Актуальность исследования. Г.С. Туманян, заслуженный тренер и призёр чемпионатов СССР по самбо, сказал: достичь профессионального мастерства уровня экстра-класса и максимально раскрыть свои возможности может только тот, кто обладает высоким уровнем стрессоустойчивости. Успешный спортсмен обладает одновременно и технико-тактической подготовленностью, и необходимым уровнем психологической подготовленности, которая является ведущим фактором в достижении победы [8].
Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме человека в ходе спортивной деятельности, и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации [4].
Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры характеризуется осознанием ее влияния на духовную сферу человека [5].
Анализ специальной литературы не позволил найти специального отражения содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса по воспитанию социально значимых ценностей занимающихся на примере спортсменов-подводников. Формирование социально значимых ценностей личности средствами физической культуры должно идти, по мнению Л.И. Лубышевой и А.В. Еганова, по направлениям, включающим семь групп воспитательной работы [2;6]. Из семи групп воспитания, обозначенных уважаемыми специалистами, мы уделили внимание государственно-патриотическому, нравственному и социально-патриотическому. Учитывая вышесказанные научно-теоретические положения, а также развитие профессионально важных качеств и психолого-физиологических свойств [10], нами был организован процесс подготовки спортсменов-подводников.
Цель исследования. Разработать элементы концептуальных положений педагогической системы оборонно-физкультурного воспитания спорстсменов-подводников.
Гипотеза. Лекционное сопровождение (посредством спецкурса) тренировочного процесса спортсменов-подводников позволит выйти на более высокий качественный уровень физической, морально-волевой и нравственной подготовки молодёжи.
Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой:
Разработать методы и организацию исследования;
В опытно-экспериментальной работе обосновать эффективность спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1], детерминирующего повышение двигательной активности и усиливающего патриотическое воспитание спортсменов-подводников.
Объект исследования. Физическая, морально-волевая и нравственная подготовка спортсменов-подводников.
Предмет исследования. Сопряженная физическая и морально-волевая подготовка спортсменов-подводников.
Информационная база исследования основана на документах и материалах государственных органов, законодательных и нормативных актах Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития спорта высших достижений и массового спорта; нормативных документах, приказах и распоряжениях Российской Федераций по видам спорта, Министерства образования и науки Российской федерации, материалах и данных периодической печати, монографий и других научных изданий по теме исследования.
Эмпирическую базу работы составляют аналитические данные, опубликованные в научно-исследовательских изданиях, экспертные разработки российских и зарубежных специалистов в области физической подготовки спортсменов-подводников, собственные результаты исследования авторов.
Методология теоретических положений исследования базируется на интеграции философских, общенаучных, отраслевых и конкретно-исследовательских принципов, подходов и методов [7].
Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении проблем повышения качества физической подготовки спортсменов-подводников посредством выполнения физического упражнения, в разработке педагогической системы оборонно-физкультурного воспитания спортсменов-подводников, обеспечивающей патриотическое воспитание молодёжи и способствующей улучшению физической подготовки, в ее теоретическом обосновании и экспериментальной апробации. Предметом комплексного научного исследования стали:
Обоснование перспективных направлений повышения результативности использования физического упражнения в подготовке спортсменов-подводников;
Изучение связи между процессом выполнения физических упражнений и воспитанием (в том числе воли и сверхволи) спортсменов-подводников будущих защитников Отечества;
Разработка и теоретическое обоснование эффективности спецкурса как средства мотивации повышенной двигательной активности и патриотического воспитания спортсменов-подводников;
Внедрение в тренировочную практику специализированного лекционного курса, способствующего более качественному воспитанию защитников Отечества с помощью физического упражнения.
Результаты исследования и их обсуждение. В 2014–2015 учебном году на базе бассейна «Авангард» от МАУ ДОД «Спутник» в городе Красноярске Т.Г. Арутюняном был организован педагогический эксперимент, который проводился совместно с заслуженным тренером России П.А. Поповым (экспериментальная и контрольная группы). Для решения поставленной проблемы был организован тренировочно-воспитательный процесс с использованием разработанного спецкурса дополнительного образования «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1].
