В последнее время вопрос открытости различных институтов и систем современного российского общества обсуждается достаточно активно. Одной из ведущих тенденций обеспечения устойчивого развития образовательной системы является применение принципа транспарентности.
Термин «прозрачность» – вариант перевода на русский язык широко используемого за рубежом (в праве и науке) понятия «transparency» («транспарентность») – буквально «ясно видимый, явный, легко понимаемый». Принцип транспарентности закреплен в качестве правовой нормы в законах многих зарубежных стран. Вместе с тем прозрачность – важнейший принцип современного бизнеса, соблюдение которого в деятельности компаний регулируется международными стандартами и договорами. Высокий уровень прозрачности означает, что предоставляемая (раскрываемая) информация способствует созданию четкого представления об истинном положении дел в образовательной организации [4].
В системе российского образования реализация принципа транспарентности, на наш взгляд, имеет двойственный характер. Противоречия проявляются в том, что, с одной стороны, российские образовательные организации традиционно сохраняют достаточную закрытость, с другой — законодательные требования, запросы общественности заставляют их все больше соответствовать этому принципу. Можно утверждать, что транспарентность российских образовательных организаций недостаточна, а механизмы создания, реализации и поддержки информационной открытости этих организаций разнородны и преимущественно находятся на низком уровне развития. Такое положение и определяет актуальность проведенного нами исследования.
Особенно важен данный вопрос в сфере российского высшего образования, где уже сейчас транспарентность во многом определяет не только качество и эффективность работы вуза, но и его выживаемость в условиях усиливающейся интернационализации образования. Именно учреждения высшего образования первыми почувствовали на себе достаточно жесткие требования, связанные с информационной открытостью своей деятельности перед государством и обществом. Эти требования, будучи достаточно легкими, слабо оформленными и практически необязательными еще чуть более десяти лет назад, в настоящее время существенным образом усиливаются, закрепляются законодательно и зачастую служат практически единственным ориентиром для оценки деятельности высшего учебного заведения с точки зрения различных контактных аудиторий [2].
Еще одним важным поводом к рассмотрению информационной открытости российских вузов стало стремление некоторых из них выйти в международные рейтинги мировых университетов. Кстати, это стремление официально и финансово поддерживается государственными органами власти и, в частности, Министерством образования и науки РФ. А реализация такой амбициозной задачи невозможна без существенного увеличения транспарентности высших учебных заведений.
Понятие транспарентности, изначально применяемое в сфере государственного управления, в настоящее время нашло свое применение в различных областях общественной жизни и экономики. В связи с этим сейчас все больше возрастают требования и к информационной открытости и прозрачности в системе образования. Здесь необходимо отметить тот факт, что большая часть транспарентности вуза в современном мире обеспечивается за счет Интернет-технологий и вообще присутствия образовательной организации в сети. И это совсем не случайно. Согласно представленному Д. Песковым – директором направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив – глобальному докладу о будущем образования: «В качестве основных предпосылок развития образования отмечается будущее тотальности интернета (мобильность и цифровизация)» [6].
Признавая тот факт, что принцип транспарентности образовательной организации может быть применен в достаточно широком смысле и иметь множество механизмов и форм его обеспечения, в данной статье мы хотим заострить внимание на реализации этого принципа через самый доступный на сегодняшний день источник информации – сайт вуза. В проведении исследования реализации принципа транспарентности акцент внимания авторов смещен в сторону образовательной деятельности высшего учебного заведения. При этом мы признаем, что иная информация, служащая раскрытию сведений об образовательной организации, не менее важна, но в рамках статьи она отходит на второй план.
Часть предлагаемых вашему вниманию исследований проводилась на базе вуза, где работают авторы статьи – ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет). В частности, здесь проводилась оценка наполняемости сайта Мининского университета, которая легла в основу выводов авторов о некоторых типичных недостатках и ошибках в работе с контентом сайтов вузов. Следует отметить, что в качестве объектов исследования были выбраны российские педагогические и зарубежные вузы (вузы, имеющие существенную долю студентов педагогического направления подготовки). Это обеспечивает относительную однородность выбранного образовательного пространства и соответствующих условий деятельности в нем. Думаем, что проведенное исследование и представленные здесь результаты, выводы и рекомендации помогут администрации вузов пересмотреть отношение к содержанию и наполнению сайтов, обеспечив тем самым повышение транспарентности образовательной организации и, в конечном счете, ее конкурентоспособности на глобальном рынке образовательных услуг.
