Модернизация образования, повышение требований к подготовке выпускника нового поколения привели к необходимости обновления системы образовательного процесса, создания новой организационной структуры управления и информатизации школьного пространства. Информатизация образования рассматривается как «процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [11]. По мнению педагогов, информатизация в сфере образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества [1]. Возможности информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей и облегчают решение задач управления. Опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования, пополняют содержательную, общекультурную составляющую информационного пространства, позволяя говорить о формировании «глобального интеллекта» [8].
Практическое использование средств ИКТ в учебном процессе демонстрирует следующие преимущества:
- значительно расширяются возможности представления учебной информации: применение графики, мультипликации, звука, позволяя создать реальную обстановку деятельности;
- усиливается мотивация учебной деятельности;
- происходит активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- значительно расширяется спектр реализуемых учебных задач;
- качественно изменяется контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивается гибкость управления образовательным процессом;
- осуществляется формирование у обучающихся рефлексии своей деятельности[7].
В целом внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует формированию информационной культуры личности и отражает социальный заказ современного этапа развития общества. Использование информационных технологий повышает информированность общества. Овладение информационной культурой - это процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению других, формированию определенных личностных качеств [5]. П. Дюге по данному поводу говорил: «Хотя стратегия и политика внедрения компьютеров и соответствующих ИКТ в системе образования различны, в них прослеживаются общие тенденции» [2]. Следует отметить и высокий потенциал ИКТ для развития обучающихся, в частности:
- конструктивного, алгоритмического мышления на основе взаимодействия с обучающимися и применения экспертных программ и систем программирования;
- навыков принятия оптимальных решений и адаптации в сложных ситуациях при взаимодействии с программами - тренажерами;
- творческого мышления за счет выполнения заданий-проектов;
- коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, участия в форумах в сети Интернет;
- уровня компетентности в области ИКТ, необходимого для профессиональной подготовки [3].
Вместе с тем авторы статьи придерживаются позиции, что все люди одинаково успешно могут овладеть знаниями в данной научной области. Настораживает лишь тот факт, что искусственный компьютерный мир заслонит от обучаемого реальность.
Государственная политика в области образования способствует тому, что все учебные заведения сегодня в большинстве имеют достаточную оснащенность компьютерной техники и программным обеспечением, позволяющим осуществлять идею интеграции ИКТ в образовательный процесс, в частности широко применяются «программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: графические и текстовые редакторы, системы мультимедиа, системы программирования. Программы различны по своему назначению. В связи с этим они позволяют увеличивать свободу выбора содержания, расширять интеграцию предметных областей. При умелом подборе заданий у обучающихся развивается воображение, фантазия, интуиция, инициативность и т.д. Следовательно, компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию» [9].
Чаще всего средства ИКТ используются в учебном процессе в качестве инструментов продуктивной деятельности. В этом случае обучаемые становятся разработчиками продукта познавательной деятельности. Для этого А.В. Хуторской предлагает классификацию творческих работ обучающихся, основанием для которой служит соответствующий вид продуктивной деятельности [12]. Для более полного понимания возможностей компьютерных технологий в обучении и роли коммуникационных технологий в образовании необходимо познакомиться с коммуникационными технологиями и средствами их реализации. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды. Рассмотрим подробнее каждый из видов данной деятельности:
- Исследование - вид продуктивной деятельности, результатом которой может стать собственное решение научной проблемы, разработка баз данных в различных предметных областях.
- Сочинение - очерки, эссе, стихи.
- Техническое произведение - компьютерная модель объекта, схема, фигура, выполненная в анимационных программах, конструирование.
- Педагогическое произведение - компьютерная программа, текст, презентация, кроссворд, сайт при активном сотрудничестве с преподавателями.
- Методологическое произведение - описанные подходы к методике и методы работы в конкретных инструментальных средах с собственными примерами.
- Внедрение информационных коммуникаций, по мнению Е.С. Полат, осуществляется в нескольких направлениях:
¨ информационное обеспечение систем образования;
¨ дистанционное обучение различных форм и видов;
¨ свободные контакты пользователей сетей по вопросам образовательной сферы [8].
Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам распределенной информации. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный прорыв. Рассмотрим свойства информационной коммуникации через призму коммуникативного компонента обучения:
- опосредованность - общение субъектов образовательного процесса происходит с помощью (посредством) компьютерных средств обучения и взаимодействия;
- оперативность - одним из достоинств любого общения является его оперативность, своевременное получение ответа на поставленные вопросы, получение необходимого сообщения, передача выполненной работы. Сетевые коммуникационные технологии предоставляют субъектам образовательного процесса сведения к минимуму потерь времени при общении, предоставляют возможности общения в on- и off-line режимах работы;
- индивидуальность - выбор собственного собеседника и маршрута общения/обучения;
- корпоративность - общение в группах по интересам, возможно конфиденциальное;
- массовость - общение в компьютерных средах может распространяться на подключение любого неограниченного количества обучающихся (собеседников);
- доступность - любая открытая тема может быть интересна и доступна для обсуждения любому количеству обучающихся;
- виртуальность - создание особой, временно сформированной среды общения для обсуждения, как учебных проблем, так и проблем межличностного характера;
- эстетичность - формирование культуры общения, умение кратко, грамотно и корректно выразить свою мысль;
- многоаспектность - коммуникация в компьютерной среде позволяет вести разностороннее обсуждение проблем, с привлечением межпредметных связей;
- многосторонность - участие всей группы в оперативном обсуждении вопроса;
- технологичность - важной характеристикой педагогических коммуникаций в условиях информатизации образования является высокотехнологичность и многообразие средств, предоставляющих разнообразные формы общения [6].
