Организация самостоятельной работы, руководство ею – это сложная и ответственная работа каждого учителя. Необходимо рассматривать воспитание активности и самостоятельности как составную часть воспитания учащихся. Эта задача ставится перед каждым учителем наряду с вопросами первой степени важности. Самостоятельная работа является средством овладения учащимися глубокими и крепкими знаниями, средством формирования у них активности и самостоятельности как личностный характер, развития у них умственных способностей.
Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся по желанию участвуют во внеклассной работе. Этот принцип имеет свои особенности: ученик, определивший свое участие в том или другом виде внеклассной работы, берет на себя обязанности добровольного выполнения дополнительной работы и продолжения изучения английского языка.
Принцип массовости предполагает активное участие во внеклассных мероприятиях многочисленных учащихся на различных уровнях изучения английского языка.
Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учащегося предполагает в деятельностном контексте учащихся учет их индивидуального опыта, интересов, желаний, способностей, мировоззрения, личностной эмоционально-чувственной среды и статуса в коллективе.
Принцип связи урока и внеклассной работы, прежде всего, состоит в том, что обеспечивается единство практических, развивающих и воспитательных целей урока и внеклассных работ. Также он предполагает связь материалов учебно-методического комплекса, используемого по английскому языку, и учебных материалов, применяемых во внеклассной работе. Внеклассная работа основывается на привычках и способностях уащихся, приобретенных на уроках иностранного языка. Поэтому очень важно использовать во внеклассной работе эти привычки и способности учащихся. Вместе с этим внеклассная работа положительно влияет на учебную деятельность учащихся по английскому языку.
Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по английскому языку должна воспитать истинного гражданина, с уважением относящегося к своей стране и стране изучаемого языка. Этот гражданин должен быть честным, совестливым, справедливым, должен понимать и уважать людей, с которыми они разговаривают. На внеклассных мероприятиях необходимо научить любить красоту, исполнять песни, слушать и понимать музыку, украшать альбомы, оформлять стенгазеты, готовить костюмы и различные реквизиты для спектаклей.
Принцип мотивации связан с отбором конкретных интересных фактов, влияющих на эффективное достижение поставленной задачи, и отбором новых, неповторимых учебных материалов, включающих в основном содержание страноведческого характера.
Принцип развития инициативности и личного творчества предполагает стимулирование и развитие у учащихся личного творчества и инициативности в работе. Во внеклассной работе учитель вместе с незаметным умелым руководством этим процессом может дать возможность учащимся самостоятельно применять свои знания и способности и разрешить им делать всё, что пожелают.
Личное творчество – это основа творчества, творческое удовлетворение в работе помогает хорошему знанию иностранного языка и желанию хорошо работать. Инициатива становится жизненной позицией каждого ученика. Учитель должен сподвигнуть учащихся на выбор ими самими темы и формы внеклассной работы [7, с.15].
Вышеуказанные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают всестороннее влияние на целенаправленное, упорядоченное, системное и наряду с этим личностное развитие.
И. Мокроусова и Н. Ю. Кузовлева вышеуказанные принципы дополняют принципами комплексности, мотивации, инициативности и развития личного творчества.
Формирование умений и навыков в учебной деятельности – это процесс формирования учебной деятельности учащихся. Он начинается с единой деятельности учащихся и учителя, учащиеся освоенные действия из стадии перепроизводства к стадии творческой деятельности переносят через стадию необоснованности личных психических процессов и возникновения понимания. Принято разделять три этапа личного творчества в формировании учащегося: репродуктивно-повторный, поисково-исполнительский, творческий. В связи с этим выделяется три типа самостоятельной работы: воспроизводящий, воссоздающий и творческий. Основные виды самостоятельной работы – это воспроизведение и воссоздание. Они помогают формировать у учащихся репродуктивно-повторную и поисково-исполнительскую учебную самостоятельность, это составляет основу для перехода на среднюю и высокую ступени самостоятельности творческого вида [6, с. 23].
Формирование репродуктивно-повторной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдение, восприятие, размышление, анализ, сравнение, различие и запоминание важных признаков объекта, включающего познавательные операции. В результате самостоятельной работы воссоздающего типа учащиеся овладевают умениями воспринимать учебные задания, понимать порядок выполнения заданий, собирать опорные факты и способы действия, выполнение рациональных способов и заданий, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Таким образом, создаются условия для перехода учащихся к выполнению заданий высокого уровня самостоятельности, самостоятельной работе воссоздающего типа. На этом уровне происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности. Учащиеся овладевают умениями проведения операций отбора, замены, расширения, трансформации, комбинации, восприятия учебных заданий, поиска путей их решения.
