В основе опытно-экспериментальной части нашего исследования лежала идея о том, что активизация поиска новых форм организации деятельности дошкольных учреждений должна включать в себя важную задачу обновления среды и пространства жизнедеятельности детей, их родителей и воспитателей, которая должна характеризоваться особыми параметрами, основным из которых выступает формирование экономической культуры дошкольников. В данном направлении лежит одна из стратегий модернизации дошкольного образования, и связана она прежде всего с созданием новых моделей образовательной дошкольной образовательной организации с предметно-пространственной развивающей средой, способствующей всестороннему развитию ребенка.
Мы придерживаемся мнения о том, что образовательная среда в теории воспитательных систем понимается как компонент, оказывающий влияние на функционирование и развитие системы в целом. Целенаправленно обновляя и совершенствуя среду, можно выйти к целенаправленному улучшению параметров образовательной системы, соответственно меняя образ жизни детского сообщества. В таком понимании в содержание образовательной среды мы включаем совокупность отношений между участниками образовательного процесса, дидактических и предметно-материальных условий, необходимых для адекватного его протекания.
Среда может обогащать и облагораживать, обнаруживать какие-то качества, оповещать, определять развитие и озадачивать, осуществлять образовательные программы. Эти возможности среды и лежат в основе концепции средового подхода в воспитании. Средовой подход в воспитании - это одно из необходимых, на наш взгляд, условий, позволяющих наиболее грамотно выстроить взаимодействия окружающей среды и образовательного учреждения. Мы воспринимаем среду как средство воспитания в широком смысле этого слова, подразумевая такой управленческий уровень, который допускает ее преобразование и изменение в желаемом направлении. Для нашего исследования важно, что среда в таком понимании - лишь промежуточное, среднее звено между субъектом и объектом влияния, через которое только и возможно воздействие в форме опосредования. Однако важно понимать, что не все составляющие среды могут играть роль педагогических средств, на что необходимо обратить первостепенное внимание при исследовании проблем среды.
Как показали исследования, в том числе и наши, методологически значимо определение способов реализации воспитательного потенциала среды. Анализ имеющихся в теории различных позиций по данному вопросу позволил выделить четыре: дифференциация среды, интеграция среды, генерирование среды, декомпенсация среды, которые в значительной степени определили направления опытно-экспериментальной работы, так как легли в основу использования развивающей организованной предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения в системе подготовки кадров из числа студентов факультетов дошкольного образования педвузов.
Первый способ - дифференциация среды. Это мыслительная и предметно-практическая операция, обеспечивающая различение и разделение среды на ее составляющие с целью диагностики, прогнозирования, проектированиям формирования личности (в нашем случае - специалиста дошкольного образования) определенного типа.
Стремление к пониманию природы ребенка через дифференциацию среды его жизни является одной из основополагающих форм деятельности дошкольных работников. Подразделение среды на внешнюю и внутреннюю чрезвычайно важно, поскольку их удельный вес в разные исторические периоды различен. В нестабильные кризисные периоды внешняя среда, как правило, задает парадигму развития внутренней среде учреждения. Если полно и целерационально осуществить процесс дифференциации среды на социально-культурные и духовные ниши с господствующими в них так называемыми стихиями, то мы можем получить картину состояния и уровня развития современных детей.
Второй способ реализации средового подхода в конструировании образовательного пространства - это интеграция среды. В самом общем виде интеграцию можно представить как процедуру включения в педагогический процесс в известном виде ранее не задействованных, но существовавших до этого или самостоятельно, или в составе других систем составляющих среды. Со стороны студентов интеграция среды может выглядеть как освоение ими в единой логике образовательного процесса существующих, может быть, известных, но недоступных или не воспринимаемых ранее положительно и не замечаемых компонентов среды. Интеграция основывается на весьма важных принципах: она не должна быть деструктивной, дезинтегрирующей целое, она должна только обогащать возможности образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.
Известно, что полной интеграции также не может быть. Во-первых, соединяются какие-то ее части; во-вторых, не всегда возможна пространственно-временная интеграция, чаще встречается смысловая и тематическая интеграция. В ряде научных исследований интеграцию рассматривают как объединение, слияние в один комплекс функционально различных социальных институтов или воспитательных сил среды. Примером такого рода интеграции в дошкольной сфере выступают объединения типа «детский сад - школа», «детский сад - городской спортивный комплекс», «детский сад - театр», «детский сад - школа - колледж». В последние годы начали развиваться и такие комплексы, связанные с оптимизацией системы подготовки кадров для системы дошкольного образования, как «детский сад - школа - колледж - педагогическое высшее учебное заведение», которые в экспериментальном режиме также рассматриваются нами.
