Цель исследования. Определить стереотипы питания студентов ВУЗов, особенности формировния типов пищевого поведения студенческой молодежи - Омского государственного медицинского университета и Сибирской автомобильно-дорожной академии (ОмГМУ и СиБАДИ) для создания индивидуальных, корректирующих пищевое поведение, профилактических мероприятий.
Материалы и методы. В исследовании участвовали 145 студентов, (женщин 94 и мужчин 51человек), средний возраст студентов составил 21 год. Оценка типов пищевого поведения (ТПП) проводилась с помощью модифицированного голландского опросника DEBQ, разработанного Van Strein T и соавт. (1986). Вопросы 1-10 составляли шкалу эмоциогенного пищевого поведения (10 вопросов), вопросы 11-23 - шкалу экстернального пищевого поведения (13 вопросов), вопросы 24-33 - шкалу ограничительного пищевого поведения (10 вопросов). Нормальными значениями ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения для людей с нормальным весом составляют 2.4, 1.8 и 2.7 балла соответственно. Осуществлялась статистическая обработка данных с помощью программы STATISTICA V6.0 [5; 7].
Задачи исследования:
1.Изучение пищевого поведения студентов ВУЗов. 2. Поиск особенностей пищевого поведения для каждой специализации в ВУЗе. 3. Разработка индивидуальных профилактических мероприятий по коррекции пищевого поведения студентов.4. Создание персонифицированной системы профилактики нарушений пищевого поведения среди студенческой молодежи и формирования здоровьесберегающего поведения
Результаты и их обсуждение. По данным опросника DEBQ [6] лишь у 15,2% студентов нет нарушения пищевого поведения; Чаще всего у опрошенных диагностировался «смешанный» ТПП у 39,3% студентов, из которых у: 14,5 % – в равной мере наблюдаються нарушения «ограничительного», «эмоциогенного» и «экстернального» ТПП; 12,4% выявляются «ограничительный» и «экстернальный» ТПП; 8,3% – в равной мере наблюдаются нарушения «эмоциогенный» и «экстернального ТПП; 2,8% отмечается наличие «ограничительного» и «эмоционального» ТПП. «Экстернальный» ТПП зарегистрирован у 32,4% всех опрошенных студентов, при этом средние значения 3,0 (б) при (N=2,7б); «ограничительный» ТПП отмечался у студентов (11%), средние показатели 2,9(б) также отличались от нормальных (N=1,8 б); «эмоциогенный» ТПП диагностировался у 2,1 % опрошенных. Различия типов пищевого поведения по специальностям медицинского ВУЗа: «смешанный» ТПП чаще диагностировался у студентов лечебного факультета ОмГМА, что составило 16,6% исследуемых, в отличие от других факультетов, стоматологического 7,6%, педиатрического 5,5%, медико-профилактического 4,2%, и реже всего этот ТПП встречался у студентов фармацевтического факультета – 2,8 % студентов; «экстернальный» ТПП чаще выявлялся у студентов лечебного факультета, что составило 12,4% исследуемых, в отличие от других факультетов: на фармацевтическом у 5,5%, одинаково диагностировался этот ТПП у студентов СибАДИ и медико-профилактического факультетов 4,8% исследуемых; у студентов педиатрического дела 2,8% исследуемых, и реже всего этот ТПП встречался у студентов стоматологического факультета 2,1 % студентов; «ограничительный» ТПП чаще отмечался у студентов лечебного факультета у 4,1 % исследуемых, в равной мере выявлялся у студентов педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов (рис.1).
Рис. 1. Частота встречаемости ограничительного пищевого поведения среди студентов ОмГМУ
У 2,1% исследуемых в ОмГМУ, в отличие от студентов СибАДИ, где данный тип пищевого поведения не диагностировался; «эмоциогенный» ТПП в одинаковой мере выявлялся у студентов медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов и составило 0,7 %, в отличие от других факультетов лечебного и педиатрического и студентов СибАДИ, где данный ТПП не выявлялся. Различия типов пищевого поведения у студентов СИБАДИ: по данным опросника DEBQ у обследованных студентов СИБАДИ чаще диагностировался «экстернальный» ТПП у 63,6% студентов; «смешанный» ТПП зарегистрирован у 18,2%; не отмечались «ограничительный» ТПП и «эмоциогенный»; У 18,2% студентов нет нарушения пищевого поведения. Различия ТПП у студентов ВУЗов по гендерному признаку: у опрошенных мужчин чаще диагностировался «экстернальный» ТПП у 45% студентов мужского пола, «смешанный» ТПП зарегистрирован у 27,5%; «ограничительный» ТПП – 3,9%, «эмоциогенный» ТПП – 2%; У 21,6% студентов мужского пола нет нарушения пищевого поведения (рис. 2).
Рис. 2 Различия ТПП у студентов различных специальностей (мужчины),%
У обследованных студенток чаще диагностировался «смешанный» ТПП у 43,6%; «экстернальный» ТПП зарегистрирован у 25,5% ; «ограничительный» ТПП отмечался у 16%; «эмоциогенный» ТПП – диагностировался у 2,1%; У 12,8% студентов женского пола нет нарушения пищевого поведения (рис. 3).
Рис. 3 Различия ТПП у студенток различных специальностей (женщины), %
Студенты без нарушения пищевого поведения чаще отмечались на лечебном факультете ОмГМУ (6,2 %), по сравнению с остальными факультетами: на стоматологическом – 2,8 %, в равной мере на медико-профилактическом и педиатрическом - 2,1%, у студентов СибАДИ – 1,4%, стоматологического факультета – у 0,7 % опрошенных.
Выводы
Нарушения пищевого поведения отмечаются чаще у студентов медицинского ВУЗа в отличие от студентов СибАДИ. В большинстве случаев наблюдается, что в ОмГМУ студенты без нарушения пищевого поведения обучаются на лечебном факультете. Чаще всего диагностировались нарушения «смешанного» ТПП (39,3%). Также было выявлено, что «эмоциональному» ТПП больше подвержены студенты медицинского ВУЗа следующих факультетов: фармацевтического, стоматологического и медико-профилактического. В итоге исследования каждому из студентов были даны индивидуальные рекомендации по коррекции пищевого поведения с учетом выбранной специальности и специфики дальнейшей работы. Необходимо создание персонифицированной системы профилактики нарушений пищевого поведения среди студенческой молодежи и формирования здоровьесберегающего поведения.
Рецензенты:Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков ОмГМУ, г. Омск;
Ширинский В.А., д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания ОмГМУ, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Семенова Н.В., Ляпин В.А., Грищенко Ю.А., Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Куцевал Е.В. ОСОБЕННОСТИ СТЕРЕОТИПОВ ПИТАНИЯ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К НАРУШЕНИЯМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20966 (дата обращения: 28.04.2025).