Исследование проводились с 1 декабря 2014 года по 1 июня 2015 года. Осуществлялся контроль физической и технической подготовленности испытуемых. В эксперименте приняло участие – 12 человек (4 девушки и 8 юношей) с одинаковой физической подготовленностью и одинаковым уровнем спортивного мастерства (классификации) – первый разряд по подводному спорту. Методом случайной выборки в контрольную группу было включено 6 (2 девушки и 4 юношей) и в экспериментальную 6 (2 девушки и 4 юношей) спортсменов.
Представители экспериментальной группы в течение данного периода получали дополнительное образование по вышеназванному спецкурсу. Основной эксперимент проводился в условиях тренировочного процесса, что позволило полностью контролировать уровень физического состояния спортсменов-подводников, рост их тренированности и восстановительные процессы. Благодаря тщательному анализу результатов проводимого педагогического эксперимента были конкретизированы методические подходы и внесены уточнения в ранее разработанный спецкурс.
Сопоставление велось по четырем дисциплинам: 50 м в/л; 100 м в/л; 200м в/л; 400м в/л. Для того чтобы различные события как можно меньше повлияли на результат, мы определили оптимальный срок эксперимента – шесть месяцев. Мы также воспользовались рекомендациями относительно организации процесса измерений факторов невалидности [2;3;7].
Тренировочные условия на протяжении эксперимента не менялись. Тестирование проводились на одном и том же контингенте, в одних и тех же спортивно-технических условиях. Испытуемые экспериментальной и контрольной групп равномерно посещали занятия. Спортсмены не знали о проводившемся эксперименте, проведение тестирования было объяснено требованиями управления спортивной школы для своей внутренней отчётности.
После проведения эксперимента процент прироста физической подготовленности в экспериментальной группе был выше и у юношей (по большинству показателей) и у девушек (по большинству показателей) (см. рис. 1 и рис. 2).
Рис. 1. Прирост физической подготовленности юношей
Рис. 2. Прирост физической подготовленности девушек
У юношей контрольной группы по двум видам было снижение процента. Процент прироста физической подготовленности рассматривался, в каждой группе, который вычислялся по формуле S.Brody W=
где – исходный показатель,
– конечный показатель, получаем процент прироста физической подготовленности за соответствующий период [9]. Кроме этого, два спортсмена (девушка и юноша) экспериментальной группы выполнили норматив Мастера спорта международного класса. Воспитанники экспериментальной группы – одна девушка тяжело болела февраль-март, в июне ей предстоит операция, другая девушка болела в марте три недели, а один юноша перенес операцию на плечо в апреле.
Из результатов тестирования после окончания педагогического эксперимента видно, что экспериментальная группа имеет лучшие показатели.
Выводы
1. Экспериментальная методика, включающая в себя спецкурс «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества», способствовала более качественному оборонно-физкультурному воспитанию защитников Отечества с помощью и на основе физического упражнения;
2. Для повышения результативности использования физического упражнения необходимо осознанное понимание спортсменами-подводниками необходимости его выполнения;
3. Экспериментально обосновано влияние спецкурса как средства воспитания (в том числе воли и сверхволи) будущего защитника Отечества;
4. Теоретически обоснован элемент системы, влияющей на воспитание (в том числе воли и сверхволи) будущего защитника Отечества, основным составляющим которой является физическое упражнение. Сравнение по четырем дисциплинам тестирования показало прирост физических качеств выше в экспериментальной группе;
5. Внедрение в практику специализированного лекционного курса способствовало более качественному воспитанию защитников Отечества с помощью физического упражнения.
Рецензенты:
Хазова С.А., д.п.н., профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета, г. Майкоп;
Сидоров Л.К., д.п.н., профессор, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Арутюнян Т.Г., Арутюнян Т.Г., Арутюнян Т.Г., Попов П.А. ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ СПОРТСМЕНА-ПОДВОДНИКА – ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ БАССЕЙНА «АВАНГАРД» КРАСНОЯРСКА) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19779 (дата обращения: 17.05.2025).