Современный специалист во всех сферах деятельности (в том числе и в области физической культуры и спорта) должен быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда. Однако следует отметить, что подготовленность выпускников учреждений профессионального образования оставляет желать лучшего. Выход из создавшейся ситуации видится в актуализации личностных свойств индивида (как конкурентоспособной личности), когда наряду с усвоением специальных знаний и достижением должного уровня развития собственно профессиональных способностей приобщенность к культуре, присвоение социальных ценностей становятся необходимым условием соответствия личности работника непрерывно возрастающим требованиям профессионального труда.
Использование ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования обеспечит их способность к эффективной трансляции физической культуры в процесс образования дошкольников. Специфика самой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и возрастные особенности жизни и деятельности дошкольников ещё более актуализируют проблему формирования профессиональной физической культуры специалиста [5].
Профессиональные ценности играют исключительно важную роль в формировании личности профессионала, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают направленность его интересов и потребностей, определяют присущие ему установки и мотивацию в сфере профессиональной деятельности. Многообразие профессиональных ценностей в настоящее время обуславливает необходимость систематизации и классификации профессиональных ценностей педагога.
Основы системной методологии, по мнению С. С. Коровина, составляют: понятийно-категориальный аппарат, структура и функции профессиональной физической культуры (ПФК), структурно-функциональное моделирование и программно-содержательное обеспечение процесса овладения ценностями ПФК, структура ПФК личности и характеристики ее составляющих.
Структурно-функциональное моделирование отражает технологию трансляции ценностей ПФК в ходе профессионального образования, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на процесс становления составляющих ПФК личности учащегося. При этом программно-содержательный (дидактический) материал (обеспечение) являет собой тот необходимый инструмент, с помощью которого достигается социально и личностно значимая цель – формирование ПФК личности [4].
Главный результирующий показатель эффективности процесса ПФО – профессионал, то есть личность, овладевшая ценностями ПФК и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, обеспечивающих успешность осуществления профессиональной деятельности и решения бытовых задач. При этом важнейшей характеристикой категории «личность профессионала» является сформированность образовательного аксиологического и психофизического компонентов ПФК личности (таблица 1).
Таблица 1
Компоненты профессиональной физической культуры личности профессионала
Компонент |
Основное содержание |
Решаемые задачи |
Образовательный |
Усвоенный социальный опыт (знания, умения, навыки). Должный уровень осуществления психических процессов, необходимых для успешного овладения социально значимым опытом |
Приобретение знаний о месте и роли профессиональной физической культуры в повседневной жизни и профессиональной деятельности, умений и навыков, имеющих непосредственное отношение к процессу профессионального образования, совершенствование ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств и воли |
Аксиологический |
Совокупность присвоенных ценностей профессиональной физической культуры. Совокупность присвоенных ценностей, связанных с социальной и профессиональной деятельностью. Мотивы профессиональной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Направленность и отношения личности |
Формирование правильного отношения к собственному здоровью, способностям и знаниям, необходимым для физкультурного самосовершенствования и профессиональной деятельности. Удовлетворение естественных человеческих и профессионально обусловленных психофизиологических, социальных, духовных и материальных потребностей, формирование общей направленности личности и отдельных личностных качеств и черт характера, определяющих успешность социально оправданного образа жизни |
Психофизический |
Здоровье. Психомоторные способности |
Достижение соответствующего требованиям профессиональной деятельности физического развития и высокой работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, приобщение к здоровому образу жизни, развитие профессионально важных психомоторных способностей |
Направленное использование ценностей физической культуры в целостном процессе подготовки специалиста дошкольного образования позволяет эффективно формировать профессиональную физическую культуру (ПФК) его личности в единстве ее деятельностной, предметно-ценностной и результативной сторонами [3].
Осуществление творческой деятельности в учебном процессе приводит к повышению мотивации в обучении, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их профессионального практического применения. Творческая составляющая системы подготовки специалиста включает в себя различные формы и методы, начиная с изучения курсов по выбору, выполнения расширенных практических заданий, курсовых проектов и других видов работ и заканчивая специализированными разделами обучения, подготовкой выпускной квалифицированной работы, освоением дополнительных профилей и специальностей.
Практико-ориентированная подготовка студентов оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовывать задачи творческой и практической подготовки творческого развития и воспитания специалиста.
Основными требованиями к организации специализированной практики являются:
- опора на ранее освоенный материал;
- подготовка студентов к творческой деятельности;
- формирование интереса к творческой деятельности;
- обеспечение самостоятельности выполнения работы.
В работе с детьми дошкольного возраста особое значение придается практико-ориентированной подготовке студентов, а результатом подготовки студентов является проверка их практической деятельности. Значительное место занимают итоги выполнения и защиты курсового проекта перед экзаменационной сессией или доклад на научной конференции студентов.
Осуществление учебной творческой деятельности студентов требует создания и реализации следующих условий:
- материально-технического обеспечения учебной творческой деятельности;
- научно-методического обеспечения практико-ориентированной подготовки студентов;
- оценке эффективности практико-ориентированной деятельности студентов.
