Проблема подготовки студентов к профессиональной деятельности возрастает в силу значимости для развития личности и формирования его готовности к профессиональной деятельности. Анализ научных трудов, нормативно-правовой документации, отражающие требования к подготовке специалистов вуза, позволяет констатировать, что компетентный специалист должен обладать и специальными знаниями и умениями, в том числе и рефлексивными, и ценностными ориентациями.
Работы З.М. Большаковой, Н.В. Кузьминой, Л.И. Савва, В.А. Сластенина, Н.Н. Тулькибаевой, Н.М. Яковлевой и др. посвящены профессиональной подготовке. В данных исследованиях выделены вопросы: новые подходы к разработке содержания профессиональной подготовки студентов; содержание учебных дисциплин, способствующих формированию готовности студентов к практической деятельности; развитие педагогических качеств в процессе профессиональной подготовки студентов; технологии эффективного формирования профессиональной подготовки студентов и т.д.
Профессиональная подготовка – это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность – интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т.е. результат подготовки.
В последние годы актуализировались такие понятия, как «педагогическое сопровождение», «рефлексивная деятельность», «рефлексивно-деятельностный подход», «рефлексивное сопровождение профессиональной подготовки» и др.
Вопросы сопровождения профессиональной подготовки в педагогике и психологии представлены в трудах В.И. Богословского [2], Н.М. Борытко [3], Т.М. Чурековой [17], Е.К. Исакова [6] и др. Под сопровождением авторы в первую очередь понимают создание благоприятных условий в ходе взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленных на решение жизненных проблем сопровождаемого.
Разделяем точку зрения Н. М. Борытко, который трактует педагогическое сопровождение как «создание и развитие разносторонних условий, для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [3, c. 77]. Т.М. Чурекова в определении наравне с формированием совокупности условий акцентирует внимание на роли педагога: педагогическое сопровождение – «система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений» [17, с. 143]. А.А. Трифонова в своем исследовании справедливо утверждает, что «с одной стороны, прогрессируют «ценностный нигилизм», смыслоутрата и отчуждение (Д.А. Леонтьев), развивается «виртуальная идентичность» (А.Г. Асмолов). С другой стороны, все более понятными становятся механизм преобразования культуры в мир личности, на которые указывал в свое время Л.С. Выготский, и вместе с тем меняются ценностные императивы педагогического труда, поскольку все более полно выявляется функция учителя как посредника между миром культуры и формирующимся миром ребенка» [14, c. 3].
Психологическое сопровождение понимается как совместное с обучаемым определение его интересов, ценностей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (Л.И. Божович).
Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности рассматривается исследователями как специфическая технология развития индивидуально-личностной сферы обучаемого (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков и др.) и имеет различные области применения. В образовательном процессе психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности реализуется, с одной стороны, как организационно-психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание условий для самореализации личности (И.А. Смотрова, Г.Ю. Ульянова. Т.С. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др.), с другой стороны, как система совместной деятельности преподавателя (воспитателя) и обучающегося, направленная на раскрытие и сохранение его индивидуальности (Т.В. Анохина, И.В. Воронкова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.).
Исследования А.Е. Дружинина, З.А. Куликовой, Л.И. Черненко и др. посвящены проблеме психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности рассматривается исследователями как специфическая технология развития индивидуально-личностной сферы обучаемого (А.А. Деркач, Н.А. Довгалевская, А.А., Е.И. Киршбаум, В.А. Якунин, Н.В. Тарабрина и др.) и имеет различные области применения. В образовательном процессе психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности реализуется, с одной стороны, как организационно-психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание условий для самореализации личности (И.А. Смотрова, Г.Ю. Ульянова. Т.С. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др.), с другой стороны, как система совместной деятельности преподавателя (воспитателя) и обучающегося, направленная на раскрытие и сохранение его индивидуальности (Т.В. Анохина, И.В. Воронкова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.).
А.А. Караванов [7] трактует психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности как динамическую систему организационно-психолого-педагогических мероприятий, направленных на социально-психологическую, дидактическую адаптацию обучаемых в вузе к новым условиям учебной деятельности, их профессиональное самоопределение, развитие профессионально важных качеств, активизацию учебной деятельности и самостоятельной работы студентов, коррекцию и совершенствование педагогической деятельности. Мы разделяем его точку зрения о том, что психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности призвано выполнять компенсаторную функцию, формировать устойчивую жизненную позицию, профессионально и социально значимые качества обучаемых, активизировать учебную деятельность индивида, повышать эффективность обучения.
Несколько иная точка зрения С.В. Сильченковой, которая информационно-педагогическое сопровождение определяет как «форму партнерского взаимодействия, при котором создаются условия сопровождаемому для самостоятельного и успешного использования информации с целью удовлетворения его личных и профессиональных потребностей посредством выявления стартовых возможностей, динамики развития сопровождаемого, оказания помощи и предоставления ему, в соответствии с наличным уровнем, различного вида информации и программно-технических средств в определенной области» [13, с. 7].
Мы берем во внимание исследование В.Г. Рындак [11], посвященное проблемно-рефлексивной модели педагогического образования. В процессе обучения студентов на ценностно-рефлексивной лекции мы берем во внимание выделенные ею этапы организации обучения: ориентировочный, постановочный, поисковый, ознакомительно-установочный и контрольно-вариативный. При этом учитываем созданную на основе стандартов карту компетенций.
Для нашего исследования имеет особое значение работы последних лет: Е.С. Елоновой [5], Е.Б. Манузиной [8], Е.В. Мошкиной [9] и др. Например, Е.В. Мошкина [9] выявляет принципы и условия педагогического сопровождения студентов заочного отделения в условиях электронного обучения, Е.Б. Манузина [8] характеризует основные этапы и направления сопровождения, особое внимание уделяет индивидуальным образовательным маршрутам. Педагогическое сопровождение должно быть направленно не на личность, а на компоненты педагогического процесса.
