В свете данных тенденций актуальна задача рассмотрения содержания и структуры правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации, ее основных признаков и компонентов.
Для определения рассматриваемого понятия необходимо обратиться к содержанию дефиниций «компетенция» и «компетентность». В психолого-педагогических исследованиях представлены различные подходы к рассмотрению данных категорий, которые имеют многоплановый характер и различное понимание со стороны научно-педагогического сообщества.
Так, А.В. Хуторской под компетентностью понимает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, рассматривающееся как уже состоявшееся личностное качество. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [7].
Обращаясь к рассматриваемым понятиям, И.Д. Чечель утверждает, что «компетенция - характеристика потенциального состояния личности, а компетентность - характеристика личности, проявляемая в реальной деятельности. Исходя из этого положения, можно видеть, что компетентность - это сложная интегральная характеристика, состоящая из комплекса компетенций, содержание которого определяется целями, задачами и характером деятельности» [8].
Многие исследователи также отмечают, что понятие «компетентность» имеет неразрывную связь с практической деятельностью и предполагает использование полученных знаний и умений в процессе жизнедеятельности и в профессиональной сфере.
Изучение научной литературы показывает, что различные аспекты содержания правовой компетентности уже были объектом внимания в психолого-педагогических исследованиях следующих ученых: О.М. Атласовой, Л.А. Высоцкого, Е.Б. Майоровой, М.В. Махровой, С.В. Мягковой, Н.Н. Сапрыкиной, С.В. Черниковой и других.
Анализ работ по проблеме показывает, что правовая компетентность представляется исследователями как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе и предупреждать и устранять противоправные проявления поведения [2].
Педагоги-практики, в частности Л.В. Высоцкий, обращаясь к понятию «правовая компетентность», определяют его как характеристику, отражающую уровень обладания компетенциями в правой сфере [1]. Необходимо отметить, что в их исследованиях правовая компетентность неразрывно связывается с качествами личности индивида и его способностью строить свою жизнедеятельность в рамках существующей правовой действительности.
Рассматривая содержание понятия «правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации», хотелось бы отметить, что она является составляющей частью управленческой компетентности, определяющей возможность принимать эффективные управленческие решения в пределах современного правового поля. Также согласно ч. 3 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководитель «является исполнительным органом образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации». Здесь же отметим, что он же и действует от имени образовательной организации как юридического лица.
Нормативный подход к определению правовой компетентности руководителя был дан в предыдущей редакции Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, где она характеризовалась как качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы [3].
В Проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации среди прочих компетенций руководителя выделены в том числе и правовые. Например, руководитель должен знать действующие законы Российской Федерации, Конституцию, подзаконные акты, правовые возможности доступа к образовательной деятельности, основные положения законодательных актов в сфере гражданского, налогового, экологического, хозяйственного права, основы законодательства о бухгалтерском учете и прочее. Среди умений руководителя в соответствующей сфере выделяют: ведение коллективных переговоров, правильность оформления финансовой и управленческой документации, решение трудовых конфликтных ситуаций и другое. Правовая компетентность в документе выступает одним из необходимых механизмов эффективного управления образовательной организацией.
В теоретическом плане осмысление понятия «правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации» является недостаточно проработанным, хотя следует отметить, что в последние годы именно этот вопрос актуализировался для управленцев в сфере образования, представителей органов государственной власти, ученых. Причинами подобного интереса служат изменения внутренней и внешней среды образовательной организации: динамично изменяющиеся нормативные акты, правовая грамотность потребителей образовательных услуг, взаимодействие с внешними агентами и контрольно-надзорными органами.
В работе Е.Б. Майоровой правовая компетентность руководителя образовательного учреждения представляется как его способность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в условиях финансово-экономической самостоятельности. Однако, на наш взгляд, во-первых, в современной школе финансово-экономическая самостоятельность руководителя является весьма условной (лучше ее обозначить как функционирование в условиях ограниченности финансовых ресурсов), во-вторых, такое содержание рассматриваемого понятия в большей степени отражает экономическую или финансово-экономическую компетентность и в меньшей степени относится к правовой. В целом правовая и экономическая компетентности являются взаимосвязанными, но не тождественными друг другу.
В исследовании Н.Н. Сапрыкиной, правовая компетентность руководителя образовательного учреждения определяется как интегральное свойство личности, позволяющее принимать участие в разработке решений или самостоятельно решать вопросы правоприменения на основе готовности к правовой деятельности, наличия правового мышления и способности к правовой деятельности [4]. Представленный подход в большей степени отражает сущность рассматриваемого явления.
В целом соглашаясь с ним, отметим, что под правовой компетентностью руководителя общеобразовательной организации нами понимается совокупность компетенций, необходимых для принятия эффективных управленческих решений в существующем правом поле, предполагающая высокий уровень информированности руководителя общеобразовательной организации в области нормативно-правового регулирования сферы образования и других смежных областей права, способности анализировать полученную информацию, возможности применять имеющиеся знания при реализации своих должностных обязанностей, осознание степени ответственности (материальной, дисциплинарной) в ситуациях нарушения законодательства.
Применение правовых знаний понимается как готовность и способность руководителя к правовой деятельности, что требует высокого уровня информированности и выражается в форме юридических знаний, которые требуют систематического обновления. Ответственность руководителя общеобразовательной организации закреплена в нормативно-правовых актах и заключается в правовых последствиях для правонарушителя.