В условиях повышения требований к информационной открытости при отсутствии готовых решений вузу важно иметь инструменты для публикации нужной информации и оперативной ее актуализации. В Мининском университете такие инструменты реализуются на базе платформы Moolde и Word pressсom. Актуальная информация о структуре университета, всех сотрудниках и необходимая информация о персональном составе педагогических работников (в том числе степень, звание, стаж, повышение квалификации) загружается на сайт через блогосферу (продукт на базе платфоры Word pressсom): личные страницы сотрудников, список преподавателей с выводом подробной информации, оргструктура, телефонные и другие справочники. Для хранения и отображения информации об образовательных программах разработаны информационные блоки, которые также используются для вывода информации о структуре приема в Мининском университете. Механизм личных кабинетов блогосферы и электронного обучающего модуля (Moodle) позволяет сотрудникам самостоятельно размещать и актуализировать динамично меняющуюся и дополнительную информацию о себе: контактные данные, автобиографию (портфолио), научные публикации, методические материалы и друге результаты своей деятельности. Личные кабинеты включают инструменты для самостоятельного размещения публикаций, файлов, ведения блогов и форумов, мгновенных сообщений и др. Самостоятельная публикация информации пользователями экономит ресурсы на сбор, обработку и размещение информации, повышает оперативность ее актуализации.
Эффективным механизмом стимулирования повышения открытости в рамках подотчетности является формирование рейтингов. Наиболее популярным рейтингом сайтов вузов является мировой рейтинг университетов Вебометрикс (Webometriсs), в котором ранжируются более 22 тыс. университетов. В 2014 г. в рейтинге были представлены 1197 сайтов российских вузов. В качестве примера приведем выдержку из мирового рейтинга университетов Вебометрикс (Webometriсs) для некоторых российских вузов и Мининского университета в частности (табл. 1). При публикации результатов указывается не только рейтинг вуза, но и его позиции по каждому индикатору. Такая прозрачность результатов позволяет вузам постоянно анализировать свои сильные и слабые стороны.
Анализ данных таблицы 1 демонстрирует, что позиции по индикаторам практически не связаны с результатами ранжирования вузов. Так, Мининский университет по индикаторным показателям опережает вузы-лидеры, однако низкое цитирование, недостаточное количество научных публикаций на сайте вуза и в базе Google Scholar не позволяют подняться выше в мировом рейтинге вузов.
Таблица 1
Место педагогических университетов в мировом рейтинге Вебометрикс (Webometriсs)
World Rank |
University |
Сountry |
Presenсe |
Impaсt |
Openness |
Exсellenсe |
3145 |
Tomsk State Pedagogical University / Томский государственный педагогический университет |
|
4830 |
7038 |
1346 |
2955 |
3448 |
Barnaul State Pedagogical University / Алтайская государственная педагогическая академия |
|
1594 |
4242 |
2129 |
5442 |
3666 |
Pedagogical University of Moscow City / Московский Городской Педагогический Университет |
|
3141 |
5075 |
1120 |
5442 |
3769 |
Moscow State Pedagogical University / Московский педагогический государственный университет |
|
4265 |
6471 |
3537 |
3439 |
3863 |
Russian State Pedagogical University AI Herzen (Gertsenovsky University) / Российский Государственный Педагогический Университет А И Герцена |
|
5368 |
3904 |
2225 |
5442 |
3874 |
Ural State Pedagogical University / Уральский государственный педагогический университет |
|
5136 |
6453 |
829 |
4831 |
4267 |
Volgograd State Pedagogical University / Волгоградский государственный социально-педагогический университет |
|
4110 |
6271 |
2349 |
4831 |
8816 |
Minin University (Volzhsky State Engineering and Pedagogiсal University) / Мининский университет |
|
7600 |
12124 |
3580 |
5442 |
Этот рейтинг замечателен тем, что позволяет оценить национальную систему высшего образования не только по лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее вузов. Это также мощный стимул для развития каждого университета, что видно при анализе результатов вузов из всех регионов России.
Анализируя рекомендации Вебометрикс [7] и авторов, работающих в данной проблематике [1, 3, 5, 6], можно выделить следующие основные пути повышения позиций сайта образовательной организации, которые вуз способен реализовать своими силами.
1. Публикация большого объема качественного контента в открытом доступе. Для этого авторами предлагается использовать распределенную систему авторинга.
2. Активная деятельность в социальных сетях. Рекомендуется ведение аккаунтов и групп вуза во всех популярных социальных сетях, активное привлечение и информационную поддержку членов этих групп. Необходимы инструменты для автоматизированной перепубликации новостей и блогов в социальные сети, что способствует быстрому наращиванию ссылочной массы.
3. Организация и проведение web-семинаров и web-конференций и публикация их на сайте в статичной информации с последующим уходом в архив.
4. Хостинг внешних ресурсов. Размещение на своем домене сайтов конференций, научных обществ, электронных журналов.
