Современные требования, предъявляемые к процессу обучения, обусловлены необходимостью раскрытия личностного потенциала каждого школьника для его успешной социализации. Именно поэтому сегодня перед школой стоит задача эффективной передачи обучающимся исторически ценного и в то же время наиболее актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Профильность обучения в первую очередь должна способствовать формированию аналитически-избирательного мышления. Это позволяет развивать личность, учитывая как внутренние, так и внешние интересы школьника, его способности с ориентацией на предполагаемую область деятельности вообще и на профиль будущей профессии в частности. Поэтому необходимость организации разнонаправленного обучения школьников очевидна, учитывая и тот факт, что даже суммарный поток информации, несмотря на его относительную содержательность и степень полезности, в подавляющем большинстве избыточен даже для человека, имеющего навыки и опыт работы с информацией.
На первый взгляд профильность образовательного процесса в старшей школе подразумевает, что одним обучающимся больше дается информации в одном направлении знаний, другим - в другой. Но такая точка зрения не является единственной. Опыт работы показывает, что профильность образования в школе по-разному понимается всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, родителями, учителями, чиновниками муниципального и региональных уровней [2, 5]. Поэтому неизбежно возникают различные противоречия, которые в обязательном порядке подлежат разрешению, а именно:
- между интересами учащихся и их родителей;
- между интересами учащихся регионального рынка труда;
- между родителями и элитой образования региона, суть которых в том, что родители предлагают выбрать своим детям такие профессии, которые в регионе не представлены на рынке труда;
- между региональной элитой и государством, суть которых заключается в экономии материальных и денежных ресурсов и планомерной подготовке специалистов с учетом тенденции появления новых рабочих мест и профессий в регионе;
- связанные с исчезновением одних и появлением новых профессий, обучение которым на уровне Министерства образования еще не рассматривались.
Поэтому профилизация старшей школы требует подготовки к ней учащихся в среднем звене в виде организации предпрофильной работы.
Содержание профильных курсов должно быть доведено до учащихся посредством:
- научной области и научных интересов;
- профессий, связанных с данными профильными курсами;
- межпредметной или (надпредметной) составляющей профильного курса;
- востребованностью и характеристиками профессий, на которые ориентирован данный профильный курс;
- необходимостью знаний по данному профильному курсу для обучения в вузе;
- региональными вузами, которые ведут подготовку по профессиям, связанным с данным профильным курсом;
- связью содержания профильного курса со знаниями в других предметных областях;
- преподавателями - авторами данного курса.
При формировании профильных классов, с нашей точки зрения, необходимо придерживаться таких правил, как:
- изучение индивидуальных физиолого-психологических особенностей;
- исследование уровня развития учебных навыков, уровня самостоятельности для решения возникших предметных и межпредметных научных проблем;
- успеваемость по профильным предметам только «4» и «5» (т.е. если обучающийся идет в физико-математический профиль, то по физике, математике и информатике у него должно быть «4» и «5»);
- наличие портфолио обучающегося (т.е. участие в научных конференциях по профильным предметам, лучше результативное);
- обязательная сдача ГИА по профильным предметам;
- средний балл аттестата [4].
Профильные курсы прежде всего должны развивать интерес к какой-либо научной области и ориентировать на специальности, связанные с этой предметной областью. Необходимо отметить фактор формирования интереса. Наверно, интерес - это единственное, что формируется под влиянием многих факторов. К сожалению, не у многих он формируется педагогами и родителями. Очень часто именно реклама является основным фактором, который оказывает большое влияние на выбор профиля и профессии, но и самое плохо осознаваемое. Боязнь потерять лучшего друга или подругу во многом влияет на выбор учебного заведения у подростка. Не малозначащий фактор - это уехать подальше от семьи. Взаимоотношения с родителями сыграли свою роль в этот период жизни.
Таким образом, профилизация носит избирательный характер:
- продолжение обучения с учетом профиля будущей профессии, следовательно, выбор учебного заведения для продолжения обучения (вуз, ссуз);
- профиль, ориентированный на рабочие профессии и получение образования в ходе рабочей деятельности. Выпускник устраивается на работу и получает рабочую профессию через краткосрочные курсы повышения квалификации.
Рассмотрим содержание и обоснование 5 подходов построения профильного обучения по информатике для старшеклассников [1].
1. Алгоритмический подход предполагает изучение известных алгоритмов, поиск новых для решения задач из предметной области, методы разработки и реализации алгоритмов (программирование, использование функций информационных технологий обработки информации). Примером такого построения является курс информатики предложенный А.П. Ершовым 1985 г. Такой подход можно использовать в школах естественно-математического профиля.
Модуль 1 |
Названия профильных курсов |
1. Алгоритмы и программирование |
1. Вычислительные методы решения задач из школьного курса математики и физики. 2. Процедурный рекурсивный стиль программирования. 3. Объектно-ориентированный стиль программирования. 4. Алгоритмы сортировки и поиска на массивах. 5. Программирование национальных узоров и орнаментов. 6. Алгоритмы на бинарных деревьях. 7. Программирование решения логических задач. Алгебра логики. 8. Жадные алгоритмы |
2. Визуальные среды программирования |
1. Разработка Windows-приложений в Delphi. 2. Программирование графики в Delphi. 3. Разработка информационной системы «Школа» на основе сервер. 4. Разработка информационной системы на основе Web-сервера. 5. Моделирование физических процессов. 6. Программирование решения математических задач. 7. Разработка анализатора выражений. 8. COM-технология |
2. Технологический подход означает выбор и изучение в профильных классах технологий моделирования и решения задач из профильных предметов школы с учетом профессиональных намерений обучающихся: технологии моделирования одежды, проектирования зданий и сооружений, технологии обработки огромных массивов текстовой информации и формирования макетов для издания (издательские пакеты), геоинформационные системы и т.д.