На ознакомительном этапе у учащихся закладывается основание для репродуктивно-повторной самостоятельности, формируются устойчивые языковые навыки. Они являются необходимым условием для развития речевых навыков (аудирование, говорение, позднее чтение) [1, с. 9].
С переходом на основной этап самостоятельной работы расширяется его содержание. Учащиеся овладевают навыками восприятия учебного задания, поиска путей его решения, произведения операций отбора, замены, трансформации и комбинации, расширения, т.е. у них формируется «поисково-исполнительская самостоятельность»; продолжается улучшение рече-интонационных, аудитивных навыков, начинает формироваться способность читать вслух. И в то же время у детей этого возраста и ступени обучения легко формируются навыки аудирования, говорения и чтения. А также развиваются вербальная память, устойчивость и концентрация внимания; навыки возможности прогнозирования в аудировании и чтении. Содержание самостоятельной работы включает в себя освоение информации о национальной культуре, особенностях жизнедеятельности изучаемого языка, формировании языкового сознания.
Для организации самостоятельной работы необходимы специально разработанные дидактические материалы (различные упражнения, записанные на магнитофонную ленту, карточки, задания для парной и групповой работы, звуковые диафильмы, кинофрагменты, видеозаписи). С опорой на них учащиеся овладевают возможностью выполнения достаточного количества действий и операций, необходимых для формирования и улучшения языковых навыков и речевых способностей [5, с. 31]. При подготовке материалов для самостоятельной работы во внеурочное время полезны следующие рекомендации.
- Недостаточно использовать материалы, входящие только в УМК. Для широкого применения самого кабинета необходимо поддержать интерес учащихся к этой работе. Рекомендуем использовать аудиовизуальные средства обучения, разработанные в соответствии с осваиваемым языковым и речевым материалом.
Специально отобранные материалы: полезны различные опоры для кодоскопа в виде транспаранта, кадры из картин и диафильмов, дополнительные тексты для аудирования; упражнения, постепенно снимающие опоры, карточки для самопроверки и парной, групповой работы.
- Необходимо создать материалы, способствующие реализации операционному управлению для репродуктивно-повторной самостоятельности, где учащиеся не только знают, как выполнять задание, но и смогут получить возможность для осуществления проверки правильности выполненных действий, уровня сформированности навыков с помощью ключа. Для воссоздающей самостоятельной работы полезны такие упражнения: «Слушай и повторяй за диктором», заучивание песен под фонограмму, четырех-тактовые условно-коммуникативные упражнения (для кодоскопа с опорой на транспарант, диапозитивы, кадры из картин и диафильмов, а также без опоры); упражнения, записанные на магнитофонную ленту, для разработки навыков техники чтения вслух, а также упражнения ближнего воссоздания звукового ряда диафильмов [2, с. 41].
- В целях формирования поисково-исполнительской самостоятельности для предоставления достаточной свободы творческой инициативе учащихся целесообразно представление на самостоятельные действия материалов только общего направления и осуществление управляющих функций только общего плана. Для организации самостоятельности воссоздающего типа эффективны задания следующего характера: упражнения, записанные на магнитофонную ленту и имеющиеся на графическом рисунке, также «Посмотри диафильм (прослушай текст) и расскажи товарищу по телефону... (парная работа в условиях лингафонного кабинета)»; «Сравни»; «Ответь на вопросы диктора по прослушанному тексту (по содержанию фрагмента диафильма или кино)»; «Прослушай задание №... и расскажи о себе»; «Составь диалог с товарищем на основе образца с внесением необходимых изменений»; «Сравни содержание текста и диафильма»; «Посмотри кинофрагмент или диафильм, и расскажи о...» [3, с. 87].
- Материалы для самостоятельной работы помогают развивать у учащихся вербальную память, гипотетическое прогнозирование и внимание. Поэтому для увеличения вербальной памяти, в первую очередь, предлагаем материалы для аудирования. Они должны обеспечить повторение за диктором в определенном порядке простые синтаксические конструкции, заучивание рифм, песен и стихов, диалогов, инсценирование отрывков из кинофрагментов, пересказ текстов, заучивание новых слов.
- Для развития у учащихся способности гипотетического прогнозирования в аудировании и чтении важны задания следующего типа: упражнения, обеспечивающие частое повторение языковых и речевых материалов, которые должны были быть освоены в различных ситуациях, а также стимулирующие учащихся к аналитико-синтетическим операциям, например, «Сначала прослушай фразу и закончи ее», «Вставь реплики, пропущенные в диалоге», «Найди продолжение рассказа» и др.