Проведенный теоретический анализ позволяет выделить основные признаки правовой компетентности:
- коммуникативные умения и навыки, позволяющие эффективно выстраивать линию взаимодействия руководителя с заинтересованными субъектами;
- способность и готовность к принятию оперативных и эффективных решений правового характера;
- оперативность и мобильность правовых знаний, способность к их динамичному обновлению и применению в различных правовых ситуациях;
- наличие определенного отношения к праву, его оценка, правовая культура (знание норм права и уважительное отношение к правовым ценностям);
- способность к поиску, приобретению и усвоению правовых знаний.
Исходя из этого важно обратиться к структуре правовой компетентности, которая исследователям также представляется по-разному, но в целом имеет достаточное количество сходных характеристик.
В исследовании С.В. Мягковой структуру правовой компетентности составляют правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности [2]. Рассматриваемые компоненты в значительной степени отражают психологическую сущность правовой компетентности.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической, научно-методической и юридической литературы и с учетом изучения деятельности руководителя общеобразовательной организации можно предложить следующие компоненты правовой компетентности: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный. Дадим их краткую характеристику.
Когнитивный компонент неразрывно связан с познавательными процессами и представляется как знание нормативно-правовых актов, основных теорий права, дефинитивного аппарата, основных справочно-правовых систем, оценку правовых норм с точки зрения существующей правовой реальности. Также когнитивная составляющая предполагает постоянную работу по ее совершенствованию, то есть способность к поиску новых знаний и умений.
Мотивационный компонент относится к эмоционально-волевой сфере и отражает отношение руководителя общеобразовательной организации к действующему законодательству и другим правовым явлениям и его готовность действовать в соответствии с буквой закона. Таким образом, мотивационный компонент тесно связан с понятием «правосознание».
Деятельностный компонент подразумевает практический опыт самостоятельной деятельности, способность реализовать свою трудовую функцию в рамках правового поля и быть готовым к реализации профессиональной деятельности в условиях динамично развивающегося законодательства.
Рефлексивный компонент - характеризуется способностью адекватно оценивать уровень владения правовой компетентностью, прогнозировать условия ее совершенствования и поиска новых способов действий.
Необходимо отметить, что структура правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации состоит из сложной системы компонентов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. Учитывая реалии сегодняшнего дня, совершенно очевидно, что современному руководителю недостаточно только знаниевой основы правовой компетентности, недостаточно только одних умений применить эти знания. Современный руководитель должен быть готов к выполнению комплекса действий правового характера и владеть средствами деловой коммуникации при взаимодействии с заинтересованными субъектами (контрольно-надзорными органами, учредителем, родителями, обучающимися, педагогическими работниками).
Материалы анкетирования, проведенного с руководителями образовательных организаций в рамках курсов повышения квалификации «Менеджмент в образовании (в условиях введения ФГОС)» с целью выявления их отношения к правовой компетентности, показали, что большинство из них согласны с представленной нами структурой правовой компетентности, но по-разному подходят к оценке каждого из компонентов. Наибольшую значимость для указанного контингента представляет когнитивная составляющая, которая рассматривается как минимальная база знаний в правовой сфере, необходимая для решения профессиональных задач. Когнитивный компонент руководители общеобразовательных организаций неразрывно связывают с деятельностным, обеспечивающим способность применения теоретических знаний в практике, что является основой правовой компетентности руководителя школы.
Анкетирование позволило выявить профессиональные затруднения участников в сфере нормативно-правового регулирования. В целом все проблемные поля можно объединить в следующие группы: вопросы трудового, административного, гражданского, семейного законодательства; особенности правового статуса некоммерческих организаций и автономных учреждений; разъяснение, уточнение и конкретизация законодательства об образовании; разработка устава и локальных актов образовательной организации; нормативные основы реализации ФГОС.
Также со слушателями проводилось тестирование с целью выявления уровня усвоения знаний в области права. Тестовые материалы предусматривали четыре группы вопросов по отраслям права: образовательное, гражданское, трудовое, административное. Следует отметить, что задания были направлены на установление элементарных знаний руководителей образовательных организаций в области права, исключались открытые вопросы и вопросы на установление алгоритмических знаний. Полученные итоги в целом можно охарактеризовать как удовлетворительные, так как лучшие знания администраторы показали по категории вопросов, условно обозначенных как «Образовательное право», можно сделать вывод о том, что этой отраслью права они владеют наилучшим образом, что обусловлено спецификой деятельности образовательной организации. Более сложными для руководителей общеобразовательных организаций оказались вопросы, относящиеся к сфере регламентирования трудовых отношений, а также к отраслям административного и гражданского права.
Таким образом, рассмотрение содержания и структуры правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации имеет особую значимость в построении учебного процесса в системе повышения квалификации, что вытекает из важнейших изменений в образовательной политике государства, использования новых образовательных концепций, социально-экономической ситуации и прочего. Заданные условия ставят важнейшие задачи не только перед администратором школы и учредителями образовательных организаций, но и перед системой дополнительного профессионального образования, обеспечивая тем самым связь научных подходов с практикой. Именно от того, что вкладывается в содержание и структуру рассматриваемого явления, определяются механизмы формирования и развития правой компетентности, а значит и технологии работы над ней.
Рецензенты:
Комелина В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;
Шабалина О.Л., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и образовательных систем ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Макарова А.Б. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17718 (дата обращения: 17.05.2025).