Представим опыт сетевого взаимодействия кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (МордГПИ), участвующей в реализации проекта Ф-108.056 «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов», выполняемого по решению Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5] и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. [4].
Материал исследования
Сетевое взаимодействие с ориентацией на материалы психолого-педагогических исследований по данной проблематике определяется следующим образом: создание условий для реализации идеи внутрироссийской мобильности студентов; обеспечение прямого доступа к новейшим образовательным программам и технологиям; создание интегрированной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов; совместное взаимовыгодное использование материальных фондов, учебного и научного оборудования; вовлечение интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава в процесс разработки инновационных форм совместной образовательной деятельности вузов [1, 2, 3, 6].
В ходе выполнения проекта было реализовано сетевое взаимодействие на двух уровнях образования: во-первых, сетевое взаимодействие с организациями высшего образования (вузом-разработчиком двух апробируемых кафедрой новых модулей ОПОП профессиональной (педагогической) магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) был Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена); во-вторых, сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями (площадкой для практико-ориентированной деятельности магистрантов стала МОУ «Гимназия 23» г. о. Саранск).
Сетевое взаимодействие в системе «вуз - вуз» осуществлялось посредством следующих организационных форм:
1) проведение консультаций в дистанционном режиме (обсуждение вопросов проектирования учебных планов со встроенными модулями и оформления нормативно-правовых документов; обсуждение учебно-методических материалов, например заданий для самостоятельной работы студентов, методических рекомендаций к выполнению практико-ориентированных заданий и др.);
2) проведение научно-методических семинаров с преподавателями в дистанционном режиме (обсуждение вопросов содержания и технологии апробации);
3) проведение лекционных занятий для студентов в дистанционном режиме (по учебным дисциплинам апробируемых модулей «Проектирование образовательной деятельности в организациях общего образования и с особенностями образовательной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья», «Оценка и мониторинг основных образовательных результатов учащихся с ограниченными возможностями здоровья»);
4) работа творческих групп в период проведения курсов повышения квалификации (решение задач проектирования контрольно-измерительных материалов для оценки учебных достижений студентов; обсуждение промежуточных результатов апробации и механизмов совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов);
5) проведение аналитического семинара участников сетевого взаимодействия с привлечением внешних экспертов.
Сетевое взаимодействие в системе «вуз - школа» осуществлялось с учетом следующих организационных аспектов, выделенных операторами проекта (Марголис А.А.):
1) организация сетевого взаимодействия (включает разработку критериев отбора образовательных организаций для участия в партнерстве, проведение такого отбора, оформление договорных отношений с партнером и др.);
2) организация координации взаимодействия (включает проведение контроля и оценки сформированности профессиональных компетенций студента, учет сформированных компетенций в электронном портфолио выпускника и др.) [1].
В ходе реализации проекта ключевым направлением нашей деятельности было сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями, которое осуществлялось в несколько этапов: во-первых, поиск образовательной организации, отвечающей требованиям апробации (школа должна обладать образцами тех профессиональных действий, которые необходимо сформировать у будущего педагога в рамках учебных задач определенного профессионального модуля; по условиям апробации в школе должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие индивидуальные образовательные маршруты, с которыми необходимо провести диагностику сформированности универсальных учебных действий и организовать работу по их формированию; в результате поиска нами выбрано МОУ «Гимназия № 23» г.о. Саранск, с которой был заключен Договор о сетевом взаимодействии); во-вторых, поиск супервизора и совместное проектирование программы практик (супервизор - это человек, который по свои профессиональным и личностным качествам смог бы стать нашим партнером; таким наставником стала Шабанова Ж.В., заместитель директора, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник образования Республики Мордовия; совместно с супервизором была разработана программа практик, направленная на формирование компетенций, определенных содержанием модуля «Оценка и мониторинг основных образовательных результатов учащихся с ограниченными возможностями здоровья»; в программе указывались профессиональные педагогические задачи, решение которых осуществлялось посредством выполняемых магистрантами профессиональных действий, а также формы самостоятельной, совместной с супервизором и с другими студентами учебной работы, в которых осуществлялось решение этих учебных задач; в-третьих, организация и проведение на базе школы научно-исследовательской и производственной (педагогической) практики магистрантов (осуществлялись дифференциация ответственности супервизора и координатора практики от вуза, а также разработка технологических карт для организации практики; осуществлялось консультирование студентов по возникающим вопросам; проводилось совместное обсуждение полученных результатов и корректировка учебно-профессиональных действий магистрантов, обеспечивающих достижение образовательных результатов - сформированность универсальных учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ответственность супервизора за реализацию программы и получение образовательных результатов закреплялась Договором); в-четвертых, подведение итогов практики, рефлексия (по окончании практики супервизор проводил оценку сформированности профессиональных компетенций магистрантов, ориентируясь на требования Профессионального стандарта, что было представлено в виде «Отзыва» по результатам практики; Портфолио, подготовленные магистрантами, оценивались координатором практики от вуза; анализ двух независимых оценок (супервизора и преподавателя-координатора) позволял выставить магистрантам комплексную отметку по результатам практики).
