Экологическое образование сейчас не в моде, как часто употребляют эти слова многие родители и учащиеся. Известно, что на рынке труда сейчас востребованы юристы, экономисты, рабочие профессии. Для учащихся предмет экология считается второстепенным, при этом во многих общеобразовательных школах он отсутствует. С точки зрения последних данных современных экологических проблем быть образованным в экологической сфере оказывается жизненно необходимым, включая личную безопасность.
Сообщество сейчас как никогда должно осмыслить свое отношение к окружающей среде. Но при этом большое внимание уделить подрастающему поколению, обеспечить соответствующее экологическое образование, при котором каждый человек должен стать грамотным в вопросах экологии, развивать экологические ценности. Человечество должно понимать, что пришло время для новых знаний, новой системы ценностей [5].
Мировым сообществом XXI век был обозначен «столетием окружающей среды». А следовательно, что вскоре будущее окажется в руках наших детей: поэтому какие ценности они определят, от них будет зависеть будущее планеты и их собственная жизнь в том числе. Ряд проблем экологического образования продолжает оставаться насущными. В нашей стране в последнее время этому вопросу уделяется большое внимание [1;6].
В период экологического кризиса экологическое образование [7] приобретает особое значение, при котором идет «формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования школьников является одной из первоочередных задач национального уровня» [4,2].
Поэтому сейчас должна прогрессировать роль школы в формировании экологических ценностей, ответственного отношения молодого поколения за сохранение природы. В качестве главной цели экологического образования определяется формирование экологических ценностных ориентаций личности.
Поэтому для многих учителей актуален вопрос о том, как ознакомить учащихся с таким объемом информации и обеспечить качественное освоение основных закономерностей существования живых систем. В конечном итоге, общая экологическая безграмотность некоторых людей, неумение ориентироваться в самых очевидных законах жизни иногда поражает. «Человечество сможет выжить только благодаря новой концепции этики: экоэтике» [8,6].
Предмет «Экология» в школе оценивается в первую очередь как путь социализации ребенка, при котором учащийся приобретает опыт деятельности в различных экологических ситуациях, при этом происходит введения личности в цивилизованное и культурное пространство человечества, где предполагается отсутствие противопоставленности миру природы при восприятии школьником природных объектов как полноправных и самоценных партнеров в системе взаимодействия «Человек – Общество – Природа». Подразумевается, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания, что и является основной задачей формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся [2].
Поэтому школьник должен, прежде всего, самостоятельно мыслить, уметь проводить анализ, оперативно и целенаправленно решать возникающие проблемы. Перед учителем стоит задача создать условия для реализации этих способностей учащихся, обеспечение самоопределения личности, в эти формы включаются: развитие умений работать в группе или через участие в дискуссии, усиление задач по способность школьников ориентироваться в нестандартной ситуации, формирование способностей учащихся к анализу и самокоррекции.
Эти задачи реализуются через внедрение таких личностно-ориентированных технологий, как:
- сотрудничество с учащимися на уроках;
- метод проектов;
- дифференциация учебных заданий по интересам и способностям учащихся;
- использование компьютерных технологий на уроке и во внеурочной деятельности.
Каждый урок строится через совместную работу с учащимися: проводится совместное обсуждение вопросов, принятие решений, т.е. осуществляется процесс сотрудничества. На уроках я обращаюсь к жизненному опыту учеников, к их способностям работать со своими знаниями, перестраивать прежние представления, создавать новые знания, наделяя их личностным смыслом. Диалог с учеником не является лишь фрагментом урока, он обусловлен не только содержанием, но и процессом обучения. Через весь курс экологии проходит идея бережного отношения к родному краю, сохранению русских традиций. Создавая гармонию опыта учащихся со своим собственным опытом, выходим на сотворчество.
Проблема качества образования по экологии, равно как и по другим предметам, напрямую связана с умением учителя систематически осуществлять совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать, по мере необходимости, продвижение ученика от незнания к знанию.
Поэтому инструментом для определения качества является мониторинг педагогической деятельности. В ходе разработки модели решались следующие задачи: уточнение целей обучения биологии в условиях гимназического образования с учетом индивидуальных способностей учащихся, зоны их ближайшего развития; уточнение соответственно содержания обучения по экологии, системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся в данной предметной области; разработка критериев оценки достигаемых на разных промежуточных этапах обучения результатов; отбор системы тестов и контрольных заданий; развитие адекватной поставленным целям учебно-материальной базы по экологии; использование технологий личностно-ориентированного обучения.
Понятие мониторинг в его оригинальном варианте представляет собой непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управлением им путем своевременного информирования людей о возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуациях. Мы согласны с мнением Э.Ф. Зеера, который рассматривает мониторинг как «процесс отслеживания состояния объекта (системы и сложного явления) с помощью непрерывного и периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей, где в качестве объекта или системы могут выступать различные явления психологической действительности» [3]
Мониторинг в сфере образования – процесс диагностики, прогнозирования слежения за развитием образовательного процесса, при этом ставятся цели, задачи, средства их решения.
