Принципы и методы профориентационной работы с молодежью в педагогической науке основном освещены и описаны в работах Е.И. Головахи, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и других авторов [1, 2, 4]. Однако же теоретический анализ и практический опыт педагогов и психологов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ, показал недостаточность теоретического и методического обеспечения процесса формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению и педагогических условий, способствующих формированию такой готовности. Это обусловливает наличие следующих противоречий: на социально-педагогическом уровне - между потребностью современного общества в интеграции и равенстве жизненных возможностей всех социальных групп и недостаточным уровнем готовности системы высшего образования к вовлечению инвалидов и лиц с ОВЗ в сферу социальных и профессиональных отношений; на научно-педагогическом уровне - между необходимостью формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению с учетом индивидуальных особенностей, связанных с ограничениями возможностей их здоровья, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей ее формирования в условиях образовательных организаций высшего образования; на научно-методическом уровне - между актуализацией решения проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе довузовской подготовки и недостаточной ее разработанностью в научно-методическом плане.
Решение проблемы профессионального самоопределения абитуриента-инвалида или абитуриента с ОВЗ мы видим в создании условий, обеспечивающих непрерывность процесса их образования на этапе довузовской подготовки при переходе от среднего общего или среднего профессионального образования к высшему посредством реализации вузом годичной профориентационной программы дополнительного образования, разработанной для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Говоря о довузовской подготовке, мы имеем в виду педагогический процесс, направленный на восполнение пробелов в развитии и социализации инвалидов, поступающих на учебу в вуз, на облегчение процессов адаптации к вузу, а также на их оптимальное профессиональное самоопределение.
Актуальность проблемы и указанные противоречия определили цель нашего исследования, которая заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и педагогических условий ее эффективной реализации.
Готовность инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению рассматривается нами как интегративное качество личности, сформированное в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой совокупность когнитивного, мотивационного, деятельностного компонентов, основанное на осознанном, самостоятельном и адекватном решении о выборе будущей профессиональной деятельности с учетом ограничений своего здоровья. Указанные компоненты явились предпосылкой для выделения соответствующих критериев по оценке готовности к профессиональному самоопределению.
Когнитивно-образовательный критерий характеризуется совокупностью необходимых теоретических знаний по дисциплинам предметно-образовательного (предметы вступительных испытаний в вуз) и адаптационного циклов.
Когнитивно-профессиональный критерий характеризуется совокупностью необходимых знаний о предполагаемой профессии: информированность инвалидов и лиц с ОВЗ о содержании и практической стороне профессии, труда, профессиональных, функциональных обязанностей специалиста, осознание своего особого статуса и ограничения профориентационных возможностей, их влияние на выбор профессии.
Мотивационный критерий характеризуется целенаправленным и сознательным характером действий, подразумевает потребность инвалидов и лиц с ОВЗ иметь высокую учебную успеваемость, интерес к будущей профессии, мотив сохранения здоровья, потребность в самопознании, саморазвитии, удовлетворенность совершенным профессиональным выбором.
Деятельностный критерий характеризуется совокупностью необходимых умений инвалидов и лиц с ОВЗ для овладения предполагаемой профессией, обусловленных свойствами его личности, здоровья, позволяющих успешно выполнить поставленную задачу в новых для него условиях обучения в вузе, а также способность на основе оценки своих индивидуальных психофизиологических особенностей, ограничений здоровья и требований со стороны профессии совершить обоснованный профессиональный выбор.
В процессе исследования была сформулирована гипотеза, которая заключалась в том, что формирование готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки будет продуктивным, если:
1) разработана и внедрена в процесс довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ модель формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, ориентированная на построение индивидуальной траектории формирования их готовности к выбору профессии;
2) эффективность реализации модели будет обеспечена выполнением следующих педагогических условий: реализацией учебного курса «Психология личности и профессиональное самоопределение» для довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ в сочетании этого курса с дисциплинами адаптационного и предметно-образовательного циклов довузовской подготовки; дифференциацией профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по виду и степени ограничений их здоровья, уровню начальной подготовки и мотивации профессионального самоопределения; обоснованием и реализацией системы взаимодействия субъектов довузовской подготовки, принимающих участие в процессе профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативной литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование, аналогия, сравнение; эмпирические - накопление фактов (наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, изучение документации и продуктов деятельности), диагностические методы (тестирование, экспертное оценивание), качественный и количественный анализ, синтез, аналогия, обобщение, констатирующий и формирующий эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных, интерпретация результатов эксперимента.
Экспериментальная работа велась на базе Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий.
Констатирующий этап (диагностический) экспериментальной работы предполагал разработку программы диагностики уровня готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению (критерии, показатели, методы диагностики и математической разработки результатов); обоснование выбора базы опытно-экспериментальной работы, выбора участников экспериментальной работы; выявление исходного уровня готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению на момент зачисления на довузовский год подготовки. На формирующем этапе (поисково-практическом) экспериментальной работы осуществлялось внедрение модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и условий ее реализации. На контрольном (обобщающем) - заключительном этапе эксперимента были даны анализ и сравнительная оценка качественных и количественных изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки.