Результаты практики показали, что супервизоров в школах нужно целенаправленно готовить, а отбор образовательных организаций для практики должен осуществляться очень тщательно, ибо школа должна быть истинным партнером, способным осуществлять не ситуативный, а продуманный способ деятельности в соответствии с разработанной программой практики. Практика магистрантов в условиях сетевого взаимодействия не только обеспечивает освоение всех заложенных в программу видов профессиональной деятельности, но и реально способствует интеграции, адаптации будущих педагогов к конкретным условиям организации, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В этой ситуации магистрант становится в действительности тем реальным профессионалом, которого ждет как детское, так и взрослое сообщество в системе специального и инклюзивного образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов психолого-педагогических исследований и собственного практико-ориентированного опыта свидетельствует, что модернизация педагогического образования должна привести к повышению качества подготовки педагогических кадров за счет создания институциональных механизмов развития педагогического образования и профессиональной деятельности, в том числе - механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций. Однако в ходе формирования указанного механизма возникает ряд проблем: во-первых, проблемы готовности субъектов образования к реализации сетевого взаимодействия (недостаточная готовность представителей педагогического сообщества к реализации сетевого взаимодействия; недостаточная теоретическая и методическая готовность субъектов образования к реализации основных профессиональных образовательных программ в форме сетевого взаимодействия); во-вторых, проблемы организации сетевого взаимодействия (недостаточная разработанность нормативно-правовых документов, регламентирующих сетевое взаимодействие с вузами-партнерами и с общеобразовательными организациями; отсутствие единой сетевой образовательной структуры, объединяющей кадровые, информационные, материально-технические, учебно-методические, социальные ресурсы и обеспечивающей результативное технологическое и техническое сопровождение данного процесса; отсутствие подготовленных супервизоров в общеобразовательных организациях); в-третьих, проблемы реализации сетевого взаимодействия (недостаточная разработанность механизма координации и эффективного управления деятельностью образовательных организаций, осуществляющих подготовку будущих педагогов в условиях сетевого взаимодействия; отсутствие дифференцированного распределения ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; недостаточная разработанность механизмов конструктивной государственной поддержки и стимулирования активности субъектов образования к реализации сетевых форм взаимодействия; отсутствие механизмов выделения новых педагогических позиций (супервизор, сетевой педагог, педагог-навигатор и др.), обеспечивающих сопровождение обучающихся при освоении образовательного маршрута в условиях сетевого взаимодействия, а также механизма оплаты их деятельности).
Заключение
Выделенные проблемы требуют определенных решений, которые могут быть представлены следующим образом: определение и поддержка лидеров образования, понимающих необходимость структурных изменений сферы образования и способных эффективно участвовать в информационной научно-методической работе по реализации основных идей, подходов, направлений модернизации педагогического образования; создание нормативно-правовых документов, регламентирующих сетевое взаимодействие образовательных организаций в условиях новых требований к реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров; теоретическое обоснование, проектирование и создание сетевой образовательной структуры, объединяющей кадровые, информационные, материально-технические, учебно-методические, социальные ресурсы образовательных организаций; специальная подготовка руководителей, педагогов, супервизоров образовательных организаций к работе в новых условиях с учетом выделенных и обоснованных требований к достижению образовательных результатов и закрепления ответственности между организациями-партнерами по их достижению; разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих финансирование образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии; поэтапность, преемственность и открытость проводимых преобразований в области сетевого взаимодействия образовательных организаций.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сегодня активно формируется сетевое взаимодействие образовательных организаций на всех уровнях. Это обеспечивает, с одной стороны, вхождение в единое образовательное пространство, а с другой - ориентацию на формирующиеся потребности - подготовку специалистов, востребованных на рынке труда. Сетевое взаимодействие обеспечивает решение задач, которые ранее были не под силу отдельной образовательной организации, оно генерирует новые условия обмена образовательными ресурсами, является средством для личностного и профессионального роста, а также обеспечивает формирование новой культуры. Поэтому необходимо приложить все усилия к решению проблем, возникающих на этапе становления данного механизма, ибо за этим направлением в образовании большое будущее.
Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
Рецензенты:
Апакаев П.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных систем, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;
Якунчев М.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры естественно-научного образования, ГБОУ ДПО (ПК) «Мордовский республиканский институт образования», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Рябова Н.В. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21268 (дата обращения: 28.04.2025).