- Для обеспечения устойчивости и концентрации внимания, содержание материалов должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, для этого должны быть достаточными и интересными, влиять на различные анализаторы. А также предполагается точно понимать задания и знать способы их выполнения.
- В разработке материалов необходимо использовать различные видимые и вербальные опоры: транспаранты для кодоскопа, диапозитивы, кадры диафильмов, рисунки и др. Они облегчают заучивание стихов и песен; помогают придумывать концовку рассказа, отвечать на вопросы диктора; обеспечивают понимание текста.
- Предлагается применять лингво-страноведческую информацию в необходимом объеме для освоения в этом возрасте в материалах для самостоятельной работы. Это дает возможность разбудить интерес к культуре народу изучаемого языка уже на начальном этапе.
- При отборе и разработке материалов необходимо учитывать создание коммуникативной направленности и разговор по телефону, составление диалога по образцу, чтение текста товарищу, возможность осуществления условно-коммуникативных упражнений типа упражнений вопрос-ответ, использующие различные опоры и ключи и постепенно снимающие их.
- Для самостоятельной учебной деятельности необходимы материалы, предполагающие применение групповой формы работы. Например, подготовка и инсценирование маленьких отрывков из кинофрагментов или прочитанных сказок.
Самостоятельная работа начинается с первых дней изучения иностранного языка. Учащиеся в ознакомительный период в основном овладевают навыками и умениями работать с звуковыми заданиями и в малой степени с диафильмами и кинофрагментами. В это время самостоятельная работа осуществляется только под руководством учителя. Учащийся замечает и понимает образец осваиваемого действия. Его самостоятельность проявляется в правильном выполнении упражнений, записанных на магнитофонную ленту. Задача учителя – это помогать ученикам, он характеризуется направляющим, объясняющим, организующим и исправляющим, дает рекомендации по выполнению тех или иных заданий; учит порядку выполнения упражнений; созданию необходимых условий [4, с. 89].
Учащиеся постепенно упражняются самостоятельной работе. Выполнение звуковых заданий не создает у них трудностей. На этом этапе учителю не стоит показывать образцы контроля процессом выполнения каждого действия, некоторые операции и порядок их выполнения. Целесообразно передать старшим классам часть функций по выполнению самостоятельной работы. С помощью учителя они успешно реализуют это. Привлечение старшеклассников к руководству самостоятельной работой помогает создать детский коллектив различного возраста.
С привлечением к руководству самостоятельной работой старших классов начинается его основной этап. Для поддержания интереса учащихся к работе очень важно расширить диапазон средств обучения и научить детей применять их. Часть упражнений, вошедших в звуковое приложение УМК, можно выполнять дома самостоятельно. Начиная с момента, когда дети учатся читать, работа в кабинете дополняется специальными упражнениями, направленными на отработку навыков техники чтения вслух, создание диалогов по образцу; увеличивается количество заданий для развития умения аудировать с опорой на диапозитивы. В выполнении заданий в кабинете большую роль играют различные лингафонные упражнения для работы в паре, затем в группе, а также диафильмы и кинофрагменты.
В начале работы с диафильмом не следует показывать его полностью, достаточно показать три-четыре кадра. Затем выолняются четырехактовые лингафонные упражнения «Ответь на вопросы диктора по содержанию диафильма, прослушай правильный ответ и повтори его». Содержание звукового сопровождения диафильма и диапозитива сначала носит описательный характер («В зоопарке», «Потерялась собака», «Сказка о докторе Дулиттл», «Занятие спортом», «Школа животных», «Времена года»). Постепенно увеличивается объем работы, появляются диафильмы с фабульным содержанием: «В магазине», «Красная шапочка», «8 Марта», «Летние каникулы».
Работа с кинофрагментами предполагает групповую форму самостоятельной деятельности – драматизацию отрывков. Школьники смотрят кинофрагменты, отвечают на вопросы по его содержанию. Повторяют реплики за диктором (каждый свою роль). После заучивания ролей начинается репитиция под руководством учеников старших классов [1, с. 17].
Самостоятельная работа во внеурочное время помогает формированию у учащихся учебно-трудовых навыков. За счет сбора деятельностных способностей и опорных фактов сокращается время на выполнение заданий, поиск путей решения учебных заданий, формирование способностей, проведение операций замены, расширения, отбора, трансформации и комбинации.
Библиографическая ссылка
Эржан Таш ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24210 (дата обращения: 26.04.2025).