Материалы и методы исследования. Использованы материалы, относительно направления исследования. В процессе исследования использовались методы: анализа и сопоставления, научной абстракции, структурно-логический, контент-анализ.
Введение
Северо-Кавказский федеральный округ, несмотря на наличие ресурсов экономического развития, научно-инновационного потенциала на сегодняшний день не считается инновационно развитой территорией. Высокая стоимость нововведений, экономические и политические риски и длительные сроки окупаемости, недостаток собственных средств и инвестиций для расширения предприятий и отраслей реального сектора экономики и др. являются факторами, которые сдерживают социально-экономическое развитие регионов СКФО. Здесь ключевой задачей государственного регулирования экономики является создание условий и формирование инфраструктуры, направленной на решение основных проблем развития и обеспечение устойчивости экономической системы регионов СКФО.
Результаты и обсуждение
Регионы СКФО относится к числу субъектов, которые развиваются по ресурсно- сырьевой модели на фоне непреодоленных последствий доиндустриализации и неоднородности социально-экономического пространства. Следовательно, обновление всей производственно-хозяйственной структуры и поиск внешних ресурсов для ее осуществления выступает основной задачей стабильного развития и формирования многоукладной экономики субъектов СКФО [5, С. 95-104].
В нынешних условиях регионального экономического развития основной тенденцией формирования устойчивого роста территорий становится формирование и эффективное использование современных факторов развития, а именно интеллектуальных и инновационных ресурсов и разработок. Слабое их освоение, а также низкий уровень интеграции науки и образования с производством и реальным сектором экономики приводит к диспропорциональности социально-экономического развития субъектов страны, их невысокая инвестиционная, инновационная и производственная активность.
Переход российской экономики в целом и его территориальных образований на инновационный путь развития подразумевает замену и модернизацию устаревшего оборудования и технологий на высокотехнологичные и высокопроизводительные установки. Это, в свою очередь, потребует обновление основных фондов, степень износа и уровень экономического устаревания оборудования которых не позволяет выпускать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке продукцию [4, С. 309-312].
В СКФО в 2013 году разработано 28 передовых производственных технологий, что на 20 технологий больше по сравнению с 2012 годом. В 2013 году в СКФО использовано 2132 передовые производственные технологии, что на 280 технологий больше по сравнению с предыдущим годом (табл. 1).
Таблица 1
Разработанные и используемые передовые производственные технологии в СКФО
| Субъекты | 2012 | 2013 | Откл. (+,-) | |||
| Разработанные технологии | Используемые технологии | Разработанные технологии | Используемые технологии | Разработанные технологии | Используемые технологии | |
| СКФО | 8 | 1852 | 28 | 2132 | +20 | 280 | 
| РД | 7 | 437 | 9 | 426 | +2 | -11 | 
| РИ | - | - | - | - | - | - | 
| КБР | 1 | 307 | - | 282 | - | -25 | 
| КЧР | - | 76 | - | 80 | - | 4 | 
| РСО-А | - | 19 | - | - | - | - | 
| ЧР | - | 194 | - | 231 | - | 37 | 
| СК | - | 819 | - | 1094 | - | 275 | 
Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.
Наличие низкого спроса,как следует из таблицы 1, со стороны промышленности и бизнеса на имеющиеся региональные инновационные разработки обусловлено тем, что направления исследований в вузах, академических и отраслевых НИИ не охватывают, а следовательно не решают актуальные задачи предприятий и фирм округа, что чревато потерей взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества между наукой, производством и бизнесом.
Между тем со стороны бизнеса отсутствует запрос к вузам и НИИ на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т.д., что делает развитие инновационной деятельности невостребованной.
За анализируемый период в СКФО число инновационно-активных организаций немного сократилось, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Инновационная активность организаций СКФО, %
| Субъекты | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Откл. (+,-) 2013г. от 2010г. | 
| СКФО | 6,2 | 5,2 | 6,4 | 5,9 | -0,3 | 
| РД | 6,7 | 2,9 | 6,5 | 10,3 | 3,6 | 
| РИ | - | 5,9 | - | - | - | 
| КБР | 8,3 | 9,9 | 9,4 | 9,3 | 1 | 
| КЧР | 4,3 | 4,3 | 2,8 | 2,7 | -1,6 | 
| РСО-А | 7,7 | 5,4 | 4,5 | 5,3 | -2,4 | 
| ЧР | 0,8 | 0,8 | - | - | - | 
| СК | 7,2 | 5,8 | 8,8 | 8,1 | 0,9 | 
Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.
Затраты на технологические инновации в СКФО в 2013 году, составив свыше 5,5 млрд руб., уменьшились по сравнению с 2010 годом на 908 млн руб., а по сравнению с 2012 годом увеличились почти в два раза (табл. 3).