Особое значение в практике ПФО приобретает формирование должного отношения студентов к овладению ценностями физической культуры, их направленности на физкультурное (включая профессиональное) самосовершенствование. Именно на этой основе можно прогнозировать включенность человека в процесс самосовершенствования направленным использованием ценностного потенциала физической культуры и, как следствие, достижение высокого уровня профессиональной подготовленности; активность в профессиональной и социальной жизни и деятельности; воспроизводство ценностного (материального и духовного) потенциала социума.
Обобщенные результаты сформированности системы ЦОЛ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сформированность ценностных ориентаций личности студентов опытной и контрольной групп в сфере физической культуры в педагогическом эксперименте
Компоненты ЦОЛ |
Группы исследуемых |
Р,% |
|
Опытная (n= 31) M ± m |
Контрольн. (n= 30) M ± m |
||
1. Информационно-познавательный |
12,3 ± 0,91 |
9,1 ± 1,04 |
‹ 0,05 |
2.Оценочно-мотивационный |
11,4 ± 0,79 |
7,4 ± 0,93 |
‹ 0,05 |
3.Потенциально-деятельностный |
10,9 ± 0,62 |
6,7 ± 0,87 |
‹ 0,05 |
4.Реально-деятельностный |
8,9 ± 0,63 |
7,9 ± 0,74 |
› 0,05 |
5.Обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры |
20,7 ± 3,21 |
15,9 ± 3,09 |
› 0,05 |
Данные результаты свидетельствуют, что обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры в опытных группах студентов выше на 30,2 % (Р ‹ 0,05) в сравнении с контрольными. Установлено также, что в опытной группе, по сравнению с контрольной, информативно-познавательный, оценочно-мотивационный и потенциально-деятельностный компоненты ЦОЛ выше как в абсолютном, так и в процентном выражении.
В результате анализа теории и практики формирования профессиональных ценностных ориентаций выделены три группы требований, которые необходимы для обеспечения результативности этого процесса: научно-методические, организационные, воспитательно-образовательные.
К научно-методической группе относятся:
- создание программно-методического обеспечения профессиональных ценностных ориентаций студентов с целью индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения студентов и подготовки их к профессиональной деятельности;
- моделирование условий, ситуаций, в которых выявляются и развиваются профессиональные ценностные ориентации студентов.
Организационными требованиями формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов являются:
- обеспечение интеграции различных предметов на методическом дидактическом, воспитательном уровнях;
- построение системы формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов, обеспечивающих развитие у них социально значимых качеств личности;
- наличие достаточно оснащенной научно-методической базы для проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Мы в своей работе выделили показатели базовых компонентов профессиональных ценностей педагогов дошкольного образования и интерпретировали в соответствии со своим исследованием. Компонент ценности-цели носит основной акцент аксиологической составляющей и занимает особое место в структуре. В содержание компонента ценности-цели входит ориентация на формирование личностной концепции «Я-профессиональное», включающей в себя подсистемы: «Я как учитель», «Я как воспитатель», «Я как исследователь».
Данный компонент выступает в качестве доминирующего в системе других компонентов, поскольку педагог, осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Первый компонент является пропедевтической ступенью для последующих.
Компонент ценности-отношения включает ориентацию на формирование концепции собственной профессиональной позиции как совокупности отношений к педагогической деятельности. Отношение к педагогической деятельности, к себе как к профессионалу и как к личности обеспечивает педагогу целесообразно построить педагогический процесс и эффективно взаимодействовать с его субъектами.
Компонент ценности-качества содержит ориентацию на создание личностного педагогического имиджа, воспитание и саморазвитие индивидуальных, личностных, статусно-ролевых, профессионально-деятельностных и внешнеповеденческих качеств.
Компонент ценности-умения содержит ориентацию на овладение комплексом профессионально-педагогических умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных, диагностических, исследовательских.
Ценности-отношения, ценности-качества, ценности-умения играют существенную роль в системе формирования профессиональных ценностей, однако педагогическая деятельность не сможет осуществляться в полной мере без компонента ценности-знания.
Компонент ценности-знания включает ориентацию на усвоение системы профессионально-педагогических знаний: методологических, теоретических, методических и технологических. Важно не только иметь знания, но и осознавать, уметь осуществлять их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.
Компоненты не являются изолированными, так как они взаимообуславливают и дополняют друг друга. Системная связь между компонентами определяется позитивным отношением педагогов к дошкольной ступени образования; наличием социальной мотивации, а также их интересом к присвоению профессиональных ценностей. Компонент качества образует своеобразную подсистему, включающую самоанализ, самооценку профессиональной деятельности. Особенно ярко выражена системная связь между компонентами ценности-знания, ценности-умения и ценности-качества: не овладев определенным уровнем теоретических знаний и практических умений, педагог не сможет адекватно оценить степень сформированности у себя профессиональных ценностей [5].
Библиографическая ссылка
Михайлова Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24108 (дата обращения: 10.05.2025).