Обозначим, что личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования выступает методологическим основанием для организации обновленной парадигмы образования, открывающей возможность для оперативных изменений, обоснованных инноваций в сфере профессиональной подготовки обучающегося. Специфика личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования, ее личностно центрированная сущность детерминируют успешность профессионального, социального и личностного становления студента, обеспечивающей раскрытие задатков, способностей и возможностей студента, поддержание и формирование уникальной системы его ценностных отношений с субъектами социума, становление самопознания, развитие неповторимой индивидуальности.
Рассматривая специфику личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования, мы обращаем особое внимание на то, что оно строится на основе приоритета личностных образовательных ценностей: на признании обучающегося высшей ценностью и постановке его в центр образовательной деятельности, открывающей возможность для самоопределения, самореализации, саморазвития; содействии процессу самоутверждения личности, отвечающее закономерностям становления студента как субъекта социализации, поискам внутри своего «Я» факторов постоянного развития; внимании к внутренней жизни личности в единстве ее когнитивных, эмоционально-волевых и поведенческих сторон; создании условий для активного поиска личностью своей системы мировидения, своей философии жизни.
Рассмотрим основные различия, условно трактуемые нами традиционной знаниево-просвещенческой и личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования в рамках значимых оснований пересмотра компонентов содержания образования и их организационно-педагогической композиции на основе исследований Н.А. Алексеева [1], Е.В. Бондаревской [2], В.В. Серикова [5], И.С. Якиманской [6].
Традиционная направленность системы высшего профессионального образования, в отличие от личностно-центрированной, обнаруживает задачу вооружения студента системой научных предметных знаний, стандартизируя поведение и уровень образованности обучающегося. При этом цель - формирование всесторонне и гармонично развитой личности - не оправдывает своего предназначения, так как направлена на формирование идеала совершенного человека под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных педагогических акций. Цель не получает личностного смысла, действий, находится вне мотивов, устремлений реального человека.
Главная же цель личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования связана с обеспечением гуманных условий для личного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения обучаемого в избранной профессиональной деятельности, полноценного раскрытия потенциальных возможностей личности в социуме. Все содержательные, процессуальные и технологические компоненты образования направлены на разностороннее развитие студента, на формирование у него образа изменяющегося мира, что дает ему возможность осознавать свою уникальность, непохожесть, неповторимость посредством рефлексии, творчества. Личностно-центрированная направленность определяет в качестве активных субъектов образовательной политики семью, родителей, общественность, институты государственной власти, СМИ, профессиональные ассоциации, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные и общественные институты.
Следует отметить, что традиционная знаниево-просвещенческая направленность системы высшего профессионального образования основывается на стандартизации учебных программ, принудительности, основанной на жестком стиле управления, репродуктивной форме передачи информации педагогом и пассивности обучаемых. Личностно-центрированная направленность связана с освоением вариативного образовательного стандарта - бакалавра, специалиста или магистра, зависящего от потребностей личности и ее предстоящей профессии; с организацией разнообразных форм многопрофильной образовательной подготовки студента; с созданием интегрированных учебных планов и программ, включающих инвариантную и вариативную части блоков дисциплин, содержание которых обусловлено мотивами, потребностями и мерой собственной активности студента.
Отношение к личности при традиционном подходе соответствует идеологии государства: личность студента рассматривается как объект образовательной деятельности, на который направлены многочисленные воздействия социальных институтов с позиций социально-нормативных требований и максимальной общественной полезности; объект, которым можно управлять с помощью внешних влияний, технологий, общих заданных образцов, нормативов, эталонов познания. А личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования содержательно определяется тем, что личность студента раскрывается как целостная саморазвивающаяся система, как субъект самостоятельного жизнетворчества, который проявляет активность во всех видах практического и духовного взаимодействия с миром на основе реализации собственной субъектной позиции как важнейшего источника индивидуального саморазвития [3].
При традиционной реализации знаниево-просвещенческой направленности системы высшего профессионального образования невозможны раскрытие внутреннего мира студента, учет индивидуальных особенностей, использование индивидуализации образования и дифференцированного подхода к обучающимся. Лекция (информационно-репродуктивная) как основная форма фронтальной организации образовательного процесса в вузе характеризуется определенными рамками занятий, механическим конспектированием, навязыванием преподавательской позиции, суждений, жесткой регламентацией учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом, формальностью и иным, что обеспечивает накопление определенной системы знаний, но оставляет за рамками процесса усвоения активность субъекта познавательной деятельности.
Личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования устанавливает приоритет личностно ориентированных компонентов содержания образования по отношению к организационным методам и формам (проблемно-поисковым, структурно-нацеливающим, демонстрационно-развивающим методам и формам, лекциям-диспутам, лекциям-блицтурнирам, лекциям-диалогам и др.). В результате активизируются собственные усилия студента как субъекта учения и воспитания, происходит развитие инициативы, основных умений самостоятельной и поисковой работы.
Система высшего образования, представленная в традиционном плане, связана односторонним взаимодействием, где преподаватель является доминирующей фигурой, реализуя позицию сверху - «преподаватель над студентом». Двухсторонний характер личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования меняет позицию взаимодействия на «студент и преподаватель вместе», обеспечивающую полифонию межличностных коммуникаций как организацию разнообразных видов совместной деятельности, предусматривающую диалоговое взаимодействие, взаимообмен информацией, сотрудничество, сотворчество. Такое субъект-субъектное взаимодействие позволяет актуализировать личную значимость процесса обучения для студента, дифференцировать содержательную часть образовательного процесса, способствует формированию ответственности, самостоятельности, в результате которых происходит ориентация обучающегося на самообразование, саморазвитие и самоопределение в быстро меняющихся условиях социума [4].
При реализации традиционного знаниево-просвещенческой направленности системы высшего профессионального образования результативность работы ориентирована на количественные характеристики, оценивается в предметных знаниях, умениях (уровень сформированности знаний, умений, навыков) и по умению студентов воспроизводить усвоенные знания и способности воспользоваться ими на практике. Результативная сторона процесса обучения при личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования направлена на качественные процессуальные показатели и выражается в форме социальных знаний, мотивов, установок, личностных мировоззренческих диспозиций, ценностных ориентаций, жизненных смыслов.
Таким образом, традиционная знаниево-просвещенческая и личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования имеют подобные, похожие элементы, разница проявляется в целях образования, организации, содержании, направленности образовательного процесса вуза, расстановке приоритетов. Формирование и развитие студента как активного субъекта на этапе высшего профессионального образования невозможны без перехода на междисциплинарные позиции, обеспечивающие оптимальный переход к личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования на основе выбора адекватной научной основы ее компонентов и содержания.
Актуализация личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования связана с реализацией личностно ориентированной (центрированной) парадигмы, с созданием условий для наиболее полноценного индивидуально-личностного развития студента как субъекта образования, который сам «творит учение» и «преобразовывает и формирует самого себя» посредством продуктивной самореализации, акцентуации ценности самовыражения личности в социуме, взаимопроникновения процессов обучения и воспитания в высшей школе, которые подчинены одним и тем же закономерностям и организуются с учетом успешной профессиональной подготовки личности с новым мышлением и мировоззрением в контексте диалогового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Пак Л.Г., Богданов А.В. ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21145 (дата обращения: 28.04.2025).