Подготовленность специалиста управления к будущей деятельности есть комплексный результат не только интеллектуальной и психологической, но и физической подготовки. При разработке данной проблемы следует учитывать значительный опыт исследований в области спорта. В последнее время специалисты совершенно справедливо отмечают, что традиционный подход, направленный на совершенствование физических качеств, в значительной степени исчерпал свои возможности [4]. Именно поэтому выдвинуто представление о том, что необходимо развитие функциональных возможностей организма, следовательно, акцент смещается в сторону функциональной подготовленности [5]. Такие системные представления, на наш взгляд, должны стать основой и при решении вопросов организации процесса физического воспитания квалифицированного специалиста. Данное соображение определило цель данной работы - определение схемы функциональной подготовленности спортивных менеджеров и на ее основе создание принципиальной модели функциональной подготовленности.
Материалы исследования. Решение проблемы функциональной подготовленности в первую очередь связано с разработкой принципиальной модели, а также с определением круга соответствующих методов исследования. Еще одно важное условие - системный подход, т.е. выделение того результата, которого должен достигнуть организм, в данном случае, специалиста.
Первое обстоятельство - это выделение наиболее принципиальных особенностей трудовой деятельности в рассматриваемой области, что, собственно, и определяет направленность функциональной подготовленности.
Многочисленные функциональные обязанности и задачи специалиста физкультурно-спортивной отрасли в области экономики, маркетинга и юриспруденции, управленческой подготовки, навыка и опыта из области собственно теории и методики физической культуры и спорта, теории и методики спортивной тренировки, педагогики физической культуры и спорта, требуют не только соответствующих знаний, но и функциональной подготовленности, необходимой для решения всех этих задач [1].
Отличающей особенностью интеллектуального труда менеджера является высокая степень ответственности за принимаемые управленческие решения. Специфика в том, что умственная работа не заканчивается с окончанием рабочего дня (мысли о возможных вариантах решения, каким мог бы быть результат, или переживания по поводу разрешения конфликтных ситуаций продолжают возбуждать нервную систему, усугубляют эмоциональное напряжение), что способно привести к истощению нервной системы и переутомлению [3].
В конце рабочего дня организм человека способен ощутить все воздействия проведенной за этот временной период работы, как физической, так и умственной. В конце рабочего дня влияние физической и умственной работы (усталость, утомление) определяется как острое влияние, к концу рабочей недели - среднее влияние [2].
Но необходимо отметить, что менеджер сферы физической культуры и спорта (ФКиС) в большей степени подвержен риску, не столько связанному с финансовыми потерями или экономической неопределенностью, сколько рожденному специфическими условиями профессиональной деятельности: гибкий и динамичный трудовой график, комплексность и масштабность управляемого предприятия, периодичность спортивных событий и, следовательно, принятие решений и ответственность за организуемые и проводимые мероприятия и так далее. Например, стресс, испытываемый менеджером команды во время соревновательной деятельности, степень которого для менеджера другой специализации может стать губительной во всех смыслах. Это определяется и напряженностью соревнований, и высочайшей неопределенностью при принятии решений, и зачастую минимальным временем для таких решений. Следует подчеркнуть, что в ряде случаев возможен высокий уровень физических нагрузок.
Таким образом, специалист в сфере ФКиС должен отличаться высоким уровнем функциональной подготовленности, обеспечивающей его психоэмоциональную устойчивость и стрессоустойчивость на фоне значительного мотивационного статуса.
Упомянутые ранее свойства организма и функциональные состояния менеджера физкультурно-спортивной отрасли, мы считаем, будет рационально связать с его функциональной подготовленностью к профессиональной деятельности, так как именно функциональная подготовленность обеспечивает необходимый уровень готовности организма к выполнению специфической работы (социально-экономическое управление в сфере физической культуры и спорта). В представление о функциональной подготовленности специалиста также можно включить выделенный И.Н. Солоповым (2007) комплекс качественных характеристик работы организма (экономичность систем, устойчивость, способность реализации потенциала и другие), который будет определять эффективность и качество выполнения определенных действий, присущих специфике профессиональной деятельности спортивного менеджера.
Профессиограмма спортивного менеджера должна содержать ряд характерных элементов, обоснованных исходя из характеристик работоспособности менеджера физкультурно-спортивной отрасли, аспектов его функциональной подготовленности. В первую очередь это относится к профессионально важным качествам данного специалиста: когнитивные (интеллектуальные) качества, физические (выносливость, быстрота реакции), психофункциональные (эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость) и так далее [7; 8].
