В данной статье представлены следующие положения: 1. Позиция авторов основана на признании системы ценностей и ценностных ориентаций личности как одной из основных, определяющих большинство остальных структурных ее свойств, диспозиций. 2. Институт образования, наряду с другими социальными институтами, выполняет функцию формирования ценностных ориентаций личности. 3. Особенно важным в системе формирования ценностей и ценностных ориентаций является этап получения образования в высшей школе.
Аксиология, изучающая ценности, ставит целью выявление высших смыслообразующих принципов, являющихся условием возможности различия истинного и ложного в сфере познания, в области этики, в системе добра и зла. Так, А. Шопенгауэр, Г. Лотце, Г. Мюнстенберг [2] определили значимость аксиологического подхода в логических и философских концепциях. Неокантианцы Баденской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт подчеркивали, что философия может развиваться как наука об общеобязательных ценностях. Ценности как долженствование - тезис, выдвинутый данными учеными, которые впервые дифференцируют два понятия - оценка и ценность [8]. Более подробно, в соответствии с феноменологической концепцией аксиологии, М. Шелер [2] определяет ценности как объективные качественные феномены, предписывающие человеку трансцендентные нормы долженствования и оценок, переходящие в имманентные, т. е. личностные, следовательно, существующие в сознании. Он отстаивает идею вечных ценностей, которые, по его мнению, могут исторически изменяться. Состояние ценностного мира личности, по его мнению, зависит от структуры переживания ценностей, присущих данному человеку и существующему социуму. К ценностям высших рангов М. Шелер относит религиозные, эстетические и этические.
Макс Вебер впервые в социологии в анализе действия исходил из того, что каждый человеческий акт осмысливается по отношению к ценностям. Считая основным исходным объектом в социологии социальное действие, Вебер вводит в его характеристику ценностно-рациональное действие, основанное на взаимодействии общезначимых и личностных ценностных систем, определяющих конкретные типы социальных действий [1]. В структурном функционализме Т. Парсонса, истоки которого - в функционалистской традиции Э. Дюркгейма, ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых обеспечивается взаимосогласие [консенсус]. Берутся ценности в основном нравственно-религиозного уровня, сообщая соответствующие качества аппелирующим к ним моральным нормам, придавая им общественную значимость [3]. В конце 1980-х начале 1990-х годов в отечественной науке формируются три направления определения ценностей. Первое трактует ценности как способность удовлетворения потребностей субъекта. Второе, «оценочное», рассматривает ценности в качестве идеала, оценки, познавательного и духовно-практического отношения к объекту. Третье - «значимостное», представляющее ценность как значимость. В «культурологической» концепции [Ю. М. Федоров, Н. З. Чавчавадзе] представлена позиция о том, что культуру составляет мир воплощенных ценностей. П. Сорокин утверждал, что сущностью и основой культуры любого общества являются культурные ценности: «Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [13, с. 544].
В. П. Тугаринов пишет, что ценности - это явления природы и общества, которые полезны, нужны людям в качестве действительности, цели или идеала [15]. А.Г. Здравомыслов [4] трактует понятие «ценности» в тесной взаимосвязи с потребностями и интересами личности и общества. Самой известной и фундаментальной является теория потребностей А. Маслоу [12], выделяющая пять уровней жизненных потребностей: 1) Элементарные физиологические - низшая ступень; 2) Потребность в безопасности и защите; 3) Потребность в социальных связях - общении, любви; 4) Потребности в оценке, социальном статусе; 5) Потребность в самоактуализации, самореализации - высшая ступень.
Следует отметить, что существуют объективные и субъективные факторы формирования ценностных ориентаций личности. Так, на определенном этапе социализации такие институты, как семья и образование, являются субъективными факторами или детерминантами ее формирования, кроме этого, сама личность в единстве ее биосоциокультурных параметров воздействует на саму себя.
