
- конфигурации используемого оборудования (большая площадь опоры BOSU по сравнению с надувным диском);
- дополнительной опоры руками;
- исключения из контроля движений зрительного анализатора;
- использования для другой ноги вместо твердой поверхности подвижной опоры (петли TRX);
- дополнительного отягощения;
- баллистических движений.
Основная нагрузка была направлена на мышцы ног и таза. Выполняемые упражнения носили динамический и статодинамический характер. По мнению Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянова (2009), при выполнении упражнений статодинамического характера рекрутируются медленные мышечные волокна [12], определенная доля которых не задействована при выполнении упражнений силового и скоростного характера [13]. Статодинамические упражнения выполнялись в медленном темпе с отягощением до 50 % от веса спортсмена. Между уступающей и преодолевающей фазами движения, и наоборот, выдерживалась пауза 0,5–2 сек, в течение которой спортсмен в статическом положении балансировал на неустойчивой опоре. Нагрузка тренировочного занятия состояла из 4–8 упражнений с количеством серий от 2 до 4, выполненных интервальным методом.
Основная цель данной методики заключается в воспитании силовой выносливости и компонентов координационных способностей: к сохранению равновесия, точной оценке и дифференцированию параметров движения, ориентированию в пространстве. Исследования проводились в подготовительном периоде в течение двух месячных мезоциклов. Упражнения координационной и силовой направленности включались в тренировочный процесс 2–3 раза в недельном микроцикле после основной части занятия. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузки дополнительной части тренировочного занятия регулировались исходя из направленности основной части тренировки и текущего состояния спортсменов.
При повышении координационной сложности упражнений и силовых усилий строго следовали принципу постепенности. На первых этапах тренировки обучение технике выполнения упражнений на неустойчивых поверхностях осуществлялось с дополнительной опорой. Особое внимание уделялось положению спины, таза, углам сгибания ног. Нарушение биомеханики движения, как правило, снижает или сводит к нулю тренировочный эффект от выполненных упражнений, что может стать причиной отсутствия ожидаемого результата.
После освоения техники базовых упражнений на нестабильной опоре в облегченных условиях в занятиях постепенно повышалась координационная сложность: отсутствие дополнительной опоры руками, одноопорные положения, смена BOSU на надувные резиновые диски, дополнительное отягощение, включение дополнительной подвижной опоры в виде петель TRX, исключение зрительного анализатора из контроля движений и др. Варьирование нагрузок силовой направленности осуществлялось за счет веса снаряда, количества повторений в подходе и количества серий.
Особенностью эксперимента явилось то, что проводимые нами занятия дополняли разделы силовой и координационной подготовки основной тренировочной программы легкоатлетов и не входили в противоречие с основным содержанием микро- и мезоциклов подготовки.
Выполнение силовых динамических и статодинамических упражнений в условиях неустойчивой опоры в большей степени способствовало развитию силовой выносливости и отдельных видов координационных способностей. Однако подготовка в легкой атлетике, как и в большинстве видов спорта, требует от спортсмена оптимального уровня развития быстроты в различных ее проявлениях. В связи с этим для предотвращения привыкания спортсмена к медленным движениям в методику подготовки помимо упражнений на неустойчивой опоре были включены динамические и статодинамические упражнения на «дорожке скорости и координации». В последнее время данный тренажер нашел широкое применение в различных видах спорта. Представляет собой две параллельные ленты, скрепленные между собой поперечными рейками (лентами), образующими квадраты или прямоугольники, количество которых варьирует от 8 и более.
Упражнения на «дорожке скорости и координации» выполнялись после серий упражнений не нестабильной опоре или в конце занятия для перехода от обще-подготовительных к специально-подготовительным упражнениям, от медленных к быстрым движениям. На «дорожке» выполнялись различные беговые и прыжковые упражнения. Скорость выполнения упражнений варьировалась с учетом сложности двигательной структуры движения. Согласованная работа участвующих в движении мышечных групп обеспечивается должным уровнем внутри- и межмышечной координации. Координационная структура движений на «дорожке» предъявляет повышенные требования к способностям точно оценивать и дифференцировать параметры движения, сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве и воспроизводить ритм движений. Количество повторений и интенсивность выполнения беговых и прыжковых упражнений определяла направленность работы по совершенствованию быстроты и координационно-двигательной выносливости.