5. Обязательное добавление ссылок на статьи, размещенные в домене вуза, в библиографических ссылках, а также при каждом упоминании вуза в Интернет-изданиях.
Приведенные рекомендации позволяют повысить вебометрические показатели (в терминах Вебометрикс — это влияние, присутствие и открытость), рассмотрение наукометрических показателей выходит за рамки темы (проблемы) данной статьи.
При проведении сравнительного анализа транспарентности зарубежных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов (Лондонская школа экономики, Венская экономическая школа — факультет экономики и педагогики, Университет Падеборна), и российских педагогических вузов (Педагогический университет имени А.И. Герцена, Московский городской педагогический университет, Алтайская педагогическая академия, Томский государственный педагогический университет, Уральский педагогический университет, Мининский университет, Волгоградский социально-педагогический университет) (табл. 2) было выявлено следующее: зарубежные образовательные учреждения нацелены на открытый доступ к информации на своих сайтах, актуальность данных – текущий и предыдущий год.
Таблица 2
Контент-анализ транспарентности вузов (зарубежных и российских педагогических)*
Название образовательных учреждений |
Годо-вой отчет |
Финан-совый отчет |
Корпора-тивное управление |
Актуаль-ность данных |
Парт-нерство с бизнесом |
Инвести-ционные проекты |
Финанси-рование для студентов |
Роди-тели |
Гости |
Препо-даватели |
Будущие препо-даватели (аспи-ранты / докто-ранты) |
Сту-денты |
Выпуск-ники |
Муници-палитет |
СМИ |
Web materials |
Chat |
E-learning |
Абиту-риенты |
Зарубежных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лондонская школа экономики London School of Economics and Political Science |
+ |
+ |
- |
2014 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Венская экономическая школа факультет экономики и педагогики |
- |
+ |
+ |
2014-2015 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Университет Падеборна University of Paderborn |
- |
+ |
- |
2014-2015 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Российских |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагогический университет имени А.И.Герцена (СПб) |
+ |
+ |
+ |
2013-2015 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Московский городской педагогический университет |
+ |
+ |
+ |
2013-2014 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Московский педагогический университет (МПГУ) |
- |
- |
+ |
2014-2015 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Алтайская педагогическая академия |
+ |
+ |
+ |
2013-2014 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Томский государственный педагогический университет |
+ |
- |
+ |
2013-2014 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Уральский педагогический университет |
+ |
+ |
+ |
2013-2014 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Мининский университет |
+ |
+ |
+ |
2014-2015 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Волгоградский социально-педагогический университет |
+ |
+ |
+ |
2014-2015 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
*Исследование, проведенное авторами статьи
Все анализируемые образовательные учреждения активно взаимодействуют со СМИ, акцентируют внимание на партнерство с бизнесом, реже – с муниципалитетом. Рассматривая информационную открытость российских вузов, осуществляющих подготовку педагогов, можно выделить следующее. Актуальность информации всех вузов на сайте – 2015 г. и предыдущие 2 года. Почти все вузы размещают на сайте финансовую информацию и годовой отчет, но поиск этих данных затруднителен. В отличие от рассмотренных зарубежных образовательных учреждений все российские вузы имеют четкую организационную структуру, разработанный логотип и другие элементы фирменного стиля.
На сайтах рассмотренных российских педагогических вузов не размещается информация для родителей, однако большая часть информации во вкладках для абитуриентов будет интересна и родителям поступающих. Рассмотренные педагогические вузы больше используют другие формы «обратной связи», (нежели чат – это зарубежная практика) – отзывы в гостевой книге (Педагогический университет имени А.И. Герцена, Томский государственный педагогический университет), вопрос-ответ (Алтайская педагогическая академия), возможность задать вопрос с ответом на электронную почту (Уральский педагогический университет). Остальные вузы размещают контактные телефоны и адреса электронной почты.
Дистанционное обучение осуществляют такие вузы, как Московский педагогический университет, Уральский педагогический университет и Мининский университет. На сайте представлена тематика курсов, некоторые «презентационные» курсы выложены в открытом (гостевом) доступе. Мобильная версия сайта есть только у Педагогического университета имени А.И. Герцена, остальным вузам можно рекомендовать их разработку, так как большинство студентов активно используют мобильные устройства и планшеты при обучении и поиске информации в Интернете.
Таким образом, можно отметить, что рассмотренные зарубежные и российские педагогические образовательные учреждения нацелены на открытость своей информации, однако структура и наполнение информацией различна.
Рецензенты:
Маркова С.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;
Толстенева А.А., д.п.н., профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. ДИСКУРСИВНОЕ ПОЛЕ РОСТА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18864 (дата обращения: 17.05.2025).