А. Г. Здравомыслов уточняет, что независимость от сознания и воли человека не означает независимости от сознания и воли общества. Объективное и субъективное может меняться местами. Интересы - выражение потребностей, приспособившихся к обществу. В результате вырабатывается личностная шкала ценностей. Поскольку ценности связаны с выбором, следовательно, сколько существует людей, столько же и шкал ценностей [4].
Проблема типологии ценностей в данный период вызывает наибольший интерес. Их дифференцируют по таким критериям, как материальные и духовные ценности [О.Г. Дробницкий]; ценности жизненные и культурные [В. П. Тугаринов], первичные, вторичные и третичные ценности [В. Брожик]; утилитарные и неутилитарные; инструментальные, бытийно-эмпирические и высшие; априорные и апостериорные; прошлые, настоящие и будущие; общественные, национальные, классовые, групповые, индивидуальные, общечеловеческие; инструментальные и терминальные [по Рокичу]. Отечественные исследователи Н. И. Лапин, В. А. Ядов, Н. Ф. Наумова подразделяют ценности на инструментальные и терминальные [6, 12].
В. А. Ядов производит разделение терминальных ценностей на стабильное «ядро», состоящее из ценностей высокого ранга (мир, хорошая обстановка в семье, семья, здоровье, жизнь, полная удовольствий, работа) и «периферийные» ценности (жизненная мудрость, красота, любовь, свобода, творчество) [16]. Н. Ф. Наумова, руководствуясь результатами исследований [1968-1982 гг.], в терминальных ценностях определяет «ядро» [в сфере труда - творчество, доброжелательность, независимость, хороший заработок, надежное будущее]; «периферию» [уважение людей, общественная польза, не очень тяжелый труд, профессиональное совершенствование] и «хвост», ценности, которые никогда не попадут в «ядро» [6].
Н. И. Лапиным проводятся исследования ценностей в 1990 и 1994 годах, в итоге которых в качестве терминальных определяются: нравственность, семья, общение, работа, жизнь, свобода и благополучие человека; как инструментальные - законность, самопожертвование, традиционность, независимость, инициативность, вольность, авторитетность [6, с. 4]. Таблиашвили З. А., Горозия В. Е. [14] определяют ценности как «оценки идеального объекта в терминах «хорошо» и «плохо», это - представления о том, что желательно и необходимо... В ценности всегда выражены обобщенные цели и средства их достижения. Они играют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [14, с.240-248]. Таблиашвили З.А., Горозия В.Е. различают ценности по их предметному содержанию [духовные и материальные; экономические, социальные, политические и т. п.], по роли в жизнедеятельности индивида [терминальные и инструментальные], по функциям в конкретной ситуации общества [интегрирующие и дифференцирующие] и т.д. Но одна и та же ценность, по мнению исследователей, может выполнять разные функции на различных стадиях развития общества и в различных социальных ситуациях.
В культуре каждой общности существуют собственные системы ценностей. Кризис системы ценностей означает изменение их внутренних структур. «Ценности культуры не погибли, - отмечал в сходной ситуации Хосе Ортега-и-Гассет, - однако они стали другими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечет за собой перетасовку всех остальных элементов иерархии» [7, с. 206]. «Моральные ценности и нормы - очень важные явления в жизни индивида и общества. Именно через эти категории осуществляется регулирование жизни индивидов и общества. И ценности, и нормы «вплетены» в общество» [14, с. 240-248].
Подробную характеристику системе ценностей дает П. И. Смирнов, приводя утверждение представителей структурно-функционального направления о том, что в основе социальных систем лежат определенные системы ценностей [11].
Концепция социальной значимости человека как основной личностной ценности позволяет выявить основные ценности общества. Социальная значимость - способность оказывать воздействие на ход событий в обществе - является главным стимулом деятельности людей как социальных субъектов. П. И. Смирнов использует авторское понятие модусов [форм проявления или существования] социальной значимости [власть или богатство, например]. Ученым определено пять групп социальных ценностей, сформулированных на базе концепции социальной значимости [9, 10].