При рассмотрении некоторых структурированных моделей функциональной подготовленности вышеупомянутых ученых нам представляется логичным построение подобной модели функциональной подготовленности специалиста физической культуры и спорта (рис. 1) с принципиальными особенностями, характерными для специфики управленческой деятельности: умение эффективно (своевременно) разрабатывать и принимать управленческие решения, умение реагировать (ориентироваться) на ситуацию, сохраняя при этом необходимый уровень спокойствия (стрессоустойчивость) и т.д.
Все вышесказанное позволило выделить наиболее важные компоненты, которые определяют деятельность менеджера в системе ФКиС.
Как и в других иерархических схемах функциональной подготовленности, в предложенной схеме (рис. 1) ее компоненты взаимодействуют и взаимосодействуют. Любая деятельность, в том числе и спортивная, представляет собой взаимодействие психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение цели [5].
Порядок компонентов в иерархии функциональной подготовленности специалиста физкультурно-спортивной отрасли определен нами исходя из того, что психический компонент представляет собой компонент управления деятельностью и эмоциями (мышление и функционирование мозга), физический - компонент исполнения.
Рис. 1. Принципиальная схема функциональной подготовленности специалиста отрасли ФКиС
Соответственно, физическая подготовленность специалиста ФКиС и предполагаемые ею двигательные функции и физическая активность, выносливость с определяющими ее факторами функциональной устойчивости, механизмов энергообеспечения (работоспособность кардиореспираторной и эндокринной систем, устойчивость ЦНС к длительной напряженной деятельности и т.д.) являются базовыми свойствами, определяющими эффективность профессиональной управленческой деятельности специалиста физкультурно-спортивной сферы. Физическая подготовленность имеет прямое и относительно быстрое воздействие на познавательные способности и здоровье мозга человека, на его когнитивные функции, что в значительной степени определяет его профессиональную и творческую продуктивность. Взаимовлияние психической (психофункциональной) и физической подготовленности - основа гармоничного развития человека.
Психофункциональная подготовленность может быть охарактеризована особенностями процессов приспособления или адаптации человека к специфическим условиям выполняемой деятельности (психический компонент проявляется в уровне развития психических качеств, уровне психического состояния и психической работоспособности) [5].
Стоит отметить, что качествами психофункциональной подготовленности специалиста отрасли ФКиС являются способность сохранять внимание при различных нагрузках и в разных условиях трудовой деятельности (например, конфликтах), стрессоустойчивость, то есть способность сохранять спокойствие при изменении внешних факторов, управлять своим поведением в экстремальных условиях, а также другие психические качества, состояние и работоспособность. Развитие психических качеств специалиста физкультурно-спортивной отрасли (целеустремленность, смелость, решительность, уверенность в своих силах и способность к максимальному проявлению функциональных возможностей в условиях напряженной профессиональной деятельности) формируют личность специалиста, от них зависит конечный результат и достижение цели.
Представленная архитектура взаимосвязей между компонентами и функциями функциональной подготовленности, интегрированная из авторских разработок В.С. Фомина (1984), И.Н. Солопова и А.И. Шамардина (2003) и других, а также дополненная с учетом полученных результатов анализа, схематически может выглядеть следующим образом (рис. 2) [4].
Такая структура дает основание для разработки специфических схем физической подготовки менеджера системы ФКиС, которые будут способствовать формированию наиболее значимых и принципиальных особенностей организма.
Рис. 2. Структура функциональной подготовленности менеджера отрасли ФКиС
Заключение. Понимание сущности, взаимодействия и взаимосодействия выделенных нами компонентов системы (рис. 1) в первую очередь дает целенаправленно строить систему физических упражнений, направленных на повышение функциональной подготовленности. Кроме этого, возможно в динамике оценивать уровень функциональной подготовленности и состояния организма и его здоровья с целью адекватной корректировки режима двигательной нагрузки.
Такая схема является основой при разработке и последующем внедрении технологии процесса подготовки специалиста управления физкультурно-спортивной отрасли. Ее целью будет развитие всех качеств и приведение их к модельным характеристикам. На основе предложенной структуры можно определять средства и методы физической культуры, позволяющие повышать функциональную подготовленность в целом.
Практическое применение предлагаемых схем является основанием для объективизации самооценки менеджерами собственной работоспособности, физической активности, психического состояния и общего уровня здоровья. Это поможет составить реальную картину уровня функциональной подготовленности профессиональных менеджеров сферы ФКиС, сформировать технологию подготовки будущих менеджеров на этапе их вузовского обучения.
Рецензенты:
Анцыперов В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;
Карпов В.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Селиванова С.Р. СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21050 (дата обращения: 28.04.2025).