Обучение в учреждениях среднего профессионального образования приходится на наиболее уязвимый к действию факторов риска в условиях учебной ситуации ранний юношеский возраст (15-18 лет), когда подросток сталкивается с проблемами, связанными с самоутверждением в среде сверстников, правильностью выбора профессии, результативностью учебной деятельности[2].
В этих условиях успешность обучения и самореализации зависит не только от состояния здоровья, физических и умственных способностей подростка, но и от его психологических особенностей, личностных характеристик, а также от сложившегося психологического климата в коллективе. Подростковый период является критическим в отношении формирования личности. Сформированный характер в подростковом возрасте способен изменяться лишь под воздействием чрезвычайных ситуаций. В этот период особенно проявляются типологические особенности, обусловленные конституционально, так и привнесенные воспитанием. Наряду с заострением типологических черт формируются психологические особенности, поведенческие реакции, возникающие на воздействие среды и, прежде всего, ближайшего социального окружения [3,5].
Цель исследования: изучить психологические свойства личности (нейротизм, тревожность враждебность, агрессивность, уровень познавательной активности) учащихся специальности «станочникдеревообрабатывающих станков».
Материал и методы исследования: в исследовании приняли участие 120 человек (мальчики)1 и 2 курсов в возрасте 15-17 лет специальности «станочник деревообрабатывающих станков». Учитывая, что в условиях экзаменационного стресса наиболее ярко проявляются психологические свойства личности, отображающиеся в поведении и реакции подростков, исследования проводили в начале учебного года и в период проведения экзаменов.
Уровень основных нервно-психических процессов (тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний) учащихся учреждения среднего профессионального образований определяли по опроснику Спилберга в модификации А.Д.Андреевой и тестам Айзенка [1,6].Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергом, позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью понимается непосредственный интерес к окружающему миру, активная познавательная деятельность субъекта. Гнев и тревожность - зависящие от иерархически организованных структур мозга базальные эмоции, усиление которых внешне проявляется в виде затрудненного приспособления к жизненно значимым ситуациям. Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую - эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована (А.Д Андреева, 1988г.) направленность входящих в методику высказываний и инструкций таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний учащегося.
Уровень эмоциональной напряженности (нейротизм) оценивали с помощью теста Г. Айзенка. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся «нейротики», отличающиеся неуравновешенностью нервно-психических процессов, лабильностью вегетативной нервной системы, эмоциональной возбудимостью, депрессивностью, на другом (низкие оценки) - эмоционально стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале измерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.Уровень враждебности (мысли, чувства) и агрессии (готовность к поведенческому проявлению негативных переживаний, активным действиям, открытой агрессии, направленной на другого человека) определяли с помощью опросника агрессивности Басса - Дарки[4].
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования установлено: в первом полугодии учебного года высокий уровень «нейротизма» выявлен у 40% учащихся первого и у 10% учащихся второго курсов. На экзамене высокий уровень нейротизма отмечен соответственно у 65 % и 35 % учащихся (в каждой исследуемой группе прирост составил 25%). По Спилбергу, высокий уровень тревожности среди учебного года на уроке показали 45% первокурсников и 20% второкурсников, на экзамене соответственно 80% и 30 % учащихся. Высокая степень познавательной активности выявлена у половины учащихся первого курса и у 20% учащихся второго.Высокий уровень негативных эмоциональных переживанийиспытывали в процессе обучения 25% первокурсников и 50%учащихся второго курса. Снижение познавательной активности в сочетании с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний указывают на снижение интереса к учебе, разочаровании в выбранной профессии, что подтверждается результатами анкетирования.
Среди учебного года высокий уровень враждебности показали 20 % учащихся первого курса и 15 % учащихся второго курса; высокий уровень агрессивности - 10 % учащихся первого курса и 20 % - второго. Реакция на экзамен проявилась в увеличении враждебности и агрессии в двух исследуемых группах. Высокий уровень враждебность наблюдался у 40 % учащихся 1 курса и у 20% второго, агрессии- у 20% первокурсников и у 25% второкурсников (таблица).
Результаты психологических исследований обучающихся по специальности
«станочник в деревообработке»
Показатели психологических особенностей личности |
Среди учебного года |
На экзамене |
||
1 курс (%) |
2 курс (%) |
1 курс (%) |
2 курс (%) |
|
высокий уровень тревожности ( по Спилбергу) |
45 |
20 |
80 |
30 |
высокий уровень нейротизма (по Айзенку) |
40 |
10 |
65 |
35 |
враждебность (Басса-Дарки) |
20 |
15 |
40 |
20 |
агрессия (Басса - Дарки) |
10 |
20 |
20 |
25 |
негативные эмоциональные переживания (по Спилбергу) |
29 |
50 |
45 |
70 |
уровень познавательной активности высокой степени (по Спилбергу) |
60 |
40 |
50 |
20 |
Таким образом, если менее напряженное в психоэмоциональном плане отношение к учебе у учащихся ко второму курсу свидетельствует о приобретении опыта учебной деятельности, то показатели негативных эмоциональных переживаний, уровень враждебности и агрессивности указывают на проблемы психосоциальной адаптации подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
Выводы:
1. Высокий уровень тревожности, враждебности и агрессивности, снижение познавательной активности затрудняют психосоциальную адаптацию учащихся.
2.Необходима совместная профилактическая работа педагогов, психологов, как индивидуальная, так ив группе подростков, направленная на повышение адаптивности учащихся.
Рецензенты:
Абушкевич В.Г., д.м.н., профессор, профессор кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, г. Краснодар;
Нефедов П.В.,д.м.н., профессор, профессор гигиены с экологией ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, г.Краснодар.
Библиографическая ссылка
Киёк О.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТАНОЧНИК ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20649 (дата обращения: 28.04.2025).