В вышеизложенной концепции, при всей ее значимости, следует учитывать и то, что ценности являются подвижным качеством личности, т.к. могут трансформироваться на определенном этапе ее жизнедеятельности и под влиянием конкретных социально-исторических условий. Более того, ценности сами по себе не являются стимулом деятельности субъекта и не определяют направленность этой деятельности. Побудительным мотивом любого вида социальной активности личности является ценностная ориентация, представляющая собой систему приоритетных ценностей на определенной фазе исполнения социально-ролевой функции. Так, например, при выборе вуза, специальности, определенной сферы деятельности и т.д. разные приоритеты формируют определенные ценностные ориентации на тот или иной вид деятельности.
Ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В их формировании участвует весь прошлый опыт индивида. Ценности носят непостоянный характер, они меняются в процессе деятельности. трансформируясь в связи с тем, что на ранних этапах социализации постепенно усваиваются новые системы ценностей, изменяющиеся из поколения в поколение.
Процесс формирования ориентаций можно характеризовать как действие, состоящее из элементов: объекта (ориентира), на которое направлено действие, объективной стороны, то есть способа совершения действия, субъективной стороны, то есть отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие. Можно предположить, что процесс ориентации представляет собой несколько фаз: 1. Присвоение ценностей общества личностью. 2. Преобразование личности на основе присвоения ценностей. 3. Прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Необходимо отметить, что на всех этапах развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно.
В настоящее время идет речь о разрушении ценностей в массовом сознании и жизни общества, об изменении ценностных ориентаций личности, поскольку в социуме, где материальное благополучие и обогащение стало смыслом и жизненной философией существования, формируется определенная культура и жизненные потребности молодежи.
СМИ, в особенности интернет и соцсети - это те средства и факторы, которые являются главным инструментом формирования духовных ценностей, социальных установок новых поколений. Сегодня культ материального, а не духовного, вещизм становятся универсальным и повсеместным, а классическое трактуется как архаичное. Важные во все времена и эпохи понятия «моя родина», «мой город», «мой дом» становятся малозначимыми и утрачиваются.
Таким образом, проблема ценностных ориентаций молодежи является актуальной, поскольку в динамике общественного развития молодежь занимает наиважнейшую позицию и ценности, которые будут для молодежи самыми значимыми, сыграют в развитии социума главенствующую роль.
Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, зависит будущее состояние общества. Завтрашний день России во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в жизни страны. Образование - самое выгодное вложение капитала. Но, получая образование, молодой специалист не просто должен обладать определенными профессиональными навыками и умениями, а также быть мобильным, способным оперативно решать нестандартные проблемы, ориентироваться в сложной системе новых общественных отношений, высоко духовным и нравственным человеком [5].
Процесс обучения и воспитания студентов в вузе предполагает создание гуманистической системы, совершенствование работы студенческих научных обществ, формирования у будущих специалистов чувства патриотизма, политической культуры, развитие клубной и досуговой деятельности, поддержку студенческих объединений. Образование, следовательно, выполняет функции формирования ряда новых личностных качеств человека - критического отношения к себе, к своим стереотипам и привычкам, осознания необходимости преодоления косных взглядов, формирования ценностных ориентаций, более гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество. Ведущая роль в этих процессах принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Преподаватель служит примером для молодого поколения. Личностно-ориентированная образовательная концепция становится необходимым условием качественного образования, ставит в центр интересы обучаемого, его индивидуальные особенности, потребности и мотивы, и главной целью в данном случае становится воспитание ценностных ориентаций личности будущего специалиста нового века.
Таким образом, образование в России должно сохранить лучшие традиции, в соответствии с которыми в образовательной парадигме происходит формирование новой личности с высоким уровнем нравственных ценностей: личностную ориентированность; гуманистическую направленность; гражданскую ответственность; патриотическую составляющую; толерантность; духовную суверенность.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Кононова Т.М., Горева О.М., Ситева С.С. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21398 (дата обращения: 30.04.2025).