Функциональное взаимодействие в производственно-транспортных системах подразумевает не только управление потоками в транспортной подсистеме, но и согласование ритмов работы транспорта и производства, а также производителей и получателей между собой.
Пусть транспортная сеть состоит из пунктов, соединенных направленными путями
. Пусть
- интервал оптимизации функционирования транспортной системы. Для каждого момента времени
на множестве
пунктов сети определена функция производства и потребления
(или
для k-го вида порожних вагонов). Если
, то пункт производства
называется источником (пунктом производства), если
, то пункт потребления
называется стоком (пунктом потребления) и если
, то пункт
называется перевалочным. Каждый путь
характеризуется пропускной способностью
и транспортным
запаздыванием . При
означает величину емкости склада пункта
.
Обозначим через объем поставок на пути
, выходящий в момент t из пункта
и приходящий в момент
в пункт
. Если путь
отсутствует или
, то полагаем
. Ясно, что все
. Поставка
означает запас пункта
в момент времени t. Поэтому
. Пусть
- расходы на перевозку единицы объема поставок из
в
. Тогда
- расходы на хранение единицы запаса. Для каждого пункта потребления
период, в течение которого отсутствуют поставки, равен
, где
. Будем предполагать, что в момент времени t = 0 существует запас
, который обеспечит потребление в период, когда невозможны поставки, т.е. справедливо:
.
Для решения этой задачи на базе динамической транспортной задачи [1,2] сформулирован метод динамического согласования производства и транспорта.
Введем корректирующие переменные в пунктах производства
, означающие уменьшение объема производства
и соответственно увеличение
на величину
с производственными расходами
. В качестве критерия оптимальности примем экономический критерий минимума транспортных расходов, расходов на хранение и затрат на перестройку производственных программ поставщиков:
где: - транспортные расходы,
- затраты на хранение запасов,
- затраты на корректировку программ производства,
при ограничениях, задаваемых:
а) уравнениями динамики изменения запасов у поставщика и динамики размещения производства:
б) уравнениями динамики изменения запасов у потребителей:
в) начальными и конечными условиями:
г) условиями неотрицательности переменных запасов, поставок и корректирующих переменных:
Отметим, что в МДС стоимостные параметры и параметры сети также могут изменяться внутри периода расчета.
Таким образом, при исчерпании адаптивных возможностей транспорта необходимо уменьшить рассогласование ритмов производства и потребления. Метод МДС позволяет рассчитать минимально необходимую корректировку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Козлов П.А., Миловидов С.П. Оптимизация структуры транспортных потоков в динамике при приоритете потребителей. М: - Экономика и математические методы, 1982, т.ХVIII, вып.3. - C. 521-531.
- 2. Козлов П.А. Информационные технологии на транспорте. Современный этап. Транспорт Российской Федерации, № 10, 2007, с. 38-41.
Библиографическая ссылка
Козлов П.А., Владимирская И.П. МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1394 (дата обращения: 01.07.2025).