Итак, по результатам констатирующего этапа эксперимента в соответствии с критериями и уровнями (низкий, средний, высокий) готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению и их показателями был определен начальный уровень готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В целом они показали недостаточный уровень такой готовности. Актуальность проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ и результаты констатирующего этапа эксперимента еще раз подтвердили, что такую готовность необходимо специально формировать, внедряя модель формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе с педагогическими условиями ее эффективной реализации.
Формирующий эксперимент протекал в естественных условиях образовательного процесса. Для его осуществления были сформированы ежегодно в течение четырех лет четыре группы: одна контрольная и три экспериментальные. В контрольной группе профориентационная работа осуществлялась целенаправленно, но с применением традиционных методов довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ и без реализации положений гипотезы.
В первой экспериментальной группе - ЭГ1 - наряду с моделью реализовывалось первое педагогическое условие. Во второй экспериментальной группе - ЭГ2 - наряду с моделью и первым условием было реализовано второе условие гипотезы. В третьей экспериментальной группе - ЭГ3 - модель и все три педагогических условия реализовывались в полном объеме.
Основная цель формирующего этапа экспериментальной работы - изменение ситуации в сторону повышения готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению с помощью внедрения модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и условий ее эффективной реализации. Внедрение разработанной нами модели и педагогических условий ее реализации проходило в несколько этапов: нормативно-правовой, научно-методический, организационный, внедренческий, коррекционный, результативно-оценочный.
Содержанием нормативно-правового этапа является формирование нормативно-правового поля организации экспериментальной работы. На научно-методическом этапе разрабатывалось научно-методическое обеспечение внедрения модели и комплекса педагогических условий, как то: анкета для изучения готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, учебная образовательно-реабилитационная программа по дисциплине «Психология личности и профессиональное самоопределение», профессиограммы направлений подготовки вуза. На организационном этапе осуществлялась подготовка к внедрению модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и эффективных условий ее реализации: составлен план по внедрению модели и педагогических условий ее реализации; разработана обобщенная методика диагностики выделенных критериев и показателей готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, а также критериально-уровневая шкала сформированности готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, позволяющая оценивать показатели; отобраны формы и методы профориентационной работы, способствующие развитию качественных новообразований, в совокупности приводящих к готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению. На этом же этапе определялись функции и формы направлений работы основных специалистов - субъектов довузовской подготовки, участвующих в процессе профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ. Внедренческий этап предполагал внедрение модели и осуществление всей совокупности выделенных педагогических условий. На пятом - корректировочном этапе - при необходимости осуществлялась корректировка профессионального выбора инвалидов и лиц с ОВЗ. В случае, если профессиональный выбор на данном этапе не выявлял осознанности, самостоятельности, адекватности, в период довузовской подготовки проводилась его корректировка. Результативно-оценочный этап завершал внедрение модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и педагогических условий ее реализации, производилась оценка результатов. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен итоговый покритериальный срез.
Представим результаты изменений, произошедших в процессе экспериментальной работы по числу инвалидов и лиц с ОВЗ (в процентном отношении к их общему числу), достигших высокого уровня показателей готовности. В таблице представлена сравнительная характеристика изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе экспериментальной работы (КО - когнитивно-образовательный критерий, КП - когнитивно-профессиональный критерий, М - мотивационный критерий, Д - деятельностный критерий).
Обобщенная характеристика изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе экспериментальной работы
Уровни |
Низкий (в %) |
Средний (в%) |
Высокий (в%) |
|||||||||
Критерии |
КО |
КП |
М |
Д |
КО |
КП |
М |
Д |
КО |
КП |
М |
Д |
нулевой срез |
45,6 |
59,6 |
29,6 |
63,3 |
35,9 |
26,3 |
33,7 |
23,1 |
18,5 |
14,1 |
36,7 |
13,6 |
КГ |
19,0 |
50 |
11,1 |
57,7 |
38,8 |
25 |
42,7 |
15,4 |
42,2 |
25 |
46,2 |
26,9 |
ЭГ-1 |
16,7 |
33,3 |
11,1 |
27,8 |
44,4 |
44,4 |
33,3 |
50 |
38,9 |
22,3 |
55,6 |
22,2 |
ЭГ-2 |
12,5 |
25 |
6,3 |
12,5 |
43,7 |
43,7 |
24,9 |
50 |
43,8 |
31,3 |
68,8 |
37,5 |
ЭГ-3 |
11,8 |
0 |
0 |
5,9 |
35,3 |
47,1 |
29,4 |
35,3 |
52,9 |
52,9 |
70,6 |
58,8 |
Покритериальный анализ динамики формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению за период формирующего эксперимента показывает, что в процессе опытно-экспериментальной работы уровень готовности к профессиональному самоопределению у инвалидов и лиц с ОВЗ становился выше, и его повышение находилось в прямой зависимости от соблюдения выделенных педагогических условий. Без реализации предложенной модели уровень готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению менялся незначительно. Введение дополнительных условий существенно повысило результаты. Причем в период реализации всех предложенных нами условий результаты выше, чем в период проверки каждого условия в отдельности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что экспериментальная проверка модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и предложенных педагогических условий подтверждает эффективность проведенной экспериментальной работы и правильность основных положений гипотезы.
Рецензенты:
Мартынова Е.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.
Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Романович Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21260 (дата обращения: 28.04.2025).