Таблица 3
Затраты на технологические инновации в СКФО, млн руб.
| Субъекты | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Откл. (+,-) 2013г. от 2010г. | 
| СКФО | 6504,8 | 2094,3 | 2898,5 | 5596,8 | -908 | 
| РД | 52,2 | 32,9 | 23,2 | 102,4 | 50,2 | 
| РИ | - | - | - | - | - | 
| КБР | 215,9 | 325,2 | 376,8 | 645,9 | 430 | 
| КЧР | 129,5 | 220,8 | 234,0 | 171,5 | 42 | 
| РСО-А | 86,5 | 118,3 | 90,6 | 136,9 | 50,4 | 
| ЧР | - | - | - | - | - | 
| СК | 6020,7 | 1397,1 | 2174,0 | 4540,0 | -1480,7 | 
Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.
В целом, инновационную сферу СКФО на сегодняшний день можно охарактеризовать отсутствием [6, С. 7-13]:
- экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры;
- механизмов трансфера знаний и новых технологий на рынки;
- капитализации научных результатов;
-недостаточной привлекательностью научных организаций и инновационно-активных предприятий как объектов инвестиций и кредитования;
- низкой инновационной активностью большинства предприятий реального сектора экономики;
- низким уровнем современных знаний специалистов в рамках применения механизмов реализации инновационной деятельности.
Здесь, как нам представляется, следует дополнить, что практически отсутствует действенный механизм коммерциализации научных разработок, готовых к внедрению и тиражированию.
Характерными проблемами инновационной инфраструктуры СКФО, по мнению специалистов, на сегодняшний день являются [1; 2; 7]:
- отсутствие для поддержки инноваций ключевых элементов инфраструктуры;
- не функционированность и не адаптированность к потребностям целевых групп действующей инфраструктуры поддержки инноваций;
- отсутствие интеграции между различными организациями, ориентированными на экономическое развитие округа;
- отсутствие специальных знаний и опыта в области продвижения научных разработок и трансфера технологий.
В инновационной сфере регионов СКФО немаловажное значение имеет координация усилий всех элементов инновационной инфраструктуры, что позволит выстроить целостную систему, которая обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие территорий макрорегиона, продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, осуществляя их коммерциализацию (рис. 1).
 
Рис. 1. Системный подход к экономическому развитию и формированию инновационной инфраструктуры
Скоординированные усилия элементов инновационной инфраструктуры в содействии коммерциализации результатов научных работ позволят выстроить высокоэффективную, восприимчивую к нововведениям экономику и, как следствие, перейти на инновационный путь развития [3, С.152-158].
Отметим, что оживлению инновационной активности (в первую очередь это переход от сырьевой и индустриальной экономики к инновационной) субъектов СКФО смогут поспособствовать следующие направления:
- широкое использование форм долевого участия в финансировании НИОКР (в т.ч. с привлечением иностранных инвесторов; развитие системы грантов, льгот и гарантий по кредитам, налоговых льгот и т.д.); совместное участие бизнеса и власти в инновационно-инвестиционной деятельности;
- увеличение финансовой помощи малому и среднему бизнесу на развитие его инновационного потенциала;
- расширение участия частного сектора в финансировании НИОКР, обеспечение тесной связи университетов и научно-исследовательских институтов с промышленными и коммерческими фирмами;
- совершенствование форм страхования инвестиций в сфере инноваций;
- совершенствование системы образования и подготовки кадров, готовых к нововведениям и способных реализовать задачи и принципы инновационной стратегии, т.е. развитие схем партнерства и кооперации между наукой и высшим образованием;
- предварительное комплексное изучение финансовых и рыночных перспектив научных разработок;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий;
- создание институтов новаторства и посредничества;
- создание инновационных центров: концентрация затрат на исследования и разработки в определенных отраслях промышленности; объединение территориально разбросанных компонентов в целях создания локальных и глобальных сетей научно-технического развития;
- организация мониторинга научно-исследовательской деятельности организаций;
- введение института независимой экспертизы проектов и их результатов;
- формирование адекватной системы оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого им научного результата; финансирование поездок ученых разработчиков и менеджеров за рубеж для ознакомления с уровнем развития технологий, установления деловых контактов;
- предоставление грантов на разработку инновационных технологий и программ, целевых субсидий, льгот и гарантий по кредитам, осуществление госзаказов и т.д.;
- развитие венчурного инвестирования путем устранения двойного налогообложения;
- стимулирование активности предпринимательского сектора в области научно-технической деятельности.
Учет и реализация приведенных направлений позволит нарастить инновационно-инвестиционный потенциал и экономическую деятельность, а также снизить степень дотационности региональных бюджетов субъектов СКФО, создать новые и поддержать существующие рабочие места и конкурентоспособные производства.
Заключение
Таким образом, в современных условиях экономического развития необходимо минимизировать проявления пространственной дезинтеграции на уровне субъектов РФ, поддержать местные преобразования, создать условия для максимального использования каждым субъектом РФ своего потенциала. Поступательное социально-экономическое и инновационное развитие региональных систем, в конечном счёте, будет способствовать формированию устойчивого роста основных макроэкономических показателей территориального развития.
Рецензенты:
Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала;
Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Кутаева Р.А. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СКФО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20245 (дата обращения: 31.10.2025).



