Целью данного исследования является анализ привлекательности использования «облачных» технологий в образовательной системе высших учебных заведений, а также рассмотрение непосредственного влияния информатизации на становление современных квалифицированных специалистов.
Исследование применения «облачных» технологии в образовании
Развитие «облачных» технологий является актуальным примером воплощения сравнительно нового вектора в области информатизации. Функционирование «облака» предусматривает рациональное распределение, удаленную обработку и бессрочное хранение заблаговременно загруженных данных. Непосредственно, «облако» представляется крупным информационным центром или сетью взаимосвязанных серверов, доступ к которым обеспечивается через интернет-соединение посредством браузера или других сетевых приложений. При данной организации работы с программным обеспечением, пользователь не использует ресурсы персонального компьютера, а возлагает все функциональные обязанности на неограниченные компьютерные ресурсы и мощности интернет-сервиса. При этом пользователь владеет полным правом доступа к личным данным и возможностью обработки информации, но лишен полномочий управления операционной системой, которая способствует осуществлению желаемых операций.
Существует огромное количество интерпретаций моделей «облачных» сервисов. Особое внимание стоит уделить рассмотрению модели ˗˗ «Software as a Servise» [4] ˗˗ «программное обеспечение как услуга», именно данная реализация «облачного» сервиса имеет наиболее широкое распространение в сфере образования [1]. Сущность модели заключается в распространении и использовании определенного программного обеспечения, при котором разработчик создает собственное сетевое приложение и производит непосредственное управление, обновление и финансирование, предоставляя пользователям доступ к программному обеспечению через интернет ресурсы. В зависимости от степени качества разработанного продукта, использование определенного ПО может осуществляться не только на бесплатной основе, но и с заблаговременным внесением установленной платы.
Стремительное развитие современного информационного общества оказывает прямое влияние на подготовку специалистов в области информационных технологий в высших учебных заведениях. Востребованность квалифицированных профессионалов подобного направления на рынке труда растет в геометрической прогрессии, что обусловлено, первостепенно, глобальной информатизацией общества. Актуальность полученных знаний и качество образования, безусловно, зависят от технологии и методологии обучения. Своей основной задачей руководство учебных заведений должно ставить не только обеспечение студентов ВУЗа уникальными передовыми знаниями, но и оснащение учебного процесса концептуальными и прогрессивными средствами программного обеспечения. Именно такая организационная идеология будет гарантированно способствовать непрерывному совершенствованию образовательного процесса и позволит произвести подготовку квалифицированных кадров.
Перспективной формой модернизации получения знаний, является использование «облачных» технологий в образовании. На сегодняшний день многие университеты освоили внедрение подобных технологий в своих владениях. По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2014-2018 Forecast and 2014 Competitive Analysis, совокупный рынок облачных услуг в 2014 году в России вырос более чем на 70%. Не смотря на столь благоприятную статистику, не все учебные заведения в полной мере используют производственную мощность вверенного «облака» и осуществляют практическое применение столь инновационной формы представления, хранения и обработки информационных данных. Этот факт обусловлен специфическими причинами, связанными с недоработками «облачных» ресурсов и с недостаточным обеспечением университетов необходимой инфраструктурой.
Согласно данным IDC журнала "SAP Planet", в 2012 году только 15% Российских ВУЗов были оснащены «облачными» сервисами. Эти данные основываются на программе предоставления компанией Microsoft в 2012 году подключения к облаку 50 университетов страны, а это примерно 5% от общего количества учебных заведений, с учетом того, что Microsoft располагает третьей частью рынка «облачных» технологий в России. В 2013 году показатель вырос до 30%, в 2014 до 50%, а на начало 2015 года уже 60% университетов по всей стране являлись обладателями инновации.