Третий способ реализации средового подхода в образовательном процессе - генерирование среды. Среда спонтанно самодетерминируется и видоизменяется, кроме того, она всегда существует и всегда оказывает реальное влияние, даже если является свободной и незаполненной. Под генерированием среды понимается создание чего-то ранее не существующего, на базе имеющегося и потенциально возможного и допускаемого его прежними условиями. Это преобразование, обновление, кардинальное изменение основ, сущностных параметров в ходе развертывания предметно-практической и хозяйственной, художественно-эстетической и прочей деятельности обитателями среды и субъектами управления. Заслуживает внимания опыт создания в среде образовательного учреждения спортивных сооружений, бассейна, зимнего сада, комнаты психологической разгрузки, музея и т.д. Если развивать дальше данную идею, то можно предположить, что каждое отдельно взятое образовательное учреждение, создавая что-то, творит, генерирует среду; среда генерируется и каждым человеком ежедневно, вследствие того, что каждый новый день ставит новые задачи, требующие своего решения.
Последний, четвертый способ использования возможностей среды в педагогических целях - декомпенсация среды. Нами установлено, что необходимость в декомпенсации возникает тогда, когда что-либо в среде «обретает характер неумеренной избыточности», когда какие-либо ее компоненты и количественно, и качественно выходят за пределы допустимой нормы, а их присутствие в среде отрицательно сказывается на результатах управленческой деятельности в образовательном учреждении.
Приемов декомпенсации множество, однако, при ее осуществлении важно не нарушать имеющие, уже установленные и складывающиеся связи и отношения.
Рассматривая взаимодействие человека и среды в рамках подхода, необходимо обозначить и значение предметно-пространственной развивающей среды образовательного учреждения. Ее построение должно осуществляться с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками педагогического процесса. Рассмотренные способы реализации средового подхода в конструировании образовательного пространства требуют соответствующей подготовки педагогов к восприятию реально существующей среды, подготовки, обеспечивающей ее целостное представление и определяющей основные способы использования ее возможностей.
Таким образом, среда - это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, зона его ближайшего развития и действия. Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающими миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду.
Пространственная среда, способствующая формированию экономической культуры дошкольников, экспериментально сконструированная нами в соответствии с задачами исследования, была организована таким образом, чтобы обеспечить разнообразные виды дошкольников и включала их в процесс активного познания экономической составляющей социальной жизни.
Развивающая предметно-пространственная среда строится с целью предоставления детям максимальных возможностей для активной целенаправленной деятельности. В том числе она должна способствовать формированию познавательной активности ребенка. В разнообразных видах деятельности ребенок удовлетворяет свои насущные жизненные потребности, у него формируются экономические знания и экономическая культура.
В развивающей предметно-пространственной среде ребенок ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял бы его. К примеру, познавательная потребность удовлетворяется лишь там, где ее предмет (материальный или духовный - идеальный) неисчерпаем.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда стимулирует развитие деятельности дошкольника, формирует его познавательную активность, так как в ней заложена «информация», в данном случае экономического содержания, которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает его к поиску.
Сконструированную в экспериментальных условиях развивающую пространственную среду мы разделили на предметно и деятельностно-ориентированные мини-центры, которые были предназначены для обеспечения разнообразной деятельности дошкольников.
Таким образом, перенесение реально существующей подготовленной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей возможность ребенку заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время со свободно выбранными сверстниками, во внешнюю среду выступает важным условием экономического воспитания дошкольников.
Данная образовательная ситуация позволяет воспринимать ребенка как личность, способную к самостоятельному нравственному развитию, и способствует формированию качеств, характеризующих наличие экономического мировоззрения.
Рецензенты:
Тагариев Р.З., д.п.н., профессор Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск;
Аитов В.Ф., д.п.н., профессор Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск.
Библиографическая ссылка
Белобородова Н.С., Кузнецова И.В. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20800 (дата обращения: 28.04.2025).