Применение компьютерной стабилометрии позволило исследовать влияние применяемой методики на показатели статокинетической устойчивости. В КГ у мужчин по основным изучаемым показателям (длина и площадь статокинезиограммы, скорость перемещения центра давления (ЦД), коэффициент Ромберга) достоверных изменений не выявлено, в то время как в ЭГ произошло достоверное уменьшение значений длины статокинезиограммы и скорости перемещения ЦД в пробах с открытыми и закрытыми глазами (p<0,05). В КГ и ЭГ у женщин достоверных изменений не выявлено, однако исходные значения площади статокинезиограммы в пробе без зрительного контроля, девиации ЦД относительно среднего положения и максимальной амплитуды колебаний ЦД в сагиттальной плоскости в пробах с открытыми и закрытыми глазами были достоверно меньше в КГ (p<0,05). Повторное тестирование показало отсутствие достоверных различий по всем показателям между КГ и ЭГ у женщин. Результаты исследования свидетельствуют о положительном воздействии упражнений на нестабильной опоре и «дорожке скорости и координации» на совершенствование статокинетической устойчивости спортсменов за счет существенного влияния на проприоцептивную систему.
Сравнение результатов до и после эксперимента в одной и той же группе проводилось с использованием t-критерия Стьюдента (p<0,05). В КГ у мужчин достоверное повышение результатов установлено только в метании ядра двумя руками назад через голову. В ЭГ у мужчин достоверное повышение показателей произошло в следующих тестах: прыжок в длину с места, прыжок в длину спиной вперед, прыжок в длину с поворотом на 180 градусов через левое плечо. В КГ у женщин достоверно улучшились показатели в тестах метание ядра двумя руками вперед снизу, метание ядра двумя руками назад через голову, бег на 30 м со старта. В ЭГ у женщин достоверные приросты отмечены в тестах прыжок в длину с места, прыжок в длину спиной вперед, прыжок в длину с поворотом на 180 градусов через правое и левое плечо, тройной прыжок с места, метание ядра двумя руками назад через голову, бег на 30 м со старта. По результатам исследования можно сделать заключение, что интеграция средств координационной и кондиционной подготовки в тренировочном процессе с использованием упражнений на неустойчивой опоре и «дорожке скорости и координации» позволило повысить показатели в тестах, отражающие силовые, координационные и скоростные способности легкоатлетов по сравнению с группой контроля.
Выводы
- В практику подготовки в различных видах спорта активно внедряются новые тренировочные средства и методы, в частности упражнения с использованием неустойчивой опоры и «дорожки скорости и координации». Однако в специальной литературе отсутствует информация, касающаяся сопряженного использования данных упражнений. По нашему мнению, такой подход позволит целенаправленно и эффективно воздействовать на формирование компонентов координационных и кондиционных способностей.
- Для целенаправленного использования упражнений с применением нестабильной опоры была разработана классификация по структуре движений, приведены способы варьирования нагрузки координационной направленности и последовательность применения отдельных упражнений в тренировочных занятиях.
- Разработанная методика подготовки легкоатлетов заключалась в применении упражнений, включающих в себя два направления: координационное и кондиционное. Выполнения упражнений позволяло интегрировано совершенствовать способности в следующих вариантах: координация-сила, координация-быстрота, координация-выносливость.
- Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики, апробированной с участием мужчин и женщин, специализирующихся в различных видах легкой атлетики. Повышение стабилометрических показателей участников экспериментальных групп указывает на совершенствование координационных способностей, обеспечивающих поддержание равновесия, и проприоцептивной чувствительности спортсменов. Выявлено, что результаты педагогических тестов, направленных на определение координационных, силовых и скоростных способностей, в экспериментальных группах мужчин и женщин достоверно повысились соответственно в трех и семи тестах из девяти (p<0,05). В свою очередь в контрольных группах мужчин и женщин достоверное повышение показателей отмечено лишь в одном и трех тестах соответственно (p<0,05).
Библиографическая ссылка
Табаков А.И., Коновалов В.Н. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ КООРДИНАЦИОННОЙ И КОНДИЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОПРЯЖЕННЫМ МЕТОДОМ В ПОДГОТОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26563 (дата обращения: 30.04.2025).