По данным ВОЗ 30–50 % детей, имеющих избыточный вес, сохранят его и во взрослом периоде жизни. Ожирение и избыточный вес сказываются на физическом, функциональном состоянии и поведении ребёнка. «Полные» дети позже начинают ходить, медленнее развиваются, чаще болеют, у них снижается иммунитет, снижается двигательная активность [3].
Самой распространенной формой избыточного веса и ожирения в детском и подростковом возрасте является алиментарное ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7 % случаев) [2].
Существует много комплексов физических упражнений для повышения двигательной активности детей и коррекции их веса, но одним из эффективных путей решения проблем ожирения или избыточного веса являются занятия физической культурой, в том числе плаванием, имеющим ряд преимуществ перед другими физическими нагрузками. В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды [4,5].
Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений, гармонично развивают все группы мышц, предотвращают нарушения осанки, плоскостопие, благотворно влияют на обмен веществ и способствуют снижению избыточного веса [1, 7, 8]. Плавание является средством повышения иммунитета, закаливания, эффективной тренировки сердечно-сосудистой системы.
У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания), чем в других циклических видах спорта [6, 9].
Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [10].
Целью нашей работы является оценка влияния оздоровительного плавания на физическое и функциональное состояние ребенка и разработка коррекционной программы для детей с избыточным весом.
На базе центра образования №1329 нами были проведены исследования 40 детей, имеющих избыточную массу тела, занимающие по стандартной программе обучения плаванию (1 группа), и 43 ребенка, также имеющих избыточную массу тела и занимающихся по разработанной коррекционной программе – экспериментальная группа (2 группа). Соответствие веса возрастным показателям определялось по центильным таблицам («Справочник педиатра» под ред. В.О. Быкова (Ставрополь, 2004)).
Исследования детей 1 и 2 групп включали динамическую оценку физического и функционального состояния в течение всего учебного года.
Оценивались следующие показатели: рост, масса тела, толщина кожно-жировых складок в трех типичных местах (на спине, на животе, на внутренней поверхности бедра). Определяли жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) с помощью спирометрии, силу мышц кисти с помощью ручного динамометра, анализировали частоту дыхания (ЧД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД). Оценку состояния проводили в несколько этапов: перед началом занятий, через 3, 6, 9 месяцев занятий. В группы включались дети, умеющие плавать.
Коррекционная программа является оригинальной авторской разработкой для коррекции избыточного веса детей младшего школьного возраста средствами плавания, используется в течение 5 лет в центре образования № 1329 города Москвы.
Занятия проводились одним педагогом в утренние и дневные часы. Программа предусматривала проведение не менее 3-х занятий в неделю, продолжительность каждого занятия 45–60 минут. За весь период исследования проведено не менее 108 учебно-тренировочных занятий в каждой группе детей.
Контрольная группа (1 группа) занималась по стандартной школьной программе ЦО №1329, при этом с детьми не проводилась ознакомительная беседа о положительном влиянии плавания на здоровье и инструктаж. Помимо этого время на занятия в спортивном зале было ограниченно, либо отсутствовали вовсе.
В экспериментальной группе 2 группа до начала занятий проводилась беседа с объяснениями «физиологии» ожирения, объяснялась необходимость регулярного систематического посещения занятий с постоянным усложнением структуры каждого занятия. Поэтому дети относились к занятиям ответственно, и пропусков без уважительной причины практически не было. Особенностью коррекционной программы является то, что она разработана для детей младшего школьного возраста, страдающих избыточной массой тела, и предусматривает индивидуальный подход при обучении плаванию. Кроме того, в программе увеличено время третьего занятия в неделю, так как оно не входит в обязательную школьную программу, а является дополнительным образованием. Основное внимание уделяется плаванию с досками, которое следует проводить в произвольном, удобном для каждого ребенка темпе, и обязательным последующим отдыхом в воде, во время которого выполняются специальные дыхательные упражнения. Во время выполнения упражнений с досками особое внимание уделяется движениям ног и дыханию при изучаемом способе плавания.
Тренировочная программа экспериментальной группы была направлена на развитие выносливости, двигательных и координационных способностей детей с учётом их индивидуальных особенностей и степени тренированности. Основу комплексов упражнений составляли упражнения для нижних конечностей как при занятиях в спортивном зале, так и непосредственно в воде (плавание с досками, плавание с «тормозом», плавание с лопатками и т.д.).