Современному преподавателю необходимо обладать особой коммуникативной компетенцией, т.е. совокупностью умений и навыков строить эффективное взаимодействие в электронной среде с другими субъектами, непосредственно участвующими в педагогическом процессе. При этом необходимо знать возможности информационно-коммуникационных технологий в своей предметной области, уметь руководить работой обучаемых по данным программам, подбирать соответствующий учебный материал [10]. Применение интернет-технологий требует вдумчивого отношения преподавателя к содержанию информации. В связи с этим в медиатеке предлагается создание «локальной поисковой системы», составленной в соответствии с целями и задачами образовательного процесса [4]. Преподаватель несет персональную ответственность за качество творческого продукта, размещаемого обучающимися на страницах Интернета. Для решения задач, требующих интенсивного взаимодействия в сетевой компьютерной среде, необходим выбор эффективного способа коммуникации субъектов образовательного процесса, проведения дистанционных курсов, просто общения.
Современная система образования призвана развивать личность и интеллект молодого человека, который был бы способен не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и генерировать новые идеи, реализовывать их в творческой деятельности. В связи с этим на практике разрабатываются новые подходы к организации учебной деятельности. Так, проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой и происходит процесс познания [13]. В основе использования метода проекта лежат три базовых принципа: свобода деятельности, сотрудничество, гибкое распределение учебного времени. Свобода обеспечивается возможностью выбирать собственный темп обучения. Второй принцип реализуется при осуществлении контактов в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимает психологический прессинг и повышает личную ответственность каждого за использование времени [13]. Следует отметить, что в науке существует мнение, согласно которому «любой проект всегда требует творческого подхода, а, значит, любой проект может и должен быть творческим» [8].
Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: глобальную сеть Internet, электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференции и Интернет-трансляции. Эти средства позволяют преподавателям и обучающимся совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении, участвовать в создании общих проектов, просто общаться с друзьями и коллегами. Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым электронным информационным ресурсам.
С помощью web-сервера учебные заведения предоставляют необходимые сведения для организации процесса обучения (расписание занятий, график проведения консультаций и т. д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, образовательные порталы и т. п.), ведут сетевой учебный процесс. Самыми распространенными средствами размещения любой информации и организации всего образовательного процесса в условиях современных компьютерных коммуникаций являются порталы и сайты, которые являются программно-технологическими комплексами. Образовательный web-сайт является универсальным средством решения многих образовательных задач: предоставление информации для всех желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, использование виртуальных библиотек, осуществление интерактивных форм коммуникаций. Технологии чатов, видео- и электронных конференций позволяют проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и продолжительные по времени виртуальные электронные семинары, конференции, выполнение проектов и других видов работ, требующих оперативного общения.
Электронная почта (e-mail, ЭП) - это асинхронная коммуникационная среда для передачи и получения сообщения. Главное достоинство этого средства коммуникации: простота освоения и надежность использования. Обучающиеся могут использовать режим ЭП для получения необходимой учебной информации из сети Интернет, для получения консультации, для самоподготовки и взаимообучения.
При проведении электронных семинаров ЭП рекомендуется использовать в следующей последовательности: «выступление» педагога, «выступления» участников семинара по вопросам темы, «обсуждение», заключительное «слово педагога» (весь процесс происходит в эпистолярном жанре, через письменную речь). Возможно применение электронной почты при проведении семинара по схеме: «семинар - взаимообучение», «семинар - дискуссия». Участие в тематических электронных конференциях сети Internet плодотворно для обучающихся любого возраста. Видеоконференции представляют собой современную технологию общения. Видеоконференцсвязь - имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Конечно, видеоконференции не могут полностью заменить личного общения, но они позволяют добиться принципиально нового уровня общения субъектов образовательного процесса.
В своих научных публикациях А.В. Хуторской подчеркивает, что сайт образовательных учреждений становится серьезным, дискуссионным и должен решать определенную задачу, одновременно выступать средством повышения эффективности системы образования. Основой его разработки должна лежать педагогическая концепция учебного заведения, а не только одно ее направление, в частности - информационное» [12]. Исследователь отмечает, что благодаря ИКТ обучающимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации общего интеллектуально-творческого потенциала. Очень важно дать им почувствовать вкус самостоятельной творческой работы, ощутить себя социально значимой личностью, осознать собственную успешность. При выполнении данной работы можно накопить определенный опыт работы с информацией, а также испытать чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность.
Таким образом, взаимодействие обучаемого и средств информационно-коммуникативных технологий становится явлением социальным и представляет собой активный процесс взаимодействия с информационным богатством всего человеческого опыта.
Рецензенты:Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Горева О.М., Осипова Л.Б. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20907 (дата обращения: 26.04.2025).