В ближайшем будущем каждое учебное заведение, преимущественно занимающееся подготовкой высокопрофессиональных специалистов, будет иметь в своем функциональном арсенале контролируемую ИТ-инфраструктуру - частное «облако». Внедрение данной технологии изрядно облегчает процесс обучения, а также повышает эффективность работы учащихся и сотрудников. Благодаря реализации описанной программы внедрения, каждый современный выпускаемый специалист будет в совершенстве владеть технологиями компьютерного проектирования, моделирования и анализа при создании новых технических, экономических и управленческих решений.
Функционирование «облака» значительно уменьшает расходы, как университета, так и студентов на покупку дорогостоящих компьютеров с высокопроизводительным процессором и мощной видеокартой для осуществления учебной деятельности и выполнения домашних заданий посредством программных средств и приложений. Учащимся достаточно иметь простой ПК с доступом в интернет, который используется только в качестве монитора, передающего информацию [1]. Все программные средства располагаются на удаленном сервере, производящем вычисления и осуществляющем обработку данных. Одновременно ликвидируется необходимость покупки, установки и обновления лицензионных учебных программ.
Неоспоримым преимуществом является легкий, повсеместный и круглосуточный доступ к информации, хранящейся на «облаке», который может получить каждый, без исключения, студент и сотрудник отдельного университета, имеющий собственный логин и пароль, а также выход в сеть Интернет. Благодаря «облачным» технологиям расширяется спектр интерактивных образовательных программ, происходит ведение электронной базы данных всего университета, создаются личные кабинеты для студентов и работников института [2], организуются информационно-обучающие порталы и дистанционное обучение, реализуется совместная работа сотрудников над рабочими документами, совместная проектная работа учащихся, а также развиваются и проводятся другие информационно-коммуникационные мероприятия [3].
Статистическая привлекательность определенного направления «облачных» услуг в сфере образовательной деятельности представлена результатами опроса компании ActiveCloud, проведенного в 2014 году. Наиболее интересными облачными услугами были признаны вычислительные серверные мощности (38%), хостинг (услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере) файлов и баз данных (20%), офисные приложения и программы (18%), хранение данных (16%), организация дистанционного обучения и совместной работы (8%) .
Преобладание очевидных преимуществ применения «облачных» технологий в образовании намного превосходит устранимые недостатки, препятствующее стремительному развитию рынка облачных технологий в России, главными из которых являются: обеспечение конфиденциальности, надежности и безопасности данных [5]. В настоящее время, эффективное решение по обеспечению информационной безопасности «облачной» инфраструктуры должно включать следующие аспекты: защита данных (обеспечение надежного управления ключами шифрования), организация политики доступа (только авторизированные пользователи должны иметь доступ к информации), поддержка интеллектуальной системы (сбор информации для анализа поведения пользователей и оповещение в случае обнаружения подозрительной активности) [5]. При гармоничном сочетании данных признаков достигается баланс высокого уровня безопасности доверенных данных.
Другим уязвимым местом инновации является трудоёмкость установления широкополосного доступа в сеть Интернет. Однако, специалисты информационной индустрии пророчат беспрерывное развитие данного направления, систематически модернизируя качество и скорость интернет-соединений. И в ближайшем будущем, этот существенный минус, являющийся барьером развития одной из самых прогрессивных отраслей, будет превращен в огромный плюс, несущий в мир «облачных» технологий предпосылки масштабных открытий.
Заключение
В завершении следует отметить, что перспективное участие «облачных» сервисов в образовательной системе высших учебных заведений, несомненно, будет способствовать должной подготовке современных квалифицированных специалистов, способных повлиять на информационное становление общества, в котором одной из главных задач человека будет являться не поиск места под солнцем, а поиск места на «облаке».
Рецензенты:
Филимоненко Е.В., д.э.н., заведующая кафедрой маркетинга Сибирского Федерального Университета, г. Красноярск;
Ступина А.А., д.т.н., профессор кафедры системного анализа и исследования операций Сибирского государственного аэрокосмического университета, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Юшкова С.С., Пупков А.Н., Телешева Н.Ф. «ОБЛАЧНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ IT СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21114 (дата обращения: 08.05.2025).