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Динамика изменения толщины жировой складки у детей в процессе занятий плаванием
Как видно из рисунка, в экспериментальной группе наблюдения толщина жировой складки достоверно уменьшается в области живота за счет укрепления мышц передней брюшной стенки и уменьшения жировых отложений через 9 месяцев регулярных занятий плаванием. В области спины и бедра наблюдалась тенденция к уменьшению жировых отложений по сравнению с контрольной группой. Уменьшение жировой ткани на обследуемых участках происходит за счёт сжигания жира подкожно-жировой клетчатки, при этом отмечалось снижение общей массы тела и увеличение мышечной силы.
Динамика функциональных показателей в 1 и 2 группах наблюдения
Показатели |
Сентябрь
|
Май
|
P |
Сентябрь
|
Май
|
P |
|
1 группа |
2 группа |
||||||
ЧД (в мин) |
23,2±0,64 |
22,6±0,63 |
Р>0,05 |
24,9±0,75 |
19,2±0,69 |
P<0,05 |
|
АД (мм рт. ст.) |
110,6/73,1±1,4/1,14 |
110,1/72,5±1,39/1,13 |
Р>0,05 |
110,6/73,4±1,58/1,29 |
109,3/73,2±1,57/1,29 |
P<0,05 |
|
ЧСС (уд/мин) |
87,7±1,24 |
88,2±1,25 |
Р>0,05 |
89,6±1,43 |
84,2±1,38 |
P<0,05 |
|
ЖЕЛ (мл) |
1500±160 |
1800±170 |
Р>0,05 |
1400±180 |
1700±200 |
P<0,05 |
|
Динамо-метрия (кг) |
Пр. |
11,75±0,45 |
13,0±0,48 |
Р>0,05 |
10,7±0,49 |
12,9±0,54 |
P>0,05 |
Лев. |
9,75±0,41 |
10,6±0,43 |
Р>0,05 |
8,3±0,43 |
10,8±0,49 |
P<0,05 |
Как видно из таблицы, через 9 месяцев регулярных занятий в экспериментальной группе отмечается достоверное снижение частоты дыхания с 24,9±0,75 до 19,2±0,69 в мин, увеличение ЖЕЛ с 1,4 до 1,7 литра. Под воздействием тренировочных нагрузок снижалась ЧСС с 89,6±1,43 до 84,2±1,38 уд/мин, при этом артериальное давление демонстрировало лишь тенденцию к снижению от 110,6/73,4 до 109,3/73,2 мм рт. ст. Следовательно, отмечалась достоверная положительная динамика функционального состояния детей.
Показатели динамометрии кисти как на правой ( 10,7±0,49 до 12,9±0,54 кг), так и на левой руке (8,3±0,43 до 10,8±0,49 кг) достоверно увеличивались, что свидетельствует об увеличении мышечной силы и симметричном развитии мышц верхнего плечевого пояса, что свидетельствует об улучшении физических данных у детей.
Также проводилась оценка заболеваемости детей обеих групп наблюдения, по данным медицинского контроля за состоянием здоровья в течение учебного года, который осуществлялся совместно с педиатром школы.
Следует отметить, что до начала занятий в бассейне дети в среднем пропускали уроки по школьной программе чаще, в 1,5 раза чаще, чем в середине и конце учебного года. Следовательно, показатели общей успеваемости стали выше.
Таким образом, регулярные занятия оздоровительным плаванием приводят как к снижению массы тела, активно влияют на сжигание излишней жировой ткани, а также способствуют повышению общей работоспособности и профилактике ОРВИ заболеваемости у детей. Курс оздоровительного плавания должен составлять не менее 3-х занятий в неделю продолжительностью по 45–60 минут в течение учебного года. В этом случае достигается выраженный положительный эффект снижения веса и нормализация практически всех функциональных показателей. Следовательно, разработанная коррекционная программа занятий плаванием с детьми, имеющими излишний вес, дает более значительные результаты по сравнению со стандартной методикой плавания.
Рецензенты:
Степанова О.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры ТОФКиС, МПГУ, г. Москва;
Осипова О.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления образовательных систем МПГУ, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Сахарова Н.Е., Соколова В.С. ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21117 (дата обращения: 28.04.2025).