Мониторинг представляет собой систему, при которой происходит реализация различных функций − сбор информации, структурирование, анализ, реализация обратной связи, передача данных для использования в управлении и др.
Данные аспекты, фактически, являются принципами построения разнообразных моделей педагогического мониторинга.
В соответствии с данными принципами и на основе нормативных документов – Концепции модернизации Российского образования, концепции гимназии, программных требований по биологии, мною построена и апробируется модель для определения качества обучения школьников по биологии. Управление качеством образовательного процесса по биологии осуществляется при его систематическом изучении. Такое изучение носит мониторинговый характер, при этом определяются два направления:
Ø констатирующий мониторинг (систематика и оценка состояния образовательного процесса по биологии – достижения и недостатки в учебной деятельности учащихся;
Ø прогностический мониторинг (ориентировка на изучение намечающихся направлений).
Прогностический аспект мониторинга строится на основе разработанной мной схемы экологически грамотного ученика гимназии, которая была утверждена на кафедре естественнонаучных дисциплин гимназии.

Рис. 1 Схема экологически грамотного ученика гимназии
Схема представляет собой идеальный образ ученика гимназии, в которой биология и экология не является профильными предметами. Она включает в себя следующие компоненты:
Ø система экологических знаний (роль экологии в сохранении биосферы, предотвращение экологических бедствий);
Ø сформированность ценностных ориентаций (таких как здоровье, здоровый образ жизни, природа, жизнь человека, общечеловеческая культура и т.д.);
Ø два этих компонента составляют основу целостного миропонимания и научного мировоззрения учащихся, его естественнонаучного аспекта;
Ø схема экологически грамотного ученика гимназии предполагает наличие у некоторых из них предпрофессиональных умений и навыков, позволяющих им продолжить свое образование в высшей школе по избранной специальности;
Ø сформированность социально значимых качеств (ответственное отношение к окружающей среде, культура мышления и поведения, ведение здорового образа жизни; установление гармонических отношений учащихся с природой);
Ø развитость интеллектуальных умений и навыков (разностороннее развитие личности учащихся: памяти, мышления, наблюдательности, эмоциональной сферы, устойчивых познавательных потребностей и интереса);
Ø опыт творческой деятельности (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, викторинах);
Ø стремление к самореализации (овладение знаниями методов, понятий, теорий, моделей, стилей мышления и областей практического применения биологических закономерностей, стремление и готовность к самообразованию и применению знаний биологии на практике).

Отслеживание результативности обучения учащихся в гимназических классах идет, прежде всего, через учет индивидуальных достижений учащихся по экологии. Такой учет ведется на основе результатов текущих срезовых работ, которые проходят в течение 5-10 минут с последующей проверкой, само- или взаимопроверкой. Они выполняют роль обратной связи. Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках экологии ставит учителя перед необходимостью разработки таких подходов к текущему контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, добытые им разными способами, с учетом его индивидуальных особенностей. Срезовые работы представлены лабораторными, самостоятельными работами, программированными опросами, экологическими диктантами, экологическими задачами, построением схемы-модели. Предлагаемая система текущего учета знаний и умений позволяет: подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы; учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика.
Вопросы и задания срезовых работ составляются с учетом индивидуальных особенностей.
Регулярное проведение срезовых работ подготавливает учащихся к итоговой проверке. Особое внимание при организации итогового контроля необходимо уделить содержанию итоговой проверки в соответствии с требованиями, как к системе знаний, так и к видам учебной деятельности:
- выделение обязательных знаний и умений;
- исключение вопросов, излишне детализирующих учебный материал;
- контроль общеучебных навыков наряду с контролем экологических знаний (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера и т.д.).
Наиболее эффективной формой итогового контроля является проверочная работа, включающая одновременно задания с выбором ответа, со свободным ответом и практического характера.
Итоговый контроль способствует систематизации знаний учащихся; выявлению не только сути явления, но и установлению взаимосвязи между явлениями; выявлению биологических закономерностей; использованию знаний для выработки собственных взглядов, мнений, суждений.
Сравнительные результаты итоговых контрольных работ позволяют отследить динамику уровня работы гимназических классов, определить рост или потерю числа отличников и хорошистов.
Но отследить результативность обучения только по итогам контрольных работ не всегда правомерно, необходим еще и другой инструмент. Начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки достижений. Одной из них стало экологическое портфолио.
В работе с детьми я использую комплекс психолого-педагогических методик и тестов, позволяющих выявить сформированность компонентов учебной деятельности, мыслительных операций, обученность и обучаемость, личностные характеристики ученика. Эта информация позволяет увидеть проблемы, динамику развития классного коллектива и личностного развития каждого ученика.
Данные, полученные в ходе диагностики индивидуальных особенностей и способностей учащихся, коррелируются с их учебными достижениями, что позволяет учителю более полно и объективно отследить результативность обучения в гимназических классах, и, соответственно, управлять качеством экологического образования.
Рецензенты:
Саламатов А.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск;
Мишанова О.Г., д.п.н., ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск;
Библиографическая ссылка
Губницкая О.В., Губницкая О.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И КАЧЕСТВО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20540 (дата обращения: 26.04.2025).