Реализовать заказ государства лучше всего позволяет компетентностный подход, который является методологической основой стандартов нового поколения, на которые произошел переход высшего и среднего профессионального образования. Одна из основных идей компетентностного подхода – личностная и практическая ориентация образования, то есть переход от знаниевой парадигмы образования к практикориентированному обучению.
Существует большое количество подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Одно из определений понятия компетенция следующее: «Компетенция – это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» [3, с. 17].
Совокупность компетенций, наличие знаний, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, определяет такое понятие, как компетентность [2]. Компетентность проявляется в применении знаний и умений на практике. Компетентность – (от лат. – competens – соответствующий) знания, опыт, образование в определенной области деятельности [6].
Выделяя структурные элементы компетентности, кроме знаний, умений и навыков исследователи делают акцент на опыт [8]. Включая опыт в структуру компетентности требуется уточнить, опытом какого рода должен обладать выпускник. К. Keen, допуская возможность включения опыта как элемента компетентности, относит данную структурную единицу к мета-компетентности [10].
Мета-компетентность кладут в основу всех компетентностей такие исследователи, как F.D. Le Deist и J. Winterton [5].
С одной стороны, мета-компетентность приравнивают к умению учиться (в контексте "учиться учиться") и рассматривают как знаниево-деятельностную основу других компетентностей [5].
Исследователи связывают её со "знаниями собственных сильных и слабых сторон интеллекта, о применении опыта в различных ситуациях, решением задачи приобретения недостающей компетентности. К ней относятся навыки в области планирования, инициирования, контроля и оценки собственных когнитивных процессов, опыта и знания о различных трудностях в решении задач, знания об изучении и решении проблем; навыки эффективного использования средств познания и инструментов…" (T.D. Nelson и L. Narens [5, с. 39]). Пустовойтов В.П. [5, с. 39] определяет мета-компетентность как "высшую способность, которая имеет отношение к возможности учиться, адаптироваться, предвидеть и создавать".
С другой стороны – рассматривая мета-компетентность, исследователи акцентируют внимание на личностных характеристиках, определяющих деятельность и поведение человека [5].
По мнению В.П. Пустовойтова «…основным свойством мета-компетентности, наряду с общностью и личностной окрашенностью, является свойство базовости. Мета- компетентность – есть интеграция способностей и навыков самоорганизации, саморегуляции и саморефлексии в функциональной и социально-коммуникативной областях деятельности личности, а также мета-знаний (знания и умения о приемах и средствах усвоения и "открытия" нового знания) и когнитивных способностей» [5, с. 39].
В процессе получения специальности студенту необходимо освоить не только знания и умения, связанные с его узкопрофессиональной направленностью, но и развить более общие способности, отнесенные в рамках компетентностного подхода, к ключевым, базовым или шире – мета-компетентностным способностям. Именно структуры мета-компетентности определяют способности специалиста к дальнему переносу, то есть способности использования приобретенных компетенций в ситуациях, слабо сходных с ситуациями, для которых эти компетенции предназначены; способности управлять сходными ситуациями более эффективно; способности продуктивно решать широкий круг задач, выходящих за рамки его профессиональной деятельности [4, с. 86].
В нашем исследовании мы выделили аналитико-синтетическую мета-компетентность, как интегративное качество личности, проявляющееся в способности применять совокупность действий, опыт по комплексному выполнению операций анализа, синтеза и предвидения (прогнозирования) при решении студентами различного рода задач, а также в различных производственных ситуациях.
Способность к анализу и синтезу относится к инструментальным компетенциям, которые в свою очередь являются одной из разновидностей общих компетенций. Инструментальные компетенции включают в себя: когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления и т.д.
Немаловажное значение в подготовке будущего специалиста технического профиля имеет овладение обучающимися следующими необходимыми для профессиональной деятельности навыками: осуществление поиска; самостоятельная работа с информационными ресурсами; обработка, систематизация материала, выделение его смысловой структуры. Поэтому в нашем исследовании наряду со способностями к анализу и синтезу, мы рассматриваем и способность к предвидению.
Таким образом, основополагающими умениями, которыми должен обладать специалист технического профиля, являются:
– умение анализировать (понимать условие и требование задачи);
– умение синтезировать (создавать различные сочетания своих знаний – выдвижение гипотезы);
– умение предвидеть (подтверждение или опровержение гипотезы – решение задачи).
Аналитико-синтетическая мета-компетентность служит способом познания объектов, следовательно, указанные действия, входящие в ее состав, должны из предмета усвоения перейти в средство усвоения, а сама эта мета-компетентность может служить исходным уровнем для успешного усвоения студентами новых знаний [7].
Формулируя современные цели и результаты профессионального образования, В.А. Шершнева утверждает, что «профессиональная компетентность определяет качество профессионального образования, является его результатом и одновременно становится его целью» [9, с. 5].
Обобщая определения профессиональной компетентности различных исследователей, мы пришли к выводу: профессиональная компетентность – это сущностная характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных специальных научных знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность.
Согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, основными видами профессиональной деятельности техника являются: производственно-технологическая, организационно-управленческая, опытно-экспериментальная, конструкторско-технологическая, информационно-аналитическая. То есть специалист технического профиля постоянно имеет дело с большими объемами информации. Так же он должен планировать и организовывать работу коллектива исполнителей, выбирать оптимальные решения при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций.
Поэтому хорошо развитые операции анализа, синтеза, предвидения во многом определяют формирование профессиональной компетентности, наращивание профессионального опыта и движение к профессионализму.
Так как способность к анализу и синтезу является одним из компонентов инструментальной компетенции, которая, в свою очередь, лежит в основе профессиональной компетентности, то мы можем предполагать, что последующая профессиональная деятельность выпускника политехнического техникума будет более эффективной, если он будет обладать высоким уровнем сформированности аналитико-синтетической мета-компетентности.
В заключение можно сказать, что аналитико-синтетическая мета-компетентность является значимой в подготовке будущих специалистов технического профиля и влияет на формирование социально-профессиональной компетентности.
Рецензенты:
Далингер В.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;
Рагулина М.И., д.п.н., профессор кафедры информатики и методики обучения информатике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Бочкарева Л.В. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ МЕТА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20493 (дата обращения: 28.04.2025).