Мы трактуем педагогическое сопровождение как создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. Считаем, что ориентация на карту компетенций, личностные приоритеты, интерактивное обучение, предполагающее взаимодействие, осмысление учебной информации, рефлексивная деятельность обеспечит разностороннее развитие будущего специалиста и его конкурентоспособность. В педагогическом сопровождении мы делаем акцент на рефлексию и ценности. Для нас важно, чтобы студент в учебно-воспитательном процессе проявлял рефлексивную позицию. Проблема ценностей (ценностей-целей, ценностей-качеств, ценностей-отношений, ценностей-знаний и т.д.) важна в осмыслении сущности процесса подготовки к профессиональной деятельности.
Педагогическое сопровождение включает: проектирование педагогической деятельности, средства, которые содействуют внутриличностному развитию; формирование умений и навыков проектирования и т.д. Педагог оказывает психолого-педагогическую поддержку, учитывая особенности их профессионального самоопределения. В процессе психолого-педагогического сопровождения, несомненно, осуществляется рефлексивная оценка результатов мониторинга социализированности.
Обратимся к сущности понятий «рефлексия» и «рефлексивная деятельность».
Рефлексия позволяет личности регулировать свою активность, находить пути решения возникающих проблем, побуждает к исследовательской, творческой деятельности. В процессе рефлексии ценность, осмысленная личностью, является выражением его переживаний. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии. «В воспитательной деятельности рефлексия является частью и связующим звеном двух процессов: развития способностей и совершенствования функционально-ролевых, групповых норм, регулирующих поведение детей» [4, с. 104]. Рефлексия способствует познанию природы ценностей. Осуществление рефлексии – это признак ценностного отношения, природа которого отражает личностно-переживаемую связь человека с внешней средой, выражает активную избирательную позицию человека.
Итак, развитие творческих способностей связано с рефлексией своей деятельности, которая помогает выявлять смысл деятельности, осмыслить полученные результаты, соединить их с целью. А разработанные авторские программы педагогического, рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза обеспечат готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности.
М.Е. Белобородова «под рефлексивной деятельностью понимает особый вид внутренне аналитической мотивированной деятельности, направленной на осознание ее ценностно-смысловой, процессуальной и результативной составляющих с целью их уточнения, корректировки или их совершенствования» [1, с. 59].
Исследование Е.П. Седых [12] посвящено проектированию рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения, М.В. Белобородовой [1] – особенностям организации рефлексивной деятельности в виртуальной информационной среде. Несомненно, педагогическое сопровождение имеет особое значение для студентов заочного отделения, создает условия для смыслотворческой деятельности.
Исследования Т.П. Осиповой [10], Ю.А. Трифоновой [14] и др. посвящались механизмам развития рефлексии, развитию рефлексивного мышления, организации рефлексивной деятельности, аналитико-рефлексивной деятельности. Однако проблеме ценностно-рефлексивного сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза не уделено должного внимания. Внося свой вклад в научное осмысление проблемы, рассмотрим возможности рефлексивно-ценностного сопровождения в процессе профессиональной подготовки разносторонне развитых конкурентоспособных специалистов, способных критически мыслить и находить пути решения педагогических задач и проблем.
Несомненно, профессиональная рефлексия способствует осознанию, осмыслению своей деятельности, поиску путей самоорганизации, самосовершенствования, самореализации. Следовательно, в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо организовать рефлексивное взаимодействие, использовать ценностно-рефлексивную поддержку, ценностно-рефлексивное сопровождение различных, в том числе специфических видов деятельности.
Особое значение имеют формы рефлексивно-ценностного сопровождения подготовки будущих специалистов: проблемно-рефлексивные лекции, рефлексивные семинары, рефлексивный диалог, мастерские ценностных ориентаций и т.д., которые содействуют процессу самовоспитания, самообразования. Ценностно-смысловой потенциал личности развивается благодаря рефлексивному диалогу, который выполняет аналитическую, эвристическую, интерпретационную и другие функции. Формирование компетенций осуществляется посредством ценностно-профессионального взаимодействия педагога и студента на основе рефлексивного сопровождения.
Рефлексивное сопровождение мы понимаем как сопровождение, при котором педагог в процессе взаимодействия учитывает индивидуальные особенности каждой личности, специфику специальности, эмоциональное, психологическое и физическое состояние, а также особенности социообразовательной среды [15; 16] и т.д.
Социообразовательная среда – это «среда, представляющая собой многомерное пространство направлений, реализующих социальные функции, включающую в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающую социализацию личности» [15, с. 66]. Рефлексивное сопровождение в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса способствует социализации личности.
Опираясь на изложенные позиции, мы сформулировали следующее определение: рефлексивно-ценностное сопровождение в процессе профессиональной подготовки студентов вуза – это приобщение студентов к совместной творческой деятельности (проектной, аналитической, исследовательской и т.д.), в том числе к специфическим видам деятельности. Задачи ценностно-рефлексивного сопровождения: развитие субъектности, творческого сотрудничества, укрепление субъект-субъектного взаимодействия, позитивные результаты учебно-воспитательного процесса и др.
Рефлексивно-ценностному сопровождению профессиональной подготовки студентов вуза отводится особое место как условию, обеспечивающему развитие рефлексивного мышления, рефлексивных умений; как способу самопознания и самовоспитания.
Библиографическая ссылка
Гревцева Г.Я., Циулина М.В. К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ «РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА» // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24440 (дата обращения: 02.04.2025).