В условиях двухуровневого образования образовательный процесс проектируется и реализуется с учетом:
- вариативности, охватывающей различные адресные группы обучающихся при наличии в образовательных программах дисциплин по выбору;
- модульности, позволяющей оптимизировать образовательный процесс и выстроить результативную практическую подготовку в разрезе модулей по четырем блокам:
· результатом ориентировочного блока, который состоит из концентрированной учебной практики, является выявление проблем обучающегося, определяющих построение его индивидуальной образовательной траектории с учетом выбора различных дисциплин;
· результатом формирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, является овладение обучающимися трудовыми функциями (действиями), необходимыми знаниями и умениями;
· результатом корректирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, может явиться уточнение и/или изменение образовательной траектории обучающегося;
· результатом функционального блока, состоящего из концентрированной учебной и стажерской практик становится овладение трудовыми функциями;
-сетевого взаимодействия образовательных организаций различного типа и уровня, объединяющего деятельность педагогов-кураторов и педагогов супервизоров и позволяющего будущему педагогу интегрироваться в профессиональное сообщество еще на стадии практико-ориентированного теоретического обучения.
Соотнесение ФГОС с профессиональным стандартом педагога позволило по-новому спроектировать педагогическую практику в системе двухуровневого образования по схеме: функция – действие – компетенция (знание, умение, владение) – обобщений (интегрированный) результат. При этом профессиональный стандарт явился связующим звеном при проектировании и реализации практической подготовки в бакалавриате и магистратуре, базирующейся на освоении одинаковых трудовых функций и действий с выделением своего конечного результата для каждого уровня высшего образования.
При разработке теоретических моделей сочетания различных форм педагогической практики в бакалавриате и магистратуре учитывались подходы:
· Гуманистический – обеспечивает личностное развитие в ходе реализации профессионально-ориентированной практической подготовки будущего педагога, осознание себя в роли учителя, определение личных возможностей в решении практических образовательных задач.
· Деятельностный – предполагает организацию педагогической практики через осуществление комплексных практических действий, способов поведения, необходимых будущим учителям для решения реальных образовательно-воспитательных проблем.
· Практико-ориентированный – направлен на укрепление связи содержания практической подготовки со спецификой содержания общего образования, тенденциями его обновления, конкретизацией основных целей и задач, проектированием и реализацией образовательной деятельности.
· Компетентностный – предполагает овладение в ходе практики на базе освоенных трудовых функций (действий) набором ключевых компетенций, способствующих становлению профессиональной идентичности будущего педагога.
· Модульный – базируется на проектировании и реализации различных типов и видов практики в рамках модуля с выделением двух форм ее организации: концентрированная и рассредоточенная.
· Интегративный – направлен на проектирование и реализацию педагогической практики, как процесса, интегрирующего с теоретическим обучением, содействующего развитию интегративных качеств личности, их конкретизации и реализации в индивидуально-творческих формах.
· Культурологический – содействующий освоению различных практико-ориентированных направлений культурно-просветительской деятельности как основы социально-культурной жизни общества.
Теоретическое моделирование сочетания различных форм педагогической практики в бакалавриате и магистратуре строилось на применении научных принципов:
- профессионализма, содействующего овладению специальными способностями (гностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими);
- субъектности, формирующего профессиональную идентичность, способствующую интеграции будущего педагога в профессиональное сообщество;
- обратной связи, выполняющей две основные функции:
содержательную, которая определяет достижение результатов в соответствии с заданными целями и задачами;
эмоциональную, которая определяет профессиональный настрой участников практики и корректирует его в случае проявившихся негативных тенденций.
Важной задачей является разработка научных методов проектирования и реализации практической подготовки, которые обеспечивают единство личностных качеств, ценностных ориентаций и профессиональных знаний. При разработке теоретических моделей нами применялись следующие научные методы:
- стимулирование профессиональной деятельности;
- развитие профессионального самосознания;
- контроль содержания процесса профессионального становления будущего учителя.
Основываясь на единых методологических подходах, научных принципах и методах, были разработаны теоретические модели педагогической практики в условиях двухуровневой подготовки в высшем педагогическом образовании с учетом направлений подготовки: «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование».
Отличительным моментом в теоретическом моделировании профессионально-ориентированной практики по направлениям подготовки и в бакалавриате, и в магистратуре будет набор компетенций, определяемых ФГОС.
Моделирование педагогической практики в бакалавриате в условиях двухуровневой подготовки в высшем педагогическом образовании с учетом направлений подготовки: «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» отражено на рисунке 1.
Рис. 1. «Теоретическая модель профессионально-ориентированной практики в рамках модульного образовательного процесса (бакалавриат)»
Обобщенным результатом практико-ориентированного обучения в бакалавриате по направлениям «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» будет готовность педагога ко всем видам профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС) на репродуктивном уровне.
Моделирование педагогической практики в магистратуре в условиях двухуровневой подготовки в высшем педагогическом образовании с учетом направлений подготовки: «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» отражено на рисунке 2.
Рис. 2. «Модель модульного практико-ориентированного образовательного процесса в магистратуре»
Результатом практико-ориентированного обучения в магистратуре по направлениям «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» будет овладение трудовыми функциями (трудовыми действиями), формирующими профессиональные компетенции, способствующие становлению профессиональный идентичности и позволяющие осуществлять проектную, исследовательскую и прочие виды профессиональной деятельности.
Теоретическое моделирование педагогической практики в условиях двухуровневого образования определило выводы.
Особое внимание в современном образовательном процессе уделяется практической подготовке будущего педагога, которая способствует его интеграции в профессиональное сообщество. При этом профессионально-ориентированная подготовка включена в каждый модуль образовательной программы и, таким образом, пронизывает весь процесс обучения.
Связующим звеном проектирования и реализации педагогической практики в условиях двухуровневого образования является Профессиональный стандарт педагога, базирующийся на освоении трудовых функций и действий с выделением своего конечного результата для каждого уровня высшего образования.
Едиными при моделировании педагогической практики в условиях двухуровневого образования остаются:
- подходы (гуманистический, деятельностный, практико-ориентированный, компетентностный, модульный, интегративный и культурологический);
- принципы (профессионализма, субъектности, обратной связи);
- условия:
· соотнесения ФГОС с Профессиональным стандартом педагога;
· вариативность практической подготовки;
· модульное построение практико-ориентированного теоретического обучения;
· сетевое взаимодействие различных образовательных организаций.
Сочетание различных форм практики, определяемых образовательными стандартами для каждого уровня образования, реализуется по каждому теоретическому модулю образовательного процесса с выделением двух инновационных видов практики (концентрированная и рассредоточенная) в разрезе блоков практической подготовки (ориентировочный, формирующий, корректирующий, функциональный).
Интеграция профессионально-ориентированной практики с теоретическим обучением, общая нормативно-правовая база (Профессиональный стандарт педагога), единые подходы, принципы и условия организации практико-ориентированного образовательного процесса позволили получить результат для всех его участников:
– для выпускника бакалавриата, магистратуры – конкурентоспособный педагог со сформированными на базе освоенных трудовых функций (действий) компетенциями;
– для вуза – узнаваемость бренда среди образовательных организаций, участников сетевого взаимодействия и абитуриентов;
– для образовательной организации – партнера по сетевому взаимодействию: возможность подбора педагогических кадров на стадии их обучения.
Рецензенты:Богуславский М.В., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования, г. Москва;
Алисов Е.А., д.п.н., профессор кафедры теории и истории педагогики института педагогики и психологии образования ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Любченко О.А., Львова А.С., Попов Ю.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЧЕТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ (НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ») // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20870 (дата обращения: 28.04.2025).