Модуль 2 |
Названия профильных курсов |
1. Технологии обработки текстов |
1. Основы автоматизации документооборота предприятия в Microsoft Word. 2. Программирование в Word Basic. 3. Разработка брошюр и печатных изданий в Word. 4. Создание электронных учебных пособий в Microsoft Word. 5. Разработка документов в Adobe Page Maker. 6. Верстка документов в Adobe InDesign |
2. Технологии обработки графики |
1. Технология создания анимационных и мультипликационных проектов в Macromedia Flash. 2. Технология создания анимационных средствами Adobe PhotoShop и Delphi. 3. Моделирование ландшафтного дизайна в AutoCad. 4. Анимация графики в Web-документах. 5. Анимация графики средствами 3DMAX. 6. Геоинформационные системы и технологии. 7. Анимация в Web. VRML (язык моделирования виртуальной реальности). 8. Компьютерная графика |
3. Технологии обработки табличной информации |
1. Решение математических задач в Microsoft Excel. 2. Бухгалтерия в Microsoft Excel. 3. Моделирование задач диагностики и прогноза средствами Microsoft Excel. 4. Решение логических задач в Microsoft Excel. Доказательство теорем. 5. Программирование в Microsoft Excel (VBA). 6. Функции, графики, диаграммы в Microsoft Excel. 7. Организация архивов средствами Microsoft Excel |
4. Системы управления базами данных |
1. Разработка приложений обработки баз данных в Microsoft Access 2. Реляционная модель баз данных. Язык SQL. 3. SQL-сервер. 4. Разработка экономических информационных систем средствами Microsoft Access. 5. Программирование в Microsoft Access |
5. Web-технологии и программирование |
1. Разработка сайтов средствами Web-Publisher, DrimeViewer. 2. Использование в Web-страницах языков сценариев (JavaScript). 3. Язык PHP. 4. Разработка Web-приложений в Delphi. 5. Технология ASP.Net |
3. Знаниевый подход означает, что основой решения задач являются знания, т.е. модели знаний и способы их использования для решения проблем. Этот подход ориентирован на изучение систем и направлений искусственного интеллекта. А именно за интеллектуальными информационными системами будущее развитие информационного общества. Направление инженерии знаний в последнее время становится на подобающее место в системе информатики.
Модуль 3 |
Названия профильных курсов |
1. Интеллектуальные информационные системы |
1. Языки логического программирования (Пролог). 2. Разработка экспертных систем средствами языка программирования Prolog. 3. Фактологическая модель данных. Разработка экспертных систем. 4. Продукционная модель данных. Разработка экспертных систем. 5. Экспертные системы-оболочки (Clips) |
2. Технологии обработки табличной информации |
Решение логических задач в Microsoft Excel. Доказательство теорем
|
3. Алгоритмы и программирование |
1. Алгоритмы на бинарных деревьях. 2. Программирование решения логических задач. Алгебра логики |
4. Фундаментальный подход основан на изучении теоретических основ информатики: логических схем и компьютерной логики, компьютерной (дискретной) математики, физических принципов работы ЭВМ, методов разработки алгоритмов и программ и т.д. Профильные курсы должны охватывать эти основы на достаточно низком (т.е. ближе к машинному) уровне. Курсы, построенные на этом принципе, предназначены для обучающихся, поступающих учиться по направлениям «Информатика и электроника».
Модуль 4 |
Названия профильных курсов |
Компьютер. Сети. Администрирование |
1. Сетевые операционные системы. 2. Администрирование сети. 3. Администрирование баз данных. 4. Теоретические основы информатики. 5. Компьютерная математика. 6. Защита информации |
5. Комплексный подход. Бурное развитие информационных технологий и систем объектно-ориентированного событийного программирования позволило появиться таким технологиям, как OLE (COM), взаимодействие системы программирования с другими документами XML, HTML, с СУБД, с различными серверами, разработка клиент-серверных приложений и др.
Модуль 5 |
Названия профильных курсов |
1. Визуальные среды программирования |
1. Разработка Windows-приложений в Delphi. 2. Программирование графики в Delphi. 3. Разработка информационной системы «Школа» на основе сервер. 4. Разработка информационной системы на основе Web-сервера. 5. Моделирование физических процессов. 6. Программирование решения математических задач. 7. Разработка анализатора выражений. 8. COM-технология |
2. Технологии обработки графики |
1. Геоинформационные системы и технологии. 2. Компьютерная графика |
3. Web-технологии и программирование |
1. Язык PHP. 2. Разработка Web-приложений в Delphi. 3. Технология ASP.Net |
На основании вышесказанного предлагаем для построения профильного обучения по информатике 9 направлений.
- Алгоритмы и программирование.
- Визуальные среды программирования.
- Технологии обработки текстов.
- Технологии обработки графики.
- Технологии обработки табличной информации.
- Системы управления базами данных.
- Web-технологии и программирование.
- Компьютер. Сети. Администрирование.
- Интеллектуальные информационные системы.
Рецензенты:
Копыльцов А.В., д.т.н., профессор, профессор кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ), ФГОАУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)», г. Санкт-Петербург;
Абрамов А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры физико-математического образования, член-корреспондент Российской академии естествознания, Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет (НВГУ)», г. Нижневартовск.
Библиографическая ссылка
Садыкова О.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21147 (дата обращения: 22.04.2025).